СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Речевая разминка как средство обучения спонтанной речи

Категория: Немецкий язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В начале урока, чтобы преодолеть иноязычно-речевую скованность учащихся, нужно настроить учеников на общение, создать рабочий контакт, то есть осуществить речевую подготовку. Такая подготовка носит название "речевой разминки".В данной работе даны определения речевой разминки, речевой зарядки, приведены примеры организации начального этапа урока немецкого языка.

Просмотр содержимого документа
«Речевая разминка как средство обучения спонтанной речи»

Речевая разминка как средство обучения спонтанной речи















Подготовила: учитель немецкого языка МАОУ СОШ №26 г.Балаково Шайдурова Е.А.





















Каждый учитель знает, как важно уже при первом знакомстве учащихся с предметом пробудить интерес к его изучению, уйти от формальной зубрежки, внести в учебный процесс развлекательные элементы, активизировать познавательные мотивы обучения.

В этом отношении иностранный язык – особый предмет. Учащимся предстоит долгий путь усвоения чужого языка, и ещё очень нескоро они смогут уверенно применить полученные знания на практике, свободно прочитать выбранную по своему вкусу статью, книгу и получить подлинное удовлетворение от общения с иной языковой культурой. В ближайшей перспективе их ждет заучивание новых слов, работа со словарем, анализ грамматических конструкций…

Урок как организованная единица обучения длится 45 минут. Как цельное произведение структура урока включает начало, центральную часть и завершение. Каждая из названных частей выполняет присущую ей функцию, отражающую специфику предмета. Начало урока является одним из его важных этапов, во многом определяет успех всего урока. Задача учителя на этом этапе – сразу ввести обучаемых в атмосферу иностранного языка.

В начале урока обычно отмечается иноязычно-речевая скованность учащихся. Учителю важно постараться настроить учащихся на общение, создать рабочий контакт c как можно большим числом учащихся, то есть осуществить речевую подготовку. Подобная речевая подготовка носит традиционное название «речевой разминки».

С помощью речевой разминки можно «запустить урок», придавая занятию нужный ритм и психологический фон, соответствующий состоянию учащихся, мотивируя обучаемых на иноязычную речевую деятельность. Реализация речевой разминки преследует следующие цели:

- помочь учащимся войти в языковую среду после того, как они приходят на урок иностранного языка

- ввести учащихся в тему урока.

Если рассматривать терминологию, то выделяются два научных термина речевая разминка и речевая зарядка.

Речевая разминка – это этап урока, на котором осуществляется подготовка к изучению основного материала. Включает ответы на вопросы, предварительное обсуждение темы, игровые задания.

К задачам речевой разминки следует отнести:

-побуждение учащихся к говорению на иностранном языке

- настрой слухового и речевого аппарата учащихся на восприятие иноязычной речи

- актуализацию в речи учащихся изученного на предыдущих уроках языкового материала

-активизацию речевой деятельности с целью сохранения образов в долговременной памяти на основе новых ситуаций

-развитие спонтанной речи учащихся

Для определения содержания и выбора форм речевой разминки следует придерживаться следующих правил:

- разработать начало урока, способное вызвать у учащихся желание говорить на иностранном языке

- связать речевую разминку с задачами урока

-связать речевую разминку со всеми другими этапами урока.



Речевая зарядка — это совокупность игровых упражнений, которые предназначаются для активизации речевого общения на уроке, создания мотива для речевой деятельности, например, активизации вопросно-ответного взаимодействия, однотипных высказываний на предъявляемые стимулы. Но речевая зарядка включает в себя речевую деятельность и речевую интенцию.

Целью речевой зарядки будет организация речевой тренировки, речемыслительной деятельности, естественной обстановки общения.

Сформулируем задачи речевой зарядки: - вызвать у учащихся желание говорить на ИЯ; - настроить слуховой и речевой аппарат учащихся на иностранный язык;  - активизировать речевую деятельность с целью сохранения образов в долговременной памяти на основе новых ситуаций; - развивать спонтанную речь учащихся.

Содержание и форма речевой зарядки всегда будут зависеть от:

- цели урока; - ступени обучения; - уровня знаний учащихся; - учебного материала урока; - значимых для учащихся событий и новостей в мире, стране, школе; - особенностей физического и эмоционального состояния учащихся. При определении содержания и выбора форм речевой зарядки педагогу необходимо руководствоваться и учитывать следующие правила:

1. учитывать уровень владения языком;

2. придумать такое начало урока, чтобы вызвать у обучающихся стремление и желание говорить на ИЯ;

3. связать речевую зарядку с основными задачами занятия;

4. речевая зарядка, как правило, не должна занимать много времени (например, если это начало урока, то не более пяти минут);

5. помнить, что речевая зарядка, совершенно неподкрепленная последующим ходом урока, теряет смысл;

6. подготовить несколько образцов речевой зарядки, поскольку начало занятия может зависеть от определенных обстоятельств, а именно от эмоционального поведения учащихся, будь то усталость, пассивность или возбужденность.

Так какие же виды речевой зарядки чаще всего используются на уроках? Можно выделить несколько видов разминок в зависимости от целей и ступеней обучения: I. Одноцелевые (для актуализации конкретных знаний и умений) и многоцелевые разминки:

1. артикуляционные — направлены на правильную постановку отдельных звуков (непосредственно сами фонетические зарядки). - азбука в стихах (при знакомстве с буквами); - фонетические сказки для учащихся младшего возраста (при введении и отработке знаков транскрипции параллельно со знакомством с буквами); - скороговорки (Tongue Twisters — при отработке правил чтения); - подбор рифмующихся слов...

2. орфографические - направлены на закрепление правил чтения и орфографии. - скороговорки (Tongue Twisters); - заполнение пропущенных орфограмм или знаков транскрипции в словах; - подбор слов с данным звуком или орфограммой; - составление слова из данных букв (возможно одна лишняя); - написание слова к данной транскрипции; - анализ омонимов и паронимов...

3. грамматические — для поиска грамматических явлений и их объяснения. - анализ предложения; - анализ грамматической рифмовки (Grammar Rhymes — многоцелевой в том числе, т. к. лексика по теме урока может быть сопутствующей целью); - анализ рифмовки неправильных глаголов; - анализ Limericks с опорой на карикатуру (Past Simple); - чтение скороговорки (Tongue Twisters); - поиск явлений в отрывке из текста известной эстрадной песни (Song Lyrics); - аудирование грамматического явления и выделение его при помощи хлопков, цветных треугольников, совмещение физкультминуткой (встали-сели); - преобразование данного предложения; - считалочки.

4. лексические — на закрепление лексических единиц по данной теме - пословицы и поговорки; - рифмовки; - скороговорки (Tongue Twisters); - народное творчество (загадки (Riddles), краткие полезные рецепты, анекдоты (Jokes, Limericks); - аудирование слов и распределение их на смысловые столбики или заполнение коллажа...

Одноцелевые разминки могут включать в себя сопутствующие цели: работа над интонацией, выделение членов предложения и частей речи, знакомство с фольклором, сохранение мотивации через различные виды наглядности, воспитательная цель и т.п.

II. Комплексные (на развитие и закрепление речевых навыков) разминки:

речевая разминка - закрепление произносительных, лексических и грамматических навыков

- беседа учителя с классом или учащихся с товарищами по классу (игра “пинг-понг”, “журналист”) по теме пройденного урока;

- толкование пословиц (Proverbs), цитат (Quotations)

- работа со значением разговорника);

- толкование значения слова или пословицы;

- подбор синонима, антонима;

- нахождение лишнего или общего слова;

- употребление слова в контексте;

- преобразование начальной формы слова в контексте;

- перифраз...

Таким образом, можно сказать, что Речевая разминка и речевая зарядка важные виды активной учебной деятельности, способствующей повышению интереса к изучению иностранного языка и развитие спонтанной речи. Особенно если речь идет о начале урока, когда необходимо создать рабочий контакт как можно с большим числом учащихся, то есть осуществить речевую подготовку естественным путем. Следовательно, благодаря многообразию форм речевых зарядок или разминок, преподаватель решает целый комплекс задач: обеспечивает контроль знаний; повышает мотивацию; избегает стереотипов; решает воспитательные задачи и самое главное развивает у учащихся неподготовленную спонтанную речь.

Речевая деятельность. Активный, целенаправленный, опосредованный языковой системой и обусловленный ситуацией общения процесс передачи и приема сообщений.

Речевая деятельность — общее понятие для обозначения явлений, относящихся к порождению речи и ее восприятию, к процессам говорения и слушания, к результату деятельности, выраженному в форме высказывания, дискурса, текста. Речевая деятельность — это процесс реализации мысли в слове.

Речевая интенция (от лат. intentio — стремление). Намерение говорящего выразить некий коммуникативно-значимый смысл с помощью речевых средств, т. е. осуществить речевой акт. В основе Речевой интенции лежат мотив и цель, побуждающий фактор речевого действия, а также значение речевого высказывания.

Нестандартное, интересное, увлекательное начало урока повышает эффективность урока, развивает и поддерживает интерес учащихся к изучению немецкого языка. Процедура вхождения в урок может быть разной в зависимости от возраста учащихся, от темы урока, времени года, настроения, условий проведения урока. Речевые зарядки не только настраивают учащихся на урок, но помогают закрепить грамматический материал. В своей работе я использую некоторые приемы и методы, рекомендуемые немецкими коллегами.



Вариант первый. Выяснение настроения учеников на урок: Wie geht”s?“, „Hast du gute Stimmung?“, „Wie ist die Farbe deiner Stimmung?”, „Bist du bei guter Laune?»

Для того, чтобы «разговорить», детей я предлагаю им закончить предложение, отвечая на вопрос:

1.„Was machst du gewöhnlich,
wenn du schlechte Stimmung hast,
wenn es regnet,
wenn du kein Geld hast,
wenn du bei schlechter Laune bist,
wenn man dich kränkt,
wenn man dich lobt,
wenn man dich tadelt,
wenn du einen unangenehmen Menschen begegnest,
wenn…

Такая речевая зарядка помогает закрепить придаточные условные.

2. Для закрепления Konjunktiv я провожу интересные упражнения «Представь, если бы…».

  1. Stell dir vor: es gäbe Schule und niemand ginge hin.

  2. Wenn es keine Schule gäbe, würde ich………….. (schlafen).

  3. Wenn ich Schuldirektor wäre, würde ich…………..(machen). 

Вариант второй. Для повторения, расширения лексического и грамматического материалов я использую следующие речевые упражнения:

1. Nenne Dinge, die du magst,

die du nicht magst. Erkläre, warum?

2. Wer bildet die längste Wortkette? Кто образует самую длинную цепочку слов.

Beispiel: Haus –Stadt- Tasse- Ende ……

3. Je länger, desto besser. Чем длиннее, тем лучше. На доске пишется короткое предложение, например: Meine Schwester verreist. Необходимо увеличить предложение, добавляя одно слово. Работу можно выполнить по цепочке или в группах.

Meine Schwester verreist. Meine Schwester verreist nach Japan. Meine Schwester verreist jeden Sommer nach Japan. Meine liebe Schwester verreist jeden Sommer nach Japan. Meine liebe Schwester verreist jeden heißen Sommer nach Japan……..

4. Weil…,weil….,weil…! На доске написано предложение- утверждение. Нужно обосновать утверждение, отвечая на вопрос- почему?

Viktor hat die Hausaufgaben nicht gemacht. Warum?

Anna lädt ihre Freundin zum Essen ein, aber die kommt nicht. Warum?

Dein Freund hat schlechte Stimmung. Warum?

5. Wie ist es richtig?

Der Bauer malt die Bilder, der Maler pflügt die Felder.

Der Bäcker näht die Kleider, Brote bäckt der Schneider.

Der Hund miaut, die Katze bellt,

der Apfel von dem Kirschbaum fällt.

Der Ball hat vier Ecken, der Würfel ist rund,

Der Himmel ist grün, und die Sonne ist bunt.

6.Bedeutsame Unterschiede. Многозначительные различия.

Er liebt sie nicht. (Er liebt, sie nicht.)

Er liebt sie nicht. ( Er liebt sie nicht.)

Peter mein Bruder und ich fahren zum Zelten.( Peter ,mein Bruder ,und ich fahren zum Zelten.)

Peter mein Bruder und ich fahren zum Zelten. (Peter, mein Bruder und ich fahren zum Zelten.)

Nach links nicht nach rechts sollst du gehen! (Nach links nicht, nach rechts sollst du gehen!)

Nach links nicht nach rechts sollst du gehen! (Nach links, nicht nach rechts sollst du gehen!)

Вариант третий. Упражнения для закрепления степеней сравнения прилагательных.

1. Rätselhaftes. Ratet schnell . Es gibt viele Lösungen!

Was ist tiefer als ein Fluß?

Was ist härter als die Nuß?

Was ist höher als ein Haus?

Was ist kleiner als die Maus?

Was ist schneller als ein Zug?

Was ist schärfer als ein Pflug?

Was ist größer als die Gans?

Rate mal, mein lieber Hans.

(das Meer, der Truthahn, das Flugzeug, die Rakete, das Messer, der Wurm, die Schnecke, das Schloß, der Turm, der Stein, der Stahl, der See).

2. Модельный текст

Meine Mutter ist fleissiger als ich, Meine …….. ist ……als ich,

Meine Schwester ist schöner als ich, Meine …….. ist ……als ich,

Mein Vater ist klüger als ich, Mein ……… ist …… als ich,



Mein Bruder ist stärker als ich, Mein ……… ist ……als ich,

Mein Opa ist tapferer als ich, Mein ……….ist …….als ich,

Meine Oma ist optimistischer als ich. Meine……… ist ….. als ich.

Aber ich bin am lustigsten, Aber ich bin ….............,

deshalb liebt mich die ganze Familie deshalb liebt mich die ganze Familie!















Вариант четвертый. Игра является перспективной формой обучения, так как она способствует созданию благоприятного психологического климата на уроке. Применение игр на уроках повышает эффективность учебного процесса, помогает сохранить интерес учащихся к изучаемому предмету на всех этапах обучения.

Игра - не только важнейший элемент в процессе познания младших школьников, но и необходимый вид деятельности для подростков и старшеклассников. Именно поэтому я включаю в свои уроки игровые моменты. Подбор игр зависит от возраста и способностей детей.

1. Игра «Немое кино».

Я использую игру для закрепления глаголов. 1.Учитель показывает действия (что-то делает), а учащиеся озвучивают эти действия.

2.Или учитель ведет рассказ (что-либо рассказывает), а учащиеся изображают действие рассказа.

Z.B. 1) для закрепления лексики по теме «Мой режим дня» в 6 классе. Один ученик показывает, что он делает (режим дня), другой описывает его действия; 2) для закрепления лексики в 6 классе по теме « Помощь по дому».

2. Игра «Что ты сейчас делаешь?». Я использую для закрепления спряжения глаголов в 5 – 6 классах. Диалог брата и сестры.

Сестра сидит, учит уроки и наизусть повторяет спряжения глаголов. Входит брат, спрашивает: Was machst du jetzt?

Сестра: ich mache; du machst; er, sie, es macht; wir……

Брат: Lernst du neue Wörter?

Сестра: ich lerne; du lernst; er, sie, es lernt; wir………

Брат: Liest du den Text?

Сестра: ich lese; du liest; er, sie, es liest; wir lesen……..

3. Игры в картинках. Я применяю для закрепления склонения имен существительных.

1. Задания по группам: нарисовать цветок, домик, человека, животное и т.д. Расспросить: „Was hast du gemalt? Wen hast du gemalt? и т. Д.

2. Работа в парах. Первый ученик получает готовый рисунок и диктует своему напарнику, что ему нужно нарисовать.

Ученик 1: Male den Baum !

Ученик 2: Ich male den Baum.и т.д.

3. Работа класс – ученик. Всему классу показать картину. А один ученик, отвернувшись к доске, должен нарисовать то, что скажут дети. Свои действия ученик комментирует.

4. Работа в группе и ученик – ученик. Все учащиеся получают одинаковые картинки и только у двоих две одинаковые. Надо найти себе пару.

Например, нарисованы домики. Учащиеся спрашивают:

Hast du ein Haus?

Ist das Haus mit zwei Fenstern?

Sind die Fenster blau?..........

5. Коллективный рассказ. Учитель показывает часть рисунка или картины, а все учащиеся додумывают (составляют коллективный рассказ).

4. Игру «Ищу партнера» я использую для закрепления Infinitiv mit zu.

Jeder Schüler bekommt einen Zettel mit einer Möglichkeit der Freizeitgestaltung. Der Spielleiter kommt zu jedem der Reihe nach und macht einen Vorschlag.

Ich schlage vor, ins Kino zu gehen; ins Theater zu gehen; spazieren zu gehen…….

Es tut mir leid, aber ich bin gegen das Kino.

Ich habe Lust , Bücherausstellung zu besuchen; ins Theater zu gehen, spazieren zu gehen……

Es tut mir leid, aber ich bin gegen das Kino.

Вариант пятый. Задания на развитие мышления, воображения.

  1. Sie sind Detektiv. Sie müssen nach dem Foto alles über den Menschen erzählen. (Beruf, Hobby, Sprache, Charakterzüge……)

  2. Es wird ein Film über unsere Klasse gedreht. Eine Episode heisst «Bekanntschaft». Spielen Sie diese Episode.

  3. Stellen Sie das Porträt eines idealen Mannes, einer idealen Frau zusammen.

  4. Ihr Mitschüler beklagt sich über…..Beruhigen Sie ihn bitte. Ihre Ratschläge.

  5. Inszenieren Sie das Gespräch, wobei die Verkäuferin einmal gleichgültig und unfreundlich und ein anderes Mal freundlich sein muss.

  6. «Kleine Kinder - kleine Sorgen, grosse Kinder - grosse Sorgen» sagt der Volksmund. Beweisen Sie die Richtigkeit dieses Sprichwortes.

  7. Der Volksmund sagt: «Der Apfel fällt nicht weit vom Stamm». Stimmt es. Drücken Sie Ihre Meinung aus.

  8. Begründen Sie bitte die These, dass ein Lehrer am Anfang all des Wissens und Könnens steht.

  9. Ihre Meinung bitte. Was bedeutet für Sie solcher Begriff: «Meine Welt ist mein Zuhause». Was bringt Ihnen Ihr Zuhause.

  10. Bestellen Sie dem Maler ein Porträt des Menschen mit einem modernen Beruf. Erzählen Sie dem Maler alles über diese Person. Machen Sie es möglichst emotionell.

  11. Der Rektor der Schule fährt ins Ausland und braucht eine Dolmetscherin. Empfehlen Sie ihm N…..

  12. Sie sind die Eltern. Ihre Kinder kommen nach der Schule nach Hause. Fragen Sie aus, was sie in der Schule machen.

Вариант шестой. В старших 9-х, 10-х, 11-х классах часто я начинаю урок с обсуждения-рассуждения, высказывания собственного мнения к высказываниям великих людей или известным изречениям, пословицам. Например:

  1. „Ein Buch muss die Axt sein für das gefrorene Meer in uns“.

  2. „Nur wer sich nicht bewegt spürt seine Fesseln nicht“.

  3. „Das Gesicht wurde dir geschenkt, lachen musst du selber“.

  4. „Nicht im Geld liegt das Glück“.

Все методические приемы, применяемые мною, направлены на развитие не только языковых, речевых, но и творческих, изобретательных способностей учащихся. Главная задача учителя при обучении иностранному языку увлечь, научить, развить.





Informationsquellen:



1.aneks.spb.ru/.../rechevaia-zariadka-na-urokakh-angliiskogo-iazyka.html

Коротаева Юлия Владимировна, учитель английского языка ГБОУ гимназии №343 Невского района Санкт-Петербурга

2. Изжогина Т.И., Бортников С.А. Игры для обучения английскому языку. Начальная школа. – Ростов н/Д: изд-во “Феникс”, 2004. – 128 с. (Серия “Учение с увлечением”.)

2) Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам.) – М.: Издательство ИКАР. Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин, 2009.

3) Malcolm Mann, Steve Taylore-Knowles, Elena Klekovkina. Учебное пособие для подготовки к ЕГЭ по английскому языку: Говорение. Аудирование. – Macmillan Publishers Limited, 2006.

Joomla SEF URLs by Artio






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!