СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Речевое развитие детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДОУ"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Консультация- презентация по теме "Речевое развитие детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДОУ"

Просмотр содержимого документа
«"Речевое развитие детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДОУ"»

 Речевое развитие детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДОУ Подготовила: воспитатель Дружиненко К.Ю.

Речевое развитие детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДОУ

Подготовила:

воспитатель

Дружиненко К.Ю.

Целевые ориентиры: «Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности» (ФГОС ДО).

Целевые ориентиры:

«Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности»

(ФГОС ДО).

Речевое развитие  включает: владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.

Речевое развитие включает:

  • владение речью как средством общения и культуры;
  • обогащение активного словаря;
  • развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
  • развитие речевого творчества;
  • знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
  • формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте;
  • развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.
Основные составляющие  речевой развивающей среды  дошкольного образовательного учреждения: целенаправленная и систематическая работа над речевым развитием детей во всех видах детской деятельности; обеспечение развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ; правильная речь взрослых; участие родителей в речевом воспитании детей.

Основные составляющие речевой развивающей среды дошкольного образовательного учреждения:

  • целенаправленная и систематическая работа над речевым развитием детей во всех видах детской деятельности;
  • обеспечение развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ;
  • правильная речь взрослых;
  • участие родителей в речевом воспитании детей.
 Основные задачи работы  по развитию речи детей   1. Развитие словаря 2. Воспитание звуковой культуры речи 3. Формирование грамматического строя 4. Развитие связной речи 5. Формирование элементарного осознания явлений языка и речи 6. Воспитание любви и интереса к художественному слову .

Основные задачи работы по развитию речи детей

1. Развитие словаря

2. Воспитание звуковой культуры речи

3. Формирование грамматического строя

4. Развитие связной речи

5. Формирование элементарного осознания явлений языка и речи

6. Воспитание любви и интереса к художественному слову .

Методы и приемы речевого развития дошкольников Чтение произведений Вопросы к детям по содержанию произведений Пересказ произведения Заучивание наизусть Выразительное чтение Беседа по произведению Прослушивание аудиозаписи Чтение произведений Вопросы к детям по содержанию произведений Пересказ произведения Заучивание наизусть Выразительное чтение Беседа по произведению Прослушивание аудиозаписи Элементы инсценировки Игры- драматизации Дидактические игры Театрализованные игры Использование разных видов театров Игровая деятельность Элементы инсценировки Игры- драматизации Дидактические игры Театрализованные игры Использование разных видов театров Игровая деятельность Показ иллюстраций, картинок, игрушек Элементы инсценировки Движения пальцами, руками Схемы Алгоритмы Просмотр мультфильмов, видеокниг Оформление книжной выставки Показ иллюстраций, картинок, игрушек Элементы инсценировки Движения пальцами, руками Схемы Алгоритмы Просмотр мультфильмов, видеокниг Оформление книжной выставки Словесный Практический Наглядный

Методы и приемы

речевого развития дошкольников

  • Чтение произведений Вопросы к детям по содержанию произведений Пересказ произведения Заучивание наизусть Выразительное чтение Беседа по произведению Прослушивание аудиозаписи
  • Чтение произведений
  • Вопросы к детям по содержанию произведений
  • Пересказ произведения
  • Заучивание наизусть
  • Выразительное чтение
  • Беседа по произведению
  • Прослушивание аудиозаписи
  • Элементы инсценировки Игры- драматизации Дидактические игры Театрализованные игры Использование разных видов театров Игровая деятельность
  • Элементы инсценировки
  • Игры- драматизации
  • Дидактические игры
  • Театрализованные игры
  • Использование разных видов театров
  • Игровая деятельность
  • Показ иллюстраций, картинок, игрушек Элементы инсценировки Движения пальцами, руками Схемы Алгоритмы Просмотр мультфильмов, видеокниг Оформление книжной выставки
  • Показ иллюстраций, картинок, игрушек
  • Элементы инсценировки
  • Движения пальцами, руками
  • Схемы
  • Алгоритмы
  • Просмотр мультфильмов, видеокниг
  • Оформление книжной выставки

Словесный

Практический

Наглядный

Речевые игры для детей младшего и среднего дошкольного возраста в основном направлены на развитие речи, уточнение и закрепление словаря, воспитание правильного звукопроизношения, умение считать, ориентироваться в пространстве. Играя со словом, дети учатся понимать родной язык, осваивают разговорную речь.

Речевые игры для детей младшего и среднего дошкольного возраста в основном направлены на развитие речи, уточнение и закрепление словаря, воспитание правильного звукопроизношения, умение считать, ориентироваться в пространстве.

Играя со словом, дети учатся понимать родной язык, осваивают разговорную речь.

Речевые игры и упражнения с детьми раннего возраста Игры для уточнения и закрепления правильного произношения звуков  «Покажи, как плачет Ляля», «Самолёт», «Лошадка», «У Ляли болят зубки» и др.  Используйтся звукоподражания:  мышка пищит - пи-пи-пи;  машина гудит - би-би-би;  лягушка квакает - ква-ква-ква;  молоток стучит - тук-тук-тук;  дудка дудит - ду-ду-ду;  покатаемся на лошадке - но-но-но;  малыш смеётся - ха-ха-ха;  звонок звенит - динь-динь.

Речевые игры и упражнения с детьми раннего возраста

Игры для уточнения и закрепления правильного произношения звуков «Покажи, как плачет Ляля», «Самолёт», «Лошадка», «У Ляли болят зубки» и др. Используйтся звукоподражания: мышка пищит - пи-пи-пи; машина гудит - би-би-би; лягушка квакает - ква-ква-ква; молоток стучит - тук-тук-тук; дудка дудит - ду-ду-ду; покатаемся на лошадке - но-но-но; малыш смеётся - ха-ха-ха; звонок звенит - динь-динь.

Речевые игры для детей младшего возраста «Один – много»  один листочек – много листочков

Речевые игры для детей младшего возраста

«Один – много»

один листочек – много листочков

«Назови ласково»  гриб – грибочек  ягода - ягодка

«Назови ласково»

гриб – грибочек ягода - ягодка

«Кто дольше?»  В этой игре очень простые правила. Например, кто дольше протянет звук «а», «у» или любой другой гласный. Тянуть можно и некоторые согласные. Все дети любят играть в эту игру.

«Кто дольше?» В этой игре очень простые правила. Например, кто дольше протянет звук «а», «у» или любой другой гласный. Тянуть можно и некоторые согласные. Все дети любят играть в эту игру.

«На птичьем дворе»  Вспомните, как кричат гуси, куры, утки и т. д.  Наши уточки с утра – «кря – кря – кря»!  Наши гуси у пруда – «га – га – га – га»!  А индюк среди двора – «бал – бал – бал»!  Наши гуленьки вверху – «гру – гру – гру»!  А как Петя – петушок  Рано – рано поутру  Нам споёт – «ку – ка – ре – ку»! Затем детей делят на группы «уточки», «гуси» и т.д. Воспитатель говорит слова, а дети отвечают звукоподражанием .

«На птичьем дворе» Вспомните, как кричат гуси, куры, утки и т. д. Наши уточки с утра – «кря – кря – кря»! Наши гуси у пруда – «га – га – га – га»! А индюк среди двора – «бал – бал – бал»! Наши гуленьки вверху – «гру – гру – гру»! А как Петя – петушок Рано – рано поутру Нам споёт – «ку – ка – ре – ку»!

Затем детей делят на группы

«уточки», «гуси» и т.д. Воспитатель говорит слова, а дети отвечают звукоподражанием .

«Голоса животных» Способствует развитию речи, артикуляционного аппарата, знакомит с животным миром.  Покажите ребёнку картинки с животными, рассмотрите их внимательно. Расскажите малышу, где обитает то или иное животное, чем оно питается. Одновременно знакомьте ребёнка с голосами и звуками животных. Показывайте ребёнку картинки и попросите назвать изображённых животных и вспомнить, кто какие звуки издаёт.

«Голоса животных»

Способствует развитию речи, артикуляционного аппарата, знакомит с животным миром. Покажите ребёнку картинки с животными, рассмотрите их внимательно. Расскажите малышу, где обитает то или иное животное, чем оно питается. Одновременно знакомьте ребёнка с голосами и звуками животных. Показывайте ребёнку картинки и попросите назвать изображённых животных и вспомнить, кто какие звуки издаёт.

Речевые игры для детей среднего возраста

Речевые игры для детей среднего возраста

В средней группе воспитатель проводит речевые игры и упражнения, основываясь на накопленные у детей представлениях об окружающем. Вначале воспитатель может использовать словесные игры, уже знакомые детям по младшей группе, целью которых было развитие речевой, умственной и двигательной активности, а затем уже приступать к играм с более сложным заданием.  Игры проводятся как со всей группой, так и с небольшими группами играющих. Воспитатель поощряет самостоятельные словесные игры детей.

В средней группе воспитатель проводит речевые игры и упражнения, основываясь на накопленные у детей представлениях об окружающем. Вначале воспитатель может использовать словесные игры, уже знакомые детям по младшей группе, целью которых было развитие речевой, умственной и двигательной активности, а затем уже приступать к играм с более сложным заданием. Игры проводятся как со всей группой, так и с небольшими группами играющих.

Воспитатель поощряет самостоятельные словесные игры детей.

«Что бывает широкое, длинное, высокое, низкое, узкое?  Цель: уточнить представления детей о величине предметов, учить находить сходства предметов.   Дети сидят в кругу, воспитатель называет слова и просить перечислять какие предметы можно назвать этим одним словом.   -длинный (день, поезд), широкая (дорога, речка) и т. д. 

«Что бывает широкое, длинное, высокое, низкое, узкое?

Цель: уточнить представления детей о величине предметов, учить находить сходства предметов.  Дети сидят в кругу, воспитатель называет слова и просить перечислять какие предметы можно назвать этим одним словом.  -длинный (день, поезд), широкая (дорога, речка) и т. д. 

"Назови одним словом"

Игры для детей старшей и подготовительной групп:

Игры для детей старшей и подготовительной групп:

« Четвёртый лишний» Цель : закрепление умения детей выделять общий признак в словах, развивать способность к обобщению.  Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, называет четыре слова и просит определить, какое слово лишнее.  Например: голубой, красный, зелёный, спелый.  Кабачок, огурец, тыква, лимон.  Пасмурно, ненастно, хмуро, ясно.

« Четвёртый лишний»

Цель : закрепление умения детей выделять общий признак в словах, развивать способность к обобщению. Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, называет четыре слова и просит определить, какое слово лишнее. Например: голубой, красный, зелёный, спелый. Кабачок, огурец, тыква, лимон. Пасмурно, ненастно, хмуро, ясно.

«Лови да бросай – цвета называй» Цель: подбор существительных к прилагательному, обозначающему цвет. Закрепление названий основных цветов, развитие воображения у детей.  Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, называет прилагательное, обозначающее цвет, а ребёнок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к данному прилагательному.  педагог:-Дети:  Красный -мак, огонь, флаг  Оранжевый -апельсин, морковь, заря  Жёлтый -цыплёнок, солнце, репа  Зелёный-огурец, трава, лес  Голубой -небо, лёд, незабудки  Синий- колокольчик, море, небо  Фиолетовый -слива, сирень, сумерки

«Лови да бросай – цвета называй»

Цель: подбор существительных к прилагательному, обозначающему цвет. Закрепление названий основных цветов, развитие воображения у детей. Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, называет прилагательное, обозначающее цвет, а ребёнок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к данному прилагательному. педагог:-Дети: Красный -мак, огонь, флаг Оранжевый -апельсин, морковь, заря Жёлтый -цыплёнок, солнце, репа Зелёный-огурец, трава, лес Голубой -небо, лёд, незабудки Синий- колокольчик, море, небо Фиолетовый -слива, сирень, сумерки

«Найди отличия»

«Найди отличия»

Внимательно рассмотри рисунки. Скажи, что было сначала, а что потом.

Внимательно рассмотри рисунки.

Скажи, что было сначала, а что потом.

«Похожие слова»   Цель: расширение словаря синонимов, развитие умения определять схожие по смыслу слова.  Называем ребёнку ряд слов, и просим определить, какие два из них похожи по смыслу и почему. Объясняем ребёнку, что похожие слова - это слова-приятели. А называют их так, потому что они похожи по смыслу. Приятель - друг - враг; Грусть - радость - печаль; Еда - очистки - пища; Труд - завод - работа; Танец - пляска - песня; Бежать - мчаться - идти; Думать - хотеть - размышлять; Шагать - сидеть - ступать; Слушать - глядеть - смотреть; Трусливый - тихий - пугливый; Старый - мудрый - умный; Бестолковый - маленький - глупый; Смешной - большой - огромный.

«Похожие слова»

Цель: расширение словаря синонимов, развитие умения определять схожие по смыслу слова.

Называем ребёнку ряд слов, и просим определить, какие два из них похожи по смыслу и почему. Объясняем ребёнку, что похожие слова - это слова-приятели. А называют их так, потому что они похожи по смыслу.

Приятель - друг - враг;

Грусть - радость - печаль;

Еда - очистки - пища;

Труд - завод - работа;

Танец - пляска - песня;

Бежать - мчаться - идти;

Думать - хотеть - размышлять;

Шагать - сидеть - ступать;

Слушать - глядеть - смотреть;

Трусливый - тихий - пугливый;

Старый - мудрый - умный;

Бестолковый - маленький - глупый;

Смешной - большой - огромный.

Спасибо за внимание!!!

Спасибо за внимание!!!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!