СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Речевое развитие детей с ОВЗ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Речевое развитие детей с ОВЗ»













Консультация для родителей

Речевое развитие детей с ограниченными возможностями здоровья









Подготовила:

учитель-логопед

МБДОУ «Ромашка»

А.А. Пуртова











2016 г.

На втором году жизни происходит интенсивное развитие речи ребенка. При этом понимание речи (так называемая пассивная речь) опережает развитие речи активной. Это значит, что ребенок понимает гораздо больше, чем может сказать. Это отражается на его поведении. Так, здоровый ребенок в начале второго года жизни может по просьбе взрослого дать ему или взять знакомый предмет или игрушку ("Дай машинку", "Возьми ложку"), указать на предмет ("Где кукла?"), показать, где у куклы или мишки глазки, носик. Однако назвать эти предметы и обозначить свои действия он еще не может.В развитии активной речи ребенка прослеживаются определенные периоды. В первом периоде ребенок произносит "предложения", состоящие из аморфных (неоформленных) слов-корней. Сначала все предложение заключается в одном словекорне. Например: ки — кошка, па — упало, подними. Затем к году — году и десяти месяцам ребенок произносит предложения, состоящие из нескольких слов-слогов ("Баба -а-а" - бабушка спит и т. д.). Такие слова-слоги дополняются жестами, мимикой, опорой на конкретную ситуацию и в совокупности с ними составляют предложение (например, слог "пэй" в сочетании с протянутыми к маме руками может означать: "Возьми меня из кроватки"). Причем один и тот же слог может означать несколько предметов или действий. Обычно это ударный слог слова, которое обозначает этот период или действие. Так, по нашим наблюдениям, ребенок в год — год и четыре месяца обозначает слогом "ка" шкаф и кашу.

Во втором периоде развития активной речи, который продолжается с года — года и десяти месяцев до трех лет, происходит усвоение детьми грамматической структуры предложения. В этом периоде дети начинают произносить полные слова, сначала без окончаний или с неправильными окончаниями (так, "бляли" — яблоко превращается в "бляблико"). Постепенно усваиваются падежные окончания существительных, прилагательных, личные окончания глаголов. Затем в предложении начинают употребляться служебные слова для выражения синтаксических отношений. "К концу второго года ребенок может уже достаточно понятно для окружающих выразить словами свои желания, наблюдения, может понять обращенную к нему речь взрослых. К трем годам он может построить высказывания, не опираясь на конкретную ситуацию, правильно построить предложения.

В сроках развития речи ребенка с ОВЗ могут быть небольшие отклонения.

У детей с ограниченными возможностями здоровья при нормальном развитии интеллекта и отсутствии органических поражений речевых центров "речь развивается примерно в те же сроки, что и у здоровых детей , т. к. ОВЗ не препятствует появлению у ребенка речи.

И если у ребенка с ОВЗ к 3 годам отсутствует фразовая речь, это должно насторожить родителей, ребенка следует показать специалисту.

В то же время, в развитии разговорной речи ребенка имеются специфические особенности.

Первой особенностью являются трудности в овладении правильным звукопроизношением и артикуляцией звуков речи. Это связано с тем, что ребенок лишен возможности наблюдать за движениями губ говорящего взрослого, за его мимикой, соответствующей определенной интонации, с которого произносится каждая фраза.

Поэтому речь ребенка с ОВЗ обычно бывает маловыразительной, невнятной, малоразборчивой. Артикуляционный аппарат (губы, язык) бывает недостаточно развит. Встречаются трудности в произношении отдельных звуков, особенно шипящих, свистящих, а также звуков "Р" и "Л".

Второй, и наиболее важной особенностью речевого развития ребенка является несоответствие между словом, употребляемым ребенком в активной речи, и пониманием его значения. Эта особенность непосредственно связана с развитием познавательной деятельности ребенка. Он еще не научился в достаточной мере использовать свои сохранные органы чувств. Поэтому узнаваемые им новые слова далеко не всегда имеют для него ясное значение.

Однако ни в коем случае нельзя останавливать ребенка, если он употребил в речи то или иное слово формально. "Употребление слов в их неточном значении все же играет важную компенсаторную роль в речевом развитии слепого ребенка. Такие слова дают приблизительное знание о том, чего слепой ребенок не мог получить в своем чувственном опыте. На основе использования этих слов он постоянно участвует в речевом общении с окружающими, где, кроме того, усваивает и много доступных ему сведений, способствующих развитию мышления, памяти, воображения.

Трудности, связанные с первой особенностью развития речи детей с ОВЗ, постепенно устраняются или не являются существенными, если в воспитании ребенка использовать следующие приемы.

Обучая ребенка произношению того или иного слова, произносите его четко. При этом можно провести его руками по своему лицу, губам. Детям с ОВЗ свойственно с усилием нажимать на предмет, с которым они знакомятся или действуют. Поэтому специальное внимание следует уделять обучению ребенка прикасаться к лицу легкими движениями. Объясните и покажите ему, что грубые движения приносят боль.

Обучению правильной артикуляции, произношению и мимике способствует игра, в процессе которой взрослый просит ребенка показать, как он спит, плачет, радуется.

Развитию разговорной речи детей также способствуют специальные дыхательные упражнения, в процессе которых формируется правильная постановка дыхания. С этой целью можно провести с малышом такие игры, как "Подуем на кашку", "Подуем, как ветер". Чтобы ощутить "ветер", ребенок дует на свою руку.

Теперь обратимся ко второй особенности развития речи ребенка с ОВЗ.

Чем лучше у ребенка развиты осязание, слух и другие сохранные анализаторы (включая и остаточное зрение), чем больше он знакомится с окружающей действительностью, тем богаче его чувственный опыт и тем меньше разрыв между запасом его слов и пониманием их значения.

Поэтому родителям особенно большое внимание нужно уделять ознакомлению ребенка с окружающим его миром, обучению осязательному обследованию предметов, развитию слухового восприятия.

Особое внимание следует обратить на следующее. Установлено, что уровень развития речи ребенка находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальце рук. Если ребенок может совершать изолированные движения пальцев (например, показать один, два пальчика) - это говорящий ребенок. Напротив, если пальцы напряжены, вялы, сгибаются и разгибаются только вместе, нет изолированных движений, то ребенок - неговорящий.

В отношении ребенка с ОВЗ развитие тонких движений пальцев рук важно еще и потому, что без этого невозможно формирование правильных приемов осязательного обследования предметов.

Учитывая это, к развитию тонких движений пальцев рук ребенка следует приступать с раннего возраста. Большую роль в этом могут оказать игры-потешки, такие, как "Сорока-белобока", "Пальчик-мальчик". Взрослый произносит текст, а малыш по одному загибает или разгибает пальчики.

Пальчик-мальчик, где ты был?

С этим братцем в лес ходил,

С этим братцем щи варил,

С этим братцем кашу ел,

С этим братцем песни пел.

Знакомя ребенка 2 - 3-го года жизни с различными предметами, необходимо отчетливо называть их и просить ребенка повторять сказанное слово. Однако, давая предмет ребенку, не следует называть его сразу. Сначала надо спросить: "Что это?" - и дать время ребенку поманипулировать с ним. Это очень важно, т. к. впоследствии ребенок обязательно должен будет научиться самостоятельно задавать этот вопрос как взрослому, так и самому себе. Только в этом случае будет активно осуществляться познание ребенком окружающего мира.

Выполняя действия, в которых, так или иначе, участвует ребенок (одевание, кормление и др.), нужно называть и комментировать каждую операцию, выполняемую родителями, и каждый предмет, с которым совершается действие. Говорить надо четко , быть немногословным, так чтобы ребенок понял, что данное слово служит для обозначения определенного предмета. Поскольку ребенок с ОВЗ не может наблюдать за действиями взрослого, слово приобретает особенно важное значение в овладении действиями и приобретении навыков. Оно, насколько это возможно, должно быть неразрывно с действием, с обследованием предметов.

Так, посадив ребенка 3-го года жизни за стол, взрослый говорит: "Сейчас мы будем кушать. Тарелка пустая, посмотри (следует обследование тарелки). Надо налить суп. Я сейчас возьму большую ложку (показывает) и налью его. Слышишь, как льется суп? Он горячий. Потрогай тарелку (прикасается рукой ребенка к теплой тарелке)...". Со временем ребенку достаточно лишь назвать действие, чтобы он понял, о чем идет речь, и это отразиться как в его высказываниях, так и в действиях (будет показывать дно пустой тарелки, называть действия, которые предстоит выполнять взрослому и т. д. ).

Нужно учить ребенка подражать различным звукам (как лает собака, как мяукает кошка, как капает вода, как гудит машина и т. д.).

Наряду с тем, что речь становиться для ребенка средством общения, она постепенно начинает выполнять и регулирующую функцию. Это значит, что слово взрослого начинает регулировать поведение ребенка.

Первыми словами-регуляторами поведения ребенка становятся слова "можно", "нельзя", глаголы в форме повелительного наклонения, типа "ешь", "иди" и т. п.

С появлением первых слов в активной речи ребенка, нужно начинать учить его выполнять простейшие движения по просьбе взрослого: протягивать предмет, который он держит в руках, при слове "дай" и , что труднее, учить протягивать руки ко взрослому при словах "на", "возьми". При словах "иди ко мне на ручки" ребенок начинает протягивать руки ко взрослому, ориентируясь на звук его голоса.

С развитием фразовой речи, ребенок становиться способен выполнять простейшие поручения: "Подойди ко мне", "Положи куклу,,,". К этому времени он уже ходит и способен на элементарные практические действия.

Для развития речи и мышления ребенка полезны поручения, выполнение которых требует понимания предметов. Например: положить игрушку на диван, на стол, в коробку, в ящик; вынуть игрушку из коробки и т. д.

Вначале, если необходимо, надо направлять руки ребенка или даже брать его в свои руки. Ребенка надо учить прятать игрушку или небольшой предмет под перевернутую коробочку и искать спрятанное. Для того чтобы ребенок убедился, что предмет пропал, его руками надо провести по столу и коробочке, произнося:" Где игрушки? Спрятались". Затем его можно научить приподнимать коробочку и доставать игрушку из-под нее.

Важную роль в развитии речи ребенка играют потешки, стихи, сказки. Слушая и повторяя за взрослыми слова потешки или простого по структуре стихотворения, предназначенного для маленьких слушателей, ребенок учится правильному произношению слов, учится подчинять свою речь ритму стиха, усваивает новые слова. Кроме того, развиваются внимание и память ребенка, необходимые при прослушивании и самостоятельном повторении произведения. Вначале ребенок повторяет за взрослым лишь отдельные слова, и здесь еще рано говорить о понимании им содержания всего произведения и даже отдельных слов. Это понимание придет позже.

При выборе произведений необходимо обратить особое внимание на те их них, которые требуют выполнения определенных действий при произнесении тех или иных слов. Например, читая ребенку стихотворение А. Барто "Идет бычок, качается ,,," , взрослый учит ребенка показывать, как качается бычок, как он кивает головой.

Действия, сопровождающие слова, способствуют лучшему пониманию их смысла, усвоению отдельных слов. А как следствие - ребенок повторяет отдельные слова или все стихотворение с выражением.

Для объяснения более взрослому ребенку содержания прочитанного могут служит игрушки. Например, читая потешку: "Киска, киска, киска брысь! / На дорожку не садись; / Наша Катенька пойдет - / Через киску упадет", ребенку дают хорошо знакомую ему куклу и показывают, как может упасть Катя.

Читая стихотворение А. Барто "Уронили мишку на пол", можно дать ребенку в руки мишку и в конце стиха пожалеть мишку вместе с ним.








ЛИТЕРАТУРА

1. Власова Т. А., Певзнер М. С. Учителю о детях с отклонениями в развитии.

М.: Просвещение, 1967.

2. Вопросы обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья: Психол. и метод,

аспекты реабилитации.—Л., 1982.

3. Воспитание детей раннего возраста / Под ред. Г. М. Лялиной.—

М.: Просвещение, 1976.

4. Воспитание и обучение слепого дошкольника / Под ред. Л. И. Солнцевой.— М.:Просвещение, 1967.

5. Воспитание ребенка с ОВЗ в семье: Сб. науч. тр. / Под ред. Л. И. Солнцевой, В. П. Ермакова.— М., 1979.

6. Маркова Т. А., Гиневская Л. А. Воспитание детей третьего года жизни.—

М.:Учпедгиз, 1962.

7. Менчинская Н. А. Развитие психики ребенка: Дневник матери.— М.: Изд-во АПН РСФСР, 1957.