СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Речевые клише для написания сочинения по литературе

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Речевые клише для написания сочинения помогут найти "переходные мостики" для связи вступления и основной части сочинения, основной части и заключения.

Просмотр содержимого документа
«Речевые клише для написания сочинения по литературе»

Тема: В чём ценность дружбы?


Рассуждения к вступлению и вопросы по теме


Вступление. Речевые клише, переходные "мостики"

Общие рассуждения по теме

1. Никто не станет отрицать важности ... в жизни людей.

2. Каждый из нас сталкивался с ...

3. С давних времен человек размышлял о ...

4. Как часто мы слышим о ...

5. Мы знаем о ... из книг и фильмов, рассказов близких.

6. Каждый человек хотя бы раз в жизни задумывался о ...

6. Приём "Цитата": "......" - писал известный .... . В этих словах звучит .... Действительно, .... .

Вопросы по теме


1. Что же самое главное...?

Зададимся вопросом: почему....?

3. Невольно задаёшься вопросом, зачем....

4. Почему же нужны....?

5. Как мы должны относиться к .....?


Примеры вступления

1. Всем известно; что ... Об этом написаны тысячи книг и сняты сотни фильмов, об этом говорят и неискушенные подростки и умудренные опытом люди... Наверное, эта проблема интересует каждого из нас, поэтому ...

2. (Риторические вопросы). Эти вопросы всегда волновали человечество. О ... размышляет в своей статье ... .

3. Люди часто размышляют о том, что ....

4. (Вопросы). Эти вопросы очень важны, потому что заставляют нас задуматься о

5. Кто-то считает, что .... Кто-то....

6. Одной из самых волнующих загадок, которые всегда тревожили человеческую мысль, был вопрос, связанный с .... (Риторические вопросы).


Переход к основной части


Тезис:

1 аргумент + пример из художественной и публицистической литературы

2 аргумент + пример из художественной, публицистической литературы (или пример из жизни)

1. В правильности такой точки зрения меня убеждает художественная литература...

2. Давайте вспомним произведения художественной литературы, в которых поднимается проблема...

3. Правильность своей точки зрения могу доказать, обратившись к ...

4. За примерами давайте обратимся к произведениям художественной литературы...

5. Размышляя о ..., я не могу не обратиться к произведению ... ФИО, в котором...

6. Размышляя над этими вопросами, нельзя не прийти к ответу: ...(ответ на вопрос, заданный во вступлении)


Обращение к произведению

1. Так, в лирическом стихотворении (название) поэт (имя) обращается к ....

4. Проблема (дружбы и т.п.) волновала многих писателей. Обращается к ней и ...(имя писателя) в...(название произведения).

5. Идея (и т.п.) выражена в стихотворении...(автор, название).

6. Вспомним героя повести... (автор, название).

7. Обратимся к роману... (автор, название).

8. Лирический герой стихотворения ... (автор, название) тоже размышляет об этом.


Интерпретация произведения или его фрагмента

1. Автор повествует о...

2. Автор описывает...

3. Автор подчеркивает...

4. Поэт показывает...

5. Писатель размышляет о...

6. Писатель обращает наше внимание на...

7. Он ставит нам в пример...

8. Он осуждает...

9. Он акцентирует внимание читателя на...

10. Он утверждает...


Выводы и заключение

Промежуточный вывод (вывод из аргументации)

1. Писатель считает, что...

2. Таким образом, автор хочет донести до нас мысль о....



Заключение

1. Подводя итоги сказанному, можно сделать вывод...

2. Невольно напрашивается вывод...

3. Обобщая сказанное, хочу сказать, что...

4. Все приведенные мной аргументы, основанные на читательском опыте, убеждают нас в том, что...

6. Заканчивая рассуждение о ...., нельзя не сказать, что люди должны...

7. (Цитата)«...,» - писал .... В этих словах выражена мысль о ....

8. В заключение хочется выразить надежду на то, что...

9. Итак, можно сделать вывод, что...

10. В заключение хочется призвать людей к... Так давайте не забывать о ...!

11. К какому же выводу я пришёл, размышляя над проблемой «...»? Думаю, надо...



Аргументы к теме


1. «Война и мир» Л.Н.Толстого

Дружба Андрея Болконского и Пьера Безухова – пример настоящей, искренней и прекрасной дружбы, которая основывалась не на выгоде, а на схожести духовных идеалов героев. И Андрей, и Пьер – чужды обществу, так как имеют более возвышенные мысли и нравственные ценности, чем их окружение. Болконский изначально уверен в своем собственном предназначении и особом месте в мире. Пьеру же понадобилось убедиться в этом на собственном опыте, во многом благодаря Андрею, поддерживающему его.

2. И.А. Гончаров «Обломов». Дружба Обломова и Штольца

3. Д.С. Лихачёв «Письма о добром и прекрасном»

4. А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»






Письмо второе. МОЛОДОСТЬ – ВСЯ ЖИЗНЬ

Когда я учился в школе, а потом в университете, мне казалось, что моя «взрослая жизнь» будет в какой-то совершенно иной обстановке, как бы в ином мире, и меня будут окружать совсем другие люди. От настоящего не останется ничего… А на самом деле оказалось все иначе. Мои сверстники остались со мной. Не все, конечно: многих унесла смерть. И все же друзья молодости оказались самыми верными, всегдашними. Круг знакомых возрос необычайно, но настоящие друзья – старые. Подлинные друзья приобретаются в молодости. Я помню, что и у моей матери настоящими друзьями остались только ее подруги по гимназии. У отца друзья были его сокурсники по институту. И сколько я ни наблюдал, открытость к дружбе постепенно снижается с возрастом. Молодость – это время сближения. И об этом следует помнить и друзей беречь, ибо настоящая дружба очень помогает и в горе и в радости. В радости ведь тоже нужна помощь: помощь, чтобы ощутить счастье до глубины души, ощутить и поделиться им. Неразделенная радость – не радость. Человека портит счастье, если он переживает его один. Когда же наступит пора несчастий, пора утрат – опять-таки нельзя быть одному. Горе человеку, если он один.

Поэтому берегите молодость до глубокой старости. Цените все хорошее, что приобрели в молодые годы, не растрачивайте богатств молодости. Ничто из приобретенного в молодости не проходит бесследно. Привычки, воспитанные в молодости, сохраняются на всю жизнь. Навыки в труде – тоже. Привык к работе – и работа вечно будет доставлять радость. А как это важно для человеческого счастья! Нет несчастнее человека ленивого, вечно избегающего труда, усилий…

Д.С. Лихачев. Письма о добром и прекрасном/Сост. и общая ред. Г. А. Дубровской. – Изд. 3-е. – М.: Дет. лит., 1989. – 238 с: фотоил. ISBN 5-08-002068-7  (Фрагменты из книги)


Цитаты и афоризмы о дружбе


«Без истинной дружбы жизнь – ничто» (Цицерон)

«Быть хорошим человеком и другом – одно и то же». (Аристотель)


Всё в дружбе есть:

Огонь, чтоб согревать,

И молот есть,

Взлетающий упруго,

И наковальня,

Чтобы поддержать

При дружеском ударе

Сердце друга. (В. Фёдоров)


«Говорят, что друзья познаются в несчастье, а по-моему, и в счастье они тоже познаются» (Ч. Айтматов)


«Дружба удваивает радости и сокращает наполовину горести» (Ф. Бэкон)

«Если друг оказался вдруг…» (В.С. Высоцкий)


«Если судьба особенно благосклонна к человеку и хочет одарить его величайшим счастьем на свете, она даёт ему верных друзей». (Э. Тельман)


«Истинный друг познаётся в несчастье» (Эзоп)


Друг познаётся в беде (Пословица)


Лишь преданность друзей – сокровища владык,

Оно прекраснее, чем все богатства мира. (Ронсар)


«Никогда не вступай в дружбу с человеком, которого ты не сможешь уважать» (Ч. Дарвин)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!