Дата обследования______________
Речевая карта
Ф.И.О. ребенка__________________________________________ дата рождения_________________
мать __________________________________________________________________________________
отец __________________________________________________________________________________
Раннее психомоторное развитие
Когда стал держать голову___________(с 2 мес.) сидеть_________(с 7 мес.) ходить_______(с1г.до1г3мес.)
Перенесённые заболевания
(тяжёлые соматические заболевания, инфекции, травмы, судороги при высокой температуре,
хронические заболевания)
__________________________________________________________________________________________
Раннее речевое развитие
Гуление______(2-3мес.) Лепет______(4-8 мес.) Первые слова _______(1г.)Первые фразы________(1,5-2г.)
Взаимоотношение со взрослым в процессе обследования
Легко вступает в контакт,
Инициативен, пассивен,
Общение неустойчивое,
Избирательное общение,
Избирательный негативизм
Ι. Исследование состояния моторной сферы
1. Состояние общей моторики А. Норма Б. Наблюдаются нарушения:
моторной памяти – произвольного торможения – статической координации движений – динамической координации движений – пространственной координации – темпа – чувства ритма – небольшой объем движений – движения вялые – движения неточные – движения лишены плавности – движения неловкие, неуклюжие – движения скованные – движения с напряжением
2. Состояние ручной моторики А. Норма Б. Наблюдаются нарушения:
статической координации движений – переключения – движения лишены плавности – движения неточные – движения скованные – движения с напряжением – движения вялые – темп нарушен – синкинезии – гиперкинезы – все движения не удаются – большинство движений не удается – некоторые движения не удаются
ΙΙ. Строение и подвижность органов артикуляции
1. Строение артикуляционного аппарата
А. Мимическая мускулатура в покое: носогубные складки выражены, сглажены; носогубные складки симметричны, асимметричны; рот открыт, рот закрыт; слюнотечение есть, нет; ассиметрия губ есть, нет; губы смыкаются плотно, свободно; гиперкинезы есть, нет
Б. Губы: естественной толщины, толстые, расщепление верхней губы, послеоперационные рубцы, загубные уздечки, укорочены короткая уздечка верхней
В. Зубы: ровные, здоровые, расположены вне челюстной дуги, мелкие, редкие, кривые, недоразвитые, кариозные, нормальной величины, диастемы
Прикус: физиологический, открытый передний, открытый боковой, односторонний, двухсторонний
Строение челюсти: прогения (смещение нижней челюсти вперед), прогнатия, норма
В. Твердое нёбо: куполообразное, чрезмерно узкое, высокое, плоское, низкое, расщелина твердого неба, расщепление альвеолярного отростка, субмукозная расщелина, норма
Г. Увуля: отсутствует, укорочена, расщеплена, свисает неподвижно по средней линии, отклоняется в сторону, норма
Д. Язык: толстый, вялый, напряженный, маленький, длинный, узкий, не выражены части языка, оттянут вглубь рта, вне ротовой полости, норма
Е. Подъязычная уздечка: короткая, эластичная, натянутая, приращенная, неэластичная, норма
2. Состояние артикуляционной моторики
Губы: А. Норма Б. Наблюдаются нарушения:
небольшой диапазон движений – небольшое напряжение – гипертонус –гипотонус – истощаемость движений – тремор – саливация – синкинезии – гиперкинезы – ассиметрия – активна только одна сторона губ – все движения не удаются – большинство движений не удается – некоторые движения не удаются
Челюсть
А.Норма
Б.Наблюдаются нарушения:
небольшой диапазон движений – синкинезии – тремор – все движения не удаются – большинство движений не удается – некоторые движения не удаются______________________________________
Язык
А.Норма
Б.Наблюдаются нарушения:
небольшой диапазон движений – синкинезии – движения неуклюжие – движения языка всей массой – не выражен кончик языка – движения замедленные – движения хаотичные – движения неточные – девиация – тремор – волны – подергивания – напряженность – вялость – истощаемость – посинение – все движения не удаются– большинство движений не удается – некоторые движения не удаются
Мягкое нёбо
А.Норма
Б.Наблюдаются нарушения:
объем движения ограничен – малая подвижность небной занавески – при проведении шпателем отсутствует рвотный рефлекс
Продолжительность и сила выдоха
А. Норма
Б. Наблюдаются нарушения: выдох слабый – выдох укорочен
Динамическая организация движений артикуляционного аппарат
А.Норма
Б.Наблюдаются нарушения:
замена движений – поиск артикуляции – «застревание» на одном движении – инертность движения – нарушение плавности
3.Состояние мимической мускулатуры
Мышцы лба: выполнение правильное; проба выполняется с содружественными движениями, небольшого объёма; движение не удается.
Мышцы глаз: выполнение правильное; движение не удается; появление синкинезий.
Мышцы щёк: выполнение правильное; движение выполняется с напряжением, не в полном объеме; изолированное надувание одной щеки не удается; поза не выполняется _________________________
Формирование мимических поз: правильное выполнение; мимическая картина нечеткая, движение выполняется с одной стороны; поза не создается.
ВЫВОДЫ: поражение черепно-мозговой иннервации отсутствует – отмечается поражение черепно-мозговой иннервации
ΙΙΙ.Исследование фонетической стороны речи
Состояние звукопроизношения
А.Норма
Б.Наблюдаются нарушения произношения:
свистящих______________________________________________________________________________
шипящих ______________________________________________________________________________
сонорных ______________________________________________________________________________
др. звуков ______________________________________________________________________________
смешение ______________________________________________________________________________
усредненность гласных – оглушение звонких согласных – озвончение глухих согласных – нарушение йотированных гласных – недостаток произношения мягких согласных – общая палатализация
ВЫВОД: мономорфное нарушение, полиморфное нарушение; антопофонический дефект (искажения), фонологический дефект (отсутствие звука – замена звука – смешение звуков)
ΙV. Произносительная сторона речи
А.Норма
Б. Наблюдаются нарушения _______________________________________________________________
Степень разборчивости речи: невнятная, малопонятна, несколько снижена, смазанная, не нарушена
V. Исследование звукослоговой структуры слов
А.Норма
Б.Наблюдаются нарушения:
сокращения слогов – опускание слогов – уподобление слогов – добавление звуков – добавление слогов – перестановка звуков и слогов
VI. Исследование состояния фонематического слуха
А.Норма
Б.Наблюдаются нарушения _______________________________________________________________
VII. Исследование звукового анализа
А.Норма
Б.Наблюдаются нарушения _______________________________________________________________
VIΙI. Исследование импрессивной речи
А.Норма
Б.Наблюдаются нарушения:
не показывает называемые предметы – не узнает предмет по описанию и картинкам – не понимает действия, изображенные на картинках – не понимает слова, обозначающие признаки – не понимает пространственные наречия – не выполняет 3 действия по одной просьбе – не выбирает из данных слов наиболее подходящие по смыслу – не исправляет семантическую ошибку в предложении – не правильно заканчивает предложение (не заканчивает) – не понимает сравнительные конструкции – не понимает инверсионные конструкции – не понимает падежные окончания существительных – не понимает формы ед. и мн. числа – не узнает предмет по описанию – не понимает связную речь – не понимает значение многозначных слов
IX. Исследование экспрессивной речи
Предметный словарь: относительно развит, ограничен, беден, неточность употребления слов, крайне беден
Времена года: называет по порядку, называет в беспорядке, называет не все, не называет
Названия профессий: называет, называет некоторые, называет почти все, не называет
Названия детенышей животных: называет, называет некоторые, называет почти все, не называет
Глагольный словарь: относительно развит, ограничен, беден, неточность употребления слов, крайне беден
Глаголы движения: называет, называет некоторые, называет почти все, не называет
Глаголы основных действий людей в быту: называет, называет некоторые, называет почти все, не называет
Глаголы, обозначающие крики животных: называет, называет некоторые, называет почти все, не называет
Глаголы, обозначающие действия людей разных профессий: называет, называет некоторые, называет почти все, не называет
Словарь прилагательных: относительно развит, ограничен, беден, неточность употребления слов, крайне беден
Прилагательные, обозначающие цвета: называет цвета и их оттенки, называет основные цвета, называет некоторые, не называет
Прилагательные, обозначающие форму предметов: называет, называет некоторые, называет почти все, не называет
Словарь антонимов: относительно развит, беден, антонимы в речи отсутствуют
Словарь синонимов: относительно развит, беден, синонимы в речи отсутствуют
X. Состояние грамматического строя речи
Словообразование
А.Норма
Б.Наблюдаются нарушения:
образования относительных прилагательных – образования притяжательных прилагательных – образования качественных прилагательных – образования существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом
Словоизменение
А.Норма
Б.Наблюдаются нарушения:
употребления существительных в форме мн. ч. им. пад. – употребления существительных в форме мн. ч. род. пад. – употребления предложно-падежных конструкций – согласования прил. с сущ. разного рода – употребления сущ. с числит. – употребления падежных форм сущ.
XI. Состояние связной речи
верное понимание смысла происходящего – неточное описание ситуации – правильное описание ситуации с буквальным пониманием смысла – искажение ситуации – текст содержит все основные смысловые звенья в правильной последовательности, между ними имеются связи – пропуск отдельных смысловых звеньев – отсутствие связующих звеньев – стереотипные повторы связующих элементов – фрагментарность текста – тенденция к перечислению – неоднократные необоснованные повторы слов и грамматических конструкций – необходимость наводящих вопросов – невозможность построения связного текста – текст оформлен грамматически правильно – нарушения порядка слов – единичные негрубые аграмматизмы – множественные аграмматизмы – адекватное использование вербальных средств – вербальные семантически близкие замены – далекие вербальные парафазии
XII. Состояние письменной речи
1. Чтение
Способ чтения: побуквенное, послоговое, целыми словами, группами слов
2. Письмо
Умение:_________ Нарушения: артикуляторно-акустические нарушения, акустические нарушения,
ошибки на почве нарушения языкового анализа и синтеза, аграмматические нарушения, оптические нарушения
Логопедическое заключение
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________