«Речевая разминка на уроке английского языка»
Основное назначение предмета «Иностранный язык» в школе – это формирование коммуникативной компетентности учащегося. К процессу обучения данному предмету необходим целостный подход. Важно организовать учебное сотрудничество детей, их совместную деятельность при решении учебных задач, а также необходимо организовать благоприятный образовательный климат, при котором способности учащихся раскроются наилучшим образом. Особый этап на уроке английского языка - это начало занятия, когда формируется заинтересованность обучающегося в изучении предмета. Чем более запоминающимся будет начало, тем более успешным будет все занятие. Именно с этой целью, в начале урока английского языка учитель, как правило, проводит речевую разминку (‘Warming-Up’). По мнению зарубежных методистов – это вид деятельности в начале урока, рассчитанный на 5-10 минут и преследующий две цели:
- помочь учащимся войти в языковую среду после того, как они приходят на урок английского языка после изучения других школьных предметов, настроиться на общение на английском языке;
- дать ученикам позитивный настрой на весь дальнейший урок.
При определении содержания и выборе форм речевой зарядки автору своего урока можно руководствоваться следующими правилами:
- Придумать такое начало урока, чтобы вызвать у учащихся желание говорить по-английски.
- Связать речевую зарядку с задачами урока.
- Помнить, что речевая зарядка, совершенно неподкрепленная последующим ходом урока, просто теряет смысл.
- Желательно подготовить несколько вариантов речевой зарядки. А избранный вариант будет зависеть от обстоятельств, с которыми столкнется учитель, входя в класс. Ученики могут быть усталыми, пассивными или, наоборот, излишне возбужденными.
Наряду с уже привычными видами речевых зарядок, таких как скороговорки, рифмовки, песни в обиход учителя английского языка прочно вошли многие другие виды речевых разминок.
Ниже приведены примеры игровых разминок и зарядок, которые можно эффективно использовать на уроках английского языка.
Odd one out - учитель раздает ученикам листочки, на которых напечатаны смысловые группы слов. В каждой группе есть слово, не связанное по смыслу с другими по разным причинам. Учащиеся должны найти это слово и аргументировать свой выбор.
Lip reading – учитель показывает ученика карточку с изображением предмета или надписью на русском языке. Учащийся – лидер, не произнося ни слова, изображает предмет и угадавший его, выходит вместо лидера. Данный вид речевой разминки особенно эффективен при повторении лексики предыдущего урока.
Ping – pong – учащиеся делятся на две команды и по очереди называют по буквам заданное слово. Участник, назвавший букву неверно, – выбывает, а побеждает та команда, в которой осталось больше участников. Данный вид речевой разминки также особенно эффективен при повторении пройденных лексических единиц.
Речевая разминка в начале урока иностранного языка заслуживает больше внимания, чем ей иногда уделяется. Этот этап задает тон всему уроку. Речевые разминки помогают положительно настроить учащихся к получению новых знаний, вызвать интерес к уроку и желание говорить на иностранном языке.