СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рефлексия - немного о важном

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Познай самого себя» — это обращение к человеку, написанное на стене древнегреческого храма в Дельфах 2,5 тыс. лет назад, не утратило своей актуальности и в наши дни. Мы все стремимся стать лучше, благополучнее, успешнее, но как изменить себя, не зная своих способностей, возможностей, целей, идеалов? Самопознание – главное условие развития личности, а управляет познанием себя очень важный и сложный психический процесс, который называется рефлексия.

Просмотр содержимого документа
«Рефлексия - немного о важном»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 141№ Немного о важном:  рефлексия Подготовил: педагог-психолог Олёкминская Лариса Дмитриевна, БКК Воронеж, 2019

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида № 141№

Немного о важном: рефлексия

Подготовил: педагог-психолог

Олёкминская Лариса Дмитриевна, БКК

Воронеж, 2019

Теория «Познай самого себя» — это обращение к человеку, написанное на стене древнегреческого храма в Дельфах 2,5 тыс. лет назад, не утратило своей актуальности и в наши дни. Мы все стремимся стать лучше, благополучнее, успешнее, но как изменить себя, не зная своих способностей, возможностей, целей, идеалов? Самопознание – главное условие развития личности, а управляет познанием себя очень важный и сложный психический процесс, который называется рефлексия.

Теория

«Познай самого себя» — это обращение к человеку, написанное на стене древнегреческого храма в Дельфах 2,5 тыс. лет назад, не утратило своей актуальности и в наши дни. Мы все стремимся стать лучше, благополучнее, успешнее, но как изменить себя, не зная своих способностей, возможностей, целей, идеалов? Самопознание – главное условие развития личности, а управляет познанием себя очень важный и сложный психический процесс, который называется рефлексия.

Краткий словарь философских терминов РЕФЛЕКСИЯ  – принцип человеческого мышления, направляющий его на осмысление и осознание собственных форм и предпосылок; предметное рассмотрение самого знания, критический анализ его содержания и методов познания; деятельность самопознания, раскрывающая внутреннее строение и специфику духовного мира человека

Краткий словарь философских терминов

РЕФЛЕКСИЯ  – принцип человеческого мышления, направляющий его на осмысление и осознание собственных форм и предпосылок; предметное рассмотрение самого знания, критический анализ его содержания и методов познания; деятельность самопознания, раскрывающая внутреннее строение и специфику духовного мира человека

Рефлексия как психический процесс   Слова с корнем «рефлекс», происходящим от латинского reflexus (отражённый), в психологии используются часто. Самое распространённое, собственно, рефлекс – ответная реакция организма на любое воздействие. Но в отличие от врождённой, спонтанной реакции, рефлексия – процесс осознанный, требующий серьёзных интеллектуальных усилий. И происходит это понятие от другого латинского слова – reflexio, что значит «оборачивание», «обращение назад».

Рефлексия как психический процесс

Слова с корнем «рефлекс», происходящим от латинского reflexus (отражённый), в психологии используются часто. Самое распространённое, собственно, рефлекс – ответная реакция организма на любое воздействие. Но в отличие от врождённой, спонтанной реакции, рефлексия – процесс осознанный, требующий серьёзных интеллектуальных усилий. И происходит это понятие от другого латинского слова – reflexio, что значит «оборачивание», «обращение назад».

Что такое рефлексия   Под рефлексией в психологии понимается осмысление и анализ человеком своего внутреннего мира: знаний и эмоций, целей и мотивов, поступков и установок. А также понимание и оценка отношения окружающих. Рефлексия – это не просто интеллектуальная, а довольно сложная духовная деятельность, связанная и с эмоциональной, и с оценочной сферами. Она не имеет отношения к врождённым реакциям и требует от человека владения определёнными навыками самопознания и самооценки. Рефлексия включает в себя также способность к самокритике, так как осмысление причин своих поступков и мыслей может привести к не самым приятным выводам. Данный процесс может быть весьма болезненным, но рефлексия необходима для нормального развития личности.

Что такое рефлексия

  • Под рефлексией в психологии понимается осмысление и анализ человеком своего внутреннего мира: знаний и эмоций, целей и мотивов, поступков и установок. А также понимание и оценка отношения окружающих. Рефлексия – это не просто интеллектуальная, а довольно сложная духовная деятельность, связанная и с эмоциональной, и с оценочной сферами. Она не имеет отношения к врождённым реакциям и требует от человека владения определёнными навыками самопознания и самооценки.
  • Рефлексия включает в себя также способность к самокритике, так как осмысление причин своих поступков и мыслей может привести к не самым приятным выводам. Данный процесс может быть весьма болезненным, но рефлексия необходима для нормального развития личности.
Две стороны рефлексии   Субъективно, то есть с точки зрения самого человека, рефлексия ощущается как сложный комплекс переживаний, в которых можно выделить два уровня: когнитивный или познавательно-оценочный, он проявляется в осознании процессов и явлений своего внутреннего мира и соотнесение их с общепринятыми нормами, стандартами, требованиями; эмоциональный уровень выражается в переживании определенного отношения к себе, содержанию своего сознания и своим действиям. Наличие ярко выраженной эмоциональной стороны отличает рефлексию от рационального самоанализа.

Две стороны рефлексии

Субъективно, то есть с точки зрения самого человека, рефлексия ощущается как сложный комплекс переживаний, в которых можно выделить два уровня:

  • когнитивный или познавательно-оценочный, он проявляется в осознании процессов и явлений своего внутреннего мира и соотнесение их с общепринятыми нормами, стандартами, требованиями;
  • эмоциональный уровень выражается в переживании определенного отношения к себе, содержанию своего сознания и своим действиям.

Наличие ярко выраженной эмоциональной стороны отличает рефлексию от рационального самоанализа.

Формы рефлексии (направленность сознания на ту или иную область психической деятельности)

  • Личностная рефлексия наиболее тесно связана с эмоционально-оценочной деятельностью. Эта форма осмысления внутреннего мира человека направлена на анализ значимых компонентов личности: целей и идеалов, способностей и возможностей, мотивов и потребностей.
  • Логическая рефлексия – наиболее рациональная форма, которая направлена на познавательные процессы и связана с анализом и оценкой особенностей мышления, внимания, памяти. Данная форма рефлексии играет важную роль в учебной деятельности.
  • Когнитивная рефлексия тоже чаще всего наблюдается в сфере познания и обучения, но в отличие от логической, направлена на анализ содержания и качества знаний и их соответствие требованиям общества (учителей, преподавателей). Эта рефлексия не только помогает в учебной деятельности, но и способствует расширению кругозора, а также играет важную роль в адекватной оценке своих профессиональных способностей и возможностей карьерного роста.
  • Межличностная рефлексия связана с осмыслением и оценкой наших отношений с другими людьми, анализом своей социальной деятельности, причин конфликтов.
  • Социальная рефлексия – особая форма, которая выражается в том, что человек понимает, как к нему относятся окружающие. Он не только осознает характер их оценок, но и способен корректировать свое поведение в соответствии с ними.
Виды рефлексии, связанные с временным аспектом оценочной деятельности Ретроспективная рефлексия – это осмысление того, что уже произошло, оценка своих поступков, побед и поражений, анализ их причин и извлечение уроков на будущее. Такая рефлексия играет важную роль в организации деятельности, поскольку учась на своих ошибках, человек избегает многих проблем. Перспективная рефлексия – это предвидение возможных результатов действий и оценка своих возможностей при разных вариантах развития событий. Без этого вида рефлексии невозможно планирование деятельности и выбор наиболее эффективных способов решения задач.

Виды рефлексии, связанные с временным аспектом оценочной деятельности

  • Ретроспективная рефлексия – это осмысление того, что уже произошло, оценка своих поступков, побед и поражений, анализ их причин и извлечение уроков на будущее. Такая рефлексия играет важную роль в организации деятельности, поскольку учась на своих ошибках, человек избегает многих проблем.
  • Перспективная рефлексия – это предвидение возможных результатов действий и оценка своих возможностей при разных вариантах развития событий. Без этого вида рефлексии невозможно планирование деятельности и выбор наиболее эффективных способов решения задач.
Рефлексия доступна любому человеку, но так как это интеллектуальная деятельность, то она требует развития соответствующих навыков. самоидентификация или осознание собственного «Я» и выделение себя из социального окружения; навыки социальной рефлексии, то есть способность взглянуть на себя со стороны, глазами других людей; самоанализ как осмысление своих индивидуально-личностных качеств, особенностей характера, способностей, эмоциональной сферы; самооценка и сопоставление своих качеств с требованиями общества, идеалами, нормами и т. д.; самокритика – способность не только оценить свои поступки, но и признаться самому себе в своих ошибках, недобросовестности, некомпетентности, грубости и т. д.

Рефлексия доступна любому человеку, но так как это интеллектуальная деятельность, то она требует развития соответствующих навыков.

  • самоидентификация или осознание собственного «Я» и выделение себя из социального окружения;
  • навыки социальной рефлексии, то есть способность взглянуть на себя со стороны, глазами других людей;
  • самоанализ как осмысление своих индивидуально-личностных качеств, особенностей характера, способностей, эмоциональной сферы;
  • самооценка и сопоставление своих качеств с требованиями общества, идеалами, нормами и т. д.;
  • самокритика – способность не только оценить свои поступки, но и признаться самому себе в своих ошибках, недобросовестности, некомпетентности, грубости и т. д.
Возрастные особенности Развитие способности к рефлексивной деятельности начинается в раннем детстве, и первый её этап приходится на 3 года. Именно тогда ребёнок впервые осознает себя как субъекта деятельности и стремится доказать это всем окружающим, нередко проявляя упрямство и неповиновение. В это же время малыш начинает усваивать социальные нормы и учиться подстраивать своё поведение под требования взрослых. Но пока ещё ребёнку недоступны ни самоанализ, ни самооценка, ни тем более самокритика.

Возрастные особенности

Развитие способности к рефлексивной деятельности начинается в раннем детстве, и первый её этап приходится на 3 года. Именно тогда ребёнок впервые осознает себя как субъекта деятельности и стремится доказать это всем окружающим, нередко проявляя упрямство и неповиновение. В это же время малыш начинает усваивать социальные нормы и учиться подстраивать своё поведение под требования взрослых. Но пока ещё ребёнку недоступны ни самоанализ, ни самооценка, ни тем более самокритика.

Возрастные особенности Второй этап начинается в младших классах школы и тесно связан с развитием рефлексии в сфере учебной деятельности. В возрасте 6-10 лет ребенок овладевает навыками социальной рефлексии и элементами самоанализа.

Возрастные особенности

Второй этап начинается в младших классах школы и тесно связан с развитием рефлексии в сфере учебной деятельности. В возрасте 6-10 лет ребенок овладевает навыками социальной рефлексии и элементами самоанализа.

Возрастные особенности Третий этап – подростковый возраст (11-15 лет) – важный период формирования личности, когда закладываются основы навыка самооценки. Развитие самоанализа в этом возрасте нередко приводит к чрезмерной рефлексии и вызывает сильные негативные эмоции у детей, которые остро ощущают недовольство своей внешностью, успехами, популярностью у сверстников и т. д. Это осложняется эмоциональностью и неустойчивостью нервной системы подростков. Правильное развитие рефлексивной деятельности в этом возрасте во многом зависит от поддержки взрослых.

Возрастные особенности

Третий этап – подростковый возраст (11-15 лет) – важный период формирования личности, когда закладываются основы навыка самооценки. Развитие самоанализа в этом возрасте нередко приводит к чрезмерной рефлексии и вызывает сильные негативные эмоции у детей, которые остро ощущают недовольство своей внешностью, успехами, популярностью у сверстников и т. д. Это осложняется эмоциональностью и неустойчивостью нервной системы подростков. Правильное развитие рефлексивной деятельности в этом возрасте во многом зависит от поддержки взрослых.

Возрастные особенности Четвёртый этап – ранняя юность (16-20 лет). При правильном формировании личности способность к рефлексии и управление ей проявляется в этом возрасте уже в полную меру. Поэтому развивающиеся навыки самокритики не мешают рационально и здраво оценивать свои возможности.

Возрастные особенности

Четвёртый этап – ранняя юность (16-20 лет). При правильном формировании личности способность к рефлексии и управление ей проявляется в этом возрасте уже в полную меру. Поэтому развивающиеся навыки самокритики не мешают рационально и здраво оценивать свои возможности.

Возрастные особенности Но и в более старшем возрасте продолжается обогащение опыта рефлексивной деятельности за счет освоения новых видов деятельности, установления новых отношений и социальных связей.

Возрастные особенности

Но и в более старшем возрасте продолжается обогащение опыта рефлексивной деятельности за счет освоения новых видов деятельности, установления новых отношений и социальных связей.

В дошкольном возрасте Ребёнок осознает только сам факт, что он существует, его знания о себе и о своих качествах пока не сформированы. Стремясь быть, как взрослый, ребёнок 3-4 лет не учитывает своих реальных возможностей, он склонен переоценивать себя, приписывать себе все положительные качества, которые одобряют взрослые, часто даже не зная, в чём они заключаются. Мальчики больше ориентированы на то, что оценивается в их действиях (деятельности), для девочек важно кто их оценивает и на сколько эмоционально это происходит. Но для того, чтобы научиться правильно оценивать себя, и мальчики и девочки, в-первую очередь, должны научиться оценивать других детей, на которых они могут смотреть «со стороны», а для этого требуется время.

В дошкольном возрасте

Ребёнок осознает только сам факт, что он существует, его знания о себе и о своих качествах пока не сформированы. Стремясь быть, как взрослый, ребёнок 3-4 лет не учитывает своих реальных возможностей, он склонен переоценивать себя, приписывать себе все положительные качества, которые одобряют взрослые, часто даже не зная, в чём они заключаются. Мальчики больше ориентированы на то, что оценивается в их действиях (деятельности), для девочек важно кто их оценивает и на сколько эмоционально это происходит. Но для того, чтобы научиться правильно оценивать себя, и мальчики и девочки, в-первую очередь, должны научиться оценивать других детей, на которых они могут смотреть «со стороны», а для этого требуется время.

В дошкольном возрасте Развитие самооценки ребёнка начинается с реальных оценок своих умений, результатов своей продуктивной деятельности и знаний, всё это происходит тогда, когда начинает обучение. Во время обучения ребёнок вынужден учиться управлять своей психикой, а для этого необходима обратная связь. Рефлексия как раз и обеспечивает обратную связь. Старшие дошкольники, в основном, могут осознать свои достоинства и недостатки, понимать отношение к ним со стороны других детей и взрослых. К 6,5-7 годам соотношение эмоциональной и когнитивной оценок гармонизируется.

В дошкольном возрасте

Развитие самооценки ребёнка начинается с реальных оценок своих умений, результатов своей продуктивной деятельности и знаний, всё это происходит тогда, когда начинает обучение. Во время обучения ребёнок вынужден учиться управлять своей психикой, а для этого необходима обратная связь. Рефлексия как раз и обеспечивает обратную связь.

Старшие дошкольники, в основном, могут осознать свои достоинства и недостатки, понимать отношение к ним со стороны других детей и взрослых. К 6,5-7 годам соотношение эмоциональной и когнитивной оценок гармонизируется.

При взаимодействии с детьми, педагог может использовать классификацию рефлексии рефлексия эмоционального состояния и настроения; рефлексия деятельности; рефлексия содержания образовательного материала.

При взаимодействии с детьми, педагог может использовать классификацию рефлексии

  • рефлексия эмоционального состояния и настроения;
  • рефлексия деятельности;
  • рефлексия содержания образовательного материала.
При использовании в образовательном процессе приёмов для формирования предпосылок рефлексии рекомендуется соблюдать следующие правила: выражение чувств, переживаний, эмоций, настроений ребёнком может быть только по его собственному желанию и не должно доставлять ему (ребёнку) внутреннего дискомфорта; не допустимо оценивание высказываний ребёнка педагогом и другими детьми

При использовании в образовательном процессе приёмов для формирования предпосылок рефлексии рекомендуется соблюдать следующие правила:

  • выражение чувств, переживаний, эмоций, настроений ребёнком может быть только по его собственному желанию и не должно доставлять ему (ребёнку) внутреннего дискомфорта;
  • не допустимо оценивание высказываний ребёнка педагогом и другими детьми
Как развить рефлексию у взрослых   Если вы ощущаете недостаток этого качества и понимаете необходимость более глубокого самопознания и самооценки, то эти способности можно развивать в любом возрасте. Развитие рефлексии лучше начинать… с рефлексии. То есть с ответа на следующие вопросы: Зачем вам нужна рефлексия, что вы хотите добиться с её помощью? Почему вам мешает отсутствие у вас знаний о своём внутреннем мире? Какие аспекты или стороны своего «Я» вы хотели бы узнать получше? Почему, с вашей точки зрения, вы не занимаетесь рефлексией и не включаете её в деятельность?

Как развить рефлексию у взрослых

Если вы ощущаете недостаток этого качества и понимаете необходимость более глубокого самопознания и самооценки, то эти способности можно развивать в любом возрасте. Развитие рефлексии лучше начинать… с рефлексии. То есть с ответа на следующие вопросы:

  • Зачем вам нужна рефлексия, что вы хотите добиться с её помощью?
  • Почему вам мешает отсутствие у вас знаний о своём внутреннем мире?
  • Какие аспекты или стороны своего «Я» вы хотели бы узнать получше?
  • Почему, с вашей точки зрения, вы не занимаетесь рефлексией и не включаете её в деятельность?
Примеры рефлексивных упражнений и игр. Процедура «Спасибо за занятие». Упражнение проводится в общем круге.  Педагог: «Мы с вами проведём небольшую церемонию, которое поможет нам в вежливой и корректной форме выразить свои чувства и благодарность друг другу. Каждый из вас, по очереди, становится в центр нашего круга, другой ребёнок подходит к вам, пожимает руку и говорит: «Спасибо за приятное занятие!». Затем вы оба остаётесь в центре круга и держитесь за руки. Затем подходит другой ребёнок, берёт за свободную руку первого или второго ребёнка, пожимает её и говорит: «Спасибо за приятное занятие!». И так далее, по очереди, пока все дети не окажутся в кругу, держась за руки. Когда к детям присоединится последний ребёнок, надо будет замкнуть круг и завершить действие (церемонию) троекратно крепко пожав руки. «Я сегодня…..». Педагог предлагает детям закончить фразу «Я сегодня стал  чуточку….» (сильнее, умнее, лучше, внимательнее, добрее и т.д.)

Примеры рефлексивных упражнений и игр.

  • Процедура «Спасибо за занятие». Упражнение проводится в общем круге.  Педагог: «Мы с вами проведём небольшую церемонию, которое поможет нам в вежливой и корректной форме выразить свои чувства и благодарность друг другу. Каждый из вас, по очереди, становится в центр нашего круга, другой ребёнок подходит к вам, пожимает руку и говорит: «Спасибо за приятное занятие!». Затем вы оба остаётесь в центре круга и держитесь за руки. Затем подходит другой ребёнок, берёт за свободную руку первого или второго ребёнка, пожимает её и говорит: «Спасибо за приятное занятие!». И так далее, по очереди, пока все дети не окажутся в кругу, держась за руки. Когда к детям присоединится последний ребёнок, надо будет замкнуть круг и завершить действие (церемонию) троекратно крепко пожав руки.
  • «Я сегодня…..». Педагог предлагает детям закончить фразу «Я сегодня стал  чуточку….» (сильнее, умнее, лучше, внимательнее, добрее и т.д.)
Примеры рефлексивных упражнений и игр. «Смайлики (личики)». Воспитатель предлагает детям рассмотреть карточки с изображением трёх лиц: радостного, печального и спокойного. Каждому ребёнку необходимо выбрать своё настроение. «Какой ты?». Педагог задаёт один вопрос «Какой ты?» детям. Варианты ответов для выбора детям можно перечислить: внимательный, дружелюбный, воспитанный, быстрый и др. «Букет». Педагог раскладывает на столе искусственные (бумажные) цветы: красные и белые, на фланелеграфе (доске) прикреплена ваза. Педагог предлагает детям, по желанию, прикрепить к вазе красный цветок, если они узнали что-то новое, прикрепить белый цветок, если ничего не узнали (не запомнили). Как вариант этого упражнения, можно использовать яблоню с разноцветными яблочками.

Примеры рефлексивных упражнений и игр.

  • «Смайлики (личики)». Воспитатель предлагает детям рассмотреть карточки с изображением трёх лиц: радостного, печального и спокойного. Каждому ребёнку необходимо выбрать своё настроение.
  • «Какой ты?». Педагог задаёт один вопрос «Какой ты?» детям. Варианты ответов для выбора детям можно перечислить: внимательный, дружелюбный, воспитанный, быстрый и др.
  • «Букет». Педагог раскладывает на столе искусственные (бумажные) цветы: красные и белые, на фланелеграфе (доске) прикреплена ваза. Педагог предлагает детям, по желанию, прикрепить к вазе красный цветок, если они узнали что-то новое, прикрепить белый цветок, если ничего не узнали (не запомнили). Как вариант этого упражнения, можно использовать яблоню с разноцветными яблочками.
Примеры рефлексивных упражнений и игр. «Солнечная лесенка». Перед детьми нарисованная или изготовленная лесенка, педагог предлагает прикрепить (приклеить, нарисовать) солнышко на той ступеньке, на которую бы поставил себя ребёнок при выполнении заданий. Рефлексия содержания образовательного материала – это основа для формирования универсальных учебных действия, заложенных в государственных стандартах общего образования. Этот вид рефлексии является самым сложным для осмысления в дошкольном возрасте, так как связан с формированием умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности, распознавать свои сильные и слабые стороны. Рефлексию содержания проводят в конце непрерывной образовательной деятельности и занятий.

Примеры рефлексивных упражнений и игр.

  • «Солнечная лесенка». Перед детьми нарисованная или изготовленная лесенка, педагог предлагает прикрепить (приклеить, нарисовать) солнышко на той ступеньке, на которую бы поставил себя ребёнок при выполнении заданий.
  • Рефлексия содержания образовательного материала – это основа для формирования универсальных учебных действия, заложенных в государственных стандартах общего образования. Этот вид рефлексии является самым сложным для осмысления в дошкольном возрасте, так как связан с формированием умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности, распознавать свои сильные и слабые стороны. Рефлексию содержания проводят в конце непрерывной образовательной деятельности и занятий.
Примеры рефлексивных упражнений и игр. Рефлексия деятельности проводится в течение или в конце непрерывной образовательной деятельности и занятий. Основная цель –определение активности каждого ребёнка. «Оцени себя сам». Воспитатель раздаёт детям карточки трёх цветов – красного, жёлтого, зелёного. Затем просит детей показать карточку того цвета, который соответствует выполнению задания: карточка зелёного цвета – работа выполнена полностью, аккуратная; жёлтого – работа выполнена не полностью; красного – работа выполнена не аккуратно. По желанию, дети могут объяснить свой выбор. «Солнышко»  Моё настроение похоже на: солнышко, солнышко с тучкой, тучку, тучку с дождиком, тучку с молнией.

Примеры рефлексивных упражнений и игр.

  • Рефлексия деятельности проводится в течение или в конце непрерывной образовательной деятельности и занятий. Основная цель –определение активности каждого ребёнка.
  • «Оцени себя сам». Воспитатель раздаёт детям карточки трёх цветов – красного, жёлтого, зелёного. Затем просит детей показать карточку того цвета, который соответствует выполнению задания: карточка зелёного цвета – работа выполнена полностью, аккуратная; жёлтого – работа выполнена не полностью; красного – работа выполнена не аккуратно. По желанию, дети могут объяснить свой выбор.
  • «Солнышко» Моё настроение похоже на: солнышко, солнышко с тучкой, тучку, тучку с дождиком, тучку с молнией.
Примеры рефлексивных упражнений и игр. «Я не знал… - Теперь я знаю…, Я не умел… - Теперь я научился….» . Педагог предлагает детям закончить фразу. Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана:  сегодня я узнал…  было интересно узнать…  было трудно выполнять…  теперь я могу решать…  я научился…  у меня получилось…  я смог…  я попробую сам… Прогноз погоды». Педагог предлагает нарисовать рисунок, который будет соответствовать настроению ребёнка – «плохая погода», «штормовое предупреждение», «солнечно».

Примеры рефлексивных упражнений и игр.

  • «Я не знал… - Теперь я знаю…, Я не умел… - Теперь я научился….» . Педагог предлагает детям закончить фразу. Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана: сегодня я узнал… было интересно узнать… было трудно выполнять… теперь я могу решать… я научился… у меня получилось… я смог… я попробую сам…
  • Прогноз погоды». Педагог предлагает нарисовать рисунок, который будет соответствовать настроению ребёнка – «плохая погода», «штормовое предупреждение», «солнечно».
Примеры рефлексивных упражнений и игр. «Дерево творчества»  По окончании занятия дети прикрепляют на дереве листья, цветы, плоды:  Плоды – дело прошло полезно, плодотворно;  Цветок – довольно неплохо;  Листики – не совсем удовлетворён днём.  «Светофор»  Дети сигналят карточками:  Зелёной – побольше таких дел, поучительно,  Жёлтой – понравилось, но не всё, интересно,  Красной – дело не понравилось, скучно. «Ёлочка настроения»  Детям раздаются вырезанные из бумаги шары (ёлочные игрушки), на которых они рисуют своё настроение и прикрепляют на ёлочку.

Примеры рефлексивных упражнений и игр.

  • «Дерево творчества» По окончании занятия дети прикрепляют на дереве листья, цветы, плоды: Плоды – дело прошло полезно, плодотворно; Цветок – довольно неплохо; Листики – не совсем удовлетворён днём. «Светофор» Дети сигналят карточками: Зелёной – побольше таких дел, поучительно, Жёлтой – понравилось, но не всё, интересно, Красной – дело не понравилось, скучно.

«Ёлочка настроения» Детям раздаются вырезанные из бумаги шары (ёлочные игрушки), на которых они рисуют своё настроение и прикрепляют на ёлочку.

Чтобы определить настроение по цвету можно применить характеристику цветов Макса Люшера: Красный цвет мягких тонов (розовый, оранжевый) – радостное, восторженное настроение красный насыщенный и яркий цвет – нервозное, возбуждённое состояние, агрессия синий – грустное настроение, пассивность, усталость;  зелёный – активность, (но при насыщенности цвета – это беззащитность) жёлтый – приятное, спокойное настроение фиолетовый – беспокойное, тревожное настроение, близкое к разочарованию серый – замкнутость, огорчение чёрный – унылое настроение, отрицание, протест коричневый – пассивность, беспокойство и неуверенность.

Чтобы определить настроение по цвету можно применить характеристику цветов Макса Люшера:

  • Красный цвет мягких тонов (розовый, оранжевый) – радостное, восторженное настроение
  • красный насыщенный и яркий цвет – нервозное, возбуждённое состояние, агрессия
  • синий – грустное настроение, пассивность, усталость; зелёный – активность, (но при насыщенности цвета – это беззащитность)
  • жёлтый – приятное, спокойное настроение
  • фиолетовый – беспокойное, тревожное настроение, близкое к разочарованию
  • серый – замкнутость, огорчение
  • чёрный – унылое настроение, отрицание, протест
  • коричневый – пассивность, беспокойство и неуверенность.
Рефлексия  - это совместная деятельность детей и взрослого. Формированием рефлексивных навыков у детей могут заниматься не только воспитатели, но и родители. Ведь родители – это полноценные участники образовательных отношений  и их вклад в образовательный процесс безусловно будет оценен не только педагогами, но и их детьми. В такой совместной деятельности сформируются мотивационные составляющие будущего первоклассника -желание и умение учиться. Именно эти составляющие являются основой для зоны ближайшего развития ребёнка в подростковом возрасте и ранней юности.

Рефлексия  - это совместная деятельность детей и взрослого.

Формированием рефлексивных навыков у детей могут заниматься не только воспитатели, но и родители. Ведь родители – это полноценные участники образовательных отношений  и их вклад в образовательный процесс безусловно будет оценен не только педагогами, но и их детьми.

В такой совместной деятельности сформируются мотивационные составляющие будущего первоклассника -желание и умение учиться. Именно эти составляющие являются основой для зоны ближайшего развития ребёнка в подростковом возрасте и ранней юности.

Упражнение для взрослых Встаньте перед зеркалом, посмотрите на своё отражение и улыбнитесь. Улыбка должна быть искренней, ведь вы видите самого близкого вам человека, перед которым у вас не должно быть никаких тайн и секретов. Скажите себе: «Привет! Ты – это я. Всё, что у тебя есть, принадлежит мне. И хорошее, и плохое, и радость побед, и горечь поражений. Все это ценный и очень нужный опыт. Я хочу знать его, я хочу использовать его. Не стыдно совершать ошибки, стыдно ничего о них не знать. Осознав их, я смогу все-все исправить и стать лучше». Это упражнение позволит вам избавиться от страха перед самоанализом.

Упражнение для взрослых

Встаньте перед зеркалом, посмотрите на своё отражение и улыбнитесь. Улыбка должна быть искренней, ведь вы видите самого близкого вам человека, перед которым у вас не должно быть никаких тайн и секретов. Скажите себе: «Привет! Ты – это я. Всё, что у тебя есть, принадлежит мне. И хорошее, и плохое, и радость побед, и горечь поражений. Все это ценный и очень нужный опыт. Я хочу знать его, я хочу использовать его. Не стыдно совершать ошибки, стыдно ничего о них не знать. Осознав их, я смогу все-все исправить и стать лучше». Это упражнение позволит вам избавиться от страха перед самоанализом.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!