РЕЧЕВАЯ
разминка
Речевая разминка включает
- Дыхательную гимнастику
- Упражнения на развитие речевого аппарата (артикуляционные)
- Упражнения на развитие четкого произношения (дикцию)
- Упражнения, развивающие навыки интонирования (интонационные)
Рекомендации по проведению речевой разминки
- Речевую разминку следует проводить систематически в начале урока (настроить на восприятие нового материала), в середине урока (изменить вид деятельности) или в конце урока (если дети утомлены).
- На проведение РЗ не следует затрачивать более 5 минут одного урока, целесообразно делить её выполнение на части (по пунктам).
- Целесообразно использовать игровые формы при выполнении некоторых заданий, элемент соревнования: кто быстрее проговорит скороговорки, кто убедительнее докажет свою точку зрения и т.д.
Методика проведения речевой разминки
- Учитель показывает на одном-двух примерах, как выполнять задание (или произносит все слова, если это требуется)
- Ученики хором, индивидуально или в паре выполняют задание.
- Учитель обсуждает с детьми, как они выполнили работу. Желательно развивать навыки самооценки.
- Полезно, чтобы в анализе ответов участвовало своеобразное жюри (3-4 ученика), назначенное учителем для мотивированной оценки ответов.
Правила
здорового голоса
1. Стараться как можно реже простужаться. В холодное время года носите теплые шарфы, в течение дня пейте негазированную воду комнатной температуры.
2. Если простудились, необходимо как можно чаще полоскать горло отваром ромашки, календулы, шалфея, мяты, коры дуба, черным или зеленым чаем. Полоскание горла водой с содой для людей, следящих за своим голосом, категорически не подходит. Сода разрыхляет тонкую слизистую гортани.
3.Утром ни в коем случае не начинайте сразу говорить.
4. Делайте ежедневно дыхательную гимнастику.
5. Соблюдайте голосовую диету. Людям, следящим за своим голосом, категорически нельзя употреблять газированные напитки.
Нельзя есть и пить слишком горячее. Кофе и чай следует пить с молоком. Непосредственно перед выступлением забудьте на сутки об орехах, семечках, шоколаде и вообще обо всем сладком — от всего этого усиливается слюноотделение.
Избегайте чрезмерной усталости и напряжения, держа мышцы шеи и плеч расслабленными. Спокойный голос исходит только из спокойного тела. Напряженное тело приводит в напряжение голосовые связки.
Продолжительное форсированное использование голоса требует длительного отдыха — молчания.
Держите осанку!!! Хорошая осанка — это симметричное расположение частей тела относительно позвоночника. При этом надо помнить, что низ живота и ягодицы должны быть всегда подтянуты.
У людей со сгорбленной спиной, пережатой диафрагмой и нераскрытыми плечами никогда не может быть по-настоящему красивого голоса.
Проверка и постановка осанки
1 . Встаньте ровно, попружиньте ногами. Обхватите локти ладонями за спиной. Это упражнение хорошо выполнять утром, перед дыхательной гимнастикой.
2. Соедините ладони за спиной и протяните их как можно выше вверх по позвоночнику.
3. Третий способ. Встаньте ровно. Расправьте плечи. А теперь поднимите плечи как можно выше вверх, до ушей. Затем отведите как можно дальше назад. И сбросьте. Понравилось? Очень приятное упражнение! Его необходимо делать не менее четырех раз.
Осознавайте свою позу, осанку. Развивайте в себе привычку определять свою осанку, выполняя повседневные дела. Спрашивайте себя: «Сутулюсь ли я? Напрягаю ли я шею? Поднимаю ли плечи без надобности?..» Думайте об осанке!
Исходное положение : сидя, ноги вместе, руки держатся за стул. На вдохе необходимо приподнять колени.
На выдохе опустить ноги на пол.
При каждом движении следует мысленно вести счет,
который будет фиксировать объем выдыхаемого воздуха.
Конкретно для этого упражнения на начальном этапе
достаточно на счет «три» опускать ноги, в дальнейшем
стараться продолжить счет до двенадцати при условии
свободы мышц плечевого пояса. То есть при подъеме ног считаем про себя: «Раз, два, три». Затем, опуская ноги: «Раз, два, три».
В конце счета руки свободно висят, необходимо сделать паузу для отдыха, после которой повторить упражнение 4–6 раз.
Данное упражнение укрепляет мышцы живота, диафрагмы и поясничные мышцы.
Диагностика голоса. Задание на интонирование
(повышение и понижение тона голоса).
Блок — король и маг порока.
Рок и боль венчают Блока.
1. Прочитайте это стихотворение в среднем темпе, постепенно, от слова к слову, повышая тон голоса. Для этого первые слова вам необходимо произносить на самом низком тоне, на который вы способны. Последние слова должны прозвучать максимально высоко.
2. А теперь пойдем в обратную сторону. От слова к слову будем понижать тон голоса. Начинаем с самого высокого, на который способны, а заканчиваем самым низким.
Как ваше состояние? Что вы чувствуете? Удалось ли сделать диапазон от самого низкого к самому высокому большим? Или звуки в итоге практически не отличались друг от друга? В идеале каждое слово должно получиться на шаг, ступеньку выше, а затем ниже, как в пении по нотам.
Диагностика голоса.
1. Произнесите фразу «Какой чудесный день» пять раз громко, пять раз тихо, затем три раза громко, три раза тихо, затем один раз громко и один раз тихо.
2. Произнесите эту фразу: низко/высоко так же, по схеме 5–3–1.
3. Произнесите эту фразу: медленно/быстро по схеме 5–3–1.
4. Произнесите эту фразу: с паузами/без пауз по схеме 5–3–1.
5. Расслабьтесь, похлопайте себя по щекам и своим голосом скажите: «Какая я молодец!»
Дыхательная
гимнастика
Основной комплекс
- Глубокий вдох носом и резкий выдох через рот. 4-8 раз.
- Резкий, шумный, короткий (как хлопок в ладоши) вдох носом, шмыгающий так, чтобы слипались крылья носа и глубокий теплый выдох через рот. 4-8 раз.
- Двойной вдох – двойной выдох. 4-8 раз.
- Вдох – пауза, ещё один вдох – пауза. После этого медленный, спокойный выдох – пауза, ещё выдох – пауза. 4-8 раз
«Любимый цветок» — упражнение на медленный вдох. Представьте, что перед вами цветок с неповторимым ароматом. Медленно, спокойно, глубоко вдыхайте этот аромат. Во время вдоха не забывайте о плечах — они должны быть в покое, не поднимайте их вместе с вдохом. Помните и о том, что дышать нужно полным, диафрагменным дыханием. Когда вы ощутите работу диафрагмы при глубоком вдохе, перенесите внимание на ровный, спокойный и длительный выдох.
Упражнение «Выдох через соломинку» позволяет приобрести необходимую опору для звука – «речевой пояс».
Представьте себе, что вы выдыхаете воздух через тонкую соломинку: губы собрали «хоботком», выдыхаете с усилием, так что начинает ощущаться движение мышц брюшной полости и спины. Продолжая выдыхать «через соломинку», напойте свою любимую мелодию, чтобы еще сильнее активизировать мышцы диафрагмы и брюшной полости.
артикуляционная
гимнастика
Гимнастика для губ.
1. Приятное и весьма эффективное упражнение: собрать губы в трубочку, поставить «точку», затем растянуть губы в улыбку. 6–8 раз.
2. Собранные в трубочку губы передвинуть вправо, потом вернуть в исходное положение, затем то же самое влево.
3. Собранные в трубочку губы — вверх — исходное положение — вниз — исходное положение.
4. Собранные в трубочку губы провести по кругу по часовой стрелке 6–8 раз, потом в обратную сторону также 6–8 раз.
5. «Дудочка». С напряжением вытянуть вперед губы, зубы сомкнуты. Подудеть «у-у-у-у-у-у».
6. «Заборчик». Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы. Повторить 6–8 раз.
7. «Слоник пьет». Вытянув вперед губы трубочкой, образовать «хобот слоника» и «набирать водичку», слегка при этом причмокивая.
Комплекс упражнений для тренировки мышц языка. Все упражнения желательно делать перед зеркалом по 8 раз.
1. Расслабьте язык полностью от корня до кончика — «толстый язык», — сразу превратите его в «острый», затем в «плоский». Меняйте поочередно и вразнобой положения языка, делая это сначала медленно, а потом все быстрее.
2. Образуйте языком «лопатку», превратите ее в «трубочку», потом сформируйте «чашечку».
3. Уберите язык в полость рта, зубы и губы сомкните, достаньте кончиком языка последние коренные зубы снизу слева, после расслабления — снизу справа. То же самое повторите для верхних зубов.
4. «Кисточка». Напишите кончиком языка перед собой в воздухе свое имя печатными буквами. Язык работает самостоятельно, без помощи губ, челюсти и тем более шеи.
5. Проведите языком по наружной стороне десен за сомкнутыми губами.
6. Растяните языком щеку как можно сильнее слева, потом справа.
7. Сделайте в воздухе «болтушку», сначала вертикально, потом горизонтально, добавив к движению языка звук, как это делали в детстве.
8. «Чистим зубы». Улыбнитесь, откройте рот, кончиком языка с внутренней стороны «почистите» поочередно нижние и верхние зубы.
11. «Месим тесто». Улыбнитесь, а затем пошлепайте языком между губами, произнося «пя-пя-пя-пя-пя». Потом покусайте кончик языка зубами. Чередуйте эти два движения по кругу 4–5 раз.
12. «Чашечка». Улыбнитесь, широко откройте рот, высуните широкий язык и придайте ему форму чашечки (т. е. слегка приподнимите кончик языка). Затем «чашечку» можно выдвинуть как можно дальше вперед.
13. «Маляр» . Губы в улыбке. Приоткрыв рот, кончиком языка погладьте, «покрасьте» верхнее нёбо, а затем по очереди верхнюю и нижнюю губы.
14. «Грибочек». Улыбнитесь, присосите широкий язык к верхнему нёбу. Задержите дыхание, а затем, выдохнув, повторите 6–8 раз.
15. «Лошадка». Приоткройте рот, вытяните губы. Сделайте язык острым и узким. Поцокайте кончиком языка, как цокают лошади копытами.
16. «Белочка». Поцокайте боковыми поверхностями языка, имитируя белочку.
17. «Кошка». Растяните губы в улыбке, приоткройте рот. Уприте кончик языка в нижние зубы. Выгните язык горкой, упираясь кончиком языка в нижние зубы. Затем прогните язык «чашечкой», имитируя кошку, которая выгибает спину сначала вверх, а потом вниз.
18. «Часики». Улыбнитесь, откройте рот. Кончик языка, как часовую стрелку, переводите из одного уголка рта в другой, отсчитывая секунды.
19. «Блинчик». Улыбнитесь и приоткройте рот. Положите широкий плоский язык на нижнюю губу. Повторите 6–8 раз.
20. «Вкусное варенье». Откройте рот, широким языком в форме «чашечки» поочередно оближите верхнюю и нижнюю губу, как бы наслаждаясь вкусом варенья.
Упражнения для выработки дикции
1. Произнесите медленно и отчетливо следующие слова и слоги на различение гласных звуков:
Анна, адрес, автор, астра, алгебра, нас, бал, мак, старт, рука, як, яр, яд, ягода, яма, Аня, Ася, альт, Альбина, Алиса.
Бок, вот, гость, горе, дождь, дом, зори, кот, комья, лом, мост, соль, лед, слезы, счет, Леня, тетя.
Утро, уголь, ум, узы, узник, зуб, лук, шум, клуб, труд, зовут, пишу, утюг, союз, юг, юла, юноша, юродивый, юмор, в среду, в непогоду.
Был — бил, выл — вил, мыл — Нил, тыл — тина, рысь — рис, пылать — пилить.
Бы — бэ, вы — вэ, гы — гэ, лы — лэ, мы — мэ, ны — нэ, пы — пэ, ры — рэ, ты — тэ, сы — сэ.
2. Произнесите на одном выдохе сочетания согласных. Сделайте это сначала, только артикулируя, беззвучно, потом шепотом и, наконец, отчетливо и громко:
Ба — бо — бу — бэ — би — бы
Ва — во — ву — вэ — ви — вы
Га — го — гу — гэ — ги — гы
Да — до — ду — дэ — ди — ды
Ка — ко — ку — кэ — ки — кы
Па — по — пу — пэ — пи — пы
Фа — фо — фу — фэ — фи — фы
Ха — хо — ху — хэ — хи — хы
Как научиться легко и правильно произносить любую, даже самую сложную, чистоговорку?
1. Следует переписать текст (например, «Бык-тупогуб, тупо-губенький бычок, у быка бела губа была тупа»).
2. Расставить ударения и сделать орфоэпическую запись:
[бык-тупагу́п, тупагу́б’ьн’къй быч’о́к, у быка́ б’и/ела́ губа́ была́ тупа́].
Затем медленно, отчетливо произнести каждое слово.
3. Затем сгруппировать слова в логические блоки (бык-тупогуб; тупогубенький бычок; у быка бела губа; была тупа) и произносить каждую группу слов очень медленно, ясно и отчетливо, делая упор, выделяя главное слово в блоке.
4. Когда группы слов станут произноситься легко, постараться говорить всю фразу на одном дыхании.
5. Теперь можно повторять скороговорку, варьируя ее части.
6. Добившись полной свободы, четкости, легкости произношения, можно ускорить темп до максимально быстрого.
1. Из-под куста, из-под подвыподверта зайчонок маленький изподподвыподвернулся.
2. Бык тупогуб, тупогубенький бычок; у быка бела губа была тупа.
3. Была у Фрола, Фролу на Лавра наврала, к Лавру пойдет, Лавру на Фрола наврет.
4. Цапля мокла, цапля сохла, цапля чахла, цапля сдохла.
5. Протокол про протокол протоколом запротоколировали.
6. Бесперспективняк. Жлобственничественность.
7. Стаффордширский терьер ретив, а черношерстный ризеншнауцер резв.
8. Ложечка моя — желобовыгибистая с переподвыподвертом.
9. Это колониализм? Нет, это не колониализм, а неоколониализм!
10. Деидеологизировали-деидеологизировали и додеидеологизировались.
Тренировка звучания вибрационный массаж
Упражнение «Стон» .
Сомкните губы, разомкните зубы. Представьте, что вам себя жалко или вас что-то беспокоит. Постоните. А теперь произнесите во время «стона» слоги с сонорными согласными:
ллла мм -ллло мм -ллу мм -ллэ мм -лли мм -ллы мм
нна мм -нно мм -нну мм -ннэ мм -нни мм -нны мм
рра мм -рро мм -рру мм -ррэ мм -рри мм -рры мм
Произносите гласные мягко. Рот открывается свободно на гласных звуках и сейчас же закрывается для «стона» на сонорных согласных.
Откроем еще один секрет настройки голоса и выработки объемного, бархатистого, наполненного обертонами звучания.
Давайте познакомимся с таким инструментом, как «штробАс». Штробас — это самый низкий регистр нашего голоса. По звучанию он похож на скрип двери. Кошка мурчит — она тоже издает штробас. Вспомните, кошка, мурча, вся при этом вибрирует. Штробас — это самое простое упражнение для расслабления гортани и голосовых складок, при его выполнении снимаются спазмы и напряжения. Штробас является лечебным.
В голос и речь всегда нужно добавлять немного штробаса.
Как же добавить этот штробас в голос? Нужно несколько минут говорить, так сказать, полностью на скрипе — обычно мы неосознанно делаем так утром, когда связки максимально расслаблены после сна. Попробуйте это сделать специально. «Поскрипите» минут пять, почувствуйте, как расслабляются шея, горло и связки.
Долго и протяжно тянем звук «м», после чего слитно, как одно слово, произносим на «стоне» фразу: «Мама мылом Милу мыла» . При произнесении фразы сливаем слова в одну непрерывную линию звучания: «мамамыломмилумыла».
Произносите гласные мягко. Рот открывается свободно на гласных звуках и сейчас же закрывается для «стона» на сонорных согласных.
Это и подобные ему упражнения подготавливают голосовой аппарат к фонации. В результате тренировок исчезает рефлекторный кашель, ощущение инородного тела в горле и значительно удлиняется выдох.
Включим в работу чистоговорку, очень подходящую для тренировки звучания на сонорных звуках.
М-М-М-Маланья-болтунья молоко болтала, выбалтывала, да так и не выболтала . (1-5 раз)
СКОРОСТЬ ПРОИЗНЕСЕНИЯ
Упражнение «Голосовой мячик».
Вместе с бросками мяча в пол повторяем «формулу гласных»: «а», «о», «у», «э», «и», «ы», обрамленных сначала сонорными, а потом взрывными согласными: «мам», «мом», «мум», «мэм», «мим», «мым», потом — «пап», «поп», «пуп», «пэп», «пип», «пып». С каждым броском ударение переносится на следующий слог. Ваша задача — проследить, чтобы звук-мяч достигал обозначенной цели, не был бы чрезмерно громким или тихим, наполнял бы все тело. Особенно часто встречаются ошибки, связанные с чрезмерным напряжением мышц шеи и ног.
«Колокола». Изменяйте регистры: от низкого, произнося «бом», до высокого — «бим» и заканчивая средним — «бам». Можно устроить целый хор колоколов, которые будут звучать с разной интенсивностью, громкостью и скоростью.
«Собачка». Запрокиньте голову назад и произносите «подлаивающие» звукосочетания «ау-ау-ау». Это можно делать то громче, то тише, то выше, то ниже, развивая способность к модуляции.
Твердо запомни, что прежде, чем слово начать в упражнении,
Следует клетку грудную расширить слегка и при этом
Низ живота подобрать для опоры дыхательной звуку.
Плечи во время дыхания должны быть в покое, недвижны.
Каждую строчку стихов говори на одном выдыханье
И проследи, чтобы грудь не сжималась в течение речи.
Чтенье окончив строки, не спеши с переходом к дальнейшей:
Выдержи паузу краткую в темпе стиха, в то же время
Воздуха часть добери, но лишь пользуясь нижним дыханьем.
Воздух сдержи на мгновенье, затем уже чтенье продолжи.
Чутко следи, чтобы каждое слово услышано было:
Помни о дикции ясной и чистой на звуках согласных;
Рот не ленись открывать, чтобы для голоса путь был свободен;
Голоса звук не глуши придыхательным тусклым оттенком
Голос и в тихом звучании должен хранить металличность.
Прежде чем брать упражненья на темп, высоту или громкость,
Нужно вниманье направить на ровность, устойчивость звука:
Пристально слушать, чтоб голос нигде не дрожал, не качался,
Выдох вести экономно — с расчетом на целую строчку.
Собранность, звонкость, полетность, устойчивость, медленность,
Плавность — вот что внимательным слухом сначала ищи в упражненье.
Для развития устойчивости голоса начинайте монотонно читать первую строку гекзаметра на средней высоте, затем, сделав добор воздуха, продолжайте читать вторую строку так же монотонно и на средней ноте, потом третью и т. д. Голос не должен быть ровным и на одной и той же ноте.
Для развития высоты голоса первую строку гекзаметра произнесите на самой низкой для вас ноте, вторую строчку — выше по тону, дойдя до самой высокой для вас ноты. Потом по гамме обратно.
Для развития силы голоса первую строку читайте шепотом, вторую — громче, третью — еще громче и т. д., но не кричите. Потом обратно до шепота.
Для развития темпа начинайте читать первую строку медленно, вторую — быстрее, третью — еще быстрее… Потом обратно.
Тренировка и развитие
творческих способностей
Что изображено на картинке?
Закончите фразы
Мой дом - это
Волнение - это
Радость - это
Парное упражнение «Сегодня вечером». Сидя друг напротив друга, в течение одной минуты участники придумывают как можно большее количество продолжений фразы «Сегодня вечером я буду…». Начало всегда одно и то же, а вот окончания разные — от вполне конкретных планов на вечер: приготовить ужин, помыть посуду, погулять с собакой — до самых невероятных: думать о будущем планеты, заниматься йогой или изучать каллиграфию. На каждого участника по минуте.
Ведомый подсчитывает количество фраз и следит, чтобы они не повторялись.
«Необычные слова». Возьмите за основу необычные, редко используемые, неизвестные вам слова. Например:
Аспартатаминотрансфераза
Змееяд
Эйнштейний
Пфаффиан
Кыштым
Цистерцианец
И придумайте историю на 1–1,5 минуты, где речь шла бы об этом слове. Или где так звали бы главного героя. Это должна быть небольшая, логически законченная история, которую было бы интересно узнать вашим слушателям.
«Спонтанная иллюстрация». Возьмите ручку и не задумываясь нарисуйте что-нибудь. Не имея никакого представления о том, что вы собираетесь сотворить, прижмите кончик карандаша или ручки к бумаге и дайте им свободно двигаться. Не думайте о том, что получится, — что выйдет, то и выйдет. Сделайте хотя бы пятнадцать рисунков. Что сотворил ваш карандаш?