5
РЕЧЕВАЯ КАРТА (для школьников)
1. Фамилия, имя Л. Даниил
Возраст -18.12.2016г
Класс -2 «Б»
2. Дата поступления в логопедическую группу 15.09.2023г
3. Домашний адрес: ул. Мира д.55/3 кв. 37
4. Жалобы учителя или родителей –ЗРР + не успевает по основным предметам
( русский язык, математика, иностранный язык)
5. Сведения о родителях
Мать- Л. Марина Владимировна
Отец – Л. Юрий Николаевич
6. Анамнез
7. Слух- норма зрение ограничение поля зрения
Интеллект ниже возрастной нормы
8. Речевая среда и социальные условия: речевая среда и социальные условия проживания удовлетворительные
Обращались ли ранее к логопеду? обращались
Как долго длились занятия? 5 лет
Их результаты- динамика положительная
Как ребенок относится к речевому дефекту? Не обращает на дефект никакого внимания
9. Общее звучание речи:
Темп -ускоренный голос- иссякающий
Разборчивость- неразборчивый дыхание - поверхностное
10. Обследование артикуляционного аппарата:
подвижность языка - норма прикус - нарушен
строение неба – норма (N) зубов- нарушено
состояние подъязычной уздечки- N губы-N
11. Состояние общей моторики (координированность движения, состояние тонкой моторики, какой рукой предпочитает работать ребенок? координация движений нарушена, ходит на цыпочках, подпрыгивает иногда, иногда, при волнении, подергивает руками, ведущая рука -левая
12. Обследование понимания речи:
- выполнение инструкций – инструкции понимает
- понимание значения предлогов - значение предлогов понимает
- понимание числа – владеет, рода – понимает, падежа - определяет
13. Обследование связной речи.
13.1. Составление рассказа по картинке – рассказ по картинке составляет с помощью наводящих вопросов учителя - логопеда
13.2. Составление рассказа по серии картинок – рассказ по серии сюжетных картинок самостоятельно не составляет, только с помощью
14. Обследование фразовой речи
14. 1. Составление предложений из слов в разбивку (на, карандаш, лежит, столе) - предложения из слов в разбивку составляет самостоятельно
14. 2. Составление предложений по опорным словам (Солнце. Деревья. Птицы)_- простые предложения составляет (например: солнце светит)
14. 3. Вставить пропущенные предлоги:
Белка живет в дупле – без ошибок
Зайчик живет под елкой - без ошибок
Дятел стучит по дереву - без ошибок
15. Обследование грамматического строя речи.
Словоизменение.
15.1. Образование форм именительного и родительного падежа множественного числа существительных
мост –мосты – мостов, ведро – вёдры - вёдров
дом- домы – домов, птица – птицы - птицов
стол – столы – столов, ухо – уши - ухов
15.2. Согласование прилагательных с существительными
синий карандаш + согласовывает верно
красный флажок +
синяя машина +
синее платье +
красное солнышко +
15.3. Согласование существительных с числительными «2» и «5»
Стол_____________________2 стола 5 столов
ухо______________________2 уха 5 ухов
рука_____________________2 рука 5 рук
Словообразование.
15.4. Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных
Стол – столик, пчела +
Река – речка, окно +
Гриб + , стул +
15.5. Образование прилагательных от существительных
каша из риса - рисовая
сумка из кожи - кожаная
сок из клюквы -
стакан из стекла - стеклянный
16. Обследование словаря.
16.1. Назвать обобщающим словом
девочка, папа, мама, брат - семья
автобус, электричка, трамвай, самолет - транспорт
лето, осень, весна, зима – времена года
16.2. Назвать детенышей зверей и птиц
у слона - слоненок, у свиньи - поросенок
у утки – утенок, у белки - бельчонок
16.3. Назвать действия предметов
Тряпкой +
Пылесосом +
Ручкой +
Кисточкой +
16.4. Назвать предмет по описанию:
длинный хобот – слон, длинные уши -заяц
16.5. Подобрать определения к слову лиса – хитрая, плутовка, рыжая
Подобрать синонимы к словам:
Друг – приятель, грустный -
Сверкать -
16.7. Подобрать антонимы к словам:
Печаль – радость, зло - добро
Забыть - краснеть -
Высокий –низкий, храбрый - трусливый
впереди - сзади, низко - высоко
16.8. Подобрать родственные слова к словам:
Снег – снежок, дождь - дождик
Сад- садик
17. Обследование фонетической стороны речи.
С | ссссссс | 3 | З' | Ц | Ш | Ж | Ч | Щ | Л | Л' | Р | Р' | Г | К | X | Я | Ю | Е | Ё |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
18. Обследование фонематической стороны речи:
18.1. Фонематический слух:
С - З | С - Ш | Ш- Ж | Ж-З | Ш - Щ | Ц –С | Ц -ТЬ | Ч –С | Ч - Ц | Л-Р | звонкие -глухие | твердые мягкие |
+ | + | + | + | | | | | | + | | |
18.2. Повторение:
та-да-та + да-та-та +
ка-га-га + кот-год-кот +
том-дом-ком -
18.3. Произношение слов сложного состава:
Машинист + аквариум -
Милиционер - кораблекрушение -
18.4. Фонематический анализ:
- выделение звука на фоне слова: определить, есть ли звук «С» в словах:
дорога, сумка, лужа, маска, зайка, нос – звук [c] на фоне слов определяет
- определить первые и последние звуки в словах
лак + банка +
Пух + астра +
определить последовательность и количество звуков в словах:
мак + рама + стол +
- определить позицию звука «М» в словах:
Мыло + дом + лампа +
18.5. Фонематический синтез. Назвать слова:
д-о-м + к-о-ш-к-а +
у-т-к-а +
18.6. Фонематические представления. Назвать слова, в которых:
3 (дом, мак, кит) 4 (каша, стол)
5 - звуков
19. Состояние речезрительного анализатора.
Назвать буквы алфавита (печатные и рукописные):
буквы печатные и рукописные называют, но вместо буквы «ка» - говорит «кэ»; «эр» - «рэ»
Узнавание букв в усложненных условиях:
- рядом расположенные графически сходные: +
- правильное - неправильное написание букв: определяет
- наложенные: узнаёт
- недописанные: дописывает
- написанные пунктиром: :прописывает
конструирование и реконструирование букв: выполняет
20. Результаты обследования письменной речи.
Успеваемость по письму к моменту поступления в логопедическую группу: не успевал по русскому языку (был направлен на комиссию ПМПК)
Нарушение структуры слова:
замена | пропуск | наращение | Переста-новка | Недопи- сывание | Иск. слова | Слит. нап. слов | Разрыв слова |
ббукв | сслогов | букв | слог | ббукв | слог | букв | слог | букв | слог |
++ | -- | + | -- | -- | -- | -- | =+ | -- | -- | ++ | _ | ++ |
20.3. Нарушение структуры предложения:
Пропуск слов | Слитное написание предложений | Неправильное определение конца предложения | Аграмматизмы |
- | - | - | + |
20.4 Списывание: ошибок нет
20.5. Слуховой диктант связного текста: допускает ошибки смешанного характера
21. Результаты обследования чтения.
21.1. Успеваемость по чтению к моменту поступления в логопедическую группу оценка удовлетворительная
21.2 Техника чтения – читает цельными словами
21.3. Вид чтения:
побуквенное | послоговое | словесно-фразовое | угадывающее |
| | + | |
21.4. Ошибки: (ошибки характерные дефектному произношению)
замена | пропуски | наращение | перестановка |
букв | слогов | Букв | слогов | букв | слогов | букв | слогов |
+ | - | - | - | - | - | - | - |
21.5. Понимание прочитанного текста, пересказ: прочитанное понимает по наводящим вопросам, пересказывает с трудом, в форме вопрос - ответ
21.6. Ответы на вопросы по прочитанному: отвечает
21.7. Умение обобщать, делать выводы: самостоятельно обобщать и делать выводы не умеет
22. Психологическая характеристика ребенка – уровень психических процессов снижен, внимание неустойчивое, память кратковременная, с трудом запоминает изученный материал, требует внимание к себе со стороны педагога
23. Логопедическое заключение: нарушение чтения и письмa, обусловленное ОНР – III уровня речевого развития.
24. Рекомендации
1. Работать над звукопроизношением и фонематическим восприятием.
2. Обогащать словарный запас.
3. Развивать лексико-грамматический строй речи.
4. Учить навыкам связного высказывания
5. Корректировать чтение и письмо
25. Результаты коррекционной работы: динамика невысокая, идет коррекция