СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Речевая готовность к школе

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный доклад познакомит преподавателей с некоторыми особенностями детей, идущих в школу.

Просмотр содержимого документа
«Речевая готовность к школе»

Речевая готовность к школе.


Быть готовым к школе – не значит 
уметь читать писать, считать. 
Быть готовым к школе – значит 
быть готовым всему этому научиться.

Готовность ребенка к школе в области умственного развития включает несколько взаимосвязанных сторон. Ребенку, поступающему в первый класс, необходим запас знаний об окружающем мире. Но важен не столько объем этих знаний, сколько их качество: насколько они правильны, четки, какова степень обобщенности сложившихся в дошкольном детстве представлений. На базе этих предпосылок в младшем школьном возрасте начинают формироваться новые, необходимые для обучения качества.

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти. Существенную роль играет психологическая готовность к обучению, т. е. Осознание им общественной значимости его новой деятельности.

Особые критерии готовности к школьному обучению предъявляются к усвоению ребенком родного языка как средства общения. Перечислим их.

  1. Сформированность звуковой стороны речи. Ребенок должен владеть правильным четким звукопроизношением звуков всех фонетических групп.

  2. Полная сформированность фонематических процессов, умение слышать и различать, дифференцировать фонемы (звуки) родного языка.

  3. Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи: умение выделять гласный начальный звук из слова, слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове. Дети должны знать и правильно употреблять термины “звук”, “слог”, “слово”, “Предложение”, звуки гласный, согласный, звонкий, глухой, твердый, мягкий. Оцениваются умение работать со схемой слова, разрезной азбукой, навыки послогового чтения.

  4. Умение пользоваться разными способами словообразования, правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением, умение образовывать слова в нужной форме, выделять звуковые и смысловые различия между словами: меховая, меховой; образовывать прилагательные от существительных.

  5. Сформированность грамматического строя речи: умение пользоваться развернутой фразовой речью, умение работать с предложением; правильно строить простые предложения, видеть связь слов в предложениях, распространять предложения второстепенными и однородными членами; работать с деформированным предложением, самостоятельно находить ошибки и устранять их. Владеть пересказом рассказа, сохраняя смысл и содержание. Составлять самостоятельно рассказ – описание.

На сегодняшний момент школа предъявляет высокие требования к будущим ученикам. Ребенок должен научиться слышать, из каких звуков состоят слова, которые он произносит. Он должен научиться проводить звуковой анализ слов, т. е. уметь назвать звуки, из которых состоит слово. Казалось бы, чего может быть проще? Но попробуйте, понаблюдайте за собой, как вы проводите звуковой анализ слова. Назовите по порядку все звуки в слове “КОТ”, вы скажете: [к], [о], [т]. скорее всего, вы представили себе слово написанным – и провели, на самом деле, не звуковой, а буквенный анализ. Если вы сомневаетесь предлагаю еще одно слово “ЮРА. Какой первый звук? Стоп! Звука [ю] нет в природе. Прислушайтесь: йу-ура, первый звук в этом слове – [й]. Вы видите, что даже взрослому, грамотному человеку не так – то просто произвести звуковой анализ слова. А каково же ребенку? Но, оказывается, в определенном возрасте ребенку чрезвычайно интересно заниматься самыми различными упражнениями именно со звуковой стороной слова. Мы незаметно вводим ребенка в увлекательнейший мир языка, открываем для него особую языковую действительность и таким образом приводим, незаметно для него, к чтению.

Семилетний ребенок иногда с трудом различает мягкие и твердые согласные звуки. Почему? Да потому, что он не в звуки вслушивается, а представляет себе буквы, которыми слово записано. Давайте попробуем сделать маленький опыт: назовите слова, которые начинаются с того же звука, что и слово “ЛИСА”. Вы не обратили внимание на то, что этот первый звук – мягкий согласный. Поэтому вы назвали и слово “лес” и слово “лампа”. Вы не вслушиваетесь в звуки, вы думаете о букве. Звуковую действительность вы подменили буквенной и поэтому совсем упустили из виду мягкость или твердость согласных звуков.

  • Звуки речи:

Гласные;

Согласные:

Звонкие [г],[з], [д],[в], [ж], [б], [н], [р], [м], [л]

Глухие [к], [с], [т], [ф], [ш], [п], [ц], [щ], [х], [ч]

Твердые [ц], [к], [н], [г], [ш], [з], [х], [ф], [в], [п], [р], [л], [д], [ж], [с], [м], [т], [б]

Мягкие [щ], [к’], [н’], [г’], [з’], [х’], [ф’], [в’], [п’], [р’], [л’], [д’], [с’], [м’], [т’], [б’]

  • Специальные упражнения

Найди картинку со звуком [л]



Определи место звука [ч] в слове


Обведи букву, которая есть в названии картинки



Нарисуй столько кружков, сколько звуков в слове



Составь схему слова



Назови картинки, в названии которых есть [ж]



Когда начинать готовить ребенка к школе? Как лучше это делать? Чему и как учить? Единого рецепта нет, да и быть не может: с одним нужно больше говорить, другого больше слушать, с третьим бегать и прыгать, а четвертого учить “по минуточкам” сидеть и внимательно работать. Одно ясно – готовить ребенка к школе нужно; и все, чему вы научите ребенка сейчас, а главное – чему он научится сам, поможет быть ему успешным в школе.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!