СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации по проведению рефлексии

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по проведению рефлексии»

Этап рефлексии является обязательным условием создания развивающей среды на занятии. Правильно сформированная рефлексивная оценка является важным условием становления ценностного отношения к учебной деятельности.

Рефлексия – способность рассматривать и оценивать собственные действия, умения анализировать содержание и процесс своей мыслительной деятельности: «Что я делаю? Как я делаю? Почему я так делаю, а не иначе?» - в ответах на такие вопросы собственных действиях и рождается рефлексия. Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного, обдуманного, понятого каждым. В конечном счёте рефлексия даёт возможность человеку определить подлинные основания собственных действий при решении задач. Развитие рефлексивности проявляется в умении учащегося анализировать собственные действия, видеть себя со стороны и допускать существование других точек зрения.

Рефлексию можно проводить на любом этапе урока, а также по итогам изучения темы, целого раздела материала.

Как именно проводить рефлексию каждый педагог решает сам. Это ваше творчество. Используйте примеры для проведения рефлексии, придумывайте новые методы. Всё это позволит вам добиваться лучших результатов.


Примеры проведения рефлексии


«Анкета»

Можно предложить студентам как вариант небольшую анкету, наполнение которой можно менять, дополнять в зависимости от того, на какие этапы занятия обращается особое внимание. Можно попросить обучающихся аргументировать свой ответ.

1. На занятии я работал активно/пассивно

2. Своей работой на занятии я доволен/не доволен

3. Занятие для меня показалось коротким/длинным

4. За занятие я не устал/ устал

5. Мое настроение стало лучше/стало хуже

6. Материал занятия мне был понятен/не понятен

полезен/бесполезен

интересен/скучен


Ответы студентов

-Сегодня меня порадовало…

-Сегодня меня огорчило…


«Для меня сегодняшнее занятие …»

Студентам дается индивидуальная карточка, в которой нужно подчеркнуть фразы, характеризующие работу ученика на занятии по трем направлениям.

Занятие Я на занятии Итог

1. интересно 1. работал 1. понял материал

2. скучно 2. отдыхал 2. узнал больше, чем знал

3.безразлично 3.помогал другим 3.не понял


«Пантомима». Студенты пантомимой должны показать результаты своей работы. Например, руки вверх – довольны, голова вниз – не довольны, закрыть лицо руками – безразлично.


«Синквейн», который помогает выяснить отношение к изучаемой проблеме, соединить старое знание и новое, не требует специального оборудования. Синквейн разработала американская поэтесса Аделаида Крэпси под влиянием японских миниатюр хайку и танка. В России стал использоваться с 1997 года. Может применяться как заключительное задание по пройденному материалу:

- первая строка – название темы (одно существительное);

- вторая – описание темы в двух словах, два прилагательных;

- третья – строка описание действия в рамках этой темы тремя словами;

- четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывает отношение к теме (целое предложение);

- последняя строка – синоним, который повторяет суть темы.

В конце занятия обучающимся предлагается написать синквейн на основе изученного материала. В этом выводе каждый ученик соединяет и обобщает свои впечатления, знания, воображение.


«Плюс – минус – интересно». Для письменного выполнения обучающимся предлагается заполнить таблицу из трех граф.

В графу «П» – «плюс» записывается все, что понравилось на занятии, информация и формы работы,  которые вызвали положительные эмоции, либо, по мнению ученика, могут быть ему полезны для достижения каких-то целей.

В графу «М» – «минус» записывается все, что не понравилось на занятии, показалось скучным, осталось непонятным.

В графу «И» – «интересно» обучающиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на занятии, и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.


«Письмо благодарности». Интересная форма проведения рефлексии, которая предполагает проведение не только самоанализа, но и оценивание деятельности своих товарищей. Детям предлагается написать на листочке имя и слова благодарности тому однокласснику, который каким-то образом помог ему на занятии понять изучаемый материал.


Облако «тегов», которые необходимо дополнить. Например, на интерактивной доске можно вывести слайд, где указаны варианты:

    • сегодня я узнал...

    • было трудно…

    • я понял, что…

    • я научился…

    • я смог…

    • было интересно узнать, что…

    • меня удивило…

    • мне захотелось… и т.д.


«Мои ответы»

На протяжении занятия отмечать условно свои ответы:

    • «V» - ответил по просьбе учителя, но ответ не правильный;

    • «W» - ответил по просьбе учителя, ответ правильный;

    • «| » - ответил по своей инициативе, но ответ не правильный;

    • «+» - ответил по своей инициативе, ответ правильный;

    • «0» - не ответил.


Приём «Что, если…?»

Приём «Что, если…?» предполагает включение на этапе рефлексии вопросов, которые начинаются со слов: «Что, если…?» Данные вопросы позволяют студентам по-новому, с другой стороны посмотреть на проблему, выдвинуть свои предположения, свои гипотезы развития событий, расширяя тем самым опыт спонтанного общения, способствуя развитию гипотетического мышления студентов. (Что, если бы Вася не познакомился с Валеком и Марусей?(Владимир Галактионович Короленко «В дурном обществе»).


«Три М»

Студентам предлагается назвать три момента, которые у них получились хорошо в процессе занятия, и предложить одно действие, которое улучшит их работу на следующем занятие.


«А напоследок я скажу»

Студентам предлагается последовательно ответить на три вопроса:

  • Насколько оправдались ваши ожидания и кому за это спасибо (исключая учителя)?

  • Что не оправдалось и почему?

  • Мои и наши перспективы?


«Релаксация»

Закройте глаза и вспомните приятные моменты нашего занятия.

Я рада, что на протяжении всего занятия вы были внимательны.

Я хочу, чтобы все, кто работал хорошо – улыбнулись мне, а кто чувствует в себе потенциал работать еще лучше – поаплодировали себе.


Приём «Оценка своих ответов»

«+» - ответил по своей инициативе, ответ правильный;

«-» - ответил по своей инициативе, но ответ неправильный;

«П» - ответил по просьбе учителя, ответ правильный;

«Н» - ответил по просьбе учителя, но ответ неправильный;

«0» - не ответил


«Экспертная комиссия» 

В начале занятия выбираются эксперты (студенты, справившиеся с контрольной работой отлично). Они в течение всего занятия фиксируют деятельность студентов (ряда, варианта). В конце занятия эксперты анализируют деятельность своих подопечных, указывают успехи и ошибки, выставляют им оценки.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!