СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рефлексия на уроках географии как способ развития самооценки обучающихся

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

В стиатье приведеныпримеры рефлексии  на уроках географии.

Просмотр содержимого документа
«Рефлексия на уроках географии как способ развития самооценки обучающихся»



Рефлексия на уроках географии

как способ развития самооценки обучающихся.

Каждый этап,каждая минута урока

должны быть подчинены

продвижению к тому результату,

который запланирован в основной цели.

Н.Е.Щуркова

Известно, что в ФГОС определены приоритетные образовательные концепции, в основе которых лежит задача формирования у обучающихся способности к рефлексивному контролю своей деятельности, ее самооценке при развитии универсальных учебных действий, навыков и метапредметных результатов обучения.

Вместе с тем, как показал опыт работы, преподавателю необходимо научить обучающихся учиться. И именно рефлексия в полной мере способствует этому, позволяя систематизировать полученный опыт, проводить сравнительный анализ собственных достижений, соотносить его с целями и задачами, направленными на корректировку образовательной деятельности.

Рефле́ксия (от лат. reflexio — обращение назад) — это обращение внимания субъекта на самого себя и на своё сознание, в частности, на продукты собственной активности, а также какое-либо их переосмысление.

Рефлексия – это размышление о своём внутреннем состоянии, самоанализ.

«Что я вынес из урока, был ли он мне понятен и интересен, как я смогу использовать свои знания в дальнейшем?»

К сожалению, многие преподаватели считают, что достаточно раздать детям грустные/веселые смайлики, чтобы оценить результат своего и их труда. И это слишком простой подход.

Ведь что такое рефлексия? Простыми словами это этап урока, на котором ученик самостоятельно оценивает свои знания, эмоции от услышанного и анализирует полученную информацию.

Думает о том, насколько полезно, понятно услышанное и нужно ли оно ему вообще.

Рефлексия в конце урока важна, чтобы ребенок понял:

  • Какие знания получил

  • Каких целей удалось достигнуть

  • Как он сможет использовать знания в будущем

  • Сможет ли верно оценить свою работу и работу одноклассников

  • Как развивать привычки самоменеджмента/самоконтроля

  • Как стимулировать  критическое мышление

  • Как сформировать осмысленный подход к действительности

  • Рефлексия- это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.

Острова

На большом листе бумаги рисуется карта с изображением островов со следующими названиями: остров Неуверенности, остров Вдохновения, остров Удовлетворения, остров Накопления знаний, остров Размышления, остров Пустоты, Бермудский треугольник и т.д.
Карта вывешивается на доске. Ученики рисуют или уже готовые кораблики прикрепляют в соответствующем районе, который отражает его душевное эмоционально-чувственное состояние после состоявшегося мероприятия.
После помещения своего «настроения» на бумаге можно его проанализировать. (Каждый из участников имеет право нарисовать на карте остров со своим названием).

Дерево успеха.

.Вагон

Красный вагон: «Я удовлетворён уроком, урок был полезен для меня, я много, с пользой и хорошо работал на уроке, я получил заслуженную оценку, я понимаю всё, о чём говорилось и что делалось на уроке».

Оранжевый вагон: «Урок был интересен и я принимал в нём активное участие, урок был в определённой степени полезен для меня, я отвечал с места, я сумел выполнить ряд заданий, мне было на уроке достаточно комфортно».

Серый вагон: «Пользы от урока я получил мало, я не очень понимал, о чём идёт речь, мне это не очень нужно, к ответу на уроке я не был готов».

Пять пальцев.

Для этого упражнения достаточно раздать детям чистые белые листы бумаги. Им необходимо обвести свою ладошку и на каждом пальце написать короткие ответы на соответствующие вопросы:

мизинец (мыслительная деятельность) — Какие получил опыт и новые знания?

безымянный (близость цели) — Достиг ли поставленной цели?

средний (состояние духа) — Какое преобладало настроение?

указательный (услуга, помощь) — В какой помощи нуждаешься?

большой (бодрость, физическое состояние) — Каким было физическое состояние?

Рефлексия, построенная по принципу незакоченного предложения.

Рефлексивный экран.

  • Обычно в конце урока подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

  • 1. сегодня я узнал…

  • 2. было интересно…

  • 3. было трудно…

  • 4. я выполнял задания…

  • 5. я понял, что…

  • 6. теперь я могу…

  • 7. я почувствовал, что…

  • 8. я приобрел…

  • 9. я научился…

  • 10. у меня получилось …

  • 11. я смог…

  • 12. я попробую…

  • 13. меня удивило…

  • 14. урок дал мне для жизни…

  • 15. мне захотелось…



8. Кластер

Урок

Я на уроке

Итог

1. интересно

1. работал

1. понял материал

2. скучно

2. отдыхал

2. узнал больше, чем знал

3.безразлично

3.помогал другим

3.не понял




Фишбоун» («рыбья кость», «рыбий скелет») –

упрощённое название метода японского учёного Каору Исикавы. Эта графическая техника представления информации позволяет образно продемонстрировать ход анализа какого-либо явления через выделение проблемы, выяснение её причин и подтверждающих фактов и формулировку вывода по вопросу.

Голова нужна, чтобы обозначить проблему или вопрос;

на косточках с одной стороны отмечаются причины или основные понятия какого-либо явления или проблемы; с другой стороны подтверждают информацию соответствующими фактами;хвост служит для обобщения вопроса и главного вывода по проблеме и фактами схемы, а также устранить пробелы в знаниях.

Список литературы.

  1. Загашев И.О., Заир – Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически. - СПб издательство “Речь”, 2003 г.

  2. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. – М.: Просвещение, 2011. -224 с.

  3. Каким должен быть современный урок. http://www.it-n.ru.

  4. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / (А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.) Под ред. А.Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2011.

  5. Хуторской А.В. Что такое современный урок // Интернет-журнал "Эйдос". - 2012. -№2. http://eidos.ru/journal/2012/0529-10.htm - Центр дистанционного образования "Эйдос".

  6. Хуторской А.В. Модель системно-деятельностного обучения и самореализации учащихся // Интернет-журнал "Эйдос". - 2012. -№2. http://www.eidos.ru/journal/2012/0329-10.htm.







 

































4