СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Речевая карта с подробными примерами особенностей речевого развития

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

!!!

Просмотр содержимого документа
«Речевая карта с подробными примерами особенностей речевого развития»

Дата обследования______________

Речевая карта

Ф.И.О. ребенка__________________________________________ дата рождения_________________

мать __________________________________________________________________________________

отец __________________________________________________________________________________

Раннее психомоторное развитие

Когда стал держать голову___________(с 2 мес.) сидеть_________(с 7 мес.) ходить_______(с1г.до1г3мес.)

Перенесённые заболевания

(тяжёлые соматические заболевания, инфекции, травмы, судороги при высокой температуре,

хронические заболевания)

__________________________________________________________________________________________

Раннее речевое развитие

Гуление______(2-3мес.) Лепет______(4-8 мес.) Первые слова _______(1г.)Первые фразы________(1,5-2г.)

Взаимоотношение со взрослым в процессе обследования

Легко вступает в контакт,

Инициативен, пассивен,

Общение неустойчивое,

Избирательное общение,

Избирательный негативизм

Ι. Исследование состояния моторной сферы

1. Состояние общей моторики А. Норма Б. Наблюдаются нарушения:

моторной памяти – произвольного торможения – статической координации движений – динамической координации движений – пространственной координации – темпа – чувства ритма – небольшой объем движений – движения вялые – движения неточные – движения лишены плавности – движения неловкие, неуклюжие – движения скованные – движения с напряжением

2. Состояние ручной моторики А. Норма Б. Наблюдаются нарушения:

статической координации движений – переключения – движения лишены плавности – движения неточные – движения скованные – движения с напряжением – движения вялые – темп нарушен – синкинезии – гиперкинезы – все движения не удаются – большинство движений не удается – некоторые движения не удаются

ΙΙ. Строение и подвижность органов артикуляции

1. Строение артикуляционного аппарата

А. Мимическая мускулатура в покое: носогубные складки выражены, сглажены; носогубные складки симметричны, асимметричны; рот открыт, рот закрыт; слюнотечение есть, нет; ассиметрия губ есть, нет; губы смыкаются плотно, свободно; гиперкинезы есть, нет

Б. Губы: естественной толщины, толстые, расщепление верхней губы, послеоперационные рубцы, загубные уздечки, укорочены короткая уздечка верхней

В. Зубы: ровные, здоровые, расположены вне челюстной дуги, мелкие, редкие, кривые, недоразвитые, кариозные, нормальной величины, диастемы

Прикус: физиологический, открытый передний, открытый боковой, односторонний, двухсторонний

Строение челюсти: прогения (смещение нижней челюсти вперед), прогнатия, норма

В. Твердое нёбо: куполообразное, чрезмерно узкое, высокое, плоское, низкое, расщелина твердого неба, расщепление альвеолярного отростка, субмукозная расщелина, норма

Г. Увуля: отсутствует, укорочена, расщеплена, свисает неподвижно по средней линии, отклоняется в сторону, норма

Д. Язык: толстый, вялый, напряженный, маленький, длинный, узкий, не выражены части языка, оттянут вглубь рта, вне ротовой полости, норма

Е. Подъязычная уздечка: короткая, эластичная, натянутая, приращенная, неэластичная, норма


2. Состояние артикуляционной моторики

Губы: А. Норма Б. Наблюдаются нарушения:

небольшой диапазон движений – небольшое напряжение – гипертонус –гипотонус – истощаемость движений – тремор – саливация – синкинезии – гиперкинезы – ассиметрия – активна только одна сторона губ – все движения не удаются – большинство движений не удается – некоторые движения не удаются


Челюсть

А.Норма

Б.Наблюдаются нарушения:

небольшой диапазон движений – синкинезии – тремор – все движения не удаются – большинство движений не удается – некоторые движения не удаются______________________________________



Язык

А.Норма

Б.Наблюдаются нарушения:


небольшой диапазон движений – синкинезии – движения неуклюжие – движения языка всей массой – не выражен кончик языка – движения замедленные – движения хаотичные – движения неточные – девиация – тремор – волны – подергивания – напряженность – вялость – истощаемость – посинение – все движения не удаются– большинство движений не удается – некоторые движения не удаются


Мягкое нёбо

А.Норма

Б.Наблюдаются нарушения:

объем движения ограничен – малая подвижность небной занавески – при проведении шпателем отсутствует рвотный рефлекс

Продолжительность и сила выдоха

А. Норма

Б. Наблюдаются нарушения: выдох слабый – выдох укорочен


Динамическая организация движений артикуляционного аппарат

А.Норма

Б.Наблюдаются нарушения:

замена движений – поиск артикуляции – «застревание» на одном движении – инертность движения – нарушение плавности

3.Состояние мимической мускулатуры

Мышцы лба: выполнение правильное; проба выполняется с содружественными движениями, небольшого объёма; движение не удается.

Мышцы глаз: выполнение правильное; движение не удается; появление синкинезий.

Мышцы щёк: выполнение правильное; движение выполняется с напряжением, не в полном объеме; изолированное надувание одной щеки не удается; поза не выполняется _________________________

Формирование мимических поз: правильное выполнение; мимическая картина нечеткая, движение выполняется с одной стороны; поза не создается.

ВЫВОДЫ: поражение черепно-мозговой иннервации отсутствует – отмечается поражение черепно-мозговой иннервации

ΙΙΙ.Исследование фонетической стороны речи

Состояние звукопроизношения

А.Норма

Б.Наблюдаются нарушения произношения:

свистящих______________________________________________________________________________

шипящих ______________________________________________________________________________

сонорных ______________________________________________________________________________

др. звуков ______________________________________________________________________________

смешение ______________________________________________________________________________

усредненность гласных – оглушение звонких согласных – озвончение глухих согласных – нарушение йотированных гласных – недостаток произношения мягких согласных – общая палатализация

ВЫВОД: мономорфное нарушение, полиморфное нарушение; антопофонический дефект (искажения), фонологический дефект (отсутствие звука – замена звука – смешение звуков)


ΙV. Произносительная сторона речи

А.Норма

Б. Наблюдаются нарушения _______________________________________________________________

Степень разборчивости речи: невнятная, малопонятна, несколько снижена, смазанная, не нарушена


V. Исследование звукослоговой структуры слов

А.Норма

Б.Наблюдаются нарушения:

сокращения слогов – опускание слогов – уподобление слогов – добавление звуков – добавление слогов – перестановка звуков и слогов


VI. Исследование состояния фонематического слуха

А.Норма

Б.Наблюдаются нарушения _______________________________________________________________


VII. Исследование звукового анализа

А.Норма

Б.Наблюдаются нарушения _______________________________________________________________



VIΙI. Исследование импрессивной речи

А.Норма

Б.Наблюдаются нарушения:

не показывает называемые предметы – не узнает предмет по описанию и картинкам – не понимает действия, изображенные на картинках – не понимает слова, обозначающие признаки – не понимает пространственные наречия – не выполняет 3 действия по одной просьбе – не выбирает из данных слов наиболее подходящие по смыслу – не исправляет семантическую ошибку в предложении – не правильно заканчивает предложение (не заканчивает) – не понимает сравнительные конструкции – не понимает инверсионные конструкции – не понимает падежные окончания существительных – не понимает формы ед. и мн. числа – не узнает предмет по описанию – не понимает связную речь – не понимает значение многозначных слов

IX. Исследование экспрессивной речи

Предметный словарь: относительно развит, ограничен, беден, неточность употребления слов, крайне беден

Времена года: называет по порядку, называет в беспорядке, называет не все, не называет

Названия профессий: называет, называет некоторые, называет почти все, не называет

Названия детенышей животных: называет, называет некоторые, называет почти все, не называет

Глагольный словарь: относительно развит, ограничен, беден, неточность употребления слов, крайне беден

Глаголы движения: называет, называет некоторые, называет почти все, не называет

Глаголы основных действий людей в быту: называет, называет некоторые, называет почти все, не называет

Глаголы, обозначающие крики животных: называет, называет некоторые, называет почти все, не называет

Глаголы, обозначающие действия людей разных профессий: называет, называет некоторые, называет почти все, не называет

Словарь прилагательных: относительно развит, ограничен, беден, неточность употребления слов, крайне беден

Прилагательные, обозначающие цвета: называет цвета и их оттенки, называет основные цвета, называет некоторые, не называет

Прилагательные, обозначающие форму предметов: называет, называет некоторые, называет почти все, не называет

Словарь антонимов: относительно развит, беден, антонимы в речи отсутствуют

Словарь синонимов: относительно развит, беден, синонимы в речи отсутствуют

X. Состояние грамматического строя речи

Словообразование

А.Норма

Б.Наблюдаются нарушения:

образования относительных прилагательных – образования притяжательных прилагательных – образования качественных прилагательных – образования существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом

Словоизменение

А.Норма

Б.Наблюдаются нарушения:

употребления существительных в форме мн. ч. им. пад. – употребления существительных в форме мн. ч. род. пад. – употребления предложно-падежных конструкций – согласования прил. с сущ. разного рода – употребления сущ. с числит. – употребления падежных форм сущ.

XI. Состояние связной речи

верное понимание смысла происходящего – неточное описание ситуации – правильное описание ситуации с буквальным пониманием смысла – искажение ситуации – текст содержит все основные смысловые звенья в правильной последовательности, между ними имеются связи – пропуск отдельных смысловых звеньев – отсутствие связующих звеньев – стереотипные повторы связующих элементов – фрагментарность текста – тенденция к перечислению – неоднократные необоснованные повторы слов и грамматических конструкций – необходимость наводящих вопросов – невозможность построения связного текста – текст оформлен грамматически правильно – нарушения порядка слов – единичные негрубые аграмматизмы – множественные аграмматизмы – адекватное использование вербальных средств – вербальные семантически близкие замены – далекие вербальные парафазии

XII. Состояние письменной речи

1. Чтение

Способ чтения: побуквенное, послоговое, целыми словами, группами слов


2. Письмо

Умение:_________ Нарушения: артикуляторно-акустические нарушения, акустические нарушения,

ошибки на почве нарушения языкового анализа и синтеза, аграмматические нарушения, оптические нарушения

Логопедическое заключение

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!