Имидж преподавателя. Речевая культура преподавателя.
Подготовила: Парменова Анастасия,
студентка группы 4 НК
Внимание к имиджу актуализировалось в последние годы в связи с обострившейся проблемой выбора, вставшей перед людьми, и конкуренцией на самых разнообразных рынках - потребительском, политическом и прочих. Целесообразный, адекватный имидж совершенно необходим для любого вида социальной деятельности, что подтверждает многолетняя практика.
По мнению А.А. Калюжного, имидж учителя - экспрессивно окрашенный стереотип ощущения образа педагога в представлении коллектива учащихся, коллег, социального окружения. При формировании имиджа преподавателя, существующие качества органически переплетаются с теми свойствами, которые приписываются окружающими людьми.
Имидж - образ, система внешних характеристик человека, которая создает или подчеркивает неповторимое своеобразие личности. И всегда отражает индивидуальность, являясь ее внешней, обращенной на других людей, стороной.
Функции имиджа учителя:
1. Профессиональная - обеспечение высокого качества обучения и воспитания;
2. Социальная - развитие творческой активности обучающихся, повышение статуса и престижа профессии учителя;
3. Духовно-нравственная - формирование личности обучающихся, проявляющееся в отношении к окружающим людям, к природе, также к предметному миру, к духовным ценностям, нравственных качеств учащихся (ненасилие, сотрудничество, честность, доброта, уважение к другим людям);
4. Визуальная - формирование внешнего впечатления, воспитывает культуру внешности.
Внешний вид учителя имеет довольно большое значение, так как его работа связана с большим количество людей, при этом их основная часть дети. В этом случае, классический, даже немного консервативный вид куда уместнее, чем ультрамодные наряды.
Для имиджа педагога важны деловые качества - профессиональная и социальная компетентность, пунктуальность, точность, деловитость.
Не менее важно щепетильное отношение к чужому времени. Уважение к чужому труду. Потребность к самообразованию: хронический интерес к научно-методическим новинкам.
В школе никак не обойтись без хороших манер в разговорах с учащимися, общении с коллегами, родителями школьников и в то же время - без знания делового этикета, соблюдения субординации.
Преподаватель может сам составлять индивидуальную программу по созданию своего имиджа. При всем этом существует определенная последовательность действий:
1. осознание необходимости целенаправленного формирования своего имиджа;
2. определение основной концепции (идеи) и формулирование цели построения имиджа;
3. самооценка, формулировка необходимых составляющих имиджа для выбранного образа;
4. определение основного адресата (аудитории) имиджа, основных социальных ролей;
5. выявление ограничений для построения своего имиджа, создание внутренней установки, помогающей созданию требуемого имиджа;
6. предварительное построение имиджа и его презентация ближайшему окружению или профессиональному сообществу;
7. анализ вероятности достижения поставленной цели, корректировка;
8. внедрение имиджа, проверка практикой общения;
9. дальнейшее совершенствование и развитие.
Одним из главных профессиональных инструментов педагогической деятельности является общение. Речевое общение педагога - это основное средство воспитания и развития всех школьников.
В современной школе различают три типа языковых культур учителей:
1) Носители элитарной речевой культуры.
2) Представители « среднелитературной » культуры.
3) Учителя с литературно-разговорным типом речевого поведения.
Профессия педагога - особенная. Учителя - это те люди, которые всегда на виду, рядом с ними всегда находятся родители, ученики, коллеги, поэтому имидж педагога - важная составляющая его профессии.