3 неделя
Тема: Среда обитания
Без пищи человек может прожить чуть больше месяца
Без воды около недели.
А без воздуха 1-2 минуты.
Состояние воздуха характеризуется температурой, облачностью, осадками, ветром.
В зависимости от изменений погодных условий выделяют времена года.
Весна в Башкортостане продолжается 2-2,5 месяца.
Весной наблюдаются резкое колебание температуры дня и ночи.
Продолжительность лета от 80 до 100 дней.
Средняя температура лета около 18 градусов тепла
Самый тёплый месяц года – июль
Осень длится в среднем 2 месяца – от начала первых заморозков до окончания листопада и замерзания водоёмов.
Как только ляжет постоянный покров снега, а пруды и озёра покроются льдом, а Башкортостане начинается долгая холодная зима.
Продолжительность зимы 4 с лишним месяца.
Зима в Башкортостане бывает снежной и морозной.
Восприятие заданий по теме:
1.Сколько времени человек может обходиться без воды?
2.Сколько времени человек может обходиться без пищи?
3. Сколько времени человек может обходиться без воздуха?
4. Без чего невозможна жизнь человека?
5.Сколько времени в нашем регионе продолжается зима?
Весна?
Лето?
Осень?
6. Чем характеризуется состояние воздуха?
7.Назови самый тёплый месяц года
8. Назови признаки зимы.
9.От чего зависят времена года ?
Текст: В солнечный день
Алька плохо учился по математике, не мог решать правильно задачи и примеры.
Целый месяц он учился решать задачи, а вот сегодня на уроке он правильно решил задачу у доски.
Учительница поставила ему пятёрку.
Он выбежал из школы радостный, хотел показать дома родителям свою пятёрку в дневнике.
Погода была хорошая, светило яркое солнце, и Альке показалось, что весь мир улыбается и радуется вместе с ним.
Размахивая портфелем, он шёл по улице ничего не замечая.
Вдруг он налетел на маленькую старушку и нечаянно толкнул ее.
Она несла яблоки в кульке, яблоки упали и посыпались по асфальту.
Алька остановился, испугался того, что он толкнул старушку, прыгнул в сторону и... убежал.
— Хоть бы извинился. Ну и дети теперь пошли, настоящие хулиганы, — сказал ему вслед сердитый дворник и долго еще качал головой.
Но Алька про хулиганов уже не слышал, он остановился только через два квартала, лицо его горело, сердце сильно стучало.
«Вот какая глупость... Альке стало стыдно, что он толкнул бабушку.
Он стал успокаивать себя: «Ну ладно, толкнул. Ведь нечаянно? А кто узнает? Ведь никого из знакомых не видел, а значит, никому не расскажет» — сказал себе Алька.
Но на сердце было неприятно.
Выходит, что нехорошие дела и поступки мучают, даже если никто из знакомых не видел.
Теперь Алька уже не радовался полученной долгожданной пятёрке по математике, как будто и не получал её вовсе.
Он перестал радоваться.
И вдруг торопиться домой и делиться радостью с мамой от полученной пятёрки Альке расхотелось.
И мир изменился: солнце-то светило, а все равно было холодно, дул ветер, трепал афиши и подгонял озабоченных хмурых прохожих.
Выполни задания
-
Почему Алька выбежал радостный из школы?
-
Какой ему показалась природа?
-
Отчего померкла радость Альки?
-
Какой стала представляться Альке природа после случившегося?
-
Что мог предпринять мальчик, чтобы искупить свою вину?
4 неделя
Тема: В мире фольклора (речевой материал уроков литературы)
1. Рассыпался горох на четырнадцать дорог.
2. Без крыл летит, без ног бежит, без огня горит.
3. Дедушка без топора мост мостит.
4. На дворе горой, а в избе водой.
5. Один льет, другой пьет, третий растет.
6. Кручу, бурчу, знать ничего не хочу.
7. Какое дерево имеет двенадцать сучьев, на каждом суку по четыре ветки, а на каждой ветке по семи листьев.
8. Конь бежит, земля дрожит.
9. Двенадцать братьев друг за другом бродят, друг друга не обходят.
10. Его весной и летом мы видели одетым,
А осенью с бедняжки сорвали все рубашки.
Но зимние метели его в меха одели.
11. Красная девушка по небу ходит.
12. И тонок, и долог, а сядет — в траве не видать.
13. Выше леса, тоньше колоса.
14. Серое сукно тянется в окно.
15. В новой стене, в круглом окне
Днем стекло разбито, за ночь вставлено.
ОТГАДКИ
ГОД, ДЕРЕВО, МЕСЯЦЫ, ЗВЕЗДЫ, ВЕТЕР, ДОЖДЬ, СОЛНЦЕ. ТУМАН, ГРОМ, ПРОРУБЬ, ВЕТЕР, ТУЧИ, СОЛНЦЕ , МОРОЗ, СНЕГ, ДОЖДЬ, ЗЕМЛЯ, ТРАВА, ВЬЮГА.
Текст: Ивовый росток (японская сказка)
Хозяин достал где-то ивовый росток и посадил у себя в саду.
Это была ива редкой породы.
Хозяин берёг росток, сам поливал его каждый день.
Но вот хозяину пришлось на неделю уехать.
Он позвал слугу и сказал ему:
— Смотри хорошенько за ростком: поливай его каждый день, а главное — смотри, чтобы соседские дети не выдернули его и не затоптали.
— Хорошо, — ответил слуга, — пусть хозяин не беспокоится.
Хозяин уехал. Через неделю он вернулся и пошёл посмотреть садик.
Росток был на месте, только совсем вялый.
— Ты, верно, не поливал его? — сердито спросил хозяин.
— Нет, я поливал его, как вы сказали. Я смотрел за ним, глаз с него не спускал, — ответил слуга.
— С утра я выходил на балкон и до самого вечера смотрел на росток.
А когда становилось темно, я выдёргивал его, уносил в дом и запирал
в ящик.
Задания:
1. Выберите главные члены выделенного предложения.
А. это была В. редкой породы Б. ива была Г. редкая ива
2. Сколько в тексте предложений, подлежащее в которых выражено местоимением?
А. 3 Б. 4 В. 5 Г. 7
3. Выберите нераспространённое предложение, которое встречается в тексте.
А. Хозяин уехал. В. Я выходил.
Б. Ответил слуга. Г. Хозяин выходил.
4. Определите слово, которое состоит из корня, суффикса и окончания.
А. соседские В. слуга
Б. дети Г. выходил
5. Где слово «садик» записано без суффикса?
А. садики В. сад
Б. посадка Г. садовый
6. Для чего служит окончание?
А. для изменения слов Б. для написания слов
В. для изменения смысла слов Г. для связи слов в предложении
7. О каком дереве идёт речь в сказке?
А. о ели В. о клёне
Б. об иве Г. о вербе
8. Почему ивовый росток завял?
А. слуга не поливал росток Б. росток рос на солнце
В. слуга выдёргивал росток на ночь из земли
Г. соседские дети сорвали росток
9. К какому жанру близка эта сказка?
А. басня В. былина
Б. стихотворение Г. рассказ
10. Что обозначает выражение «не спускать глаз»?
А. не смотреть на предмет
Б. часто поглядывать
В. держать глаза открытыми
Г. постоянно смотреть на предмет
-
неделя
Тема: Природа осенью
-
С какого числа осенний день равен ночи?
-
Какое время в году называют «бабьим летом»?
-
У каких деревьев вашей местности листва осенью желтеет, а у каких – краснеет?
-
Какой день в году самый короткий?
-
Какое хвойное дерево сбрасывает на зиму хвоинки?
-
Где зимуют лягушки?
23 сентября – день осеннего равноденствия: день равен ночи
Когда среди ненастья на короткое время возвращается почти летнее тепло, называется бабьим летом
Желтеют листья у берёзы, вяза, липы. Краснеют листья рябины, осины, клёна
22 декабря – день зимнего солнцестояния – самый короткий день и самая длинная ночь
Лиственница – хвойное дерево, которое на зиму сбрасывает свои хвоинки
На зиму лягушки зарываются в ил под водой, забиваются в ямы.
Текст: Кот и собака.
Друзья были разные: кот настоящий, а собака игрушечная.
Игрушка была старая.
Правое ухо оторвали дикие звери.
От хвоста осталось одно проволочное колечко.
Шерсть на спине съела моль.
Лежала собака на полке.
Агапычу жилось скучно.
На улицу его не пускали.
Животных в квартире не было.
А от человека какое коту веселье?
Однажды игрушечная собака упала с полки.
Кот Агапыч испугался.
Хозяин покрутил проволоку, которая торчала из разорванной игрушки.
Собака завертела головой.
Агапыч обрадовался.
Он отнес собаку на кухню.
Там стояло молоко для кота.
Агапыч решил накормить собаку.
Он держал игрушку за шиворот и тыкал в блюдечко носом.
Молоко текло по усам, только в рот собаке не попадало.
Но Агапыч был доволен.
Он свое дело сделал — товарища накормил
Задания по тексту
-
Кого звали Агапычем?
-
Как Агапыч познакомился с собакой?
-
Когда Агапыч обрадовался?
-
Кушайте, пожалуйста!
-
Чем был доволен Агапыч?
-
Неделя
Тема: Пословицы и поговорки (речевой материал уроков литературы)
1.Поговорка «Февраль — месяц лютый: спрашивает, как обутый» говорит:
— о необходимости тепло одеваться в феврале;
— о скорой весне.
2. Поговорка «Март у матери-зимы шубу купил, а через три дня продал» говорит:
— о торговой деятельности крестьян на Руси;
— о переходной погоде от зимы к весне в марте.
3. Поговорка «В марте день с ночью меряется, равняется» говорит:
— о дне весеннего равноденствия;
— об обычае крестьян мериться силами весной
4. Поговорка «Играй пока, матушка Ока, — апрель на дворе» говорит:
— о половодье на реках;
— об обрядовых народных играх весной.
5. Поговорка «Июнь в закрома дунь! Нет ли жита в углах забыта?» говорит:
— об уборке урожая;
— о том, что к лету кончались запасы зерна, начиналось голодное время года.
6. Поговорка «Плясала б баба, да макушка лета настала» говорит о:
— празднике урожая;
— занятости крестьян в июле.
Текст: Камень и дорога
Жил-был на свете большой камень.
Мимо протекал ручей.
Вода отполировала камень, и он сверкал на солнце.
Шло время, ручей высох. Камень лежал один на пригорке.
Вокруг него было много трав и ярких полевых цветов.
Внизу проходила дорога. По обочине дороги лежали камни и булыжники. Камню было скучно лежать одному.
Он с тоской смотрел вниз на дорогу, где всегда царило оживление.
Однажды он не выдержал, сдвинулся с места и покатился вниз.
Камень оказался в дорожной суете.
Его топтали, крошили, обдавали грязью, грубо швыряли в сторону.
Куда девался его блеск?
Всё чаще камень с грустью смотрел вверх на пригорок.
Там он мирно лежал среди зелёной травы и ярких полевых цветов. Но былого не вернуть.
Он мог об этом только мечтать.
Так и люди порой покидают родные сельские места, едут в шумные города, где оказываются во власти суеты, жажды денег, бесконечных тревог и волнений.
Леонардо да Винчи
Ответьте на вопросы:
1. Где лежал камень?
2. Что захотелось однажды камню?
3. Что происходило с камнем на дороге?
4. Объясните слова автора в конце рассказа.
5. Сделайте вывод.
7 неделя
Тема: Земля – наш дом.
-
Какую форму имеет Земля?
-
Чего на Земле больше – воды или суши?
-
В каком полушарии мы живём?
-
На каком материке мы живём?
-
Какие океаны омывают берега нашей Родины?
6.Что такое материк?
7.Назови материки.
8.Назови самый большой океан.
9.Как называется модель Земли.
10. Назови океаны.
Земля имеет форму шара
На Земле тридцать процентов составляет суша (горы, равнины).
Океаны и моря покрывают около 70 % поверхности земного шара.
Россия занимает часть восточного полушария.
Россия занимает часть Европы и Азии. Европу и Азию называют – Евразия.
Берега России омывают Северно-Ледовитый и Тихий океаны.
Самый большой океан – Тихий.
Огромные участки суши, окружённые со всех сторон океанами называются материками.
Огромные пространства воды на земле называются океанами.
Глобус – модель Земли
Текст: Лесной лакомка.
Шли охотники через тайгу.
Вдруг они услышали визг и ворчание.
Охотники осторожно пошли на шум.
Молодой медведь возился у большой липы.
В дупле был мед.
Но липа росла вплотную к скале.
Просунуть лапу в дупло мешали камни.
Пчелы жалили воришку.
Он тер морду лапами и кричал тоненьким голоском.
Наконец медведь утомился и сел.
Он долго смотрел на липу.
Потом полез на ее вершину.
Медведь протиснулся между скалой и деревом.
Он сильно надавил на дерево лапами.
Липа затрещала и рухнула.
Теперь добыть мед было просто.
Охотник выстрелил в воздух.
Мишка убежал.
Охотники набрали ведро меду.
Остался мед и для медведя.
Текст: Лесной лакомка
1.Кто назван лакомкой?
2.Почему медведь назван лакомкой?
3.Про кого, кроме медведя, рассказал нам писатель?
4.Что мы узнали о медведе?
5.Из чего видно, что медведь был сообразительный?'
6.Как вы думаете, что сделал медведь, когда охотники ушли?
8 неделя Тема: Зелёная аптека
Лекарственные растения называют зелёной аптекой. Почему?
Душица и зверобой лечат от простуды.
Мать-и-мачеха хорошее средство от кашля.
Крапива останавливает кровь при повреждениях и ушибах.
Подорожник – заживляет раны, облегчает боль при ссадинах, а сок из листьев лечит желудок.
Пустырник в народе называют сердечной травой, так как успокаивает сердцебиение.
Из валерьяны делают успокоительные средства.
Тысячелистник помогает лечить желудочно-кишечные заболевания.
Лекарственные растения собирайте тогда, когда в них накапливается больше всего питательных веществе: листья – перед цветением, цветки – в начале цветения, корни -весной и осенью.
Собирать их следует в сухую погоду днём.
Сушите растения в тени, в проветриваемых местах, разложив тонким слоем.
Несколько раз в день растения переворачивайте, высушенные убирайте.
Храните в мешочках, сшитых из ткани.
1.Назови лекарственные растения.
2.Почему их так называют?
3.Расскажи как лечатся от простуды лекарственными растениями
4.Расскажи об одном из лекарственных растений.
5.Что такое зеленая аптека?
6.Что лечит тясячелистник?
7.Что лечит валерьяна?
8. Когда нужно собирать лекарственные растения?
9. Как нужно хранить лекарственные растения?
Текст: Черёмуха и дрозд
На черёмухе созрели сочные душистые плоды. С утра до вечера над ней кружились назойливые дрозды. Они срывали зелёные листья, обдирали клювом и когтями её ветки.
Однажды черёмуха сказала самому назойливому дрозду: «Ешь мои ягоды, сколько хочешь, но не срывай мои листья, они укрывают меня от палящего солнца. Не сдирай кожу с моих веток, не царапай их когтями».
Дрозд этот был первым забиякой в стае, он сказал: «Помалкивай, самой природой так заведено, чтобы ты плодоносила ради моего удовольствия. Ты зимой пойдёшь на дрова». Услышав такое, черёмуха сильно опечалилась.
Но однажды этот самый дрозд попал в силок. Человек соорудил для пойманной птицы клетку из прутьев и тонких веток черёмухи. Так черёмуха снова встретила своего обидчика, который теперь сидел в клетке тише воды, ниже травы. Но она промолчала, вспомнив слова, которые слышала ещё в молодости: как тёплая одежда спасает от стужи, так выдержка защищает от обиды. Будь всегда спокоен и обида тебя не коснётся.
Леонардо да Винчи
Ответьте на вопросы:
1. От кого страдала черёмуха?
2. О чём просила черёмуха дрозда?
3. Что сказал дрозд?
4. Что стало с дроздом?
5. Объясните слова автора в конце рассказа.
9 неделя
Тема: Понятия
Подберите обобщённое слово.
— кольцо, серьги, кулон, брошь, колье... — украшения
— стол, диван, кресло, шкаф, кровать... —
— тарелка, ложка, вилка, чашка... —
— пальто, куртка, костюм, пиджак, брюки...—
— липа, клён, берёза, сосна, ель...—
— автобус, метро, троллейбус, такси...—
— помидоры, огурцы, тыква, лук, редис, капуста... —
— роза, астра, тюльпан, ромашка, ирис, пеон, нарцисс... —
— воробей, сорока, ворона, синица, дрозд, ласточка... —
— муравей, муха, жук, паук, кузнечик, бабочка... —
— колбаса, сыр, хлеб, рыба, окорок, масло, сливки, сок... —
— скрипка, рояль, гитара, балалайка, труба, флейта... —
— ботинки, туфли, тапочки, сапоги, сандалии... —
— зелёный, голубой, синий, чёрный, белый... —
— Волга, Лена, Енисей, Иртыш, Кама, Обь... —
— Россия, Канада, Америка, Англия, Италия, Польша... —
— Европа, Азия, Арктика, Антарктида, Австралия, Африка... —
— Москва, Париж, Лондон, Вена, Рим, Варшава, Берлин... —
Назовите — к чему относится?
— ствол, корни, листья, крона — дерево
— крыша, крыльцо, труба, окно —
— сцена, занавес, партер, кулисы —
— вестибюль, эскалатор, поезд, платформа —
— класс, учитель, доска, карта, перемена —
— продавец, касса, товары, витрина —
— ель, сосна, берёза, грибы, ягоды, орехи —
— врач, палата, сестра, уколы —
— деревья, скамейки, аллеи, фонтан —
— картины, скульптуры, рисунки —
— шерсть, лапа, когти, пасть —
— лекарства, мази, травы, микстуры —
— машины, светофор, переход, милиционер —
— снег, мороз, метель, пурга —
— поле, ворота, мяч, судья —
— бокс, бег, гимнастика, футбол —
— акробаты, клоуны, гимнасты, шуты —
— театры, магазины, школы, больницы —
— дождь, снег, град, туман —
— грядки, огурцы, забор, чучело —
— ночь, день, утро, вечер —
— станки, цеха, рабочие, мастер —
— яблони, вишни, клубника, смородина —
— январь, февраль, март, апрель —
— понедельник, вторник, среда, четверг —
ТЕКСТ «УРОК НА ВСЮ ЖИЗНЬ»
Летом мы жили на даче. Помню наши прогулки в лес.
Папа никогда не разрешал рвать грибы — только срезать ножом.
В лесу отец и мать всегда предупреждали: «Брать только спелые ягоды и не топтать кустики. Чтоб и другим осталось!»
Бабушка наша очень любила цветы, в комнате у нее всегда были букеты садовых цветов.
Но полевых цветов в доме не было. Многие цветы стали уже исчезать.
Однажды мы собирали ягоды.
Смотрим — бабуля стоит на коленях перед кустиком незабудок и говорит с ними: «Милые вы мои, красавицы».
Она собрала сухие палочки и огородила незабудки.
Возвращались мы из леса и вдруг увидели у брата в руках увядшие незабудки. Наша добрая, ласковая бабушка сорвала крапиву и у нас на глазах отстегала брата по голым ногам: «Зачем ты сорвал редкий цветок?»
Это был урок нам на всю жизнь.
Надо беречь красоту леса, поля, беречь все живое.
Вопросы и задания к тексту:
1. О чем предупреждали детей родители?
2. Почему бабушка огородила незабудки?
3. За что бабушка наказала внука?
4. Как нужно относиться к природе?
Словарь:
всегда предупреждали, стали исчезать, огородила незабудки, увядшие незабудки, у нас на глазах, отстегала по ногам, сорвал редкий цветок, урок на всю жизнь, беречь красоту леса, полевые (садовые) цветы.
13