СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Речевые игры в режимных моментах

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: «Речевые игры в режимных моментах»

Актуальность

- Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи – фонетической, лексической, грамматической.

- Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития.

- Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем, это фундамент для последующего систематического изучения родного языка.

-Речь, во всем её многообразии, является необходимым компонентом общения.

-Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении.

- И именно игра помогает создать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и скованные дети вступают в речевое общение и раскрываются.

Просмотр содержимого документа
«Речевые игры в режимных моментах»

МКДОУ д/с №7 комбинированного вида

г. Россоши













Консультация для воспитателей:


«Речевые игры в режимных моментах»










Подготовила:

воспитатель I КК

Горбунова Ю. Н.











2018


Тема: «Речевые игры в режимных моментах»

Актуальность

- Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи – фонетической, лексической, грамматической.

- Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития.

- Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем, это фундамент для последующего систематического изучения родного языка.

-Речь, во всем её многообразии, является необходимым компонентом общения.

-Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении.

- И именно игра помогает создать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и скованные дети вступают в речевое общение и раскрываются.

Активное обогащение, уточнение и активизация словарного запаса детей происходит в процессе всех режимных моментов, поскольку воспитатель находится с детьми в течение всего дня в самой разной обстановке: в раздевалке, в умывальной комнате, спальне, уголке природы, игровом уголке, во время утренников, досугов и развлечений, на участке и в других местах, где имеется широкая наглядная база для формирования словарного запаса у детей.

Все мы знаем, что для полноценного развития речи наших воспитанников, мы должны постоянно с ними говорить. Одним из приемов являются речевые игры в режимных моментах. Когда всё, что происходит вокруг, воспитатель, а затем, и дети, проговаривают вслух. Давно доказано, что поэтический язык детским мозгом воспринимается намного эффективнее, чем прозаический.

Что такое режим? Это научно обоснованный распорядок жизни, предусматривающий рациональное распределение времени и последовательность различных видов деятельности и отдыха

Режимные моменты:

• Утренний прием детей;

• Проведение утренней гимнастики;

• Организация культурно- гигиенических навыков;

• Подготовка к приёму пищи;

• Приём пищи (завтрак, обед, полдник);

• НОД (физминутки, ритуал окончания и начала НОД и др.);

• Подготовка к прогулке, прогулка, возвращение с прогулки;

• Подготовка ко сну, сон

• Игровая, трудовая деятельности, индивидуальная работа с детьми.

Задачи:

• помочь в освоении разговорной речи родного языка;

• вызывать интерес к игре;

• побудить ребенка реагировать на обращенную к нему речь;

• научить слушать воспитателя;

• выполнять простые поручения по словесной инструкции;

• накопить и расширить пассивный словарь ребенка.

Развивать речь ребёнка, можно в течение дня, во всех режимных моментах.

Время пребывания ребёнка в детском саду, должно проходить плавно переходя из одной деятельности в другую, без использования традиционных фраз (давайте мыть руки, одеваемся на прогулку, садимся обедать и. т. д., чтобы вся жизнедеятельность ребёнка в дошкольном учреждении была игрой.

В режиме дня предусматривается использование игр до завтрака, перед занятием, после утреннего занятия, после дневного сна, до и после ужина. Кроме того, игры могут быть использованы на разных занятиях и на практике.

Все мы знаем, что для полноценного развития речи наших воспитанников, мы должны постоянно с ними говорить. Одним из приемов являются речевые игры в режимных моментах. Когда все, что происходит вокруг, воспитатель, а затем, постепенно запоминая, и дети, проговаривают вслух. Давно доказано, что поэтический язык детским мозгом воспринимается намного эффективнее, чем прозаический.

Например, утром, встретив ребят, можно проговорить:

Пришли дети в детский сад,

Здесь игрушки ждут ребят,

Ждет здесь Ксюшу верблюжонок,

Сашу ждет большой слоненок,

Даша с мишкою играет,

Тема Даше помогает,

Нянчит Милечка мартышку,

А Кирюша смотрит в книжку.

Детям весело в саду!

С ними я сюда приду.

Дети знают, что перед едой нужно мыть руки, но будет интереснее, если этот процесс будет сопровождаться словами:

Мыли, мыли руки с мылом,

Мыли теплою водой,

Мыли, мыли, мыли, мыли -

Бело-набело отмыли.

Или:

Водичка, водичка, умой мое личико,

Чтобы глазки блестели, чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок.

Или:

Руки надо с мылом мыть,

Рукава нельзя мочить,

Кто рукавчик не засучит,

Тот водички не получит.

Во время приема пищи некоторые дети часто капризничают, соответственно, нервничают. Такие шутливые потешки помогут им успокоиться и спокойно покушать:

1. Идет коза рогатая за малыми ребятами.

Кто кашу не ест, кто молоко не пьет -

Забодает, забодает, забодает.

2. Тили-час, тили-час, вот обед у нас сейчас,

Скушаем за маму ложку, скушаем за папу ложку,

За собачку и за кошку, воробей стучит в окошко,

Дайте ложечку и мне... Вот и кончился обед.

3. Я обед съедаю сам. Открываю рот и - ам!

Чтобы силы были, супчик мы сварили.

Мой хороший аппетит в животе один сидит.

Ножками топочет - он обедать хочет!

Вот несет мне ложечка супчик из горошка

И котлетку прямо в рот вилка шустрая несет.

Шепчет тихо аппетит: «сыт, сыт, сыт, сыт».

В образовательной деятельности речевые игры, которые мы называем физкультминутки, также имеют большое значение. Как известно, внимание детей короткое, они устают от сидения, поэтому им нужно расслабляться. Дети проговаривают вместе с воспитателем и сопровождается все это движениями. Вот некоторые примеры физкультминуток:

1. Ветер дует нам в лицо - закачалось деревцо.

Ветер тише, тише, тише - деревцо все выше, выше.

2. Буратино потянулся, раз нагнулся, два нагнулся.

Руки в стороны развел - ключик, видно, не нашел.

Чтобы ключик нам достать, надо на носочки встать.

3. Сел на ветку снегирек. Брызнул дождик - он промок,

Ветерок, подуй слегка, обсуши нам снегирька.

4. Хомка, хомка, хомячок - полосатенький бочок,

Хомка раненько стает, шейку моет, щечки трет,

Подметает Хомка хатку и выходит на зарядку.

Раз, два, три, четыре, пять - Хомка хочет сильным стать.

5. То прогнет, то выгнет спинку,

Ножку вытянет вперед -

Это делает зарядку

Наш Маркиз - пушистый кот.

Чешет он себя за ушком. Жмурит глазки и урчит.

У Маркиза все в порядке: когти, шерсть и аппетит.

И многое другое.

В игре Речевые игры также активно применяются:

1. По шоссе бегут машины, в темноте шуршат их шины.

Огоньки и там и тут, в дальний путь они зовут.

2. Завернем Аленку в теплую пеленку,

Колыбельную споем,

Чай на кухню пить пойдем.

Пусть приснятся нашей птичке

Желтогрудые синички,

С красным брюшком снегирек

И братишка Игорек.

3. Стул. Без молотка и без гвоздей

Стул смастерим мы для гостей.

4. Дом. Мы построим новый дом!

Дружно в доме заживем .

В нашем домике - окошко.

Загляни туда, Антошка!

5. Маленькие гномики ловко строят домики.

Чтоб гостей им пригласить, надо столик смастерить.

Чтоб гостей им посадить, надо стульчик смастерить.

Важно разнообразить прогулку.

1. Стучат колеса: тук-тук-тук,

И под веселый этот стук

Мы едем к бабушке своей, везем подарочки мы ей.

Бабуля выйдет на порог и вкусный вынесет пирог.

2. Расцвели в саду цветы небывалой красоты.

К солнцу тянутся цветочки, пять волшебных лепесточков.

3. На ладонь посадим птичку, кормим милую синичку.

Птичка зернышки клюет, деткам песенку поет :

«Тень-тень потетень, я летала целый день».

Ждут синичку пять птенцов - голосистых молодцов.

Детки в гнездышке сидят и, конечно, есть хотят.

4. Поскорей, поскорей прилетай к нам воробей!

Тебе на дорожке мы насыплем крошки.

Прыг-прыг-прыг, чири-чирик.

Воробей наш не велик.

Прыгает, летает, устали не знает.

5. Дети сели на качели, и качели вверх взлетели.

Опустились плавно вниз. Ну-ка с нами прокатись!

6. Если в знойный летний день даже двигаться нам лень -

Мы возьмем красивый веер, и подует легкий ветер...

7. Дождик-дождик, не дожди!

Не дожди, ты подожди!

Выйди, выйди, солнышко -

Золотое донышко!

8. Снег лежит на улице, вышли мы во двор.

«Давай лепить Снегурочку?! - предложил Егор.

Приделаем Снегурочке мы длинную косичку,

А из тонких веточек - пушистые реснички.

Кругленькие пуговки шубку украшают,

А вот щечки бледные - солнышка не знают.

Говорит вдруг Даша: «Чтоб Снегурка наша

Порумяней стала, свеколку из погреба бабушка достала.

Ведь чудеса бывают всегда на Новый год,

А вдруг наша Снегурочка возьмет да оживет?».

9. Наконец сегодня солнце заглянуло к нам в оконце,

Вместо злых метелей, стуж, на дороге много луж.

Очень нежно греет солнышко, зачирикали воробушки,

И ворона им в ответ громко каркнула «Привет!»

Ходят люди, улыбаются, ты пришла, весна-красавица!

10. Мы - веселые ребята, любим мы играть.

Как приятно и полезно мячик покатать!

Покидать его руками. Попинать его ногами,

Постучать об стенку, подкинуть коленкой.

Ах, какой хороший мяч! За спиной его не прячь!

Во время укладывания на сон:

1. Баю-бай, баю-бай! Ты, собачка, не лай.

Белолапа, не скули. Моих деток не буди!

2. Спать пора. Уснул Бычок - лег в коробку на бочок.

Сонный Мишка лег в кровать. Только Слон не хочет спать.

Головой кивает Слон - он Слонихе шлет поклон.

3. Баю-баюшки-баю, не ложися на краю

Придет серенький Волчок и укусит за бочок.

4. Ай, люли, люли, люленьки,

Прилетели гуленьки,

Сели гули на кровать,

Стали гули ворковать,

Стали гули ворковать, стали детки засыпать.

И, наконец, каждому ребенку поднимем настроение, если разбудить словами:

Светит полная луна - за волной бежит волна,

Ветер веет на просторе, и всю ночь волнует море...

Волн спокойных мерный шум усыпляет праздный ум...

Но так долго вредно спать - нам давно пора вставать.

Особое место в речевом развитии ребёнка занимает использование пословиц и поговорок, которые являются жанрами устного народного творчества. Устное народное творчество расширяет кругозор детей. В свободной игровой деятельности полезно использовать такие игры, как « закончи пословицу», «Повтори за мной» , «Добрые слова» и др.

Немаловажную роль играет психологическая атмосфера, которая складывается из отношения к детям каждого педагога, а также взаимоотношений самих педагогов в группе. Комфортным для ребенка является доброжелательный, ласковый и эмоционально положительный тон воспитателя. Ласку, мягкость и доброжелательность воспитателя не следует путать со вседозволенностью. Важно в общении с воспитанниками добиться сочетания требовательности и тонкого понимания ребенка. Такая целенаправленная работа с детьми в системе позволяет добиться положительных результатов. Речь детей становится более последовательной выразительной, плавной, грамматически правильной.

Больше говорите, шутите, поощряйте любую речевую активность ребенка и скоро Вы получите самого интересного для себя собеседника!

Вывод. Правильно организованный педагогический процесс с применением речевых игр, будет способствовать полноценному и эффективному речевому развитию ребенка.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!