Государственное бюджетное образовательное учреждение Республики Крым
«Крымская гимназия-интернат для одаренных детей»
Методические рекомендации
для 11-ых классов
при подготовке написания
итогового сочинения
Составитель: Бессонова Е.Б.,
учитель русского языка и литературы
2015 – 2016 учебный год
Итоговое сочинение 2015-2016
Этапы работы
Сочинение — изложение своих мыслей,
знаний на заданную тему.
С. И. Ожегов
Композиция сочинения
Всякая работа создаётся по определённому плану. Это относится и к сочинению.
Общая композиция итогового сочинения, как и любого другого, состоит из:
вступления
основной части
заключения
Отсутствие в сочинении одного из элементов композиции рассматривается как ошибка и учитывается при выставлении оценки. Композиция сочинения должна быть продуманной и четкой. Все основные мысли в сочинении необходимо тщательно обосновывать, анализируя текст литературных произведений.
ВСТУПЛЕНИЕ вводит в тему, дает предварительные, общие сведения о той проблеме, которая стоит за предложенной темой. Во вступлении может:
содержаться ответ на заданный по теме вопрос;
представлено ваше мнение;
сформулировано ваше понимание поднятой темы.
Более подробно о том, как писать вступление, мы с вами поговорим ниже.
Предлагается вам пять вариантов зачинов:
Варианты зачинов | Примеры | | Плюсы и минусы названного варианта |
1.Академический | «Писатель родился в таком-то году, окончил (или не окончил) университет, вершиной творчества стало произведение, о котором пойдёт речь. Роман (повесть, поэма, рассказ) написан в таком-то году…» | | Требует информированности, точности, некоторой деловой сухости |
2. От «я» | «Я не случайно выбрал(а) эту тему. Проблема, которую она затрагивает, интересует меня не только как читателя, но и как человека, живущего интересами своего времени и своего поколения…» | | Предполагает чёткое и мотивированное заявление своей позиции |
3. «Киношный» | 5. Цитатный | «Что вы, что вы над собой сделали!» - говорит Соня Раскольникову. Вдумаемся в её слова. Они применимы ко всем героям Достоевского. Мармеладов, Рогожин, Карамазов… - все они что-то над собой сделали, помимо того, что сделала над ними жизнь…» | Даёт возможность не искать первые слова (обычно самые трудные) даёт понять эксперту, что вы знаете произведение |
Советую вам придерживаться следующих названий вступлений:
1. историческое (о времени, когда было написано произведение, или о времени, изображённом в повести, рассказе…);
2. аналитическое (объясняется какое-либо понятие, входящее в формулировку темя, раздумья над тем или иным словом);
3. биографическое (сообщаются факты из биографии писателя, имеющие отношение к произведению или к поднятой в нём проблеме);
4. сравнительное (проведение литературных параллелей);
5. обществоведческое.
Можно использовать такое вступление, когда сразу отвечаете на вопрос, поставленный темой, «берёте быка за рога». И, конечно же, «бывают начала, построенные на сугубо личном материале».
Рассмотрим схему вариантов зачинов, обобщим и классифицируем их функции.

Вот самые интересные способы начинать текст:
мемуарный приём,
монтаж информации по контрасту: должное и сущее, ожидаемое и свершившееся, возможное и реальное,
монтаж фактуальной информации,
обращение к информационному запасу коммуниканта,
обзор аспекта деятельности героя,
обзорная характеристика предмета обсуждения,
призыв к совоспоминаниям,
приглашение к диалогу,
призыв к сопредставлению,
призыв к сопереживанию,
противопоставление,
зачин-парадокс,
подведение к теме,
самохарактеристика,
сопряжение фактов по контрасту,
характеристика через впечатления современников,
исторический (введение факта с отложенным объяснением; информация о предыстории события; констатация неожиданного, странного; лирический эпизод…).
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ сочинения представляет собой анализ, проведённый в соответствии с заданной темой.
В основной части следует избегать:
пересказа литературного произведения, если вы используете его в качестве одного из аргументов;
изложения сведений, не имеющих прямого отношения к теме.
В основной части вам необходимо продемонстрировать знание материала, умение логично, аргументировано и стилистически грамотно излагать свои мысли.Чтобы правильно написать сочинение, вполне можете воспользоваться приемом спора с воображаемым оппонентом или методом от противного. Важно показывать свое отношение к фактам, анализировать каждый абзац текста, делать мини-выводы и обобщения.
Основная часть — это проверка того, насколько верно понята тема.
Задача ЗАКЛЮЧЕНИЯ — подвести итог, обобщить сказанное, завершить текст, еще раз обратив внимание на самое главное.
Заключительная часть должна быть:
В заключении может быть выражено личное отношение пишущего к поднятой проблеме. Оно должно быть изложено корректно, без чрезмерных восторженных оценок, иметь четко выраженный определенный смысл и должно быть подготовлено материалом основной части. Ясный, строго соответствующий теме последний абзац сочинения в состоянии скрасить многие недостатки. Незаконченное сочинение не более привлекательно, чем недопеченный пирог.
Варианты заключений
Вариантов заключений в большинстве методических работ предлагается два:
заключение-вывод
заключение-следствие.
Вывод – это не повторение аргументов, как часто бывает в школьных работах. Это обязательно новая информация, имеющая обобщающий характер. Нельзя заключительную мысль путать с идеей. Вот какой вариант заключения-вывода предлагается к теме: «В мой жестокий век восславил я свободу»:
«Итак, мы убедились, что лирика Пушкина выражала свободолюбивые идеи декабристов, она выступала против крепостной системы, против деспотизма неограниченной монархии… Рассмотренные нами стихотворения охватывают практически весь творческий путь Пушкина, от 1817 года («Вольность») до 1836 года, когда поэтом был написан «Памятник», строки из которого послужили заглавием всей темы сочинения. За год до смерти поэт главной заслугой своего творчества считал то, что в тот «жестокий век» он пробуждал в людях «чувства добрые» и восславлял свободу… Свободолюбие – это не временное увлечение молодого поэта, а органическая черта всего его творчества».
Вывод-следствие характеризуется желанием сказать то, что выходит за рамки уже сказанного (влияние произведения на читателя, литературный процесс, актуальность темы, проблемы…).
Можно использовать концовку-пуант, покоряющую своей внезапностью, новизной поставленного вопроса или внезапно пришедшей мысли… «Катерина видела в смерти освобождение от жизни, от мысли о грехе, от «тёмного царства…». Конечно, всё могло обернуться именно так – иного выхода она не видела… А может, она просто хотела в единственный – последний – миг своей жизни ощутить себя птицей?!» Такая концовка звучит всегда эмоционально, указывая на неисчерпаемость темы.
Удачными являются концовки, перекликающиеся с зачинами (при кольцевой композиции). Слова почти те же, а мысль должна звучать обязательно новая. Заканчивая разговор о вступлении и заключении, напомним ученикам о том, что объём этих частей должен составлять примерно четвёртую часть от всего сочинения.
Варианты «мостиков» (переходов от одной части к другой)
От выделения в сочинении только трёх абзацев (вступление, основная часть, заключение) надо отказываться ещё в среднем звене. Вы должны понимать, что в абзаце раскрывается одна тема. Каждое предложение как бы готовит читателя к следующему. То, что является самым главным, мы помещаем в начале абзаца или в конце. Высказанная в абзаце мысль может детализироваться, объясняться, поясняться примерами, сопоставляться с другой. Но и абзацы необходимо связывать между собой. «Закон сцепления» может действовать по-разному.
Тип мостика | Его характеристика | Примеры |
1. Риторический вопрос | Вопрос как бы возникает в сознании и читателя, и автора | «Чему же посвящён рассказ А.М.Горького?» «Как поступает наш герой?» «Может писатель не прав?» |
2. Прямая связь | Автор работы открыто говорит о своих дальнейших намерениях | «Рассмотрим теперь…» «Проанализируем этот рассказ…» «Ещё хочу сказать, что…» |
3. Переход- соединение | Абзацы соединяются с помощью специальных слов: тоже, также, и, следующий… | «Это качество проявляется также в том…» «Следующая черта, которую необходимо отметить…» «Писатель всегда внимательно относится и к портрету героев..» |
4. Переход- противопоставление | Противопоставление происходит с помощью слов: иной, другой, а, же, но… | «Совсем иные взгляды свойственны…» «Для Булгакова же эта мысль неприемлема» «Другие методы использует Толстой» |
5. Внутренняя связь | Отсутствуют видимые лексические, синтаксические признаки связи. Она проявляется только при внимательном чтении текста, анализе смысла | «Сколько препятствий может преодолеть на своём жизненном пути человек? Наверно, очень много, если есть цель, - если он понимает, ради чего живёт. А если цели нет, если человек ощущает, что он никому не нужен, тогда смерть. Герою романа Н.Островского пришлось побывать под пулями бандитов, он строил, стоя по колена в студёной воде, узкоколейку, выдержал тюрьмы, голод, насмешки врагов, сражался с болезнями. Павка Корчагин ещё в детстве узнал, ради чего стоит жить…» |
Выражение личной позиции
Одно из условий хорошего сочинения – самостоятельность. В каждой работе, помимо героев того или иного произведения, есть ещё один – автор сочинения. О нём можно узнать многое: что любит, презирает, что считает справедливым, к чему стремится его душа… Личностная позиция проявляется не в присутствии фраз: «я считаю», «по моему мнению», «мне кажется». Правда, и эти обороты могут быть употреблены вполне удачно. Личность ученика должна проявляться во всём: в выборе темы, её раскрытии, подборе аргументов и примеров. Вот тогда можно увидеть ваши пристрастия как ученика, ваше отрицательное отношение к чему-либо, можно увидеть вашу личность.
Интересно читать такие работы, в которых ученик словно бы беседует с читателем, предугадывает ход его мыслей, предостерегает от неверного истолкования тех или иных положений, указывает на продвижение от одного этапа обсуждения к другому. Примеры таких фраз предлагаю вам. Данные фразы свойственны научно-популярному жанру. Многие из них можно использовать и в школьном сочинении по литературе.
Предвосхищение |
непонимания | неправильного хода мысли | вопроса | опережения в ходе мысли |
- Вряд ли следует удивляться тому, что… - Почему, однако, нельзя воспользоваться | - Даже если считать... одним из…, то и в этом случае.. - Было бы в высшей степени неправильным сопоставление… - В литературе уже было обращено внимание на …но... | - Может возникнуть вопрос... - Возникает вопрос:… - Вопрос этот может возникнуть у многих, поэтому… - Конечно, не следует закрывать глаза на то, что… | - Разумеется, необходимы предварительные исследования и на таком уровне… - Конечно, приведённые примеры достаточно просты, но… |
| - Было бы, однако, другой, не менее вредной крайностью утверждать, будто... - Оговоримся сразу: ошибки здесь нет… - Было бы неверно, с одной стороны, преувеличивать расхождения между… с другой стороны, было бы не меньшей ошибкой… - Читатель, пожалуй, уже решил, что я ещё более решительный противник… - Но здесь всё гораздо сложнее | - Логично ли…? - Это не самое лучшее решение было всё же объективно полезным… | - Разумеется, такой подход вполне допускает… - Конечно, можно намного интенсивнее, чем это делается сейчас… - Об экономии и говорить не приходится… - Конечно… претерпят изменения. - Разумеется, предварительно потребуется… |
Одним из способов придания работе индивидуального, неповторимого характера является введение ассоциативности: увидеть, объяснить сходство сюжетных эпизодов, образов, мыслей, переживаний, поступков или рассмотреть их контрастное изображение.
Теперь о полемике. Всегда интересно читаются сочинения, в которых поднимаются спорные вопросы, и автор отстаивает свою точку зрения. Можно ввести в работу воображаемого оппонента. Справедливость того или иного суждения тогда доказывается живее, эмоциональнее. Неповторимость работе придают и лирические отступления. Они, сюжетно выпадая из текста, могут включать в себя раздумья ученика над, казалось бы, посторонними темами, выражают его идеалы, нравственную позицию, таким образом, помогают понять самого автора сочинения. Но смысловая связь между текстом и лирическим отступлением, конечно же, должна присутствовать.
Некоторые секреты как написать сочинение и сдать экзамен на «отлично»
Не пытайтесь зазубрить наизусть тексты готовых сочинений, если тема окажется несколько иной, это отрицательно скажется на результате.
Если в первый момент вам показалось, что вы не можете написать сочинение ни по одной из тем, предложенных вам, не впадайте в панику, посидите, успокойтесь. Скорее всего, через некоторое время ситуация уже не будет казаться столь критичной, и вы что-то вспомните.
Если вы очень сильно волнуетесь и не можете успокоиться, попробуйте сделать следующие дыхательные упражнения: расслабьте руки и ноги, закройте глаза, сделайте глубокий вдох, задержите дыхание на 20-30 секунд, затем медленно выдохните, повторите 5-6 раз, пока не успокоитесь.
Попробуйте написать по каждой теме все, что знаете. Затем попробуйте как-либо упорядочить все, что записали.
Внимательно прочитайте все темы, постарайтесь определить точное лексическое значение каждого слова темы, и только затем — общее лексическое значение фразы или высказывания. Продумайте направление развития темы, соотнесите тему сочинения со своими знаниями и решите, сможете вы написать сочинение на эту тему, или же от нее лучше отказаться.
При выборе темы опирайтесь на свои знания, программные произведения, жизненные факты. Не старайтесь создать литературный шедевр. Сейчас вам надо доказать, что вы умеете мыслить и грамотно писать сочинение, .
Запишите основные моменты, о которых бы вы хотели сказать в своем сочинении, выстроите их логически — это и будет ваш первоначальный план. Обращайтесь к нему во время написания текста, он поможет вам сохранить логическую линию и, следовательно, раскрыть тему.
Соотнесите объемы вступления, заключения и основной части. Самым большим по размерам должна быть основная часть, вступление — примерно в половину меньше, заключение же — самое небольшое по объему. Помните, что любые «перекосы» с размерами сочинения могут также негативно повлиять на конечный результат.
Не забудьте, что эпиграф — украшение сочинения, но если вы не уверены, подходит ли он, или неточно знаете текст и знаки препинания, лучше не пишите его совсем — за отсутствие эпиграфа оценку никто не снизит.
Учимся писать сочинения. Алгоритм работы
Учитесь писать сочинения по алгоритму, работайте в соответствии с планом, излагайте мысли последовательно.
Внимательно прочтите тему сочинения. Выделите ключевые слова в ней.
Обдумайте тему тщательно, составьте опорную схему, в которой отметьте главное во вступлении, запишите, какие литературные, исторические или жизненные примеры Вы будете использовать.
Определите основные проблемы, прямо относящиеся к теме. Найдите среди них ключевой вопрос и запишите его.
Начинайте формулировать ваше личное мнение, отразите в черновике мысли по теме, ваше отношение к проблеме. Ответьте на вопросы:
Что вас заинтересовало в формулировке темы, показалось близким вашему мировосприятию?
Какие литературные произведения можно привлечь к раскрытию темы? Какие детали, факты, образы вспоминаются при анализе литературного источника?
Что можно использовать из других источников (история, жизнь, Интернет, СМИ).
Какие чувства вызывает поднятая проблема?
Задумывались вы раньше над этой проблемой?
Насколько важным вам кажется поднятый вопрос?
Что нового вы открыли для себя, размышляя над данной темой?
Насколько актуальной она может быть для других людей?
5. Запишите основные мысли, которые вы хотите отразить в сочинении. У вас должно получиться не менее 12 предложений.
6. Перечитайте все черновые материалы и составьте план вашего сочинения. Помните, что композиция должна быть чёткой.
Пишите план, оставляя свободные места между пунктами. Туда вы можете внести цитаты, наметить предложения и формулировки. Распределите по пунктам плана все ваши черновые материалы. Не забывайте о заданном объёме.
7. Приступайте к написанию чернового варианта вашего сочинения. Обязательно внимательно следите за логикой повествования: избегайте резких переходов, смысловых сдвигов, не уделяйте слишком много места деталям, незначительным отступлениям. Излагайте мысли плавно, последовательно, помните о смысловых связках между предложениями, абзацами. Ваш текст должен восприниматься как единое целое. Используйте цитаты, вспомните свой личный опыт, аргументируйте и доказываете ваше мнение, позицию.
8. Особое внимание уделите вступительной и заключительной части сочинения. Во вступлении сформулируйте проблему, поясните задачи, которые вы ставите перед собой при написании сочинения. В заключении сделайте выводы. Перед написанием заключительной части перечитайте сочинение целиком. Пересказывать его содержание не нужно: обобщите всё написанное, но другими словами.
9. Перечитайте черновик, найдите и исправьте все ошибки, неточности. Аккуратно перепишите сочинение на чистовик. Перечитайте текст и ещё раз проверьте его.
Итоговое сочинение может быть написано в форме ЭССЕ.
Это особый жанр сочинения. Как написать эссе?
Поговорим об эссе как жанре сочинения. Что же такое эссе как жанр литературного произведения?
Жанр эссе предполагает свободу творчества. Вся его прелесть в том, что оно может быть написано на любую тему и в любом стиле, т.е. о чем угодно и как угодно, ведь эссе — это ваше размышление по поводу услышанного, прочитанного, просмотренного. На первом плане эссе — личность автора, его мысли, чувства, отношение к миру. Это главная установка сочинения. Однако надо помнить, что несмотря на свободу творчества, писать в жанре эссе совсем нелегко, так как надо найти оригинальную идею (даже на традиционном материале), нестандартный взгляд на какую-либо проблему.
Для передачи личностного восприятия, освоения мира автор эссе
Для эссе характерно использование многочисленных средств художественной выразительности:
Эссе (с французского еssai «попытка, проба, очерк») — прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на исчерпывающий ответ. Это новое, субъективно окрашенное слово о чем-либо, имеющее философский, историко-биографический, публицистический, литературно-критический, научно-популярный или беллетристический характер.
Стиль эссе отличается:
образностью
афористичностью
парадоксальностью.
Эссе будет выглядеть богаче и интереснее, если в нем присутствуют:
непредсказуемые выводы
неожиданные повороты
интересные сцепления.
По речевому построению эссе — это динамичное чередование полемичных высказываний, вопросов, установка на разговорную интонацию и лексику.
Специфика жанра эссе
Заголовок эссе не находится в прямой зависимости от темы: кроме отражения содержания работы он может являться отправной точкой в размышлениях автора, выражать отношение части и целого.
Свободная композиция эссе подчинена своей внутренней логике, а основную мысль эссе следует искать в «пестром кружеве» размышлений автора. В этом случае затронутая проблема будет рассмотрена с разных сторон.
Если в сочинении на литературную тему должно преобладать рациональное сочетание анализа художественного произведения с собственными рассуждениями, то в эссе — ярко выражена авторская позиция.
Если в традиционном сочинении приветствуются индивидуальные особенности стиля и языка автора сочинений, то в эссе индивидуальные авторский стиль — требование жанра.
Если вы хотите сказать что-то свое, новое, нестандартное, то жанр эссе — это ваш жанр. Пробуйте, творите, быть может, именно в вас скрыт дар великого публициста.
И в заключение:
Вовсе необязательно строго следовать инструкциям, которые я вам предложила. У каждого из вас, возможно, есть свои приёмы создания текста. Но ознакомиться с тем, о чём было сказано выше, полезно.
А теперь поговорим более конкретно по каждому направлению тем итогового сочинения.
Направления итогового сочинения
Перечень на 2015-2016 учебный год.
1) Время - направление ориентировано на широкое осмысление времени как исторической и философской категории, воспринимаемой во взаимодействии сиюминутного и вечного, реального и воображаемого, личного и всеобщего, прошлого и будущего. В центре рассуждения – человек и время, общество и эпоха.
2) Дом - направление нацелено на размышление о доме как важнейшей ценности бытия, уходящей корнями в далекое прошлое и продолжающей оставаться нравственной опорой в жизни сегодняшней. Многозначное понятие «дом» позволяет говорить о единстве малого и большого, соотношении материального и духовного, внешнего и внутреннего.
3) Любовь - направление даёт возможность посмотреть на любовь с различных позиций: родителей и детей, мужчины и женщины, человека и окружающего его мира. Речь пойдет о любви как явлении высоком, облагораживающем и возвышающем человека, о её светлых и трагических сторонах.
4) Путь - направление актуализирует конкретное и символическое значение понятия «путь», нацеливая на нравственное и философское его осмысление. Диапазон размышлений широк: от дорожных впечатлений к раздумьям о судьбе человека, образе его жизни, выборе цели и средств ее достижения.
5) «Год литературы» - направление, с одной стороны, связано с проводимым в 2015 году в России чествованием литературы как величайшего культурного феномена, с другой – обращено к читателю, проживающему очередной год своей жизни с книгой в руках. Широта данной тематики требует от выпускника наличия определенного читательского кругозора и умения рассуждать о большой литературе.
Общая информация о сочинении.
Каждое направление будет содержать набор закрытых тем, которые будут опубликованы в день написания сочинения. Пять тем для каждого часового пояса. На экзамене учащийся сам выбирает одну тему из пяти.
Рекомендуемый список литературы по пяти направлениям
Время
• И.С. Тургенев "Отцы и дети"
• А.П. Чехов "Вишнёвый сад"
• А.М. Горький "Старуха Изергиль"
• А.И. Солженицын "Один день Ивана Денисовича"
• С. Есенин "Мы теперь уходим понемногу...", "Не бродить, не мять в кустах багряных...", "Я усталым таким еще не был...", "Мне осталась одна забава" • М.А. Булгаков "Мастер и Маргарита"
• М.Ю. Лермонтов "Бородино", "Монолог", "Дума" (Печально я гляжу на наше поколенье...), "Герой нашего времени", "Элегия" ("О! Если б дни мои текли...")
• Л.Н. Толстой "Война и мир"
Дом
• Н.В. Гоголь "Мёртвые души"
• И.А. Гончаров "Обломов"
• Л.Н. Толстой "Война и мир"
• А.И. Солженицын "Матрёнин двор"
Любовь
• А.С. Пушкин "Евгений Онегин", "Капитанская дочка"
• А.И. Куприн "Гранатовый браслет", "Олеся"
• И.А. Бунин "Чистый понедельник", "Солнечный удар"
• И.С. Тургенев "Отцы и дети"
• А.П. Чехов "Вишневый сад", "Дама с собачкой"
• М. Горький "Старуха Изергиль"
• А.И. Солженицын "Один день Ивана Денисовича"
• С. Есенин "Письмо к женщине", "Мы теперь уходим понемногу...", "Не бродить, не мять в кустах багряных...", "Я усталым таким еще не был...", "Мне осталась одна забава"
• М.А. Булгаков "Мастер и Маргарита"
• М.Ю. Лермонтов "Бородино", "Монолог", "Дума"(Печально я гляжу на наше поколенье...), "Герой нашего времени", "Элегия" ("О! Если б дни мои текли...")
• Л.Н. Толстой "Война и мир"
• М.А. Шолохов "Тихий Дон"
• Ф.М. Достоевский "Белые ночи", "Униженные и оскорбленные"
• А.Н. Островский "Гроза"
• Б. Васильев "Не стреляйте белых лебедей"
• И.А. Гончаров "Обломов", "Обыкновенная история"
• И.С. Тургенев "Отцы и дети", "Ася"
• В.В. Маяковский "Лиличка", "Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви", "Облако в штанах"
• Л. Улицкая "Дочь Бухары"
• А. Платонов "Дерево Родины"
• Э.М. Ремарк "Три товарища"
• В. Шекспир "Ромео и Джульетта"
• Маргарет Митчелл "Унесенные ветром"
• В. Гюго "Собор Парижской богоматери", Человек, который смеется"
• Колин Маккалоу "Поющие в терновнике"
Путь
• М.Ю. Лермонтов "Мцыри", "Герой нашего времени"
• Ф.М. Достоевский "Преступление и наказание"
• А.П. Чехов "Ионыч"
• М.А. Шолохов "Тихий Дон"
• Л. Н. Толстой "Война и мир"
• Максим Горький "Детство. В людях. Мои университеты"
• Янн Мартел "Жизнь Пи"
Год литературы в России
• Д.И. Фонвизин "Недоросль" (270 лет со дня рождения)
• А.С. Грибоедов "Горе от ума" (220 лет со дня рождения)
• Джек Лондон "Мартин Иден"
Речевые клише, которые могут пригодиться при написании сочинения
Клише для вступления или для оформления тезиса | Передо мной тема сочинения «…», которая заинтересовала меня тем, что… |
Могу предположить, что …(тезис) |
Позволю себе высказать свою точку зрения |
Переход к основной части | В правильности такой точки зрения меня убеждает художественная литература. |
Давайте вспомним произведения художественной литературы, в которых раскрывается тема ... |
Правильность своей точки зрения могу доказать, обратившись к … |
Обратимся к произведениям художественной литературы |
За примерами давайте обратимся к произведениям художественной литературы |
Размышляя о …, я не могу не обратиться к произведению ФИО, в котором… |
Внутри основной части (переход от одного аргумента к другому) | Можно вспомнить и другое произведение, в котором тоже говорится (поднимается вопрос) о том, что… |
Можно привести и другой пример. |
В качестве второго аргумента обратимся к произведению… |
Эта же тема рассматривается и в произведении… |
Заключение | К какому же выводу я пришёл, размышляя над темой «…»? Думаю, надо… |
И в заключение мне хотелось бы сказать, что… |
Все приведенные мной аргументы, основанные на читательском опыте, убеждают нас в том, что… |
Приведенных аргументов, как мне кажется, уже достаточно для того, чтобы утверждать: |
Заканчивая рассуждение на тему «…», нельзя не сказать, что люди должны… |
Обобщая сказанное, хочу сказать, что… |
Примерные темы к направлению «Время»
в форме вопроса | в форме цитаты | в форме назывного предложения | В форме повествовательного предложения |
Какую жизнь можно считать прожитой не зря? | "Мудрее всего время, ибо оно раскрывает всё" (Фалес Милетский) | Герой своего времени | Шагнувшие в бессмертие |
Что значит жить, опережая время? | «Деньги пропали – наживёшь, время пропало – не вернёшь». (русская пословица) | Взгляд через века | Память неподвластна времени |
Что значит родиться не в своё время? | «Времена не выбирают...» (А.Кушнер) | О скоротечности времени | Время – лучший лекарь душевных ран |
Историческое время – стрела или вихрь? | «Единственной мерой времени является память» (Владислав Гжегорчик) | Потерянное время | Победившие время |
Какое оно, время? | «На крыльях времени уносится печаль». (Жан де Лафонтен, французский поэт, баснописец) | Человек и эпоха | Время может отнять у нас все, кроме любви |
Что неподвластно времени? | «Не дайте проскользнуть жизни меж пальцев". (И.С.Тургенев) | Старая фотография | Писатель – летописец истории страны |
Надо ли торопиться жить? | «Связующая нить времён...» (Б.Пастернак) | Время поиска | Истинные нравственные ценности – на века |
Можно ли победить время? | «У влюбленных обыкновенно часы бегут вперед». (Уильям Шекспир) | Ценности времени | Воспоминания помогают жить. |
Примерные темы к направлению «Дом»
Семейный очаг | Дом – это Родина | Дом – пристанище души | Дом - Вселенная |
«Дом - это там, где твое сердце». (Плиний старший) | Мой дом – моя Родина | «Главный-то дом человек в душе у себя строит» (Ф.Абрамов) | «Человек-то мал, а дом его – мир» (Марк Варрон) |
Родительский дом – источник нравственности | «История проходит через Дом человека, через всю его частную жизнь» (Ю.М.Лотман) | «Наши дома — это зеркальное отражение нас самих». (Д. Линн, основатель Международного института тренировки душ). | «Мир людей - что рожки улитки. Как бы ни боролись за главенство его обитатели, разве дано им обладать вселенной»? (Гуань Инь Цзы) |
«Счастлив тот, кто счастлив у себя дома». (Лев Толстой) | Отчизну кто клянет — с семьей тот порывает. (Пьер Корнель) | Берегись всего того, что не одобряется твоей совестью. (Л.Н.Толстой) | Дом – это личная Вселенная человека, его маленькая галактика. |
Дом наших отношений | «Россия подобна огромной квартире...» (А.Усачёв) | «Старая мудрость говорит: не плачьте об умершем - плачьте о потерявшем душу и совесть». (В. Распутин) | «Мы не унаследовали Землю у своих родителей, а взяли её взаймы у своих детей». Франц Майер |
Человек начинается с детства... | «Вставай, страна огромная...» (В.Лебедев-Кумач) | «Уважай в себе и других человеческую личность!» (Д.И.Писарев) | |
Идеальный дом... Какой он? | Любимый уголок России | Дом – пристанище уставшей души... | Дом родной – это малая вселенная... |
Бездомья страшный удел... | «Родина-мать зовёт!» | Дом друзей – это тепло и доброта | Голубая планета Вселенной... |
Что несёт за собой утрата дома? | Человек без роду и без племени | | |
Примерные темы к направлению «Путь»
вопрос | цитата | повествовательные предложения |
Почему жизнь сравнивают с путешествием? | «У каждого из нас есть только одно истинное призвание – это найти путь к себе» (Герман Гессе) | Шагнувшие в бессмертие. |
Чем привлекает нас путешествие? | «Русь, куда же несёшься ты? Дай ответ» (Н.В.Гоголь) | Дорога, ведущая к счастью... |
О чём повествует дорога? | «Эх, путь-дорожка, фронтовая...» (Б.Ласкин) | Дорога длиною в жизнь. |
Почему литературные герои так часто отправляются в путь? | «Если ты любишь свое дело, это – не работа, это увлекательнейшее путешествие к мечте». (Конфуций) | Жизненный путь как дорога чести. |
Что ищем мы, отправляясь в дорогу? | «Жизнь прожить – не поле перейти» (пословица) | Путешествия литературных героев. |
Нужно ли ставить цель в начале жизненного пути? | В чём смысл жизни? Служить другим и делать добро» (Аристотель) | Путь праведника. |
Какой путь можно назвать дорогой в никуда? | «Дорога лишь тогда бывает доброй, когда ведёт она домой» (Мария Семёнова. «Волкодав») | |
Прислушаемся к мудрым
Д.С.Лихачёв. Следование путем добра – путь самый приемлемый и единственный для человека.
Н.Д.Арутюнов. «Путь – это своего рода якорь спасения, брошенный человеку в бушующем океане стихии и хаоса.
Вэйн Дайер. Пути к счастью нет: счастье – это и есть путь.
Конфуций. Если ты любишь свое дело, это – не работа, это увлекательнейшее путешествие к мечте.
Стив Джобс. Сделай шаг, и дорога появится сама собой.
Фрэнсис Бэкон. Ковыляющий по прямой дороге опередит бегущего, который сбился с пути.
Поль Валери. Когда достигаешь цели, понимаешь, что путь и был целью.
Данте Алигьери. Следуй своей дорогой, и пусть люди говорят что угодно.
И.Губерман.
Два смысла в жизни – внутренний и внешний,
У внешнего – семья, дела, успех;
А внутренний – неясный и нездешний –
В ответственности каждого за всех.
Хайам Омар (1048 — 1131) — персидский поэт, философ, математик, астроном, астролог
В этом замкнутом круге - крути не крути -
Не удастся конца и начала найти.
Наша роль в этом мире - прийти и уйти.
Кто нам скажет о цели, о смысле пути?
Энтони Роббинс. Дорога в «когда-нибудь» ведёт в никуда».
Л.Н.Толстой. Для того чтобы человеку хорошо прожить свою жизнь, ему надо знать, что он должен и чего не должен делать.
В.Шекспир. Моя честь – это моя жизнь, обе растут из одного корня. Отнимите у меня честь – и моей жизни придёт конец.
О.Генри. Дело не в дороге, которую мы выбираем; то, что внутри нас, заставляет нас выбирать дорогу.
Р.Гамзатов.
Наверное, на свете не найти
Людей, ни разу не сбивавшихся с пути,
Сердец, ни разу не окутанных туманом.
И коль у друга твоего стряслась беда:
Сказал не то, не тем и не тогда -
Его ошибку не считай обманом… »
Борис Акунин. Главный долг каждого человека перед Богом – найти себя, собственный путь, прожить свою, а не чужую судьбу.
Рабби Барух. Мир наполнен светом для того, кто знает это, и покрыт тьмой для того, кто теряет свой путь.
Конфуций. Путь благородного человека рождается в нём самом, но проходит проверку у народа.
Сергей Довлатов. Единственная честная дорога — это путь ошибок, разочарований и надежд. Жизнь — есть выявление собственным опытом границ добра и зла.
Лион Фейхтвангер. Тяжек путь к умению жить в мире с миром, но не покоряться ему.
Илья Шевелев. Жизнь - путь к счастью, но не каждому дано одолеть все этапы этого пути.
Вадим Кулик. Каждый человек волен выбрать свой жизненный путь. Когда он совпадает с призванием, путь озаряется светом провидения и делает человека подобием зажжённой свечи. Её свет может греть, или освещать, суть не в этом. Важно зажечь её, ибо свеча без огня лишена своего изначального смысла.
Марлон Брандо. Лишь тот, кто идёт своей дорогой, никогда и никем не будет обогнан.
Примерные темы к направлению «Любовь»
вопрос | цитата | повествовательные предложения |
Чем опасна слепая материнская любовь? | «От любви к женщине родилось все прекрасное на земле» (А.М.Горький) | Любовь матери - путеводная звезда, которая не дает человеку сбиться с дороги жизни. |
Может ли материнская любовь принести вред? | "Любовью дорожить умейте" (С.Щипачев) | Душа матери пропитана любовью... |
Бывает ли любовь чрезмерной? | «Будущее нации - в руках матерей». (О. Бальзак) | Сила материнской любви – в её сердце... |
Благодарны ли дети? | Рука, качающая колыбель, правит миром. (Петер де Вриес) | Подвиг матери |
Януш Корчак. Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.
Перл Бак. Дети, которых не любят, становятся взрослыми, которые не могут любить.
Цицерон. Любовь к родителям — основа всех добродетелей.
Ш.А. Амонашвили Ребенок становится счастливым, как только ощущает к себе искреннюю и бескорыстную любовь.
Признание в любви Настоящее уважение проявляется через благодарность. Хочу сказать большое спасибо своим родителям: 1.За то, что изменили свою жизнь ради меня. 2.За то, что не спали по ночам. 3.За то, что воспитали. 4.За то, что всегда рядом. 5.За то, что дали мне жизнь. |
ПРОСТРАНСТВО ЛЮБВИ МУЖЧИНЫ И ЖЕНЩИНЫ
Что важнее: любить или быть любимым? | «У любви тысячи аспектов, и в каждом из них – свой свет, своя печаль, своё счастье и своё благоухание» (К. Г. Паустовский). | Любовь - это радость от возможности позаботиться о любимом. |
В чём счастье и драма любви? | «Любовь столь всесильна, что перерождает нас самих…» (Ф.М.Достоевский). | Любовь - творец всего до6рого, возвышенного, сильного и светлого. |
Всегда ли любовь делает человека счастливым? | «Я люблю, и значит – я живу…» (В. С. Высоцкий) | Любовью жив мир. |
Почему жить – значит любить? | «Благословенна да будет любовь, которая сильнее смерти!» (Д.С.Мережковский). | Все начинается с любви... |
Мудрые мысли о любви мужчины и женщины
А.П.Чехов. Даже болеть приятно, когда знаешь, что есть люди, которые ждут твоего выздоровления, как праздника.
Шекспир. Любовь всесильна! Нет на земле ни горя - выше кары ее, ни счастья - выше наслаждения служить ей.
Л. Толстой. Любовь - это бесценный дар. Это единственная вещь, которую мы можем подарить, и все же она у тебя остается.
Гегель. Настоящая любовь — это обретение самого себя в отказе от самого себя и в исчезновении себя в другом.
И. Тургенев. Любовь сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь.
М.Горький. Любовь – это желание жить.
Ж.Ж.Руссо. Любить глубоко – это значит забыть о себе.
4
Ж. Лабрюйер. На свете нет зрелища прекраснее, чем лицо любимой, и нет музыки слаще, чем звук любимого голоса.
М. Брэддон. Любовь - это светильник, озаряющий Вселенную; без света любви земля превратилась бы в бесплодную пустыню, а человек - в пригоршню пыли.
в форме вопроса | в форме цитаты | в форме повествовательного предложения |
Любовь к окружающему миру |
Разве можно не любить Землю? | «Кто не любит природы, тот не любит и человека, тот не гражданин» (Ф.М.Достоевский) | С любовью и болью к родной природе |
ПРОСТРАНСТВО ЛЮБВИ К ПРОСИИФЕССИИ
Любовь к профессии |
Профессия и призвание... Могут ли они совпадать? | «Когда труд - удовольствие - жизнь хороша! «(А.М.Горький) | Дело всей жизни... |
Счастлив ли человек, влюблённый в свою профессию? | «Если ты любишь свое дело, это – не работа, это увлекательнейшее путешествие к мечте...» (Конфуций) | Любовь к своему делу |
Какое значение в жизни человека имеет профессия? | Работа, которую мы делаем охотно, исцеляет боли. (У. Шекспир) | Только в труде велик человек |
Может ли нелюбимая профессия влиять на судьбу человека? | «Мастер – это человек, с удовольствием делающий то, что не получается у других». (Словарь парадоксальных определений.) | Любимая профессия – источник радости |
Почему так важно заниматься любимым делом? | «У каждого из нас есть только одно истинное призвание – это найти путь к себе» (Герман Гессе) | Правильно выбранная профессия – источник счастья |
Что лучше: получать много денег или получать много радости от любимой работы? | «Работа, которую мы делаем охотно, исцеляет боли». (Шекспир У.) | Любовь к профессии и к семье – источники счастья человека |
Мудрые мысли
С мастерством люди не родятся, но добытым мастерством гордятся. (Пословица)
Люби дело – мастером будешь. (Пословица)
На работу с радостью, а с работы с гордостью. (Пословица)
Илья Ильф и Евгений Петров. Нет профессий с большим будущим, но есть профессионалы с большим будущим.
Максим Горький. Нужно любить то, что делаешь, и тогда труд – даже самый грубый – возвышается до творчества.
Леонардо да Винчи. В природе все мудро продумано и устроено, всяк должен заниматься своим делом, и в этой мудрости — высшая справедливость жизни.
ПРОСТРАНСТВО ЛЮБВИ К ЛЮДЯМ
Любовь к людям |
в форме вопроса | в форме цитаты | в форме повествовательного предложения |
Может ли человек прожить без любви к людям? | " Истинная любовь очищает и возвышает всякого человека, совершенно преобразуя его" (Н.Г. Чернышевский). | Жизнь ради людей - |
Делает ли любовь к людям человека счастливым? | «Счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливыми других и способен хоть на время забыть о своих интересах, о себе» (Д.С.Лихачев). | Любовь к людям – основа жизни. |
Может ли доброта быть лишней? | «Любовь одного человека может вызвать к жизни талант в другом человеке или, по крайней мере, пробудить его к действию» (А. Платонов) | Доброта – источник света и тепла. |
Что делать, если живёшь в жестоком и равнодушном мире? | «Какой мерой ты меришь, такой и тебе отмерится» (библейский закон) | Пути «обогащения» человека – в добрых поступках |
| «Добро – это прежде всего счастье всех людей» (Д.С.Лихачев) | Единство с человечеством и миром – в сострадании |
Мудрые мысли
Любящих и бог любит. (пословица)
М.Горький. ...самая высокая радость жизни - чувствовать себя нужным и близким людям
И. Стравинский Нет на свете силы более могущественной, чем любовь.
Г. Зукав. Однажды вы поймете, что любовь исцеляет все, и любовь - это все, что есть на свете.
Кен Кэри. Если вы стремитесь разрешить какую-нибудь проблему, делайте это с любовью. Вы поймете, что причина вашей проблемы в недостатке любви, ибо такова причина всех проблем.
И.Ф.Шиллер. Если бы каждый человек любил всех людей, то всякий обладал бы вселенной.
ПРОСТРАНСТВО ЛЮБВИ К СЕБЕ
Любовь к себе |
Чем страшен эгоизм? | «Эгоизм - это вата, заложенная в уши, чтобы не слышать людского стона». (Г.Сенкевич, польский писатель) | Эгоизм – смерть души. |
Совместимы ли любовь к себе и соблюдение нравственных законов? | «Эгоист сходен с эскимосом: пребывая в вечном холоде одиночества, он всю жизнь ходит в оленьей шкуре своего себялюбия и умирает, так и не узнав силы солнечных лучей любви». (В.Крачковский) | Эгоизм – враг любви. |
Эрнест Хемингуэй. Есть вещи и хуже войны: трусость хуже, предательство хуже, эгоизм хуже.
Эгоизм — это когда человек заботится о себе в ущерб, во вред другим, за счет других, когда в конфликтной ситуации «или-или» (столкно-вения личных интересов и интересов других: или то или другое, третьего не дано) человек делает выбор в свою пользу и во вред другим.
Эгоизм — это когда человек рассматривает себя как цель, а других — только как средство.
ПРОСТРАНСТВО ЛЮБВИ К РОДИНЕ
Любовь к родине |
Какого человека можно назвать патриотом? | «Человеку нельзя жить без родины, как нельзя жить без сердца» (К.Г. Паустовский). | Малая родина - островок земли большой... |
В чем проявляется любовь к Родине? | «Россия без каждого из нас обойтись может, но никто из нас без неё не может обойтись» (И. С. Тургенев). | Размышляя о Родине... |
Согласны ли вы с точкой зрения Д.С.Лихачева: «Между патриотизмом и национализмом глубокое различие. В первом – любовь к своей стране, во втором – ненависть ко всем другим»? | «Любовь к своей Родине – это не нечто отвлеченное; это – и любовь к своему городу, к своей местности, к памятникам ее культуры, гордость своей историей». (Д.С.Лихачев) | Надо быть патриотом, а не националистом. |
Может ли человек, эмигрировавший из страны, забыть свою Родину? | «Любовь к отеческим гробам, любовь к родному пепелищу…» (А.С.Пушкин) | Родина в сердце каждого. |
Можно ли патриота назвать националистом? | «С чего начинается Родина?» (Вениамин Баснер) | Истоки любви к Родине – в детстве |
Может ли человек жить без Родины? | «Не будет корней в родной местности, в родной стране – будет много людей, похожих на степное растение перекати-поле» (Д.С.Лихачев) | |
Мудрые мысли о любви к родине
А.Фадеев. Мы любим отечество, это воздух, которым мы дышим.
А.Н.Толстой. Патриотизм — это не значит только одна любовь к своей родине. Это гораздо больше... Это — сознание своей неотъемлемости от родины и неотъемлемое переживание вместе с ней ее счастливых и ее несчастных дней.
Фрэнсис Бэкон. Любовь к родине начинается с семьи.
В. Дворянсков. Родина! Она всегда прекрасна. И в осеннем пламени лесов, и в снежном январском раздолье, и в первых весенних цветах, и в золотом разливе хлебных полей!
А.И. Куприн. Родина - это первая испытанная ласка, первая сознательная мысль, осенившая голову, это запах воздуха деревьев, цветов и полей, первые игры, песни и танцы… Это последовательные впечатления бытия, детства, отрочества, юности, молодости и зрелости.
В. Пекелис. Любовь к Отечеству - это готовность защищать его независимость. Из этого складывается патриотизм - чувство великое, необходимое, прекрасное. Оно вбирает в себя любовь к Родине, преданность ей, стремление своими делами служить её интересам.
Н. Карамзин. Родина мила сердцу не местными красотами, а пленительными воспоминаниями.
Л. Леонов. Ты не один в этой огневой буре русский человек. С вершин истории смотрят на тебя песенный наш Ермак, и мудрый Минин, и русский лев Александр Суворов, и славный, Пушкиным воспетый мастеровой Пётр Первый, и Пересвет с Ослябей, что первыми пали в Куликовском бою. В трудную минуту спроси у них, этих строгих русских людей, что по крохам собирали нашу родину, и они подскажут тебе, как поступить, даже оставшись в одиночку среди вражьего множества. С каким мужеством они служили ей!… И куда бы ни отправлялись за далёкие рубежи, кланялись в пояс родимой, и был им слаще мёду горький, полынный прах её дорог.
И пригоршню родной землицы, зашитую в ладанку, уносили на чужбину, как благословенье матери, на груди. И где бы ни оказался веленьем истории русский человек, сердце его, как стрелка компаса, неуклонно бывало устремлено в одном заветном направлении, в сторону России. И чистые рубахи надевали перед смертным подвигом, идя на воинскую страду, как на светлый праздник. Тем и была крепка, тем и стояла столетья русская земля.
М. Шолохов. Милая, светлая Родина! Вся наша безграничная любовь - тебе, все наши помыслы с тобой»
И.С.Тургенев (слова Лежнева, героя романа «Рудин»). «Россия без каждого из нас обойтись может, но никто из нас без нее не может обойтись. Горе тому, кто это думает; двойное горе тому, кто действительно без нее обходится».
ПРОСТРАНСТВО ЛЮБВИ К ДЕНЬГАМ И КАРЬЕРЕ
Любовь к деньгам и карьере |
Неужели за деньги можно купить всё? | Ставя себе задачей карьеру или приобретательство, человек испытывает гораздо больше огорчений, чем радостей, и рискует потерять всё (Д.С.Лихачёв) | Взбираясь на вершину Олимпа, трудно остаться человеком |
Что такое карьера и как она меняет характер человека? | | Служение Отечеству тоже карьера |
Взаимосвязаны ли любовь к профессии и стремление к карьерному росту? | | |
Мудрые мысли о деньгах
Бенджамин Франклин. Кто утверждает, что деньги могут сделать все, вполне вероятно, сам может сделать все ради денег.
Фрэнсис Бэкон. Богатство очень хорошо, когда оно служит нам, и очень плохо – когда повелевает нами.
Уильям Биллингс. За деньги можно, конечно, купить очаровательного пса, но никакие деньги не заставят его радостно вилять хвостом.
Вальтер Скотт. Золото убило больше душ, чем железо – тел.
Ремарк. Деньги портят характер.
Сенека. Деньгами надо управлять, а не служить им.
Список использованной литературы
Беляева Н.В. Итоговое сочинение: типичные ошибки и пути их преодоления.- М.: Просвещение, 2015.- 32с.
Сенина Н.А. Русский язык. ЕГЭ-2010. Вступительные испытания: Учебно-методическое пособие. – Ростов н/Д.: Легион, 2010. – 495 с.
Суязова И.А. В помощь выпускникам. Зимнее сочинение. – Воронеж, 2015. - 56с.
Интернет-ресурсы:
http://elhow.ru/ucheba/literatura/kak-pravilno-pisat-sochinenie
http://kakimenno.ru/obrazovanie-i-nauka/srednee-obrazovanie/616-kak-nauchitsya-pisat-sochineniya.html
http://www.publiclibrary.ru/readers/otlichnik/learn-kak-napisat-sochinenie.htm
24