Карнаухова А.В
(руководитель театральной школьной студии в рамках доп.образования).
Солонцовская Средняя Общеобразовательная школа имени генерала С.Б.Корякова.
Рефлексия, как оценка деятельности.
Задачи предстоящего мастер - класса.
Показать конкретные варианты проведения рефлексии на уроках
Создать условия для активного взаимодействия руководителя и участников мастер - класса.
Проблемы, на которые направлена рефлексивная практика.
- Проблема в умении анализировать свое настроение. Боязнь высказывать свое мнение и адекватно оценивать не только свою работу, но и заслуги своих товарищей.
- Проблема в отсутствии самостоятельности. Ученик, анализируя, должен осознавать свои возможности, делать собственный выбор, определять меру активности и ответственности своей деятельности, и видеть, что он может предпринять здесь и сейчас, чтобы стало лучше.
- Проблема поведения при неудачах, в условиях которых, ученик отчаивается, а не оценивает ситуацию в целом. Исходя из новых условий, не может ставить перед собой новые цели и задачи и соответственно, успешно решать их.
- Проблема невнимательности к себе и окружающим. Неумение оценивать собственные действия и действия партнера.
Ход урока. Достижение необходимого результата.
Страх, присущ абсолютно всем людям на Земле. Это нормальное явление и избавиться от этого полностью невозможно, да и не нужно, т.к. для многих это хороший заряд перед действительно качественным выступлением. Моя задача, на данном занятии, помочь участником театральной студии, чтобы это волнение не переросло в панику и страх. Подготовить их актерский аппарат, их тело, научить владеть им и управлять, чтобы оно не управляло ими и не давало сбой, еще до того как они поняли, что боятся.
1. Для начала работы эмоциональная рефлексия, для установления контакта с коллективом, настроя на дальнейшее восприятие темы, а также на стабилизацию положительного эмоционального состояния, снятию мышечных зажимов.
Участники урока берутся за руки и по цепочке передают друг другу свое тепло, улыбку и несколько добрых слов о внешности или энергетике сидящего рядом с ним человека.
2. Упражнение «Выстраивание позвоночника», которое помогает полностью обнулиться, расслабить организм перед каким-либо важным событием. Помогает начать день с чистого листа. Ребята насколько могут, высоко тянутся вверх, всем телом, руками.
Цель: ощутить в себе изначально силу, которая позволила бы, словно приподнять потолок. Затем, расслабление, при резком сбрасывании напряжения и плавном наклоне тела вниз.
Следующий этап представить, что вас поймали на крючок за копчик, куда необходимо мысленно перенестись. Плавно поднимаются вверх, очень медленно, позвонок за позвонком. Ощущение каждой частицы своего тела обновленной. По итогу данного упражнения с участниками происходит сенсорная рефлексия. Обсуждение самочувствия физического и эмоционального, анализ комфортных или не комфортных ощущений.
3. Процесс рефлексии должен быть многогранным, т.к. оценка должна проводиться не только собственной личности, но и окружающих, своего партнера. Помимо этого в следующем упражнении участники мастер – класса начинают осознавать, что они составляющее звено в главной цепи всего происходящего. Упражнение «Зеркало», построено на доверии и взаимодействии с коллективом. Участники делятся по парам. Один играет роль зеркала, полного отражения второго участника. Это упражнение прорабатывает основные принципы и задачи рефлексии. Оно позволяет эстетически оценить себя со стороны, результат своих движений, проанализировать свою деятельность.
Лучше начинать с плавных движений, которые позволяют глубоко прочувствовать все волшебство данного упражнения. Создается эффект полного отражения-двойника. Зритель должен задуматься, кто здесь ведущий, а кто ведомый. Полная гармония и спокойствие телесное и духовное. Данное упражнение проводиться под мелодию от школы скорочтения – музыка для чтения (без слов)
4. Упражнение «Скульптор и глина» построено также на взаимодействии в парах. В данном упражнении методика рефлексии действует на уровне самонаблюдения, размышлений, осмысления своей деятельности.
Один из участников пластичная глина, другой играет роль скульптора. Задача в том, чтобы попробовать слепить из глины того, кем ребята стремятся стать сами. Главное условие, не пытаться добиться результата моментально, наслаждение должен доставлять сам процесс превращения и изменения.
5. Возвращаемся к зеркалу, только уже настоящему. Личностная рефлексия ярко показана в упражнении, где каждый участник своему отражению говорит фразу, которая начинается со слов: «Я горжусь тобой, потому что…» У нас есть не мало поводов, за что можно себя любить. В любой панической ситуации, в момент грусти, отчаяния и желания спрятаться от всего мира, ребята будут вспоминать именно эти слова. Данное упражнения помогает бороться с комплексами, и раскрывать себя еще глубже. Оценить свои прежние действия, свои успехи. А главное приходит понимание собственной индивидуальности, эксклюзивности и гордости за то, чем мы уже можем похвастаться.
6. Заключительное упражнение «Все в наших руках», на раскрытие воображения и все ту же борьбу со страхом, на уровне масштабных фобий. Участники встают по одному и представляют себя на хлипком мостике на огромной высоте, либо на канате, который натянут между скалами. Главное условие не смотреть вниз, максимально сконцентрироваться, закрыв глаза и идти на картинку, которую я держу перед участниками (см. ниже). Если в это начинают верить ребята, то в них поверит и зритель, когда они выйдут на сцену. Данное упражнение помогает достать из глубин своего сознания спрятавшиеся страхи и фобии и попытаться вступить с ними в борьбу. Ставить цель и добиваться ее. Вырабатывать силу воли, выдержку и терпение. Одна из главных задач рефлексии – учить мыслить, думать, действовать, стремиться быть к самостоятельности. В данном упражнении рефлексия реализуется именно в этих умениях, а также в очень точных словах: «Сознание сознания», или самопознание, «поворот духа к «я»». Локк и Лейбниц.
Пешеходный мост.

Канатная дорога.

7. «А напоследок я скажу».
В конце каждого занятия театральной студии, происходит символическая устная рефлексия, подводящая итог практической и теоретической части. Ученики, традиционно общаются с символом театральной студии, пропускают его через себя, здороваются и делятся своими впечатлениями от занятия, о своих ощущениях и пользе. Ради чего изучалась данная тема, пригодится ли она ему в жизни. Происходит оценка результатов своей деятельности на занятии.
Это мягкая игрушка по имени Театрик. Он играет роль воображаемого зрителя, который самым внимательным образом всегда наблюдает за ребятами и за их успехами.
Это самые бесценные минуты откровения и искренних слов.
Место практики в реализации ООП ООО. Значимые акценты.
Дополнительная образовательная программа театральной студии является художественно-эстетической направленностью. Ориентирована она на общее развитие художественных, эстетических склонностей ребенка. Позволяет реализоваться в творческом плане, раскрыть свой потенциал и побороть массу комплексов.
Данная практика актуальна, как и вся программа в целом. Упражнения помогают раскрыться ребенку, снять психологические напряжения, наладить межличностные отношения. Ценить свою работу и стремиться к качественному результату. Быть более требовательным к себе, оценивать эстетически свои поступки со стороны. Идет активная работа над минимизацией страха публики. Упражнения позволяют подготовить не просто артиста, а жизненно психологически - адаптированного человека, готового к любым стрессовым ситуациям.
Психологически на театральных занятиях ученик должен уметь рефлексировать все происходящее на занятии, на сцене и в жизни. Происходит полноценное развитие личности. Ребенок начинает осознавать необходимость данных занятий в своей жизни, ставить цели и стремиться их выполнить. Сравнивает результаты своего труда, с трудом других ребят. Учиться размышлять и эстетически оценивать со стороны свои поступки и поступки окружающих. Для школьного возраста – это бесценный опыт.
Основные задачи.
Обучающие
- познакомить с понятием психофизического тренинга, через мышечное расслабление, с последующим анализом своих ощущений.
- закреплять умение замечать изменение в поведении партнера, окружающей действительности и в себе. Натолкнуть каждого на свою уникальность, научить верить в себя и любить. Снять телесные зажимы.
Развивающие (личностные)
- развитие физических возможностей через тренинг мышечного расслабления.
- способности к импровизации и раскрытию воображения
- развить умение анализировать свои ощущения, управление своими эмоциями.
- воспитание умения работы в коллективе
Здоровьесберегающие
- снятие хронического возбуждения.
- расслабление отдельных групп мышц
Метапредметные.
Общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы. Планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых, анализировать и оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения; видеть красоту движений, выделять эстетические признаки в действиях человека.
Библиографический список использованной литературы.
Загашев И.О., Заир – Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически. - СПб издательство “Речь”, 2003 г.
Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. – М.: Просвещение, 2011. -224 с.
Каким должен быть современный урок. http://www.it-n.ru.
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / (А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.) Под ред. А.Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2011.
Детям об искусстве. Театр. Автор Петраудзе С.С. М.: Искусство - ХХI век, 2014. 96 с.: ил.
Ганелин, Е.Р. Программа обучения детей основам сценического искусства «Школьный театр» [электронный ресурс]: - режим доступа.: http://www.teatrbaby.ru/metod_metodika.htm
Генералов, И.А. Программа курса «Театр» для начальной школы Образовательная система «Школа 2100» Сборник программ.Дошкольное образование. Начальная школа (Под научной редакцией Д.И. Фельдштейна). - М.: Баласс, 2008.
Ершова, А. П. Я иду на урок: Хрестоматия игровых приемов обучения/А.П. Ершова, В.М. Букатов. - М.: «Первое сентября», 2000. – С. 56- 94.
Ершова, А.П. Уроки театра на уроках в школе: Театральное обучение школьников I-XI классов/ А.П. Ершова. - М., 1990. - С. 23-74.
Гиппиус, С.В. Гимнастика чувств. Сборник дидактических упражнений по основам актерского мастерства /С.В. Гиппиус. - М., 2007. - 274 с.
Школа творчества: Авторские программы эстетического воспитания детей средствами театра – М.: ВЦХТ, 1998 – 139 с.
Ладыженская Т.А., Ладыженская Н.В., Никольская: Детская риторика в рассказах и рисунках с 1 по 4 класс / Т.А. Ладыженская и др. – М.: Ювента, Баласс, 2016.


9