Цели и задачи:
Обуч:Познакомить детей с новой русской народной сказкой, вспомнить другие программные сказки, развивать навыки выразительного чтения.
Корр-разв:Развивать творческие способности учеников, корригировать устную речь посредством диалога. Коррекция вербальной, образной памяти, слухового восприятия, интонационной стороны устной речи, речевое дыхание.
Воспит: Воспитывать мотивацию к учению, любовь к чтению.
Тип урока: Обобщающий урок.
Оборудование: учебник, снежинки ,рисунки, ноутбук, аудиозапись сказки «Снегкурочка»
Ход урока:
Организация начала урока.
. Повернитесь и улыбнитесь соседу справа- поделитесь своей радостью от встречи с ним. Теперь
улыбнитесь другому – соседу слева. От наших улыбок в классе стало так уютно,
тепло и светло.
Артикуляционная гимнастика.
Вдох-выдох.
Надувание щёк.
Перекатывание шарика.
Часики.
Теплый - холодный ветер.
Задуть свечи.
Повторение пройденного.
Ребята, на прошлом уроке развития речи мы начали новую тему.
Какую?
- На доске рисунки. Посмотрите внимательно и найдите
лишнюю. (Всерисунки зимние, а один лето)
- Почему вы решили, что этот лишний? Докажите.
Беседа.
Какое время года сейчас настало?
А как мы узнаем, что пришла зима?
Назовите зимние месяцы?
Рассказывание ранее изученных стихов.
Первый снег.
Я. Аким
Утром кот
Принес на лапах
Первый снег!
Первый снег!
Он имеет вкус
И запах,
Первый снег!
Первый снег!
Он кружится,
Легкий,
Новый,
У ребят над головой,
Он успел платок пуховый
Расстелить
На мостовой,
Он белеет вдоль заборов,
Прикорнул на фонаре
Значит, скоро,
Очень скоро
Полетят салазки
С горок,
Значит, можно будет
Снова
Строить крепость
Во дворе!
Хорёк{.
Хорёк ходил на ёлку
К волкуу
Унёс хлопушку
Втихомолку.
Теперь хорёк
Своей хлопушкой
Зверей пугает
Словно пушкой.
{Снежинки.
У сестрёнки, у Маринки,
На ладошке 2 снежинки.
Всем хотела показать,
Глядь - снежинок не видать.
Кто же взял снежинки
У моей Маринки?
Снежный {кролик{.
Мы слепили снежный ком,
Ушки сделали потом,
И как раз
Вместо глаз
Угольки нашлись у нас
Кролик вышел как живой!
Он с хвостом и с головой!
За усы не тяни -
Из соломинок они!
Длинные, блестящие,
Точно настоящие!
}Зима.
Белый снег, пушистый,
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
И наутро снегом
Поле забелело,
Точно пеленою
Всё его одело.
Стали дни коротки,
Солнце светит мало,
Вот пришли морозы -
М. Родина
О. Высотская
И. Суриков
И зима настала.
Снежный дом}.
Ну-ка в руки снежный ком
Будем строить снежный дом
Мы польем его водой
Дом наш будет ледяной.
Ком за комом мы кладем
Вырастает снежный дом.
- А какие вы знаете зимние загадки?
Покружилась звездочка
В воздухе немножко,
Села и растаяла
На моей ладошке. (СНЕЖИНКА)
Я живу под самой крышей,
Даже страшно глянуть вниз
Я могла бы жить и выше,
Если б крыши там нашлись. (СОСУЛЬКА)
Невидимкой,осторожно
Он является ко мне,
И рисует, как художник,
Он узоры на окне. (МОРОЗ)
Все лето стояли,
Зимы ожидали.
Дождались поры,
Помчались с горы. (САНКИ)
5) На землю упало белое одеяло.
Лето пришло - одеяло всё сошло. (СНЕГ)
4. Постановка темы и цели урока.
А сейчас отгадайте мою загадку:
Мы весной ее не встретим,
Она и летом не придет.
Но зимою к нашим детям
Она приходит каждый год...
Ёлку пышную зажжет,
Ребятишек забавляя,
Встанет с нами в хоровод.
Дружно мы её встречаем,
Мы большие с ней друзья,
Но поить горячим чаем
Гостью эту нам нельзя.
Кто это? (СНЕГУРОЧКА)
Сегодня мы познакомимся с русской народно сказкой «Снегурочка.».
Ребята, что такое сказка?
(Это произведение волшебного характера с вымыслом)
(У неё нет автора, эта сказка передавалась из уст в уста, то есть
рассказывалась из поколения в поколение)
(Жили-были..., В тридевятом царстве..., Давным-давно...)
(Стали жить-поживать и добра наживать..., И я там был)
Какие бывают сказки?
(волшебные, бытовые и про животных)
Беседа по содержанию.
О ком эта сказка?
Как вы представили себе Снегурочку?
Посмотрите на рисунки, как художники её изображают, то в
роли девочки, то — девушки.
Прочтите отрывок из текста, как она выглядела?
«Сама она беленькая, точно снег, коса русая до пояса, только
румянца нет вовсе».
Словарная работа.
А теперь разберём трудные слова, которые встретились в
тексте.
На доске:
Смышленая (умная, сообразительная)
Спорится (всё быстро и хорошо умеет делать)
Не можется (болеет)
Град (ледяные горошины)
Запечалилась
Свечерело (потемнело)
Физминутка. (танцуют дети под музыку «Снегурочка»)
Выборочное чтение и разбор сказки.
Как жили старик со старухой?
Какое было у них горе?
Что они решили сделать?
Когда появилась Снегурочка?
Прочтите отрывок, как старики лепили дочку.
Что здесь сказочного?
Прочтите о том, как росла Снегурочка.
Какая была девочка? Выберите нужные слова на доске:
трудолюбивая
ласковая
ленивая
злая
весёлая
красивая
хмурая
Какое время года наступает за весной?
Почему Снегурочка стала грустить?
Чему Снегурочка обрадовалась?
Какое время пришло за весной?
Куда пошли дети?
Что она делала в лесу вместе с другими девушками?
Почему она растаяла?
Как вы относитесь к Снегурочке, к старикам?
Игра «Зимние слова».
Назовите зимние слова. А за правильный ответ, я буду вам давать
снежинку.
(Мороз, лёд, снежинка, снег, снежок, снеговик, Снегурочка, метель,
пурга, санки...)
Инсценировка сказки.
Слова Снегурочки:
Сколько лиц кругом знакомых,
Сколько здесь друзей моих,
Хорошо мне здесь, как дома,
Среди ёлочек седых.
(Дарит детям шоколад)
Итог урока.
С какой сказкой сегодня познакомились?
Что такое сказка?
Чему научила вас сказка?
Что мы еще делали на уроке?