Речевая разминка 1.
Тема: Вводный. Знакомство с учебником
— Прочитайте стихотворение самостоятельно.
Первый раз в первый класс
Вот и осень на дворе,
Птицы к югу полетели —
Значит, время детворе
Книжки складывать в портфели.
В первый раз заходят в класс
Первоклашки-новоселы.
Оторвать не могут глаз
От просторной светлой школы.
Все за парты. Вот тетрадь.
Взяли в руки ручки смело...
Хватит бегать и играть,
Мы займемся взрослым делом!
Пусть нас спросят у доски —
Всем мы с гордостью ответим:
МЫ ТЕПЕРЬ УЧЕНИКИ,
А НЕ МАЛЕНЬКИЕ ДЕТИ!
Т. Бокова
— Прочитаем стихотворение все вместе в медленном темпе.
— Какие чувства, мысли возникли у вас при чтении? (Учащиеся делятся своими впечатлениями.)
— Прочитайте с интонацией удивления (с интонацией раздражения; с интонацией восхищения; весело; утвердительно).
— А сейчас прочитайте выразительно стихотворение.
Кто чему научится
Чему первым делом
Научится кошка?
— Хватать!
Чему первым делом
Научится птица?
— Летать!
Чему первым делом
Научится школьник?
—Читать!
В. Берестов
— Автор считает, что школьник научится читать. Но вы уже научились читать, знаете все буквы. Как вы думаете, что это значит: уметь читать? (Ответы детей.)
— Чему мы будем учиться на уроках?
— Определите тему и цели урока.
Речевая разминка 2.
Тема: Б. Горбачевский. Первопечатник Иван Федоров
- Ребята, мне бы хотелось начать наш урок с загадки. Прочитайте ее медленно, попробуйте отгадать.
Страну чудес откроем мы
И встретимся с героями
В строчках на листочках,
Где много букв и точек. (Книга.)
— Как в загадке названа книга? (Страна чудес.)
— Прочитайте загадку выразительно.
Речевая разминка 3.
Тема: Первая «Азбука» Ивана Федорова. Наставления Библии
— Прочитайте медленно жужжащим способом.
Книга — учитель,
Книга — наставник,
Книга — близкий товарищ и друг.
Ум, как ручей, высыхает и старится,
Если ты выпустишь книгу из рук.
Бедным считайте такое жилище,
Где вся забота — набить бы живот,
Где калорийная вкусная пища
Пищу духовную не признает.
Книга — советчик,
Книга — разведчик,
Книга — активный борец и боец,
Книга — нетленная память и вечность,
Спутник планеты Земля, наконец...
В. Боков
— О чем это стихотворение?
— Какие главные мысли в нем заключены?
— Как автор называет книгу?
Речевая разминка 4.
Тема: Жизнь дана на добрые дела. Введение в содержание раздела. Работа с выставкой книг
— Прочитайте стихотворение.
А разве друга надо звать,
Когда темно в пути,
Когда дороги не узнать
И нету сил идти?
Когда беда со всех сторон,
Когда при солнце — ночь,
Да разве не увидит он,
Не ринется помочь?
Ведь он не сможет есть и спать,
Когда такое вдруг!
Но... если друга надо звать —
То вряд ли это друг...
В. Ватулко
— Подумайте, как его можно озаглавить. («О настоящем друге», «О друге», «Дружба».)
— Прочитайте стихотворение медленно.
— Начните читать медленно и постепенно ускоряйте темп.
— Начните чтите читать быстро и постепенно замедляйте темп.
— Прочитайте скороговоркой.
— Прочитайте выразительно.
Речевая разминка 5.
Тема: Пословицы разных народов о человеке и его делах
— Прочитайте пословицу, записанную на доске. Объясните ее смысл.
Чему смолоду не научился, того и под старость не будешь знать.
— Прочитайте орфографически и орфоэпически.
— Прочитайте с ускорением (с замедлением; с грустью; выразительно).
Речевая разминка 6.
Тема: В.И.Даль. Пословицы и поговорки русского народа
— Прочитайте отрывок из стихотворения.
Всему название дано —
И зверю, и предмету.
Вещей вокруг полным-полно,
А безымянных нету!
И все, что может видеть глаз
Над нами и под нами,
И все, что в памяти у нас,
Означено словами.
Они слышны и здесь и там,
На улице и дома:
Одно — давно привычно нам,
Другое — незнакомо...
А. Шибаев
— Как бы вы назвали это стихотворение? (Авторское название — «Слова, слова, слова».)
— Как вы понимаете слово безымянных? (Без имен, без названия.)
— Прочитайте с ускорением (с замедлением; с грустью; сердито; весело).
— Прочитайте выразительно.
Речевая разминка 7.
Тема: Н. Носов «Огурцы». Характеристика героя
Хоть мама еще
Не вернулась с работы,
Нетрудно узнать
Ее думы-заботы:
«Вернусь —
Хорошо бы пошить, почитать,
Да надо
С уборкой возиться опять».
Стать добрым волшебником
Ну-ка попробуй!
Тут хитрости
Вовсе не нужно особой:
Понять и исполнить желанья другого —
Одно удовольствие, честное слово!
С. Погореловский
— Прочитайте отрывок из стихотворения способом «птичий базар».
— У меня пропущен отрывок, который обозначен многоточием. Как вы думаете, о чем может быть пропущенная часть? Бываете ли вы добрыми волшебниками дома?
(Учащиеся рассказывают, как они помогают маме.)
— Прочитаем отрывок из стихотворения Сергея Погореловского «Попробуй волшебником стать» еще раз. Вы читаете хором выразительно первую часть, написанную на доске, я — пропущенную, и конец — снова вы все вместе.
(Учитель читает пропущенную часть.)
И ты совершаешь
Веселое чудо:
Ковер засверкал,
Засияла посуда!
И ахнула мама,
Вернувшись домой:
— Да это как в сказке!
Волшебник ты мой!
Речевая разминка 8.
Тема: Создание рассказа по аналогии на тему «Что такое добро»
— Прочитайте стихотворение жужжащим способом.
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться и говорить:
— Доброе утро, солнце и птицы!
— Доброе утро улыбчивым лицам!
И каждый становится добрым, доверчивым,
Пусть доброе утро длится до вечера!
Когда по склонам вечной суеты
Бежать от неудач устанешь люто,
Направь шаги тропою доброты
И радость помоги найти кому-то.
И. Романов
— Прочитайте стихотворение с ускорением (с замедлением; скороговоркой).
Речевая разминка 9.
Тема: Составление отзыва о прочитанном произведении. Обсуждение отзыва в группе
— Прочитайте стихотворение жужжащим способом.
Мама усталой приходит домой.
Ну как же ей не помочь?
Себе говорю я: «Посуду помой
И вынеси мусор прочь,
Постель застели, — я себе говорю, —
Обед на плите разогрей».
И все потому, что я маму люблю.
Я жду. Пусть приходит скорей.
Г, Шестакова
— Прочитайте сначала медленно, четко проговаривая каждое слово, затем с ускорением (вопросительно; утвердительно; выразительно).
Речевая разминка 10.
Тема: М. Зощенко «Через тридцать лет». Поступок героя
— Прочитайте стихотворение жужжащим способом.
Вранье
У льва и тигра
Когти,
Как острые клинки.
У льва и тигра в пасти
Ужасные клыки.
А у вранья —
Ни пасти,
Ни спрятанных когтей,
Но в целом
Белом
Свете
Нет ничего страшней.
— Прочитайте сначала медленно, четко проговаривая каждое слово, затем с ускорением (вопросительно; утвердительно; выразительно).
Речевая разминка 11.
Тема: Самостоятельное чтение. Н. Носов «Трудная задача»
— Прочитайте стихотворение. Как бы вы его озаглавили?
Я сижу и чуть не плачу,
Вот так задали задачу:
У Антона яблок пять,
Надо два из них отнять.
Из задачника пример.
Составитель — изувер!
Он бы глянул на Антона:
Мышцы — словно из бетона,
Сам размером с каланчу...
Видно, двойку получу.
А. Сметанин
— Стихотворение это называется «Трудная задача». Как вы понимаете значение слово изувер? (Тот, кто проявляет крайнюю жестокость.)
— Как вы поняли смысл этого стихотворения? Над чем смеялись?
— Подходит ли оно к нашим юмористическим произведениям?
Речевая разминка 12.
Тема: Семейное чтение. Притчи
— Прочитайте стихотворение медленно. Чему учит нас автор?
Вежливость
Не груби, не задавайся —
Чаще людям улыбайся,
Помогай, когда сумеешь,
Быть внимательным старайся!
Помни: добрые поступки
Обязательно вернутся,
И к тебе другие люди
С добротою отнесутся!
— Прочитайте стихотворение шепотом (постепенно повышая голос; с ускорением; с замедлением; вопросительно; утвердительно; выразительно).
Речевая разминка 13.
Тема: Наш театр. В. Драгунский «Где это видано, где это слыхано…»
— Прочитайте самостоятельно стихотворение жужжащим споенном.
Я на коврике сидел
И кастрюлями гремел.
Прибежали мама с папой,
Дядя Федя с тетей Капой,
Все кастрюли отобрали,
Но они не ожидали,
Что припрятал я в углу
Сковородку и пилу.
Л. Яковлев
— Прочитайте стихотворение с интонацией удивления (с интонацией раздражения; вопросительно; утвердительно; весело, задорно; выразительно).
— О чем это стихотворение? Как вы поняли его содержание?
— Какие чувства испытывает автор?
Речевая разминка 14.
Тема: Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу
— Прочитайте стихотворение. Как бы вы его назвали?
Каждый хочет быть красивым,
На красивое смотреть,
И вполне возможно это -
Стоит только захотеть:
Присмотреться — и увидеть,
Потрудиться — и создать,
Жизнь свою самим стараться
Обновлять и украшать.
— Начните читать медленно и постепенно ускоряйте темп.
— Начните читать быстро и постепенно замедляйте темп.
— Начните читать шепотом и постепенно увеличивайте силу голоса.
— Начните читать громко и постепенно переходите на шепот.
— Прочитайте выразительно.
— Как вы поняли смысл пословицы «Жизнь дана на добрые дела»?
Речевая разминка 15.
Тема: Волшебная сказка. Введение в содержание раздела
В мире много сказок
Грустных и смешных,
И прожить на свете
Нам нельзя без них.
Лампа Аладдина,
В сказку нас веди,
Башмачок хрустальный, Помоги в пути!
Мальчик Чиполлино,
Мишка Винни-Пух -
Каждый нам в дороге
Настоящий друг.
Пусть герои сказок
Дарят нам тепло,
Пусть добро навеки
Побеждает зло.
— Прочитайте медленно (с ускорением; грустно; весело; выразительно).
— О чем это стихотворение?
Речевая разминка 16.
Тема: Русская сказка «Иван-царевич и Серый Волк». Особенности волшебной сказки
— Прочитайте жужжащим способом.
Аленушка, сестрица моя!
Выплынь, выплынь на бережок.
Костры горят высокие,
Котлы кипят чугунные,
Ножи точат булатные,
Хотят меня зарезати!
— Вам знакомы эти слова? Чьи они и откуда? (Их говорил козленочек из сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Он с берега реки звал свою сестрицу.)
(Учитель закрывает слова на доске.)
— Попробуйте прочитать их выразительно по памяти.
— Кто из вас помнит слова, которыми отвечала Аленушка? (Ах, братец мой Иванушка!/ Тяжел камень на дно тянет, / Шелкова трава ноги спутала, /Желты пески на груди легли.)
Речевая разминка 17.
Тема: В. Васнецов «Иван-царевич на Сером Волке». Рассказ по картине
— Прочитайте самостоятельно стихотворение.
Альбом для рисования
Все дети любят рисовать.
И каждый смело нарисует
Все, что его интересует.
Все вызывает интерес:
Далекий космос, ближнийлес,
Цветы, машины, сказки, пляски...
Все нарисуем!
Были б краски,
Да лист бумаги на столе,
Да мир в семье и на Земле.
В. Берестов
— Прочитайте жужжащим способом (медленно; начните читать медленно и постепенно ускоряйте темп; начните читать быстро и постепенно замедляйте темп; скороговоркой; выразительно).
Речевая разминка 18.
Тема: Русская сказка «Морозко». Пересказ
(На доске записана скороговорка.)
У нас на дворе-подворье погода размокропогодилась.
— Какое интересное слово есть в скороговорке? Что оно означает? (Размокропогодилась. Значит, стало слякотно.)
(Чтение с орфографическим проговором, затем с орфоэпическим проговором, в замедленном темпе.)
— Прочитайте скороговоркой.
Речевая разминка 19.
Тема: Семейное чтение. Русская сказка «Белая уточка». Смысл сказки. Пересказ
(На доске записана пословица.)
Кашу кушай, а сказку слушай: умом-разумом смекай да на ус мотай.
— Прочитайте жужжащим способом. Что это? (Это пословица.)
— Назовите знакомые части речи, которые здесь встретились. (Имя существительное: кашу, сказку, умом, разумом, ус. Глаголы: кушай, слушай, смекай, мотай. Союзы: а, да. Предлог: на.)
— Молодцы. А сейчас прочитайте эту пословицу, выделяя голосом глаголы, т. е. произнося их с силой, а остальные слова более спокойно. (Кашу кушай, а сказку слушай: умом- разумом смекай да на ус мотай.)
— А сейчас прочитайте, выделяя голосом имена существительные. (Кашу кушай, а сказку слушай: умом-разумом смекай да на ус мотай.)
— Прочитайте быстро.
— Прочитайте пословицу выразительно.
— Как вы понимаете смысл пословицы? (Сказки читать полезно. Мы можем многое узнать, читая их.)
Речевая разминка 20.
Тема: Семейное чтение. Русская сказка «Белая уточка». Смысл сказки. Пересказ
(На доске запись)
За горами, за лесами,
За широкими морями,
Против неба — на земле
Жил старик в одном селе.
У старинушки три сына:
Старший умный был детина,
Средний сын и так и сяк,
Младший вовсе был дурак.
— Прочитайте. Откуда эти строчки? (Из сказки П. Ершова «Конек-Горбунок».)
— Прочитайте, начиная читать шепотом, затем усиливайте голос.
— А сейчас наоборот: начиная громко, а потом все тише, закончив чтение шепотом.
— Попробуйте прочитать быстро, скороговоркой.
— А сейчас прочитайте выразительно, как бы вы читали маленьким детям.
Речевая разминка 21.
Тема: Русская сказка «По щучьему веленью». Наш театр
— Прочитайте и отгадайте загадки.
Уплетая калачи,
Ехал парень на печи.
Прокатился по деревне
И женился на царевне. (Емеля.)
Летом спит, зимой горит,
Пасть открывает,
Что дают — глотает. (Печь.)
— Прочитайте жужжащим способом (скороговоркой; выразительно).
Речевая разминка 22.
Тема: К. Паустовский «Барсучий нос». Особенности художественного текста
— Отгадайте загадку.
Там, где сосен сильный запах,
В чаще леса в тишине,
Положив на брюхо лапу,
Провожу зиму во сне. (Барсук.)
Прочитайте загадку медленно.
Какие слова и выражения помогли вам отгадать ее?
— Начните читать медленно и постепенно ускоряйте темп.
— Начните читать быстро и постепенно замедляйте темп.
— Прочитайте с раздражением (весело; с удивлением; с сожалением; с восхищением).
Речевая разминка 23.
Тема: К. Паустовский «Барсучий нос». Пересказ. Текст из энциклопедии «Барсук»
— Прочитайте стихотворение медленно.
Под березкой, на горе,
Спит барсук в своей норе.
А нора у барсука
Глубока-преглубока.
Барсуку тепло и сухо,
Целый день ласкает ухо
Шум березовых ветвей
Да сопение детей:
На подстилке крепко спят
Мальчики с усами
И от сытости сопят
Влажными носами...
Скрипнет ветка или сук —
Приоткроет глаз барсук,
Чутким ухом поведет,
Усмехнется и уснет:
Ведь нора у барсука Глубока...
Т. Белозеров
— Прочитайте вопросительно (утвердительно; сердито; весело; с ускорением; очень быстро).
Речевая разминка 24.
Тема: В. Берестов «Кошкин щенок». Особенности юмористического текста
— Прочитайте стихотворение.
Хорошие люди всегда благодарны
За службу, за верность, за радость для глаз.
Недаром же памятник есть сенбернару,
Что многих людей заблудившихся спас.
Разыскивал он их сквозь грозную вьюгу,
При жгучем морозе и в темную ночь,
Чтобы человеку — не брату, не другу, —
Как брату и другу, коль надо, помочь!
— За что люди благодарны собаке?
— Прочитайте стихотворение с удивлением (вопросительно; утвердительно; сердито; весело; выразительно).
Речевая разминка 25.
Тема: Б. Заходер «Вредный кот». Смысл названия стихотворения
— Прочитайте скороговорку жужжащим способом.
Рыла свинья, тупорыла, белорыла,
Полдвора рылом изрыла,
Вырыла, подрыла,
До норы не дорыла.
На то хавронье и рыло,
Чтобы она рыла.
—Как названа здесь свинья? Прочитайте только эти слова. (Свинья, тупорыла, белорыла, хавронья.)
— Прочитайте только глаголы. (Изрыла, вырыла, подрыла, не дорыла, рыла.)
— Прочитайте скороговорку вопросительно, выделяя голосом глаголы (также, но утвердительно; начав быстро, затем замедляя темп; с ускорением).
— А сейчас конкурс на самое быстрое прочтение скороговорки.
(Учащиеся читают скороговорку очень быстро.)
Речевая разминка 26.
Тема: В. Бианки «Приключения Муравьишки». Правда и вымысел в сказке В. Бианки. Создание текста по аналогии
Муравьи
Муравьев не нужно трогать:
Третий день в глуши лесов
Все идут, пройти не могут
Десять тысяч муравьев.
Как носильщик настоящий
С сундуком семьи своей,
Самый черный и блестящий,
Самый сильный муравей!
Настоящие вокзалы —
Муравейники в лесу:
В коридоры, двери, залы
Муравьи багаж несут!
Самый сильный, самый стойкий,
Муравей пришел уже
К замечательной постройке
В сорок восемь этажей.
О. Мандельштам
— Все ли понятно и правильно в стихотворении?
— Прочитайте шепотом (громко; с ускорением; начав быстро, затем замедляя темп; выразительно; скороговоркой).
Речевая разминка 27.
Тема: Тим Собакин «Песни бегемотов». Постановка вопросов к тексту стихотворения
— Прочитайте скороговорку самостоятельно.
Сорок сорок воровали горох,
Сорок ворон отогнали сорок.
Сорок орлов напугали ворон,
Сорок коров разогнали орлов.
— Прочитайте, разделив слова на слоги (шепотом; громко; с ускорением; быстро, скороговоркой).
Речевая разминка 28.
Тема: Мы идем в библиотеку. Сборники произведений о природе
— Прочитайте пословицы. Объясните их смысл.
Вороненку гнездо — родимая хата.
Кабы куст был не мил, соловей гнезда б не вил.
— Прочитайте их орфографически (орфоэпически; шепотом; громко).
Речевая разминка 29.
Тема: Периодическая печать. Журналы для детей. Выставка детских журналов
— Вы узнаете мудрую пословицу. Сначала дополните предложения, и ключевые слова помогут вам ее прочитать.
Ключевые слова: 1, 5, 8, б, 9 — лучший друг человека. (Книга.)
В этом году была холодная 11, 8, 4, 9. (Зима.)
Дети слушали сказку «1, 3, 2 в сапогах». (Кот.) 11, 9, 7, 10, 4 ты это сделал? (Зачем.)
— Что это за пословица? (Кто много читает, тот и много знает.)
— Как вы понимаете смысл пословицы?
Речевая разминка 30.
Тема: Д. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка». Пересказ
— Отгадайте загадки.
Прикинулся бы он козой, да хвостик не такой.
Как его ни корми, он все в лес глядит.
Его ноги кормят. (Волк.)
Без него и колокол нем.
Он болтает, а голова отвечает.
Он до Киева доведет. (Язык.)
Он от листа, а лягушка от него бежит.
Его ноги носят, волка зубы кормят, лису хвост бережет.
За двумя ими погонишься, ни одного не поймаешь. ( Заяц.)
— Молодцы, отгадали, а сейчас прочитайте их, вставив нужное слово, скороговоркой.
(Учащиеся читают хором под руководством учителя.)
Речевая разминка 31.
Тема: Наш театр. М. Горький «Воробьишко».
— Прочитайте самостоятельно стихотворение жужжащим способом.
Воробьиха громко Солнце звала.
Расстаралась — голосок сорвала!
И сидит теперь сама не своя,
Хриплым голосом зовет воробья: —
Ты чирикай, муженек, голоси —
Солнце на небо вернуться проси!
Дождик наших воробьят намочил —
Пусть протянет Солнце к деткам лучи!
Вот обсушатся чуть-чуть малыши —
Как жар-птицы будут вновь хороши!
Т. Старшинина
— Прочитайте стихотворение с интонацией удивления (с интонацией раздражения; вопросительно; утвердительно; весело, задорно; выразительно).
— О чем это стихотворение? Как вы поняли его содержание?
— Какие чувства испытывает автор?
Речевая разминка 32.
Тема: Картины русской природы. Введение в содержание раздела
— Прочитайте стихотворение.
Осень-швея
Чтоб крошка-земля без хлопот зимовала,
Ей осень лоскутное шьет одеяло.
Листок аккуратно к листку пришивает,
Сосновой иголкой стежок подгоняет.
Листочки на выбор — любой пригодится.
Вот рядом с багровым лиловый ложится,
Хоть очень по вкусу швее золотистый,
Сгодится и бурый, и даже пятнистый.
Скрепляет их бережно нить паутины.
Прекрасней, чем эта, не сыщешь картины.
Т. Гусарова
— Понравилось вам стихотворение?
— Прочитайте медленно (начните читать медленно и постепенно ускоряйте темп; начните читать быстро и постепенно замедляйте темп; прочитайте скороговоркой; выразительно).
Речевая разминка 33.
Тема: И. Шишкин «Зимой в лесу». Устное сочинение по картине
Упражнение 1. «Паровоз»
Встали, представили, что мы паровозики. Вздохнули, на выдохе произносим: чух-чух-чух-чух. Начинаем тихо, увеличиваем силу голоса, к концу затихаем.
— Садитесь.
Упражнение 2.
Представьте себе солнечный день. Вы гуляете по саду. И вдруг видите, что в вашем цветнике расцвел прекрасный цветок гвоздики
(Учитель вынимает цветок, ставит его в заранее приготовленную вазу с водой.)
— Вам захотелось его показать кому-то? Как вы позовете друзей или маму, с какой интонацией? (Радостно.)
— Прочитайте об этом стихотворение.
Погляди-ка, погляди-ка!
Что за красный огонек?
Это тонкая гвоздика
Жаркий празднует денек.
Е. Серова
— Каким тоном мы будем читать это стихотворение? (Радостным, восторженным.)
Верно. Но в каждой строке чувство это выражается по-особому.
— Каким тоном будем читать первую строчку? (Тоном приглашения, с чувством радости.)
— Каким тоном прочитаем вторую строчку? (Радостно-вопросительным тоном.)
— А третью и четвертую строчки? (С чувством восхищения.)
— Прочитаем выразительно.
(Учащиеся читают сначала все вместе, затем несколько человек индивидуально.)
Речевая разминка 34.
Тема: Н. Некрасов «Славная осень!...». Средства художественной выразительности: сравнение
Под ногами в листопад
Листья желтые летят,
А под листьями шуршат
Шурш, Шуршиха и Шуршонок –
Папа, мама и ребенок.
В. Голяховский
— Какие слова выдумал автор? (Шурш, Шуршиха и Шуршонок.)
— Как нужно произнести эти слова? (Их нужно произнести так, чтобы услышать шуршание листьев.)
— Какой звук нужно для этого выделить? (Звук [ш].)
(Читать стихотворение медленно; с ускорением; быстро; скороговоркой.)
— Прочитайте стихотворение красиво, как хотел автор.
Речевая разминка 35.
Тема: Ф. Тютчев «Листья». Контраст как средство создания образа
(Выразительное чтение отрывка из стихотворения Е. Благининой (показ настроения, чувств с помощью мимики и жестов). Все учащиеся читают текст и сопровождают чтение движениями.)
Улетают, улетели...
Лист качается узорный
В синей луже на воде.
Ходит грач с грачихой черной
В огороде по гряде.
Осыпаясь, пожелтели
Солнца редкие лучи.
Улетают, улетели,
Улетели и грачи.
Е. Благинина
— Найдите в стихотворении красивые выражения. (Узорный лист, лист качается узорный в синей луже.)
— Какие приметы осени описываются в стихотворном тексте? (Листопад, птицы улетают.)
— С каким чувством улетают птицы? (С нетерпением.)
Речевая разминка 36.
Тема: А. Фет «Осень». Настроение стихотворения
Осенью
Когда сквозная паутина
Разносит нити ясных дней
И под окном у селянина
Далекий благовест слышней,
Мы не грустим, пугаясь снова
Дыханья близкого зимы,
А голос лета прожитого
Яснее понимаем мы.
А. Фет
— Прочитаем стихотворение все вместе, в медленном темпе.
— Какие чувства, мысли возникли у вас при чтении? (Учащиеся делятся своими впечатлениями.)
— Прочитайте с интонацией удивления (утвердительно; с интонацией раздражения; с интонацией восхищения; весело; выразительно).
Речевая разминка 37.
Тема: Мы идем в библиотеку. Сборники произведений о природе
— Прочитайте стихотворение, записанное на доске, жужжащим способом.
Он кружится,
Легкий, новый,
У ребят над головой.
Он успел платок пуховый
Расстелить над мостовой.
Я. Аким
— О чем это стихотворение? Как бы вы его назвали? (О первом снеге. Можно так и назвать — «Первый снег».)
— С чем сравнивает поэт снег? (С пуховым платком.)
— Каким представляет автор снег? (Он называет его новым, легким, потому что он первый.)
— Прочитаем, начиная шепотом, затем усиливая голос.
— А сейчас наоборот: начнем громко, затем понижая голос до шепота.
— Прочитайте выразительно, красиво, как вы понимаете это стихотворение.
Речевая разминка 38.
Тема: Великие русские писатели. Введение в содержание раздела
— Прочитайте стихотворение И. Сурикова, выделяя голосе последнее слово в каждой строчке.
Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
— Прочитайте стихи, выделяя голосом выделенные слова.
Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
— Какое чтение вам понравилось больше? Почему?
— Кто хочет прочитать свое любимое стихотворение наизусть? (Чтение стихов учащимися.)
Речевая разминка 39.
Тема: Великие русские писатели. В. Берестов об А. С. Пушкине. Краткий пересказ
— Прочитайте жужжащим способом
Скинуло кафтан зеленый лето,
Отсвистали жаворонки всласть,
Осень, в шубу желтую одета,
По лесам с метелкою прошлась.
Раструбили журавли по рощам,
Будто осень замуж собралась.
Верба платье в озере полощет.
Лисью шапку примеряет вяз.
Д. Кедрин
— Найдите в стихотворении и прочитайте только глаголы. (Скинуло, отсвистели, одета, прошлась, раструбили, собралась, полощет, примеряет.)
— Почитаем весь текст, выделяя голосом глаголы.
— Прочитайте скороговоркой.
— А сейчас медленно, выразительно, выделяя голосом нужные слова.
Речевая разминка 40.
Тема: А.С. Пушкин «Зимнее утро». Картины зимней природы. Настроение стихотворения
— Прочитайте загадку жужжащим способом. Отгадайте ее.
Я с морозами дружу,
Землю заметаю.
Прилетаю и кружу,
Песню завываю.
Ветерок — мой младший брат —
Мне всегда бывает рад. (Метель, пурга, вьюга, буран.)
— Прочитайте вопросительно, затем сразу утвердительно (весело; грустно).
— Прочитайте так, как считаете нужным, передав смысл загадки.
Речевая разминка 41.
Тема: И. Грабарь «Зимнее утро». Сравнение произведений литературы и живописи
— Прочитайте жужжащим способом.
Чудная картина,
Как ты мне родна:
Белая равнина,
Полная луна,
Свет небес высоких,
И блестящий снег,
И саней далеких
Одинокий бег.
А. Фет
— Найдите в стихотворении и прочитайте только прилагательные.
— Почитайте весь текст, выделяя голосом прилагательные.
— Прочитайте скороговоркой.
— А сейчас медленно, выразительно, выделяя голосом нужные слова.
Речевая разминка 42.
Тема: А.С. Пушкин «Зимний вечер». Картины зимней природы
— Прочитайте самостоятельно стихотворение.
Скрип шагов вдоль улиц белых,
Огоньки вдали;
На стенах оледенелых
Блещут хрустали.
От ресниц нависнул в очи
Серебристый пух,
Тишина холодной ночи
Занимает дух.
Ветер спит, и все немеет,
Только бы уснуть;
Ясный воздух сам робеет
На мороз дохнуть.
А. Фет
— Прочитайте вопросительно, затем сразу утвердительно (весело; грустно; выразительно).
Речевая разминка 43.
Тема: Ю. Клевер «Закат солнца зимой», «Зимний пейзаж с избушкой»
Зима пришла
Ночью ветер волком выл
И по крыше палкой бил.
Утром глянули в окно —
Там волшебное кино:
Раскатала белый холст,
Набросала светлых звезд
И папахи на дома
Нахлобучила зима.
В. Фетисов
— Найдите в стихотворении и прочитайте только прилагательные.
— Почитаем весь текст, выделяя голосом прилагательные.
— Прочитайте скороговоркой.
— А сейчас медленно, выразительно, выделяя голосом нужные слова.
Речевая разминка 44.
Тема: А. С. Пушкин «Опрятней модного паркета…» П. Брейгель «Зимний пейзаж»
— Прочитайте стихотворение жужжащим способом.
Зимняя радость
Белый снег-снежок
Жжется, колется,
Выходи, дружок,
За околицу.
Там снежком гора
Припорошена,
Там лыжня вчера
Мной проложена.
Побежим с тобой
К лесу синему,
Принесем домой
Радость зимнюю.
Г. Ладонщиков
— Прочитайте вопросительно, затем сразу утвердительно (весело; грустно; выразительно, передав смысл стихотворения).
Речевая разминка 45.
Тема: В. Суриков «Взятие снежного городка». Устное сочинение по картине
— Прочитайте стихотворение жужжащим способом.
Как на горке, на горе,
На широком на дворе:
Кто на санках,
Кто на лыжах,
Кто повыше,
Кто пониже,
Кто потише,
Кто с разбегу,
Кто на льду,
А кто по снегу.
С горки — ух,
На горку — ух! -
Бух!
Захватывает дух!
А. Прокофьев
— Прочитайте медленно (с ускорением; грустно; весело; в: разительно).
Речевая разминка 46.
Тема: И. Я. Билибин – иллюстратор сказок А. С. Пушкина
— Прочитайте самостоятельно стихотворение.
Еще дуют холодные ветры
И наносят утренни морозы.
Только что на проталинах весенних
Показались ранние цветочки,
Как из чудного царства воскового,
Из душистой келейки медовой
Вылетела первая пчелка,
Полетела по ранним цветочкам
О красной весне поразведать,
Скоро ль будет гостья дорогая,
Скоро ли луга позеленеют,
Скоро ль у кудрявой у березы
Распустятся клейкие листочки,
Зацветет черемуха душиста.
— Прочитайте жужжащим способом (медленно; начните 41- тать медленно и постепенно ускоряйте темп; начните читать быстро и постепенно замедляйте темп; скороговоркой выразительно).
Речевая разминка 47.
Тема: И. А. Крылов. Басни. Викторина по басням И. А. Крылова
Кто не слыхал его живого слова,
Кто в жизни с ним не встретился своей
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим все сильней.
Со школьной парты с ними мы сживались,
В те дни букварь постигшие едва,
И в памяти навеки оставались
Крылатые крыловские слова.
— Прочитайте с интонацией удивления (утвердительно; с интонацией раздражения; восхищения; весело; выразительно.)
Речевая разминка 48.
Тема: Великие русские писатели. Л. Н. Толстой. Краткий пересказ статьи
— Прочитайте способом «птичий базар».
Тайна
Я тебе открою тайну,
Никому не говори...
Если рано ты проснешься,
Если встанешь до зари,
Если тихо выпьешь чаю,
Если выйдешь из дверей,
Если ты пойдешь направо,
А потом чуть-чуть левей,
Обогнешь большой колодец,
Обойдешь засохший пруд...
Там, у старой водокачки,
Под забором две собачки
Громко косточку грызут!
И. Пивоварова
— Прочитайте медленно, затем с ускорением (начиная быстро, затем замедляя темп чтения; быстро, скороговоркой; выразительно).
Речевая разминка 49.
Тема: Л.Н. Толстой «Лебеди». Составление плана
— Прочитайте стихотворение способом «птичий базар».
Белый лебедь
Белый лебедь, лебедь чистый,
Сны твои всегда безмолвны,
Безмятежно-серебристый,
Ты скользишь, рождая волны.
К. Бальмонт
— Прочитайте шепотом (весело; грустно; начиная медленно, затем с ускорением; начиная быстро, затем замедляя темп чтения; быстро; скороговоркой; выразительно).
Речевая разминка 50.
Тема: Мастерская писателя. Редактируем и корректируем текст
— Прочитайте стихотворение самостоятельно.
Вперед в поход!
Надели кеды, взяли рюкзаки,
В глазах огонь и на щеках румянец.
Куда спешите вы, озорники?
«Идем в поход!» — ребята прокричали
И шумной стайкой скрылись за горой.
Давай и мы пойдем в поход с тобой
И будем свежим воздухом дышать,
Купаться в речке, загорать, смеяться,
И в мячик у реки играть,
И красотой природы любоваться.
— Прочитайте шепотом (начиная медленно, затем с ускорением; начиная быстро, затем замедляя темп чтения; скороговоркой; выразительно).
— Ребята, как вы поняли смысл этого стихотворения? (Ответы детей.)
Речевая разминка 51.
Тема: Л. Н. Толстой «Как гуси Рим спасли». Особенности жанра.
— Прочитайте стихотворение способом «птичий базар».
Ой, боюсь, боюсь гуся!
Задираться с ним нельзя.
Красноногий, длинношеий,
Важный, злой, шипеть умеет.
Из пруда сухим выходит
И порядок свой наводит.
Тянет шею и гогочет,
Быть командующим хочет.
Щиплет всех подряд за пятки.
Убегайте без оглядки!
Т. Борисов
— Прочитайте шепотом (громко; начиная медленно, затем с ускорением; начиная быстро, затем замедляя темп чтения; скороговоркой; выразительно).
Речевая разминка 52.
Тема: Маленькие и большие секреты страны Литературии. Что такое согласие?
Не смейся надо мной,
Не пересмехотствуйся,
Я сам себя пересмехотствую
И высмехотствую.
— Прочитайте скороговорку про себя, тихо. Какие трудные слова вы обнаружили?
— Научитесь их произносить отдельно по слогам, затем целыми словами.
— А сейчас начнем читать в медленном темпе, постепенно переходя к очень быстрому.
Речевая разминка 53.
Тема: В. Даль «Девочка Снегурочка». Сравнение с народной сказкой
— Прочитайте стихотворение медленно (с ускорением; грустно; весело).
Чтобы сказки не обидеть —
Надо их почаще видеть.
Их читать и рисовать,
Их любить и в них играть!
Сказки всех отучат злиться,
А научат веселиться,
Быть добрее и скромнее,
Терпеливее, мудрее,
Пети, Саши, Тани,
Леши, Кати, Вани
И другие ребятишки,
Кто читать умеет книжки,
Сказки чаще доставайте,
Ежедневно их читайте.
— Прочитайте выразительно.
— О чем это стихотворение?
Речевая разминка 54.
Тема: В. Одоевский «Мороз Иванович». Сравнение с народной сказкой «Морозко». Сравнение героев
— Прочитайте медленно, четко выговаривая каждое слово. Прохлопайте ритм.
Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Все правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
— О чем скороговорка? (О том, как нужно правильно говорить.)
— Какие слова надо выделить? Это должны быть самые важные слова.
(Расстановка логических ударений.)
— Прочитайте в разговорном темпе, выделяя слова.
— Прочитайте в ускоренном темпе, выделяя слова.
Речевая разминка 55.
Тема: Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и веселого трубочиста Яшу». Герои произведения
— Прочитайте медленно. Определите жанр. (Это чистоговорка.)
Ежу на ужин жук нужен –
Жутко жуку жить на суку.
— Прочитайте медленно (с ускорением; грустно; весело; выразительно; скороговоркой).
Речевая разминка 56.
Тема: Переводная литература для детей. Выставка книг
Случай в лифте
Был Витя сегодня
Расстроен и зол.
Он в лифте застрял
И, заплакав, сел на пол.
И все перечитывал слово «козел»,
Которое только что сам нацарапал...
С. Махотин
— Почему вам было смешно при чтении этого стихотворения?
— Прочитайте его способом «птичий базар».
— Прочитайте вопросительно (утвердительно; с интонацией удивления; с интонацией осуждения; сердито).
— Какое стихотворение вы прочитали? (Юмористическое.)
— Что автор хотел нам показать?
— Чему нас учат юмористические произведения?
Речевая разминка 57.
Тема: Р. Киплинг «Братья Маугли». Особенности переводной литературы
— Прочитайте стихотворение «шипящим» способом.
В лесу, где старые дубы,
Где сказка обитает,
Под сенью молодой листвы
Волчонок отдыхает.
Он целый день провел в бегах,
Гонялся за зайчонком,
На барсука навел он страх
И испугал бельчонка.
Устал ужасно и прилег:
Пусть отдыхают лапы!
«Он должен бегать, он же — волк», —
Сказал о нем так папа!
— Понравилось вам стихотворение? Чем?
— Прочитайте стихотворение с разной интонацией.
— Почему мы начинаем урок с этого стихотворения?
— Чем мы сегодня будем заниматься? Чему будем учиться?
Речевая разминка 58.
Тема: Картины родной природы. Введение в содержание раздела
— Ребята, дается три минуты вам, чтоб всех расставить по местам! Прочитайте стихотворение.
Веселая путаница
Есть сладкое слово — ракета,
Есть быстрое слово — конфета,
Есть кислое слово — вагон,
Есть слово с окошком — лимон,
Есть слово колючее — дождик,
Есть слово промокшее — ежик.
Есть слово зеленое — цель,
Есть слово упрямое — ель,
Есть книжное слово — синица,
Есть слово лесное — страница.
Есть слово пушистое — смех,
Есть слово веселое — снег.
М. Пляцковский
— Понравилось вам стихотворение?
— Прочитайте медленно (скороговоркой; выразительно).
Речевая разминка 59.
Тема: Б. Заходер «Что такое стихи?» Особенности поэтического жанра
— Прочитайте самостоятельно чистоговорку.
Черной галке
Черный дрозд
Подарил черники гроздь.
Черная галка
Чернику склевала,
Только, представьте,
Чернее не стала.
— Какой звук повторяется?
— Прочитайте медленно (начиная читать медленно, постепенно ускоряйте темп; начиная читать быстро, постепенно замедляйте темп; скороговоркой; выразительно).
Речевая разминка 60.
Тема: Устное сочинение на тему «Мелодия весеннего леса»
— Прочитайте стихотворение Агнии Барто «Весна идет».
Утром было солнечно
И совсем тепло.
Озеро широкое по двору текло.
В полдень подморозило,
Вновь зима пришла,
Затянулось озеро
Корочкой стекла.
Расколол я тонкое
Звонкое стекло,
Озеро широкое
Снова потекло.
Говорят прохожие:
— Вот весна идет!
А это я работаю,
Разбиваю лед.
— Прочитайте шепотом (громко; по слогам; с ускорением: вопросительно; утвердительно; весело; выразительно).
Речевая разминка 61.
Тема: А. Майков «Весна». Е. Волков «В конце зимы». В. Пурвит «Последний снег»
Прочитайте стихотворение М. Пляцковского с ускорением, вполголоса (хором, индивидуально).
Слышишь песенку ручья?
Это — Родина твоя.
Слышишь голос соловья?
Это — Родина твоя.
Руки матери твоей,
Звон дождей, и шум ветвей,
И в саду смородина -
Это тоже Родина.
— Какую картину вы представили?
— Как вы понимаете, что такое Родина?
— Как вы думаете, почему наш урок мы начали именно с этих строчек? Ведь мы изучаем раздел «Картины родной природы». {Природа и Родина — понятия неразделимые. Мы помним слова М. Пришвина: «Охранять природу — значит охранять Родину».)
Речевая разминка 62.
Тема: С. Есенин «Сыплет черемуха снегом…» В. Борисов-Мусатов «Весна». Сравнение произведений живописи и литературы. С. Есенин «С добрым утром!»
Прочитайте стихотворение.
Теперь, когда в конце зимы
Настолько трепетно и веско
Во всеуслышанье сказать
Свое спешит весна, —
Пройдем по талому снежку
Средь небольшого перелеска…
В. Константинов
— Прочитайте по слогам (с ускорением; вопросительно; утвердительно; весело; выразительно).
— Попробуйте сочинить продолжение этого стихотворения.
Речевая разминка 63.
Тема: Ф. Тютчев «Весенняя гроза». Прием звукописи как средство создания образа
— Прочитайте самостоятельно загадку, отгадайте ее.
Вот из далека-далека
Что-то грохнуло слегка.
Потом поднялся ветерок —
Совсем задул наш костерок.
Осталась только пепла кучка.
На солнце набежала тучка,
Дождинки падают за ворот –
Пора нам возвращаться в город.
Сверкнуло так! Слепит глаза
Блеск молний. Все, идет... (гроза).
— Прочитаем загадку все вместе, в медленном темпе.
— Какие чувства, мысли возникли у вас при чтении?
— Прочитаем с интонацией удивления (утвердительно; с интонацией раздражения; с интонацией восхищения; весело; выразительно).
Речевая разминка 64.
Тема: А. Васнецов «После дождя». И. Шишкин «Дождь в дубовом лесу». Сравнение произведений искусства
— Прочитайте текст. Попробуйте определить его жанр. (Это приговорка.)
Коршун, коршун,
Твои дети за селом
Тебе кричат:
Не таскай цыплят,
А летай кругом –
Над зеленым лугом.
— Прочитайте медленно (с ускорением; с грустной интонацией; весело; выразительно).
Речевая разминка 65.
Тема: О. Высотская «Одуванчик». З. Александрова «Одуванчик». Сравнение образов
— Прочитайте стихотворение Е. Евтушенко. Читаем все вместе, медленно.
Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя.
— Как вы понимаете эти строки?
— О каких зверях внутри нас говорит автор? (Это человеческие пороки: жадность, злость, зависть, лень и т. п.)
— К чему призывает автор? (Беречь и любить природу — все то, что нас окружает.)
— Прочитаем выразительно.
Речевая разминка 66.
Тема: А. Толстой «Колокольчики мои…» Авторское отношение к изображаемому
— Прочитайте загадку. Отгадайте ее.
То фиолетовый, то голубей,
Он на опушке встречался с тобой.
Названье ему очень звонкое дали,
Но только звенеть он сумеет едва ли. (Колокольчик.)
— Понравилось вам стихотворение-загадка?
— Прочитайте медленно (начав читать медленно, постепенно ускоряйте темп; начав читать быстро, постепенно замедляйте темп; скороговоркой; выразительно).