____________________ И.Г. Самусева
«____»_________________2016г.
Рабочая программа по речевой практике предназначена для обучения учащихся 1 класса МБОУ Наро-Фоминской школы для обучающихся с ОВЗ.
Программа составлена с использованием материалов Федерального государственного образовательного стандарта, Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по речевой практике, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. №4/15).
Рабочая программа ориентирована на учебник: «Устная речь» для 1 класса специальной коррекционной школы 8 вида, автор С.В. Комарова. Москва, «Просвещение» 2014.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения речевой практики, которые определены Федеральным государственным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Срок реализации программы – 1год.
-одновременное развитие всех сторон (фонетической, лексической, грамматической) устной речи с целью обеспечения языковой базы для чёткого и полного освещения темы;
Соотнесение речи и изображения (выбор картинки, соответствующей слову, предложению).
Повторение и воспроизведение по подобию, по памяти отдельных слогов, слов, предложений.
Слушание небольших литературных произведений в изложении педагога и с аудио-носителей. Ответы на вопросы по прослушанному тексту, пересказ.
Общение на расстоянии. Кино, телевидение, радио».
Виртуальное общение. Общение в социальных сетях.
Влияние речи на мысли, чувства, поступки людей.
Формулы «Доброе утро», «Добрый день», «Добрый вечер», «Спокойной ночи». Неофициальные разговорные формулы «привет», «салют», «счастливо», «пока». Грубые (фамильярные) формулы «здорово», «бывай», «чао» и др. (в зависимости от условий школы). Недопустимость дублирования этикетных формул, использованных невоспитанными взрослыми. Развертывание формул с помощью обращений.
Формулы, сопровождающие ситуации приветствия и прощания «Как дела?», «Как живешь?», «До завтра», «Всего хорошего» и др. Просьбы при прощании «Приходи(те) еще», «Заходи(те», «Звони(те)».
Пожелания близким и малознакомым людям, сверстникам и старшим. Различия пожеланий в связи с разными праздниками. Формулы «Желаю тебе …», «Желаю Вам …», «Я хочу пожелать …». Неречевые средства: улыбка, взгляд, доброжелательность тона.
Поздравительные открытки.
Формулы, сопровождающие вручение подарка «Это Вам (тебе)», «Я хочу подарить тебе …» и др. Этикетные и эмоциональные реакции на поздравления и подарки.
Развертывание просьбы с помощью мотивировки. Формулы «Пожалуйста, …», «Можно …, пожалуйста!», «Разрешите….», «Можно мне …», «Можно я …».
Мотивировка отказа. Формулы «Извините, но …».
«Я и мои товарищи» (игры и общение со сверстниками, общение в школе, в секции, в творческой студии)
«Я за порогом дома» (покупка, поездка в транспорте, обращение за помощью (в т. ч. в экстренной ситуации), поведение в общественных местах (кино, кафе и др.)
Темы речевых ситуаций формулируются исходя из уровня развития коммуникативных и речевых умений обучающихся и социальной ситуации их жизни. Например, в рамках лексической темы «Я за порогом дома» для отработки этикетных форм знакомства на уроках могут быть организованы речевые ситуации «Давайте познакомимся!», «Знакомство во дворе», «Знакомство в гостях».
Выявление и расширение представлений по теме речевой ситуации.
Актуализация, уточнение и расширение словарного запаса о теме ситуации.
Составление предложений по теме ситуации, в т. ч. ответы на вопросы и формулирование вопросов учителю, одноклассникам.
Конструирование диалогов, участие в диалогах по теме ситуации.
Выбор атрибутов к ролевой игре по теме речевой ситуации. Уточнение ролей, сюжета игры, его вариативности.
Моделирование речевой ситуации.
Составление устного текста (диалогического или несложного монологического) по теме ситуации.
восприятие на слух сказок и рассказов; ответы на вопросы учителя по их содержанию с опорой на иллюстративный материал;
выразительное произнесение чистоговорок, коротких стихотворений с опорой на образец чтения учителя;
ответы на вопросы учителя по содержанию прослушанных и/или просмотренных радио- и телепередач.
понимание содержания небольших по объему сказок, рассказов и стихотворений; ответы на вопросы;
выбор правильных средств интонации с опорой на образец речи учителя и анализ речевой ситуации;
высказывание своих просьб и желаний; выполнение речевых действий (приветствия, прощания, извинения и т. п.), используя соответствующие этикетные слова и выражения;
участие в коллективном составлении рассказа или сказки по темам речевых ситуаций;
составление рассказов с опорой на картинный или картинно-символический план.
№ | Дата | Тема урока | Кол – во часов | Тип урока | Планируемые результаты | Учебные действия | Оборудование ЭОР | Система контроля |
план | факт | Предметные | Личностные |
1 | | | 1 сентября. Школа. | | Урок-экскурсия. | Формирование навы-ков связного высказы-вания. Формировать у учащихся умение от-вечать на вопросы учителя в процессе беседы. Знакомство учителя с учениками и друг с другом. | Проявлять инте-рес к новым знаниям. Знать правила поведения в школе. | Игра «Давайте познакомимся». Экскурсия по школе. | Мягкая игрушка. Альбо, цветные карандаши. Разрезной дид. материал. Дид. игра. Магнитофон. | Беседа. Опрос. Игра. |
2 | | | Ученик. | | Комбинированный. | Формирование на-чальных представле-ний о понятиях «уче-ник», «знание». Фор-мировать представле-ние об учебной дея-тельности и ее особенностях. | Знать правила поведения в школе. Развивать познавательный интерес. | Учить определять, что такое «можно» и что такое «нельзя» в школе. Песня «Учат в школе». Рассказ Леонида Каминского «Как Маша пошла в шко-лу». | Д.и. «Школьни-ки-дошкольни-ки». Альбом, цветные каран-даши. Разрезной дид. материал. Дид. игра. Магнитофон. | Беседа. Опрос. Игра. |
3 | | | Класс. | | Комбинированный. | Формировать навыки культуры поведения в школе (на уроке, на перемене). Развивать речь, мышление, во-ображение. | Уметь применять на практике пра-вила поведения. Воспитывать чув-ство товарищест-ва, взаимоуваже-ния, доброты. | Закрепить знания детей о правилах культурного поведения в школе. | Дид. разрезной материал. «Оп-редели, верно ли?» Сюжетные картинки по теме. Мультимедиа. | Беседа. Опрос. Игра. |
4 | | | Дежурство по классу. | | Комбинированный. | Закрепить среди уча-щихся понимание со-циальной роли дежур-ного по классу. Повысить ответствен-ность воспитанников за порядок в классе, наметить пути совер-шенствования орга-низации дежурства. | Воспитывать осознанное, от-ветственное от-ношение к поручению. | Загадка («Дежурный»). Сюжетные картинки по теме. Дид. игра «Четвертый лишний». | Цв. иллюстра-ции. Дид. игра . Мультимедиа. | Беседа. Опрос. Игра. |
5 | | | Урок и перемена | | Комбинированный. | Формировать навыки культуры поведения в школе (на уроке, на перемене). Развивать речь, мышление, во-ображение. | Уметь применять на практике пра-вила поведения. Воспитывать чувство товари-щества, взаимоу-важения,доброты. | Закрепить знания детей о правилах культурного пове-дения в школе. | Дид. разрезной материал. «Оп-редели, верно ли?» Сюжетные картинки по теме. Мультимедиа. | Беседа. Опрос. Игра. |
6 | | | Режим школьника. | | Комбинированный. | Сформировать у детей понятие о режиме дня, обеспечивающем здоровье человека. Развивать навыки ЗОЖ. | Проявлять инте-рес к новым зна-ниям. Формиро-вание эстетичес-ких потребнос-тей, ценностей и чувств, доброже-лательности и эмоционально-нравственной от-зывчивости, по-нимать и сопере-живать. | Ознакомить детей с понятием режим дня. Знать и соблю-дать режимные моменты. | Предметные картинки. Игра «Доскажи словечко» или «Хлопки». Мультимедиа. | Беседа-опрос. Игра. |
7 | | | Школьные принадлежности. | | Комбинированный. | Обогащение лекси-ческого запаса уча-щихся словами, назы-вающими школьные вещи, их основные признаки и действия с ними. | Знать название учебных предметов. Уметь правильно использовать их (по назначению). | Загадки на тему: «Школьные принадлежности» .Цв. иллюстрации по теме. Д.и. «Собери портфель». | Загадки. Дид. материал. Д.и. «Собери портфель». Мультимедиа. | Беседа. Опрос. Игра. |
8 | | | Бережное отношение к учебникам. | | Комбинированный. | Развивать фразовую и разговорно-диалоги-ческую речь. Учить детей беречь книги, научить делать за-кладки, уметь поль-зоваться ими. | Обогащать словарь новыми словами. Уметь применять на практике полученные знания. | Д.и. «Книжки гово-рят». Загадки на те-му: «Школьные принадлежности». Аккуратное обра-щение с учебника-ми.Научить пользо-ватся закладками. | Загадки. Дид. материал. Д.и. «Собери портфель». Мультимедиа. | Беседа. Опрос. Д.и. |
9 | | | Покупка школьных принадлежностей | | Урок - игра. | Формировать у детей представления о пра-вилах поведения в магазине. Учить пер-воклассников строить инициирующие и ответные реплики в диалоге с продавцом магазина. | Уметь ориенти-роваться в ассор-тименте магазина канцелярских товаров. | Использование слов: пожалуйста, спасибо.Разучива-ние чистоговорки «Расскажи мне про покупку». В ходе иг-ры познакомить школьников с основ-ными правилами поведения в мага-зине. | Загадки (школь-ные принадлеж-ности). Дид.игра «Чет-вертый лиш-ний». Сюжетно-ролевая игра «Магазин». | Беседа. Опрос. Игра |
10 | | | Правила поведения в магазине школьных принадлежностей. | | Комбинированный. | Правила поведения в магазине школьных принадлежностей. | Уметь делать по-купки. Обращать-ся за помощью к работнику мага-зина Уметь ис-пользовать на практике полу-ченные знания. | Учить обращаться за помощью к продав-цу (подскажите пожалуйста…) и принимать помощь (спасибо). | Загадки (школь-ные принадлеж-ности). Дид.игра «Чет-вертый лиш-ний». Сюжетно-ролевая игра «Магазин». | Беседа. Опрос. Игра. |
11 | | | Экскурсия в магазин школьных принад-лежностей | | Урок - экскурсия. | Учить первокласс-ников строить ини-циирующие и ответные реплики в диалоге с продавцом магазина. Основные правила поведения в магазине (обращаться к продавцу чётко, достаточно громко, доброжелательно смотреть на продавца, можно использовать указательный жест). | Уметь делать покупки. Обращаться за помощью к работнику магазина. | Учить обращаться за помощью к продав-цу (подскажите пожалуйста…) и принимать помощь (спасибо). | Экскурсия в ма-газин «Книги». | Беседа. Опрос. |
12 | | | Права и обязанности современного школьника. | | Комбинированный. | Познакомить перво-классников с правами и обязанностями де-тей. Развести понятия «права» и «обязаннос-ти», показать единст-во прав и обязаннос-тей. | Воспитывать ува-жение к высказы-ваниям одноклас-сников, их пра-вам. Знать, что такое права и обязанности. Уметь использо-вать на практике полученные зна-ния. | Пословицы, поговорки о семье. Игра «Четвертый лишний». Физ. мин.-пантамима «Помощники» (под музыку «Антошка»). | Дидактический материал. Цв. иллюстра-ции. Мультимедиа. Магнитофон. | Беседа. Опрос. Игра. |
13 | | | Знакомство во дворе. | | Урок-игра | Помочь учащимся перенести получен-ные знания о ситуа-ции «Знакомство» в новые условия. Правила поведения при знакомстве: ровеснику при знакомстве можно подавать руку и говорить «Привет!». | Понимание лич-ной ответствен-ности за свои по-ступки на основе представлений об этических нор-мах и правилах поведения в сов-ременном обще-стве, о правилах поведения при знакомстве. Уметь знакомить-ся с ровесниками. Общаться с деть-ми своего возра-ста. Учить выде-лять существен-ные, общие и от-личительные свойства предметов. | Использование в диалоге вопроси-тельных предложе-ний «Как тебя зо-вут?» «Хочешь с нами играть?» Рас-ширение представ-ления детей о пра-вилах поведения при знакомстве. | Сюжетные цв. иллюстрации. Игра «Доскажи словечко». Магнитофон. | Беседа. Опрос. Игра |
14 | | | Что такое вежливость. | | Комбинированный. | Формировать у детей нравственные пред-ставления о вежливос-ти. Развивать у детей желание быть вежли-выми и культурными. | Развитие логи-ческих операций: анализа и синтеза при обсуждении вопросов темы. | Игра Доскажи сло-вечко». Д.и. «Назови волшебые слова». Сценка «Буратино и Мальвина». Рассказ С.Михалкова «Зер-кало». Стихотворе-ние С.Маршака «Ежели вы вежли-вы». | Дид. материал. Д.игры.Сценка с использованием сказочных геро-ев. Магнитофон. Мультимедиа. | Беседа в игровой форме. |
15 | | | Я и мои товарищи | | Комбинированный. | Формирование у де-тей правильного отно-шения к окружающим людям. | Воспитывать чувства взаимо-помощи, товари-щества (коллек-тивизма), умения быть вниматель-ным к окружаю-щим людям, уме-ние думать о дру-гих. | Учить правильно и культурно общаться с людьми, уважать своего товарища. Побуждать перво-классников не толь-ко участвовать в иг-ровой ситуации в роли адресата реп-лик, но и иницииро-вать диалог. | Рассказ В.Осеевой «Ни за что и ни за это». Стихи А.Барто «Требуется друг», «Защитник». П.и. «Буратино». Мультимедиа. | Беседа. Игра. Опрос. |
16 | | | Что такое дружба. | | Комбинированный. | Содействовать фор-мированию добрых отношений между детьми в классе, раз-вивать стремление быть терпимым в об-ществе людей, воспи-тывать уважение к од-ноклассникам. | Воспитывать доброту, отзыв-чивость; разви-вать разговор-ную речь, умение выражать свои мысли связно, последовательно, полным предло-жением. | Понятия "дружба", "друг". "Правила дружбы". | Игровое упр. «Найди себе по-добного». Стих-е «Дружба». Пословицы. Мимическая гимнастика. Викторина «Кто с кем дружит?» Магнитофон. | Игра в форме беседы. |
17 | | | Мы идём во двор гулять. | | Урок-игра | Расширение пред-ставления детей о правилах поведения при знакомстве. Ис-пользование в диало-ге вопросительных предложений «Как тебя зовут?» «Хочешь с нами играть?» Рас-ширение представле-ния детей о правилах поведения при знакомстве. | Уметь правильно обращаться к незнакомому человеку. Приветствовать взрослых и ровесников. | Помочь учащимся перенести полученные знания о ситуации «Знакомство» в новые условия. Как познакомиться с ребятами. Конструирование реплик по теме. | Сюжетные цв. иллюстрации. Игра «Доскажи словечко». Мультимедиа (фрагтент из м|ф «Цветик…») | Беседа. Опрос. Игра. М|ф. |
18 | | | Составление рассказа "Мои друзья во дворе". | | Комбинированный. | Расширение пред-ставления детей о правилах поведения при знакомстве. Ис-пользование в диало-ге вопросительных предложений «Как тебя зовут?» «Хочешь с нами играть?» Рас-ширение представле-ния детей о правилах поведения при знакомстве. | Уметь грамотно строить речевое высказывание. Воспитывать доброту, отзыв-чивость; разви-вать разговорную речь, умение вы-ражать свои мыс-ли связно, после-довательно, пол-ным предложени-ем. | Игра «Скажи, кто это?». Составление текста по опорному плану. | Цветные сюжет-ные картинки. Мультимедиа. | Беседа. Опрос. Игра |
19 | | | Знакомство в гостях. | | Урок-игра | Расширить представ-ления учащихся о правилах поведения при знакомстве с ро-весниками и старши-ми. Познакомить с понятием «познако-мить кого-то с кем-то». Правильно вести себя при знакомстве со старшим по возра-сту гостем. | Знать правила культурного по-ведения в обще-стве. Уметь при-ветствовать лю-дей. Принимать гостей. Умение строить диалог между хозяином и гостями по предложенной схеме. | Составление выска-зывания из 4 пред-ложений на задан-ную тему по симво-лическо-му плану. Коллективное сос-тавление рассказа «Как я гостей встре-чал» по вопросам учителя. | Цветные сюжет-ные картинки. Сюжетно-ролевая игра «Кукла идет в гости». Магнитофон. | Беседа. Опрос. Игра. |
20 | | | Правила этикета. | | Комбинированный. | Сформировать умения выглядеть достойно и чувствовать себя уве-ренно в различных жизненных ситуациях в соответствии с нор-мами поведения. Раз-вивать коммуникатив-ные способности, умение анализиро-вать. | Уметь использовать на практике полученные знания. | Познакомить уча-щихся с элементар-ными нормами поведения в общест-ве. | Игра «Словарь вежливых слов». Инсценировка стих-я В.Ливши-ца «Неряха». . Стихотворение И.Горюновой «В транспорте». Мультимедиа. | Беседа. Опрос. Игра |
21 | | | Правила поведения в гостях. Приветствие гостей. | | Урок-игра | Знать правила куль-турного поведения в обществе. Уметь при-ветствовать людей. Расширить представ-ления учащихся о правилах поведения при знакомстве с ро-весниками и старши-ми. | Знать правила поведения в гостях. Уметь выполнять эти правила практически. | Правила этикета в гостях. Жесты приветствия и радушия. Приветственные фразы. | Цветные сюжет-ные картинки. Сюжетно-ролевая игра «Кукла встречает гостей». Магнитофон. | Беседа. Опрос. Игра. |
22 | | | "Волшебные слова". | | Комбинированный. | Сформировать в соз-нании детей понятие «вежливость». Формировать умение давать оценку поступ-кам, высказывать свое мнение по теме. | Развивать позна-вательный инте-рес; расширять кругозор уча-щихся;закреплять знания о вежли-вости; воспиты-вать культуру об-щения, приви-вать этические нормы поведе-ния. Уметь ис-пользовать на практике полу-ченные знания. | Игра «Угадай вежливое слово». Игра «Вежливые прятки». В.Осеева «Волшеб-ное слово». Стих-е И.Токмакова «Про Машу». | Фрагмент из фильма «Вол-шебное слово». Цв. сюжетные иллюстрации по теме. Мультимедиа. | Беседа. Опрос. Игра. |
23 | | | Составление рассказа «Как я ходил в гости». | | Комбинированный. | Знать правила куль-турного поведения в обществе. Уметь приветствовать лю-дей. Расширить представления учащихся о прави-лах поведения при знакомстве с ровес-никами и старши-ми. | Вести диалог на заданную тему. Знать правила поведения в гостях. Уметь выполнять эти правила практически | Составление рассказа по сюжетным картинкам « Как я ходил в гости». | Дид. материал. Дид. игра «Оде-нем куклу гу-лять». | Беседа. Опрос. Игра. |
24 | | | Я принимаю гостей. | | Комбинированный. | Знать правила куль-турного поведения в обществе. Уметь приветствовать лю-дей. Расширить представления учащихся о прави-лах поведения при знакомстве с ровес-никами и старши-ми. | Развивать по-знавательный интерес; расши-рять кругозор учащихся; за-креплять знания о вежливости; воспитывать культуру обще-ния, прививать этические нор-мы поведения. Уметь исполь-зовать на прак-тике получен-ные знания. | Правила приема гостей. Проигрывание раз-личных ситуаций встречи гостей. | Дид. материал. Дид. игра «Оде-нем куклу гу-лять». | Беседа. Опрос. Игра |
25 | | | Готовимся к праздни-ку «Новый год». | | Комбинированный. | Расширять знания де-тей в области ново-годнего праздника. Развивать речь, мыш-ление, сообразитель-ность, находчивость, внимание. | Знать когда от-мечается Новый год. Основные традиции Нового года. Уметь чи-тать стихи по теме Новый год. | Разучивание ново-годнего стихотво-рения по выбору учителя. Учить пер-воклассников отве-чать на вопросы в беседе и иницииро-вать общение. Сос-тавление диалогов по сюжетным кар-тинкам. Составле-ние письма Деду Морозу с опорой на условно- графичес-кие схемы предло-жений. Составление устного поздравле-ния с Новым годом. | Цв. иллюстра-ции по теме. Загадки. Игра «Да и нет», «Нарисуй снего-вика» (с завязан-ными глазами). Мультимедиа. | Беседа. Опрос. Игра. |
26 | | | Новогодние традиции. | | Комбинированный. | Расширять представ-ления учащихся о праздновании Нового года в России и дру-гих странах. Учить различать Деда Моро-за от Санта Клауса. | Расширять круго-зор учащихся. Познакомить с русскими тради-циями встречи Нового года. Соз-дать преднового-днее настроение. | Расширять знания детей в области новогоднего праздника. | Цв. иллюстра-ции по теме. Загадки. Игра «Доскажи словечко», «Най-ди отличия». Сказки «Мороз-ко», «Мороз Иванович». Мультимедиа. Магнитофон. | Беседа. Опрос. Игра. |
27 | | | Приглашение гостей на Новый год. | | Комбинированный. | Расширять кругозор учащихся. Познако-мить с русскими тра-дициями встречи Но-вого года. | Уметь практи-чески использо-вать правила этикета. | Правила приглаше-ния гостей на праздник. Оформле-ние открытки-приглашения. | Цв. иллюстра-ции по теме. Загадки. Игра «Доскажи словечко», «Най-ди отличия». Сказки «Мороз-ко», «Мороз Иванович». Мультимедиа. Магнитофон | Беседа. Опрос. Игра |
28 | | | Ёлочные игрушки. | | Комбинированный. | Формировать у детей интерес и любовь к русским народным традициям,к Родине знакомство с истори-ей появления елочных игрушек. Расширять знания детей в облас-ти новогоднего празд-ника. Виды ёлочных игрушек. Разнообра-зие ассортимента в магазине. Развивать мелкую моторику и координацию движе-ний. | Знать названия игрушек и уметь их выбирать. Виды ёлочных игрушек. Разно-образие ассорти-мента в магазине. | Загадки. Описательные рас-сказы «Елочные украшения». Выполнить групповую работу «Елочную игрушку-фонарик». | Цв. иллюстра-ции по теме. Игра «Нарисуй снеговика» (с за-вязанными гла-зами) ,«Доскажи словечко». | Беседа. Опрос. Игра |
29 | | | Украшаем ёлку. | | Комбинированный. | Расширять представ-ления учащихся о праздновании Нового года, о традициях встречи Нового года. Помочь каждому ребенку самовыра-зиться. Воспитывать самостоятельность , творческое отноше-ние к делу. | Учить наряжать елку. Создать предновогоднее настроение. | Виды ёлочных игрушек. Техника безопасности при использовании электрических гирлянд. | Цв. иллюстра-ции по теме. Нарядить в клас-се елочку. Игра «Опиши игруш-ку». Магнитофон. | Беседа. Опрос. Игра. |
30 | | | Новогодние поздравления. | | Комбинированный. | Учить первоклассни-ков строить реплики-поздравления, сопро-вождающие вручение подарков. Выражение вступать в контакт и работать в коллекти-ве (учитель - ученик, ученик - ученик, ученик - класс, учитель-класс). | Уметь практически использовать правила этикета. | Составление новогоднего поздравления. Моделирование возможных диалогов между героями картинки при преподнесении подарков. | Цв. иллюстра-ции по теме. Игра «Верю - не верю», «Найди отличия». Мультимедиа. | Беседа. Опрос. Игра. |
31 | | | Новый год в странах мира. | | Урок-игра | Расширять знания де-тей в области ново-годнего праздника. Познакомить с новогодними традицияи на Руси и в других странах. | Основные тради-ции Нового года в разных странах. Учить различать Деда мороза от Санта Клауса. | Что такое Новый год? Расширять зна-ния детей в области новогоднего празд-ника. | Цв. иллюстра-ции по теме. Загадки. Игра «Доскажи словечко», «Най-ди отличия». Сказки «Мороз-ко», «Мороз Иванович». Мультимедиа. Магнитофон. | Беседа. Опрос. Игра |
32 | | | Новый год. | | Урок-игра | Познакомить учащих-ся с историей возник-новения праздника; с национальными традициями встречи Нового года в разных странах; с именами Дедов Морозов в разных странах мира. | Прививать лю-бовь к родным традициям, ува-жение к традици-ям других народ-ностей; формиро-вать основы гражданской идентичности личности. | Празднование Нового года. Составление предложений по схеме и картинкам. | Цв. иллюстра-ции по теме. Игра «Доскажи словечко», «Верю-не верю». Магнитофон. | Беседа. Опрос. Игра. |
33 | | | Новогодние чудеса. | | Урок-игра | Умение участвовать в беседе, составлять предложения с опо-рой на картинку и графическую схему. Проигрывание возможных диалогов знакомства с Дедом Морозом. | Уметь отвечать на вопросы в беседе и инициировать общение. Исполь-зовать принятые ритуалы социаль-ного взаимодей-ствия с одноклас-сниками и учите-лем. | Рассказ по кругу: коллективное сос-тавление рассказа о новогоднем празд-нике с опорой на сюжетные картинки. | Цв. иллюстра-ции по теме. М/ф «Новогод-ние приключе-ния». Мультимедиа. | Беседа. Опрос. Игра. |
34 | | | Добрый Дедушка Мороз. | | Комбинированный. | Расширять знания де-тей в области ново-годнего праздника. Учить различать Деда Мороза от Санта Клауса. | Уметь составлять рассказ по опорному плану. | Составление рас-сказа о Деде Моро-зе. Учить первоклас-сников отвечать на вопросы в беседе и инициировать об-щение. Составление диалогов по сюжет-ным картинкам. | Цв. иллюстра-ции по теме. Игра «Да и нет». М/ф «Новогод-ние приключе-ния». Мультимедиа. | Беседа. Опрос. Игра. |
35 | | | Поздравления и подарки. | | Урок-игра | Расширять кругозор учащихся. Познако-мить с русскими тра-дициями встречи Но-вого года. Развивать речь, воображение, мышление. | Строить простые предложения и короткие расска-зы с опорой на символичес-кий план. | Приглашение гостей на новогодний пра-здник. Составление предложений о по-дарках, приготов-ленными детьми на Новый год родным и близким. Каким мо-жет быть новогод-ний подарок. | Дид. иллюстри-рованный мате-риал. Игра «Да и нет». М/ф «Новогод-ние приключе-ния». Мультимедиа. | Беседа. Опрос. Игра. |
36 | | | В Новом году я обещаю... | | Комбинированный. | Развивать любозна-тельность, воображе-ние, творческие спо-собности. | Уметь грамотно строить речевое высказывание. | Составление рас-сказа по опорному плану. Физ. мин. «Я Мо-роза не боюсь». | Цв. иллюстра-ции по теме. Физ. мин. «Я Мороза не боюсь». Трафареты «ело-чки», цв. каран-даши. | Беседа. Опрос. Игра. |
37 | | | Составление рассказа «Как я встретил Новый год». | | Комбинированный. | Помочь каждому уче-нику самовыразиться. Развивать воображе-ние, творческие способности. | Строить простые предложения и короткие расска-зы с опорой на символический план. | Составление рассказа по опорному плану. | Цв. иллюстра-ции по теме. К/ф «Новогод-ние приключе-ния Маши и Вити». | Беседа. Опрос. Игра |
38 | | | Зимняя погода. | | Комбинированный. Комбинированный. | Развивать умение наблюдать, устанав-ливать причинно-следственные связи в природе, логичес-кое мышление, па-мять, речь, вообра-жение;
| Развивать умение наблюдать, уста-навливать причи-нно-следствен-ные связи в при-роде, логическое мышление, па-мять, речь, вооб-ражение. | Знать особенности зимней погоды. Уметь ориентиро-ваться в выборе одежды в соответст-вии с погодой. | Дид. иллюстри-рованный мате-риал. Игра «Когда это бывает?» «Оденем куклу гулять». Мультимедиа. | Беседа. Опрос. Игра. |
39 | | | Зимняя одежда. | | Комбинированный. | Название предметов зимней одежды и обуви. Тренировочные упражнения в произнесении реплике интонацией просьбы. | Уметь строить высказывания содержащие просьбу. Использовать интонацию просьбы в связи с ситуацией. | Заучивание чистого-ворки «В шапке да шубке хорошо Ми-шутке». Проигры-вание ситуации «Кукла одевается на прогулку». Рассмат-ривание картинок и называние предме-тов зимней одежды и обуви. Описание зимней одежды де-тей по данному пла-ну. Построение предложения, выра-жающего просьбу подать тот или иной предмет одежды. | Дид. иллюстри-рованный мате-риал. Игра «Когда это бывает?» «Оденем куклу гулять». Мультимедиа. | Беседа. Опрос. Игра. |
40 | | | Зимняя обувь. | | Комбинированный. | Формирование навы-ков взаимопомощи. Расширить словарный запас школьников, обозначающие пред-меты, используемые при уходе за обувью и одеждой. Тренирово-чные упражнения в произнесении реплике интонацией просьбы. | Уметь ориенти-роваться в выбо-ре обуви в соответствии с погодой. | Отрывок из стих-я В. Маяковского «Что такое хорошо, что такое плохо?». Слу-шать и понимать речь других. Упот-ребление слов спа-сибо, пожалуйста. | Илл. сюжетные и предметные кар-тинки по теме «Зима». Игра «Оденем куклу гулять», «Четвертый лишний». | Беседа. Опрос. Игра. |
41 | | | Зимняя прогулка. | | Урок-игра | Обобщить знания де-тей о зиме. Актуали-зация словарного за-паса в игре « Кто зна-ет-пусть продолжа-ет». Моделирование возможных диалогов между детьми во вре-мя прогулки. Состав-ление рассказа « На прогулке» с опорой на картинку. | Уметь составлять рассказы из личного опыта. Вести диалог используя вежливые слова. | Заучивание чистого-ворки «В шапке да шубке хорошо Ми-шутке». Рассмат-ривание картинок и называние предме-тов зимней одежды и обуви. | Сюжетные кар-тинке по теме «Зима». Игра «Кто знает – пусть продол-жает», «Оденем куклу гулять», «Четвертый лишний». | Беседа. Опрос. Игра |
42 | | | Зимние виды спорта | | Комбинированный. | Обобщить знания детей о зиме; рас-сказать о зиме в за-нимательной форме. Развивать творческие способности учащих-ся; воспитывать чувства товарищест-ва, уважения друг к другу.
| Знать основные зимние виды спорта. Правила безопасного поведения при зимних видах спорта. | Зимние виды спорта. Спортивный инвентарь. | Сюжетные ил-люстрированные картинки. Д.и. «Признаки зи-мы». Игра «Художник» (с закрытыми глазами», «Четвертый лишний». Мультимедиа. | Беседа. Опрос. Игра. |
43 | | | Зимние развлечения | | Комбинированный. | Закреплять умение строить высказыва-ние-просьбу, в связи с ситуацией. Правила безопасного поведения при зимних развлечениях. | Уметь использо-вать на практике полученные знания. | Выбор предложе-ния,наиболее под-ходящего к картинке из двух-трех слов, произнесенных учителем (У Миши санки. У Маши санки.) Моделиро-вание возможных диалогов между ге-роями, изображён-ным и на картинке. Составление пред-ложений по схеме. Составление рас-сказа с опорой на картинный план. | Сюжетные ил-люстрированные картинки. Д.и. «Пизнаки зимы». Игра «Худож-ник» (с закры-тыми глазами», «Четвертый лишний». Физ. мин. «Катание на лыжах», «Игра в снежки». Мультимедиа. | Беседа. Опрос. Игра. |
44 | | | Составление рассказа "За что я люблю зиму". | | Комбинированный. | Уточнить знания де-тей о зимних природ-ных явлениях, взаи-мосвязи их с жизнью. Воспитывать умение внимательно слушать, не перебивая других. Развивать мышление, слуховое т зрительное внимание, связную речь и творческое воображение. | Учить детей строить предло-жения на задан-ную тему, отве-чать на вопросы полным предло-жением. | Слушание стихотво-рения А. Сурикова «Детство» (отры-вок). | Сюжетные ил-люстрированные картинки. Игра «Худож-ник» (с закры-тыми глазами», «Четвертый лишний», «Лес-ные жители». Физ. мин. «Ката-ние на лыжах», «Игра в снеж-ки». Мультимедиа | Беседа. Опрос. Игра |
45 | | | Игрушки. | | Урок-игра | Представление о назначении игрушек. Обобщающие слова, называющие группы игрушек: куклы, мягкие игрушки, машины. Конструирование возможных диалогов между продавцом и покупателями в магазине « Игрушек». | Знать, что такое игрушки. Какие бывают игрушки, для чего нужны игрушки. | Конструирование возможных диало-гов между продав-цом и покупателями в магазине «Игруш-ки» с опорой на со-держание картин-ки. Повторить ос-новные правила по-ведения в магазине в предложенных педагогом ситуаци-ях общения и сот-рудничества, опира-ясь на общие для всех простые прави-ла поведения, де-лать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как посту-пить . | Предметные картинки. Загадки на тему «Игрушки». Игра «Четвертый лишний». Ролевая игра «Магазин игру-шек». Мультимедиа. | Беседа. Опрос. Игра. |
46 | | | Игрушки народов мира. | | Комбинированный. | Развивать коммуника-тивные способности, умения правильного общения в коллекти-ве. Научиться состав-лять рассказ о первых спутниках в познании окружающего мира, о первых друзьях-игрушках; привитие чувства дружелюбия; развитие воображе-ния. | Знать основные виды и названия игрушек народов мира. Знать какие бывают игрушки, для чего нужны игрушки. | Описание игрушки по картинно- графи-ческому плану. Составление пред-ложений, как можно играть с этой игруш-кой. | Загадк на тему «Игрушки». Презентация «Игрушки мира». Игра «Хлопки» (хлопни, если услышишь на-звание игрушки), «Эта игрушка...» (назвать слово признак). Мультимедиа. | Беседа. Опрос. Игра |
47 | | | Я люблю свою игрушку. | | Комбинированный. | Обогащать лексичес-кий запас учащихся словами, называющи-ми игрушки, их ос-новные признаки и действия с ними. Дать возможность учащим-ся вспомнить о своей любимой игрушке; показать значение иг-рушки в жизни взрос-лого и ребенка; воспитывать умение общаться, быть иск-ренним и честным. | Знать какие бы-вают игрушки, для чего нужны игрушки. Уметь играть в игруш-ки. | Чтение учителем стих-я А. Барто «Я люблю свою лошад-ку». Диалог «Давай приберём игрушки». Составление пред-ложений, как можно играть с этой игруш-кой. | Загадк на тему «Игрушки». Стих-е О.Емель-яновой «Мага-зин игрушек». Игра «Хлопки» (хлопни, если услышишь на-звание игрушки), «Эта игрушка...» (назвать слово признак). Мультимедиа. | Беседа. Опрос. Игра. |
48 | | | Правила поведения в магазине игрушек. | | Комбинированный. | Правила поведения в магазине игрушек. Воспитание умения общаться, быть иск-ренним и честным, прививать бережное отношение к труду взрослых, к своим вещам. | Уметь ориенти-роваться в разно-образии ассор-тимента магази-на. Знать правила поведения в магазине. | Повторить основные правила поведения в магазине в пред-ложенных педаго-гом ситуациях, опи-раясь на общие для всех простые прави-ла поведения, де-лать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как посту-пить. | Предметные картинки. Описа-ние игрушки по картинно- графи-ческому плану. Игра «Назови ласково», «Чет-вертый лиш-ний», «Хлопки» (хлопни, если услышишь на-звание игрушки). Мультимедиа. | Беседа. Опрос. Игра |
49 | | | Магазин игрушек. Экскурсия. | | Урок-экскурсия. | Конструирование возможных диалогов между продавцом и покупателями в магазине « Игрушек». | Уметь применять полученные знания на практике при покупке игрушки. | Практическое занятие-экскурсия. | Экскурсия. | Беседа. Опрос. |
50 | | | Как вежливо просить о помощи. | | Комбинированный. | Формирование навы-ков взаимопомощи. Развивать коммуника-тивные способности, умение анализиро-вать. | Уметь грамотно строить речевое высказывание. | Построение вежли-вого высказывания о помощи. Составле-ние предложений по сюжетной картинке и схемам предложения. | Цв. сюжетные картинки по теме.Игра «Сло-варь вежливых слов», «Доскажи словечко». М\ф «Советы тетуш-ки Совы». Мультимедиа. | Беседа. Опрос. Игра |
51 | | | Домашние дела. | | Комбинированный. | Формировать понятия трудолюбие, ответст-венность, за поручен-ное дело, уважение к труду человека. Формирование навы-ков взаимопомощи. Учить первоклассни-ков строить реплику - предложение, альтер-нативные ответные реплики. Виды до-машних дел. Хозяйст-венный инвентарь. | Уметь применять полученные зна-ния на практике. | Загадки. Составле-ние предложений по сюжетной кар-тинке и схемам предложения. | Загадки. Предметные ил-люстрированные картинки. М\ф «Советы тетуш-ки Совы». Мультимедиа. | Беседа. Опрос. Игра. |
52 | | | Помощники. | | Урок-игра. | Формирование навы-ков взаимопомощи. Учить первоклассни-ков строить реплику - предложение, альтер-нативные ответные реплики. Расширить словарный запас школьников, обозна-чающие предметы быта. Воспитание тру-долюбия, желания приносить людям ра-дость и счастье своим трудом. Воспитание заботливости, настой-чивости в достижении цели, взаимопомощи, бережное отношение к вещам,аккуратность. | Уметь строить высказывание -просьбу и отве-чать на просьбу согласием или отказом. Воспита-ние трудолюбия, желания прино-сить людям ра-дость и счастье своим трудом. | Моделирование ди-алога между маль-чиком и девочкой, члена семьи, однок-лассника, друга си-туацией «Мамины помощники». Слу-шание стих-я А. Барто «Помощ-ница». Составление диалогов «Делаем уборку вместе» с опорой на сюжет-ные картинки и личный опыт детей. Рисование «живой» картины по стихот-ворению. Употребление слов спасибо, пожалуйс-та. | Дид. материал. Загадки. Стих-е А. Барто «Помощница». П.и. «Собери мусор». Мультимедиа. | Беседа. Опрос. Игра |
53 | | | Стихотворение А.Барто «Помощница». . | | Комбинированный. | Формировать навыки уборки дома; воспитывать уваже-ние к матери. Воспи- тание уважительного отношения ко всем членам семьи, осоз-нанного и добросо-вестного отношения к домашнему труду, к своим обязанностям. Создание эмоцио-нального настроя, атмосферы группово-го доверия, сплочен-ности детей. | Научить детей вести беседу, высказываться самим и слушать других. Создание эмоционального настроя, атмос-феры группового доверия, сплоче-нности детей | Разучивание стих-я А. Барто «Помощни-ца». Обратить внимание учащихся на значение интонационного выделения слов. Анализ ситуации по вопросам учителя. Рассматривание картинок. Составле-ние рассказа по картинке. | Дид. материал Игра «Доскажи словечко», «Собери мусор». Д.и. «Экологическое лото». Магнитофон. | Беседа. Опрос. Игра |
54. | | | Викторина "Помощники". | | Комбинированный. | Закрепить понятия трудолюбие, ответст-венность, за поручен-ное дело, уважение к труду человека. Уметь применять по-лученные знания на практике. | Воспитание тру-долюбия, жела-ния приносить людям радость и счастье своим трудом. Воспита-ние заботливос-ти, настойчивости в достижении це-ли, взаимопомо-щи, бережное от-ношение к ве-щам, аккурат-ности. | Обобщение изучен-ного материала. Анализ ситуации по вопросам учителя. Рассматривание картинок. Составле-ние рассказа по картинке. | Сюжетные ил-люстрировнные картинки. М\ф «Федорино горе». Мультимедиа. | Беседа. Опрос. Игра. |
55 | | | Рассказ « Как я помогаю дома». | | Комбинированный. | Формировать навыки уборки дома; воспитывать уваже-ние к матери. Воспи- тание уважительного отношения ко всем членам семьи, осоз-нанного и добросо-вестного отношения к домашнему труду, к своим обязанностям. Создание эмоцио-нального настроя, атмосферы группово-го доверия, сплочен-ности детей. | Уметь составлять рассказ. | Составление пред-ложений на тему «Что я умею делать дома?». Анализ ситу-ации по вопросам учителя. Рассматривание картинок. Составле-ние рассказа по картинке. | Сюжетные ил-люстрировнные картинки. М\ф «Федорино горе». Мультимедиа. | Беседа. Опрос. Игра |
56 | | | Колыбельные песни. | | Комбинированный. | Формировать у уч-ся умение давать словес-ные отчеты о выпол-няемом действии, поддерживать диалог. Активизировать в сло-варном запасе школь-ников выражения, традиционные в ситу-ации перед сном. | Знать текст колы-бельных песен. | Слушание «Сказки о глупом мышонке» С. Маршака. Составление диало-гов по прочитанной сказке. Составление предложений по серии сюжетных картинок. Короткий рассказ по образцу «Как я ложусь спать». | | Беседа. Опрос. Игра. |
57 | | | Перед сном. | | Комбинированный. | Составление диалога по картинкам, по данному образцу (подготовка ко сну) делать простейшие обобщения, сравни-вать, классифициро-вать на наглядном материале. Активизи-ровать в словарном запасе школьников выражения, традици-онные в ситуации пе-ред сном. | Учить первоклас-сников выбирать интонацию и си-лу голоса для по-желания перед сном. Слушание и пение колыбель-ных песенок. | Разучивание чисто-говорки «Та-та- та – наступила темнота. Ты-ты-ты – ты бо-ишься темноты?» Проигрывание эпизодов из сказки «Сказка о глупом мышонке» с привле-чением внимания учащихся к автор-ской лексике. Разу-чивание колыбель-ной песни. Устные отчеты о выполняемых действиях. Составление предложений по картинкам. | Плакаты о ЗОЖ. Сюжетные кар-тинки по теме. М\ф «Умка». Мультимедиа. Магнитофон. | Беседа. Опрос. Игра |
58 | | | Постельные принадлежности. | | Комбинированный. | Виды и назначение постельных принадлежностей. | Уметь применять полученные зна-ния на практике. | Знать виды и назна-чение постельных принадлежностей. | Плакаты о ЗОЖ. Сюжетные кар-тинки по теме. М\ф«Мойдодыр» Мультимедиа. Магнитофон. | Беседа. Опрос. Игра |
59 | | | Викторина "Сонное царство". | | Комбинированный. | Обобщение изучен-ного материала. | Уметь применять полученные зна-ния на практике. | Рассмотреть плака-ты о ЗОЖ. Правила личной гигиены пе-ред сном. Игра «С добрым утром» (по-следовательность картинок). | Плакаты о ЗОЖ. Сюжетные кар-тинки по теме. М\ф«Мойдодыр» Мультимедиа. Магнитофон. | Беседа. Опрос. Игра |
60 | | | Гигиена перед сном. | | Комбинированный. | Формирование пред-ставлений о возмож-ности саморегулиро-вания собственного здоровья.Правила личной гигиены перед сном. | Уметь применять полученные зна-ния на практике. | Загадки по теме. Рассмотреть плака-ты о ЗОЖ. Правила личной гигиены пе-ред сном. Игра «С добрым утром» (по-следовательность картинок). | Загадки. Плакаты о ЗОЖ. Сюжетные кар-тинки по теме. М\ф«Мойдодыр» Мультимедиа. Магнитофон. | Беседа. Опрос. Игра |
61 | | | Составление рассказа «Как я ложусь спать». | | Комбинированный. | Составление предложений на тему «Перед сном». Диалог общения ребёнка и мамы перед сном, в данной ситуации общение должно быть тихим, спокойным. | Уметь приме-нять полученные знания на прак-тике, составлять рассказ. | Загадки по тем. Рассмотреть плака-ты о ЗОЖ. Правила личной гигиены пе-ред сном. Игра «С добрым утром» (по-следовательность картинок). | Загадки. Плакаты о ЗОЖ. Сюжетные кар-тинки по теме. М\ф«Мойдодыр» Мультимедиа. Магнитофон. | Беседа. Опрос. Игра. |
62 | | | Утро вечера мудренее. | | Комбинированный. | Смысл пословицы. Дела, которые лучше выполнять днем. | Уметь применять полученные знания на практике. | Слушание интона-ции (весело, бодро – вяло, грустно; при-ветливо – непривет-ливо, хмуро). Сос-тавление диалогов на основе сюжет-ных картинок. Участие в беседе «Как начинается твоё утро». | Плакаты о ЗОЖ. Дид. материал. Картинки на тему «Как начинается твое утро?» Мультимедиа. | Беседа. Опрос. Игра. |
63 | | | Доброе утро! | | Урок-игра. | Актуализировать в словаре учащихся вы-ражения, традицион-но используемые как утренние приветст-вия. Учить выбирать интонацию и силу го-лоса для утреннего приветствия в зависи-мости от ситуации. Разучивание чистого-ворок. | Знать режим дня школьника. | Слушание и воспро-изведение чистого-ворок: «Вот проснулся пе-тушок, Встала курочка, Поднимай-ся, мой сынок, Встань, дочурка!» Составление диало-гов по заданной ситуации «С добрым утром!». Игра «Живые загад-ки». Составление пред-ложений по сюжет-ным картинкам. | М\ф «Доброе утро!» Цв. иллюстра-ции к потешке «Вот проснулся петушок…» Игра «Живые загадки». Мультимедиа. | Беседа. Опрос. Игра. |
64 | | | Режим дня школьника. | | Комбинированный. | Учить строить вопро-сительные предложе-ния, давать утверди-тельные и отрица-тельные ответы, раз-говаривать спокой-ным тоном. | Знать и соблю-дать режим дня. | Слушание стих-я С. Михалкова «Про Мимозу». Составле-ние диалогов с опо-рой на картинки, по заданной ситуации. Познакомить детей с режимом дня школьника, с после-довательностью событий дня. Пра-вильное расположе-ние картинок по по-рядку. Составление рассказа по картин-кам. | Сюжетные картинки по тем. Плакаты о ЗОЖ. Игра «Расставь по порядку». Мультимедиа. | Беседа. Опрос. Игра. |
65 | | | Приветствие друзей. | | Комбинированный. | Вывести законы друж-бы; развивать речь и логическое мышле-ние; воспитывать коллективизм и доброжелательность. | Произносить реп-лики с различной интонацией: спо-койно, тихо или быстро. | Сконцентрировать внимание детей на тех качествах харак-тера, которыми дол-жен обладать друг. Учить выбирать интонацию и силу голоса для утренне-го приветствия в за-висимости от ситуа-ции. | Предметные картинки. Загадки-кроссворд. Игра-кричалочка «Это я, это я, это все мои друзья!» Магнитофон. Мультимедиа. | Беседа. Опрос. Игра. |
66 | | | "Поделись улыбкою своей...". | | Комбинированный. | Формирование нрав-ственных качеств обу-чающихся: умение дружить, беречь дружбу, общаться в коллективе. | Развивать рече-вые умения. Воспитывать дружеские взаи-моотношения доброжелатель-ности, уважения друг к другу. | Песни Шаинского «Если с другом вышел в путь», «Улыбка». Учить детей видеть, понимать, оценивать чувства и поступки других, мотивировать, объяснять свои суждения. Развивать речевые умения. | Предметные картинки. Загадки-кроссворд. Игра-кричалочка «Это я, это я, это все мои друзья!» Магнитофон. Мультимедиа. | Беседа. Опрос. Игра. |
67 | | | Беседа «Как начина-ется твое утро». | | Комбинированный. | Составление коротких рассказов из личного опыта. Актуализировать в словаре учащихся вы-ражения, традицион-но используемые как утренние приветст-вия. Учить выбирать интонацию и силу го-лоса для утреннего приветствия в зависи-мости от ситуации. Разучивание чистого-ворок. | Уметь составлять короткий рассказ из личного опы-та. | Слушание и воспро-изведение чистого-ворок: «Вот проснулся пе-тушок, Встала курочка, Поднимай-ся, мой сынок, Встань, дочурка!» Составление диало-гов по заданной ситуации «С добрым утром!». Игра «Живые загад-ки». Составление пред-ложений по сюжет-ным картинкам. | Предметные картинки. Загадки-кроссворд. Игра-кричалочка «Это я, это я, это все мои друзья!» Мультимедиа. | Беседа. Опрос. Игра. |
68 | | | Повторительно-обобщающий урок. | | Комбинированный. | Обобщение и систематизация полученный знаний. | Уметь применять полученные зна-ния на практике. Уметь опериро-вать ими. | Песни Шаинского «Если с другом вышел в путь», «Улыбка». Учить детей видеть, понимать, оценивать чувства и поступки других, мотивировать, объяснять свои суждения. Развивать речевые умения. | Предметные картинки. Загадки-кроссворд на тему (ДРУЖБА). Мультимедиа. | Беседа. Опрос. Игра. |
1.Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
2.Учебник для специальной коррекционной школы 8 вида «Устная речь» для 1 класса С.В. Комарова. Москва, «Просвещение» 2014
3.Методика обучения русскому языку в коррекционной школе А.К.Аксёнова « ВЛАДОС» 1999
5.«Развитие фонематического слуха» Е.В.Колесникова Москва 1999.
6.Речевые пятиминутки автор Н.И.Гридчина. КАРО Санкт-Петербург 2005г
7.«Развитие речи» Т.И.Гризик, Л.Е.Тимощук. « Просвещение»2007
8.«Речевое развитие» Л.Д.Мали, О.С.Арямова, С.А.Климова. Н.С.Пескова. Пенза 1997.
9.Игры по обучению грамоте и чтению Н.Н.Максимук. Москва « ВАКО» 2007
__________________________ О.Б. Макарова