СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Реформы Петра I

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Реформы Петра»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №131»












МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

УРОКА ИСТОРИИ


по теме:


«Реформы Петра I»






Автор:

Каменская Юлия Александровна,

учитель истории и обществознания

МАОУ СОШ №131

Орджоникидзевского района

Города Перми













2018 г

План изучения темы «Реформы Петра I »

1. Предпосылки реформ Петра

2. Основные реформы Петра

      • Реформы в области экономики

      • Военная реформа

      • Административные реформы

      • Социальная политика

3. Значение реформ Петра: «Петр I – великий реформатор или поработитель русского народа?»

Тип урока: Урок получения новых знаний. С элементами групповой работы, рефлексии и проверки знаний.

Технология: урок с использованием ИКТ, урок с использованием системно-деятельностного подхода

Цель: сформировать у обучающихся с помощью системно-деятельностного подхода понимания причин, содержания, особенностей и итогов модернизации Петра I.

Задачи:

- образовательная – развивать способность обучающихся к освоению и применению знаний об эпохе Петра I на основе уже имеющихся знаний.

- развивающая – развить информационные, коммуникативные навыки учащихся, их аналитические способности; развить навыки самостоятельной работы при выполнении заданий различного уровня на уроке;

- воспитательная – воспитать патриотические чувства обучающихся, повысить ответственность обучающихся не только за собственные знания, но и за успехи своего коллектива.

Дидактические задачи этапов урока:

  1. Организационный:

- подготовка учащихся к работе на уроке: выработка внутренней готовности выполнения требований учебной деятельности.

  1. Постановка учебной проблемы:

- обеспечение мотивации для принятия обучающимися цели учебно-познавательной деятельности.

  1. Формулирование проблемы, планирование деятельности:

- создание условий для формулировки цели урока и постановки учебных задач; создание эффекта «узнавания» учебного материала.

  1. Определение путей разрешения проблемы:

- обеспечение восприятия, осмысления знаний, связей и отношений в объекте изучения.

5. Рефлексия учебной деятельности:

- анализ и оценка успешности достижения цели; выявление качества и уровня овладения знаниями.

Литература:


Лебедев, Владимир Иванович. Реформы Петра I : сборник документов / сост. В. И. Лебедев. - М., 1937. - 379 с. - (Документы и материалы по истории народовСССР).

Технологическая карта урока

Этапы урока

Формируемые умения

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Организационный

Метапредметные УУД:

регулятивные:

-осуществлять самоконтроль;

коммуникативные:

-слушать и понимать речь других

- Добрый день!( Слайд1)

- Предлагаю обсудить, посмотреть с разных позиций на реформы Петра I. Сегодня вы лично попробуете проанализировать источник, сделать свои выводы относительно его деятельности

Обучающиеся проверяют готовность к уроку.


Создание проблемной ситуации

Предметные УУД:

- уметь устанавливать причинно-следственные связи;

Метапредметные УУД:

регулятивные:

-определять и формулировать цель деятельности на уроке;

познавательные:

-формулировать проблему и определять способы ее решения;

-устанавливать  причинно-следственных связей; 

коммуникативные:

-уметь работать в группе

- Эпоха Петра привлекает внимание многих историков прошлого и современности. Споры о петровских преобразованиях начались еще с 40-х г. XIX века и идут до сих пор.

(Слайд 2)

Историки дают противоречивые оценки его реформам. Вот что писали видные русские историки XVIII века:

«Петр – великий государственный деятель, создатель могущественной империи, человек, благодаря которому Россия пошла по пути мировой цивилизации»

(В. Татищев).


«Петр – разрушитель русских национальных устоев, а его реформы были «блестящей ошибкой» (М. Щербатов)

Правильно ли называть преобразования Петра I модернизацией или это настоящая революция в истории нашей страны?

Обучающиеся обсуждают поставленный учителем вопрос, высказывая свое мнение.

Предположительно выходят на проблему «Петр I – великий реформатор или поработитель русского народа?»





Формулирование проблемы, планирование деятельности



Предметные УУД:

- уметь устанавливать причинно-следственные связи;

Метапредметные УУД:

регулятивные:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- составлять план и последовательность действий;

познавательные:

- формулировать проблему и определять способы ее решения;

-устанавливать  причинно-следственных связей; 

коммуникативные:

-уметь работать в группе и строить продуктивное взаимодействие

Личностные УУД:

- определять правила работы в группах

(Слайд 3)

Таким образом, основной проблемный вопрос урока : «Петр I – великий реформатор или поработитель русского народа?»

(Слайд 4)

Прежде чем мы приступим к изучению и анализу документов, предлагаю вам посмотреть видео и попробовать ответить на вопросы:

- Что послужило толчком в проведении преобразований в России

- Предположите, какие части жизни общества затронут его преобразования.

(Слайд 6)

Теперь давайте вместе попробуем составить план нашего урока:

План урока

1. Предпосылки реформ Петра

2. Основные реформы Петра

      • Реформы в области экономики

      • Военная реформа

      • Административные реформы

      • Социальная политика

3. Значение реформ Петра: «Петр I – великий реформатор или поработитель русского народа?»


Группы обсуждают способ решения проблемы.

Предположительно: всестороннее изучение эпохи Петра Великого


Выдвижение гипотезы



- А теперь давайте выясним, каково содержание и значение реформ государственного управления и социальной сферы, проведенных Петром I. А для этого нам необходимо разбиться на группы.

(Сдайд 7)

Поработаем группами и заполним таблицу

Реформы Петра I

Их значение

1 группа.

Реформы в области экономики


 

2 группа.

Военная реформа

 

3 группа

Административные реформы

 

4 группа

Социальная политика

 

Ученики делятся на четыре группы.


Определение путей разрешения проблемы



(Слайд 8)

Для всех участников:

- Ознакомиться с содержанием документов

- Определить причину проведения реформ и ее назначение

- Определить какое влияние оказывали реформы на общество

Документы для групп (Приложение 1-4)





ФИЗМИНУТКА


Учащиеся работают в группах. Представляют свои выводы относительно реформ.








Класс знакомится с содержанием преобразований Петра I, слушая ответы каждой группы на вопросы. Заполняют таблицу. Сравнивают свои суждения, с фактами на слайдах 9-27

Проверка гипотезы





















Предметные УУД:

- уметь применять понятийный аппарат;

- знать основные даты;

- уметь систематизировать информацию из различных исторических и современных источников;

Метапредметные УУД:

познавательные:

-устанавливать 

причинно-следственные связи; 

-строить логические цепочки рассуждений, доказательств;

коммуникативные:

- уметь слушать и вступать в диалог; 

- уметь работать в группе и строить продуктивное взаимодействие;

Личностные УУД:

- определять правила работы в группах

Ребята, а теперь представьте себе, что встретились вместе представители разных российских сословий нач. XVIII в.:

Дворяне,

родовитые бояре,

духовенство,

горожане,

крестьяне.


Между ними завязался спор об итогах реформ царя Петра 1.

  • Выскажите суждения об отношении определенного сословия к реформам Петра 1.

  • Какие реформы вызвали их одобрение или недовольство?

  • Для участия в дискуссии выберите 1 представителя группы.




Учащиеся заполняют таблицу Таблица №2. Отношение сословий к реформам Петра 1

Отрицательное:


Положительное:

Положительное:






Обобщение результатов


Личностные УУД:

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Метапредметные (УУД):

регулятивные:

- выделять то, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.

коммуникативные:

- уметь выражать свои мысли;

- уметь работать в группе.

- Итак, давайте вспомним противоположные оценки историков деятельности Петра и решим, какая оценка и почему кажется вам наиболее верной. А может быть, вы сформулируете собственную позицию .

(Слайд 28)



Ученики формулируют свой вывод.

Часть класса поддерживает положительную оценку, данную Петру I В.Татищевым, и аргументируют ее тем, что реформы Петра улучшили центральную и местную систему управления страной, поставили продвижение по службе в зависимость от личных качеств человека, способствовали экономическому развитию городов.

Сторонники высказывания М.Щербатова называют разрушение русских традиций, удар по авторитету православной церкви, подчинение ее государству.

Рефлексия учебной деятельности.

Выставление оценок.










Личностные УУД:

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Метапредметные (УУД):

регулятивные:

- выделять то, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.

коммуникативные:

- уметь выражать свои мысли;

-Ребята, как вы думаете, мы нашли ответ на поставленный в начале урока вопрос ответ. (Слайд 29)

-Чему мы научились?

Учитель предлагает дополнить предложения.

«Незаконченные предложения»: (Слайд 30)


«Если бы в истории России не было Петра, то…»;

«На мой взгляд, эпоха Петра Первого – это …»;

«Самым интересным для меня на уроках было…»;

«Я думаю, Петр Первый …»;

«Для России Петр Первый…»


Оцените, пожалуйста, свою работу в группах.

Учащиеся подводят итог урока.

Домашнее задание


(слайд 31)

Ваше отношение к Петровской эпохе? Напишите письмо в прошлое. Адресата – от царя Петра до простого человека – выбирайте сами.










Приложение 1 (Для 1 группы)



0 размножении табачной работы

(Именным указ вине-адмиралу Кренсу 3 марта 1717 г.)


Письмо ваше, генваря от 7 писанное, до нас дошло,в котором пишете, что табачная работа начинает происходить изрядно, за которые ваши труды вам благодарстнуем, и о размножении того дела, по вашему предложению, обстоительнее писали мы к господину шаутбенахту князю Меньшикову...





0 заведении в Астрахани аптекарского огорода, виноградных

садов и конского завода персидских пород


(Имениыи указ астраханскому губернатору Волынскому ,

26 октября 1720 г.)


1. Завесть в Астрахани аптекарском огород также сделать аранжерею и держать вывозные из Персии деревья и травы (которые не могут в городе зимовать) и для приуготовлоння трав, которые потребны в аптеку, взять из

Санкт- Петербурга в Астрахань аптекаря, да огородника.


2. Которые виноградные сады при Астрахани, из того

винограда делать горячее вино…

3. Завееть при Астрахани овчарные заводы,

4. Которые калмыцкие большие быки будут в Астрахани, бить и оных кож на сторону продавать не велеть, а покупать их из казны и посылать в Казань на кожевные заводы для выделки.


11.3аиесть в Астрахани чистых лошадей от персидских жеребцов и черкасских кобыл…


06 отправления в разные хлебородные места крестьян для

обучения местных обывателей снимать хлеб с поля косами


(Именныи указ, данный президенту камер-коллегии князю Голицыну

11 мая 172]. г.)


…И с того указа для лучшегоизвестия при сем прилагаем к вам копию; о чем и на коллегии от себя подтвердите, чтобы конечно нынешним летом выучить сколько возможно. Также велите, против образцовых, косы и грабли делать, дабы умножить, и в будущее лето в тех хлебных местах, чтоб все так косилии…



0 розыске серебряной руды


Лета 1703, маия в . . .день, ….

…указан в. г. сибирских городов в уездех серебряных и

медных руд всяких чинов людем приискивать и отведывать тое руду полевка на дрова, или на уголье; и буде в той руде медной или серебряной явятся признаки, в

крошках серебро, или медь красная, или иное что, и по тону опыту велеть серебряником в горшечках той обоженной руды плавить по фунту, или сколко прилично,и тех руд накопав пуда три или четыре, для опыту, прислать к в. г. к Москве …

…Кунгуре медную руду копать и опыт чинить и заводы завесть и плавить с той руды медь….


Промышленность 23




Об усилении порохового производства в России по случаю

военого времени и о подтверждении привилегии по

тиковое производство иностранцу Стельсу


28 мая 711 года…

…чтоб, для нынешнего военного случая в Азовский и в Троецкой

гварнизоны прислать порох…. : пушечного 6000 пуд и ручнаго 4000 ПУД. ., и того 10000 пуд…

…по подряду иноземца Аидрея Стельса пропускать без задержания и за пошлинами

селитры и серы не удерживать….



0 прискании на Дону и в Воронежской губернии каменного

Уголья и руд


(Именный указ 7 декабря 1722 г.)


На Дон в казачьи городки в Оленьи горы, да в Воронеживую губернию ПОД село БОЛОГОРЕ ДЛЯ копания каменного уголья и руд, которые объявил подъячии Копустнн, из берг-колегии послать нарочного, и В тех местах ТОГО

каменного уголья и руд В глубину КОПаТЬ сажени на три и больше, и накопав ПУД по ПЯТИ ПРИВОЗТЬ В берг-коллегию и апробовать, И в ОНОМ копании руд И УГОЛЬЯ О вспоможении к губернатору Измайлову послать указ.









06 отыскании и описи водяного пути в Индию


(14 февраля 1716 г.)

Инструкция поручику Кожину


1.Ехить ему, как его отпустит капитан от гварцин князь Черкасской, !водою Аму-Дарьею рекою (или другими, кои в нее впадают), сколько возможно до Индии под образом купчины, а настоящее Дело, дабы до Индии путь

поляной сыскать.


2. И когда уже нельзя будет ехать водою и там разведывать о том же тайным образом.


3. Возвратиться назад тем же путем, разве ежели уведает еще иной способнеиший путь водяной, то ни возвратиться; и везде как водяным, так и сухим путем все описывал,делать карту,


4. Осмотреть, какие товары, а особливо пряные зелья и прочее, что идет из Индии.


5. Прочее, чего здесь и не написано, и в нон может быть интерес государства, смотреть и описывать.


(П. С. 3.‚ т, Х”, стр. 198.)


Инструкция

Ивану Еврениону и Федору Лужину, отправленным для

описании мест около [Камчатки и для разрешения вопроса:

соединяется ли северо-восточная Азия с Америкой


(2 января 1719 г.)


Ехать вам ‚то Тобольска, и от Тобольска, взяв провожатых, охать но Камчатки и далее, куда нам указано, и описать таможние моста: сошлась ль Америка с Азией,что надлежит зело тщательно сделать, не только зюйд и норд, но и ост и вест, и все на карте исправно поставить;



Об обмене старых денег на, новые


От в‚ г. ц. и в. кн. Петра Алексеевича, всея великияи малыя и белыя России самодержца… …указ сказать, чтоб те люди,у которых старые денги есть, несли в приказные избы, а те денги давать им новыми с наддачею на сто по 5 рублев, ДЛЯ ТОГО, ЧТО В ПРОВОЗЕ И ВО ВСЯКИХ раСХОдаХ старых и новых денег на сто по пяти рублев, для полного разстояния, везучи в Сибирь и из Сибири, изойдет…



Приложение 2 (Для 2 группы)




Донесение Оттона Плейера 0 военных силах России 1710 г.


Относительно военных сил России справедливость требует сознаться, что благодаря неусыпному труду и старанию царя, строгим наказаниям, милостям и подаркам, так же разноплеменных иностранных офиЦЁРОВ ВЫЦШОГО НИЗШЕГО чипа, надо ВОСЪЬШ УЦПВСЕЯТЬСЯ,до чего оно доведены, до какого совершенства дошли солдаты в военных упражнениях, в каком они порядке и послушании приказам начальства и как смело ведут себя в деле, ни от кого не услышишь и слова, а тем менее крика, и все они так ретивы. Царь, бывающий тем близко во всех делах, чем они труднее и опаснее, не только раДУОТ ЛЮДСЙ МИЛОСТИВЫМ ПРИВЕТОМ, но и внушает ИМ СИЛЬную охоту жертвовать для него жизнью; храбрых офицеров не оставляет богатыми подарками и изъявлениями милости, а трусливых тяжелою опалой, большими наказанием и УПОРНЫМ нерасположением: такими средствами

он внушил большинству русских господ самолюбие и соревнование, да сделал еще и то, что, когда они теперь беседуют вместе, пьют и курят табак, то больше уже не ведут [пустых] разговоров, а рассказывают о том и другом

сражении, об оказанных тем, или другим лицом, хороших или дурных поступках при этом, либо о военных науках,а ЭТО часто ВЫХОДИТ И смешно (так как ОНИ еще ТОЧНО В бреду ГОВОРЯТ 0 ТОМ, ИЛИ ТОЛЬКО еще понаслушались кое-чего, не имея основательных сведений).

Артиллерия снабжена всеми прииадленостями, многими «ведущими немцами и другими иностранцами, также и РУССКИМИ ЛЮДЬМИ, КОТОРЫХ МНОГО было разослано по разным местам Германии, ДЛЯ ОСИОВаТЕЛЬНОГО обучения ПИРОтехники, сверх того и хорошими лошадьми, но в конце в этих последних большой недостаток, не смотря на то,что Царь МОГ бы запастись добрыми конями у калмыцких,

Нагайских и башкирских татар. А что для долговременного ведения ВОЙНЫ нет недостатка в военных пренадлежностях В РОССии, ЭТО МОЖНО ВИДеТЬ ИЗ МнОГОГО: УЖе бОЛЬШе 2-х ЛеТ не работает ни одна пороховая мельница, ПОТОМУ ЧТО

пороху везде большой запое находится на готово, не смотря на ТО, ЧТО все упражнения новобранных, ЛИШЬ только возмут они у правительства мало-мальски ружей, производятся постоянно с пальбой, а когда царь, либо царевич наследник, либо князь Меньшиков в Москве, или в деревни, ЧУТЬ не ПрИ ВСЯКОИ обеде И ЗДРаВИЦе ВО время пиров, или плясок, в дни имянин и рождения выше названных лиц, даже по случаю выигранной победоносно неважном стычки, идет беспрестанная стрельба из ружей.

Да И КРОМЕ ТОГО, СКОЛЬКО еще ВЫХОДИТ у ИИХ ИОРОХУ на ежегодно ДОРОГИе ПОТОШНЫе ОГНИ, И ПрИ Частых забавах тех знатных господ в Москве, во время царского отсутствия: порох для того, как мало ценимую вещь в России, им легко выпросить у коменданта...

При всей Доброкочествениости войска, уетраеваемого вышесказанным образом (потому что крестьяне хоть и неспособный народ, но, размещенные между другими старыми И ОПЫТнЫМИ солдатами, ПОСЛе НЕСКОЛЬКИХ ПеРеНЯТЫХ ВОИНСКИХ упражнений, ‚да и ПРИ ИХ еще ПОДЧИнеННОСТИ, в КОРОТКОе ВРеМЯ делаются ХОРОЩИМИ СОЛДАТАМИ), МНОГИе чужеземцы, видавшие войска, сознаются, что в России, однако эк, мало думают о сохранении солдата, так как плохое устройство и присмотр за, необходимыми маразинами почти единственным, впрочем главный недостаток, от которого войско чуть не с каждым годом разстронвается больше, чем от самых жарких сражений; иностранные офицеры и генералы в состоянии были внушить русским много друГИХ ВОИНСКИХ НачАЛ И ПРаБИЛ, ТОЛЬКО над ЭТИМ ОДНИМ ОНИДО сих пор еще трудятся напрасно.







По присланным, при письме князя Меньшикова от 22 мая табелям, требовалось в обитающиеся в С.-Петербургскои губернии 10 драгунских и 27 пехотных полков и баталион городовых дел: людей 12615 и 4798 лошадей; а по приговору сената 31 мая, в число 12615 человек велено взять из следующих в О.-Петербургской губернии в 2 набора 11802 человека, Да к ним для тамошнего малолюдства и

пустоты в запас из 25000 набора, из губерний: Архангелогородсвой 800 и Московской 1800 человек, И выбрать к ним же из московского гваринзона 400 чел, всего 3 000 чел.‚ которых и послать с Афонасьем Грузинцовым; да в Ригу отпустить вместо беглых и малолетних на Московской губернии 700 человек, (да в занес для беглых из Московской







0 сборе с губерний рекрут и лошадей для войска,


…Приговор: 1711 года, июня 18 дня. 11равнтельствующшт сенат слушай сей выписки, приговорили: рекрут, которых велено отправить, в С.-Пнтербурх и в Ригу 10 342 человеКа да 3273 лошади, с губерней собрать но вышеписаиной расписке без мотчання, чтоб всегда прежнее указное число 25 000 человек да 7000 лошадей были к походу в готовности; и о том в губернии к генерал-губернатору и к губернатором же и ко правителю послать указы.




0 наборе из дворовых людей, по случаю войны с Турцией,

из двух третьего человека, в рекруты


1711 г. марта 1-го, великий государь царь и великийкнязь Петр Алеш мани указал, поименному своему указу, в Московской и во всех губерниях…… ….С.Пеитербургекой губернии, с бояр и с других вышних чинов, также С ДВОРЯН н С ВОЕВОД, КОТОРЫЕ НЫНЕ В Сибири, и С ДЬЯКОВ,с гостей, 0 гостиной сотни и с кунецкнх знатных и с архиерейских н монастырских приказных и с дьяков же их

и подьячих, и С боярских СТРОГОНОВЕЪ и С ГОСТИННЫХ, 821 КОТОРЫМИ ЕСТЬ деревни и дворовые люди свои, для премалннаемот'т е салтаиом турским войны собрать в даточные на время треть людей их,у кого стелко на Москве и в губерниях в домах их есть, и о том у всех взять скаски за руками 0 подкреплением,

а буде у кого дворовых людей по одну или две служили на кораблях; к тому эк выбрать молодых солдат из полков Толбухииа и Островского; и для того

ехать на Котлпн господину адмиралу, а в Ревель для разбора Ростовского полка генерал-манеру Чернышеву. И что из оных полков возметея в матросы, о том подать известие, к чему в определенное число в добавку можно взять

молодых из солдат Финляндского корпуса, а особливо из тех, которые служат на шлюпках в гребцаХ. Которые из солдат возьмутся в матросы, оным трактом давать такой, как получали при полках; для чего определить во флот сумму, что убыло из положенного оклада на армию от двух полков, которые отданы в службу Мекленбургскому князю. В Володишгрской, в Новгородской п в Ростовской

полки, что возьмется в матросы, в то число часть отдать из старых солдат Финляндского корпуса, чтобы оных полков не разорить, н к тому пополнить рекрутами. Которыематросы есть при адмиралтействе, разобрать, и из лучших

третью часть во флот определить, а вместо их исполнить

рекрутами.
































Приложение 3 (Для 3 группы)

О поднесении царю Петру титула императора всероссийского и наименование великого и отца отечества


(22 октября 1721 г.)


В 20 день сего октября, по совету в сенате общее с духовным синодом,намерение воспринято, его величество,В ПОКАЗАНИЕ СВОЕГО ДОЛЖНОГО БЛАГОДАРЕНИЯ‚ за ВЫСОКУЮ ЕГО МИЛОСТЬ и отеческое попечение и старание КОТОРОЕ ОН О благополучии государства во все время своего славнейшего государствования ОСОбЛИВО ВО ВРЕМЯ ПРОШЕДШИЕ ШВЕДСКИЕ ВОЙНЫ ЯВИТЬ ИЗВОЛИЛ, И всероссийское ГОСУДАРСТВО в такое сильное и доброе состояние, и пород свой подданной в такую славу у всего света через единое токмо свое руковождение привел, как то всем довольно известно, именем всего народа росского проситъ, дабы изволил принять, по примеру других, от них тптло: отца отечества, императора всероссийского, Петра Великого…






Устав о наследии престола

(5 февраля 1722 г.)


МЫ Петр первый император и самодержец всероссийский и прочая и прочая и прочая.


Объявляем, понеже всем ведомо есть, какою авоссаломскою злостью надмен был сын наш Алексей, и что не раскаянием его оное намерение, по милостью божиею ко всему нашему отечеству пересеклось (что довольно из маннфеста о том деле видимо есть); а сие не для чего иного у него возросло, токмо от обычая старого, что большому сыну наследство давали, к тому же один он тогда мужеска пола нашей фамилии был, и для того ни на какое отеческое наказание смотреть не хотел; сей недобрый обычай не знаю чего для так был затвержден…

..Кольми же паче должны мы иметь попечение о целости нашего государства, которое с помощью божьею,ныне паче распространено, так всем видимо есть; чего для заблагорассудили мы сей устав учинить, дабы сие было всегда в воле правительствующего государя, кому оной хочет, тому и определить наследство, и определенному,видя какое непотребство, паки отменит, дабы дети и потомки не впали в такую злость, как выше вписано, имея сию узду на себе, Того ради повелением, Дабы все наши верные подданые и мирские без изъятия, сей устав перед богом и его евангилием утвердили на таком основании, что всяк, кто сему будет противен, или инако как толковать станет: тот за, изменника почтен, смертной казни и церковной клятве подлежать будет.

(Далее следует клятвенное обещание)


Об учреждении правительствующего сената и о бытии при

оном разрядному столу вместо разрядного приказа, и по

два комисара из губерний


(Именный указ 22 февраля 1711 г.)


Указ объявить последующий. Определили быть для отлучек наших правительствующии сенат для управления:господин граф Мусин-Пушкин, господин Стрешнев, господин князь Голицын, господин князь Михаила Долгорукой,господин Племянников, гоеподин князь Григории Волковской, господин Самарин, господин Василий Опухтнн, господин Мельницкои, оберсекретарь сего сената АиисимЩукин. Московскую губернию управлять и доносить сенату Василию Ершову, на князь Петрова место Голицына господин Курбатов. Вместо приказа разрядного быть столу разрядному при вышеписаном сенате. Такоже со всех губерний в вышеписанном суду для спроса и принимания указов быть по два комисара с губернии











Манифест об учреждении духовной коллегии

(25 генваря 1721 г.)


Между многими, по долгу богоданные нам власти, попеченьям о исправлении народа НаШеГ0‚ И ПРОЧИХ ПОДАННЫХнам государств ПОСМОТРя и на ДУХОВНЫЙ ЧИН, И видя в нем много построения и великую в делах его скудость,

не суетный на совести нашей возымели мы страх, да не явимся неблагодарии вышнему, аще толикая от него получив благопоспешества во исправлении как воинского, так и гражданского чина, пренебрежем исправление И чина

духовного. И когда нелицемерный он судия, воспросит от нас ответа 0 толиком нам от него врученном приставлении,да не будем безответны. Того ради образом прежних, как в ветхом, так и в новом завете, благочестивых царей, воспрняв попечение о исправлении чина духовного, а не видя лучшего к тому способа, паче соборного правительства.

Понеже в единой персоне не без страсти бывает; к тому же не наследственная власть, того ради вящше не брегут. Уставляем духовную коллегию, тоесть духовное соборное правительство, которое по следующем еде регламенте

имеет всякие духовные дела во всероссийской церкви управлять. И повелеваем всем верным подданым нашим,всякого чина, духовным и мирским имети сие за важное и сильнее правительство, и у него крайних дел духовным управы, решения и вершения просить, и судом его определенным довольствоватися, и указов его слушать во всем, под великим за противленне и ослушание наказанием, про-

тив прочих коллегий...

…Коллегиум правительское не что ине есть, токмо правительское собрание, когда дела некие собственные не ЕДИНОМУ ЛИЦУ, НО МНОГИМ, К ТОМУ УГОДНЫМ И ОТ ВЫСОЧаЙшей власти учрежденным подлежат ко управлению...



Приложение 4 (Для 4 группы)



Указ о Единонаследии


О порядке наследования в движимых и недвижимых

имуществах

(23 марта. 1714 г.)


Мы, Петр первый, царь и самодержец всеросийский, и проч, и проч, и проч Объявляем сои указ всем подданным нашего государства, какого чина и достоинства оные ни есть.

Понеже разделением имении после, отцов детям недвижимых, великий есть вред в государстве нашем, как интересам государственным, так и поданным и самим

фамилиям падение…

…буде при себе не определить, тогда определится указом недвижимое по первенству большому сыну в наследие, а движимое другим равною частию разделено будет; то ж разумеется и о дочерях.


3. Кто бездетен, и оный волен отдавать недвижимое одному фамилии своей, кому похочет, а движимое, кому что похочет…






0 сыске беглых людей воеводам, о наказании держателей,по силе указа 706 года февраля 16 и о взятии с лучших крестьян в каждом селении подписок о недержании беглых


(Именный указ, объявленный из Розряда 5 апреля, 1707.)


Прошлого 706 года, где на Москве и в городах на посадах и в дворцовых волостях и патриарших и архиерейских и монастырских и церковных и всяких чинов людей, в поместьях, и в вотчинах явятся беглые люди и

крестьяне: и тех беглых людей и крестьян с женами и с детьми и с их животы отвозить к прежним помещикам И вотчинникам, откуда кто бежал, с вышеписанного указа в полгода А буде кто тех беглых людей и крестьян, с того числа в полгода, в те места не отвезут: и у тех людей половина поместий их ивотчин взято будет на него В. Г., а другая будет отдана тем, чьи беглые люди и крестьяне явятся…





О введении ревизии распределения содержания войска по числу ревизских душ, об ОПРЕДЕЛЕНИИ ВОИНСКИХ И избрании земских коммисаров для заведывания всех сборов с крестьян для содержания войска, и о счете земских комисаров

в собираемых ими деньгах и припасах '


(Именныи указ; 26 ноября 1718 г.)


1) Взять сказки у всех (дать на год сроку), чтоб правдивые принесли сколько у кого в которой деревне душ мужеска пола, объявя им то, что кто что утаит, то отдано будет тому, кто объявить о том.


2) Росписать, на сколько душ солдат рядовый с долею на него роты и полкового штаба, положа средний оклад, или чего более не возможно и чего меньше не надлежит, в Такой надежде, что с них более никаких податей и работы не будет, разве какое нечаянное нападение неприятельское, или домашнее какое замешание.


3) Учинить на каждый полк два коммиеараюдного полякового, другого от земли, которого надлежит но вся годы выбирать дворянам, того уезда помещикам, и по окончанин года считать; и ежели в чем неправду учинить, и судить, и доправливать им дела их, то земской должен на уроненные сроки обирать с крестьян деньги, и отдавать полковому коммисару при всех офицерах, обретающнхся при полку, и брать у них отписки, и о том водение подавать в ревизион—коллегнум п в воинскую и ландгевдингу.


4) Росписчикам, которые поедут роспнсывать полки по крестьянам, смотреть того накрепко, правдою ль те росписки поданы, и где есть излишек, о том давать ведение, а их писать по солдатам же, и оные крестьяне с их землею и всем отданы будут тому псрепиечику.



06 учинения общей переписи людей податного состоянии,

0 подаче ревизскнх сказок, и о изысканиях за утайку душ


(Именный указ. объявленный из сената, 22 генваря 1719.)


Великий государь указал, по именному своему в. г. указу, ради расположения полков армейских па крестьян всего государства, брать во всех губерниях сказки с таким определением о дворцовых и прочих государевых,патриарших, архиерейских, монастырских, церковных, помещиков и вотчинннковых селах и деревнях….




0 приписке к заводам крестьян


…А для всякой работы к тем новым заводам приписать к Верхотурью, Тоболского уезду, Мурзнискую слободу со всеми крестьяны и с землями…




Об отсылке виновных баб и девок н берг и мануфактур-

коллегии дли отдачи в работу на фабрики


Сенатский указ 26 июля 1721 г.


Для ссылки в работу винных баб и девок отсылать в берг- и маиуфактур-коллегию, и отдавать из той коллегии компанейщикам, описывая сколько которой лет в работе быть или по смерть, и содержать их при тех работах под караулом, давая им на пишу кормовые деньги по рассмотрению.

Буде же чего к мануфатактуриым долам будем не отдано и за тем таковых отсылать в Москву, И отдавать по препорции парусного дела на прядильные дворы и к прочим мануфактурным делам, и там содержать их по тому же.



ТАБЕЛЬ 0 РАНГАХ


Табель О рангах ВСОХ ЧИНОВ ВОИНСКИХ, СТАТСКИХ ПРИДВОРНЫХ, КОТОРЫЕ В КОТОРОМ КЛАССЕ ЧИНЫ; И которые В ОДНОМ классе, ТЕ ИМЕЮТ ПО СТАРШЕНСТВУ ВРЕМЕНИ ВСТУПЛЕНИЯ В ЧИН МЕЖДУ СОБОЮ, ОДИНАКОЖ ВОИНСКИЕ ВЫШЕ ПРОЧИХ, ХОТЯБ И старые кто В том классе пожалован был.


(24 генваря 1722.)


Ко учрежденной вышеобъявпеинои табели рангов ирилагаются сии пункты, каким образом со оными рангами каждому поступать надлежит.


1. Принцы, которые от нашей крови происходит, и

те которые с нашими припцессамн сочетаны: имеют при

всяких случаях председательство и ранг над всеми князьями и высокими служители Российского государства.


2. Морские же с сухопутпымн в команде определяютсяследующим образом: „то с кем одного ранга, хотя и старее в чине, на море командовать морскому под сухопутным, а на земли сухопутному над морским.


3.Кто выше своего ранга будет себе почести требовать, или сам место возьмет, выше данного ему ранга тому за каждый случай платить штрафу, 2 месяца жалованья; а ежели кто без жалованья служит: то платить ему токой

штраф, как жалованья тех чинов, которые с ним ровного ранга, и действительно жалованье получают; изштрафных денег имеет объявитсль того, третью долю получать, и достальные имеют в гошпиталь употребленыбыть, Но сие осмотренне каждого ранга не и таких оказиях требуется, когда некоторые яко добрые друзья и соседи съедутся, или в публичных асамблеях, но токмо в церквах при службе божией при дворовых церемониях,яко при аудиенции послов, торжественных столик, в чиновных съездах при браках, при крещепиях, и сим подобных публичных торжествах и погребениях; равной эке штраф и тому следует, кто кому шике споете ранга место уступит, чего подлежит фискалам прилежно смотреть, дабы тем охоту подать к службе, и оным честь, а не нахалам

и тунеядцам получить: вышеписанныи штраф как мускому, так И женскому полу необходимо за преступления

надлежит.


4. Под равным штрафом, не имеет ни кто ранга себе требовать, поко он на свои чин надлежащего патента показать не имеет.


5. Такожде не имеет ни кто ранг взять по характеру, которой он в чужих службах получил, пока мы ему оного характера не подтвердили, которое подтверждение, мы каждому по состоянию его заслуг, охотно зимовать буден.


6. Без патента абшид ни кому не дает ранга, разве онои абшид за нашею рукою дан будет,


7. Все замужния жоны поступит в рангах, по чинам мужей их, и когда они то противно поступят: то имеют они штраф заплатить так в же, как бы должен платить муж ея был за свое преступление.


8, Сыновья Российского государства князей, грифов,бронов, анатнейшего дворянства, такожде служителей знатнейшего ранга, хотя мы позволяем для знатной их породы, или их отцов, знатных чинов в публичной асамблеи, где двор где двор находится, свободной доступ перед другими

низшего чина, и охотно желаем видеть, чтоб они от других во всяких случаях по Достоинству отличались; однакож мы для того никому такого ринга не позволяем,пока они нам и отечеству никаких услуг не покажут, и он оныя

характера не получат


9. Насопротив того имеют все девицы, которых отцы в 1 ринге, пока они замуж не выданы, ранг подучить над всеми женами, которые в 5 ранге обретаються…


10. Дамы и девицы при дворе имеют, пока оне действительно в чинах своих обретаются….

….16. И понеже никому кроме нас, и других коронованых глав пренадлежит, кого в дворянское достоинство гербом и печатью пожаловать….































3

Просмотр содержимого презентации
«РЕФОРМЫ ПЕТРА»

Реформы Петра Великого Подготовила: преподаватель истории и обществознания Каменская Юлия Александровна

Реформы Петра Великого

Подготовила:

преподаватель истории и обществознания

Каменская Юлия Александровна

«Петр – великий государственный деятель, создатель могущественной империи, человек, благодаря которому Россия пошла по пути мировой цивилизации»  (В. Татищев). «Петр – разрушитель русских национальных устоев, а его реформы были «блестящей ошибкой» (М. Щербатов)
  • «Петр – великий государственный деятель, создатель могущественной империи, человек, благодаря которому Россия пошла по пути мировой цивилизации»

(В. Татищев).

  • «Петр – разрушитель русских национальных устоев, а его реформы были «блестящей ошибкой» (М. Щербатов)

 

Проблемный вопрос: «Петр I – великий реформатор или поработитель русского народа?»

Проблемный вопрос:

«Петр I – великий реформатор или поработитель русского народа?»

План 1. Предпосылки реформ Петра 2. Основные реформы Петра Реформы в области экономики Военная реформа Административные реформы Социальная политика Реформы в области экономики Военная реформа Административные реформы Социальная политика Реформы в области экономики Военная реформа Административные реформы Социальная политика 3. Значение реформ Петра: «Петр I – великий реформатор или поработитель русского народа?»

План

1. Предпосылки реформ Петра

2. Основные реформы Петра

  • Реформы в области экономики Военная реформа Административные реформы Социальная политика
  • Реформы в области экономики Военная реформа Административные реформы Социальная политика
  • Реформы в области экономики
  • Военная реформа
  • Административные реформы
  • Социальная политика

3. Значение реформ Петра: «Петр I – великий реформатор или поработитель русского народа?»

Реформы Петра I Их значение  1 группа.   Реформы в области экономики     2 группа.  3 группа     4 группа Военная реформа   Административные реформы Социальная политика

Реформы Петра I

Их значение

1 группа.

 

Реформы в области экономики

 

 

2 группа.

3 группа

 

 

4 группа

Военная реформа

 

Административные реформы

Социальная политика

- Ознакомиться с содержанием документов - Определить причину проведения реформ и ее назначение - Определить какое влияние оказывали реформы на общество

- Ознакомиться с содержанием документов

- Определить причину проведения реформ и ее назначение

- Определить какое влияние оказывали реформы на общество

Реформы в области экономики

Реформы в области экономики

  • Первая четверть XVIII в стала эпоха роста мануфактур
  • Вся промышленность ориентировалась на нужды армии и флота
Открывались: Парусно-полотняные мануфактуры, Канатные Кожевенные Чулочные Шляпные Бумажные и т.д. Крупные мануфактуры открывались в Казане, Калуге, на Украине и др. регионах Центром текстильной промышленности стала Москва
  • Открывались:
  • Парусно-полотняные мануфактуры,
  • Канатные
  • Кожевенные
  • Чулочные
  • Шляпные
  • Бумажные и т.д.

Крупные мануфактуры открывались в Казане, Калуге, на Украине и др. регионах

  • Центром текстильной промышленности стала Москва
Активно развивалась тяжелая промышленность – металлургия, горное дело, кораблестроение

Активно развивалась тяжелая промышленность – металлургия, горное дело, кораблестроение

  • Задание для учащихся :
  • по карте определите районы развития металлургической промышленности
Металлургические заводы открывались на Урале, в Карелии, Белозерском, Липецком и др. уездах Особую отрасль промышленности представляли оружейные заводы в Москве, Петербурге, Туле.
  • Металлургические заводы открывались на Урале, в Карелии, Белозерском, Липецком и др. уездах
  • Особую отрасль промышленности представляли оружейные заводы в Москве, Петербурге, Туле.
Другим направлением, куда государство устремляла свои ресурсы, было строительство верфей в Петербурге, Архангельске, Москве и Воронеже, откуда суда в разобранном виде доставляли на Балтику или в Азов.
  • Другим направлением, куда государство устремляла свои ресурсы, было строительство верфей в Петербурге, Архангельске, Москве и Воронеже, откуда суда в разобранном виде доставляли на Балтику или в Азов.
Петр I приказал торговать купцам с заграницей только через Петербург, он насильно переселил в новую столицу 4 тыс. купцов с семьями. Российское правительство проводило политику меркантилизма и протекционизма  Меркантилизм – правительство устанавливало приоритет национальной промышленности и торговли , накапливало деньги за счет активного торгового баланса, превышение экспорта над импортом. Протекционизм –защита национальной политики от иностранной конкуренции путем поощрения и покровительства отечественной политики, через систему льгот, субсидий, таможенных тарифов
  • Петр I приказал торговать купцам с заграницей только через Петербург, он насильно переселил в новую столицу 4 тыс. купцов с семьями.
  • Российское правительство проводило политику меркантилизма и протекционизма

  • Меркантилизм – правительство устанавливало приоритет национальной промышленности и торговли , накапливало деньги за счет активного торгового баланса, превышение экспорта над импортом.
  • Протекционизм –защита национальной политики от иностранной конкуренции путем поощрения и покровительства отечественной политики, через систему льгот, субсидий, таможенных тарифов

.

Особенности развития промышленности: Привлечение в промышленность частного капитала. Предприниматели получали от государства ссуды и льготы, освобождались от уплаты налогов и государственных повинностей. Государственные крестьяне, жившие в районах строительства новых заводов, приписывались к ним в качестве рабочей силы. Разрешалось владельцам предприятия покупать крестьян к своим заводам. Этих посессионных
  • Особенности развития промышленности:
  • Привлечение в промышленность частного капитала. Предприниматели получали от государства ссуды и льготы, освобождались от уплаты налогов и государственных повинностей.
  • Государственные крестьяне, жившие в районах строительства новых заводов, приписывались к ним в качестве рабочей силы.
  • Разрешалось владельцам предприятия покупать крестьян к своим заводам. Этих посессионных крестьян можно было продавать только с заводом.
  • Государство регулировало и контролировало все процессы развития в промышленности.
  • Мануфактурам был обеспечен сбыт продукции, так как заказчиком выступало государство.
Вдоль южного берега Ладожского озера был прорыт обводной канал, что сделало плавание более безопасным Большую роль в развитии торговли играли ярмарки (Тихвинская, Ирбитская, Свенская, Макарьевская и др.), в чем проявилось формирование всероссийского рынка. Огромное значение для развития торговли имели работы по сооружению каналов
  • Вдоль южного берега Ладожского озера был прорыт обводной канал, что сделало плавание более безопасным
  • Большую роль в развитии торговли играли ярмарки (Тихвинская, Ирбитская, Свенская, Макарьевская и др.), в чем проявилось формирование всероссийского рынка.
  • Огромное значение для развития торговли имели работы по сооружению каналов (Вышневолоцкий канал соединял Волгу с Невой, а значит, с Петербургом и Балтийским морем.)
Введена казенная монополия на определенные товары. Частным лицам запрещалось торговать зерном, щетиной, мачтовым лесом, табаком, парусиной. Как вы думаете почему?
  • Введена казенная монополия на определенные товары. Частным лицам запрещалось торговать зерном, щетиной, мачтовым лесом, табаком, парусиной.
  • Как вы думаете почему?
В 1724г. По указанию Петра I вышел Таможенный тариф. На экспорт были установлены низкие пошлины. А на некоторые виды качественных железных изделий были установлены высокие пошлины (75% от стоимости). Вывозили – лен, пеньку, смолу, кожу, нефть, хлеб и др. товары. Ввозили – дорогое сукно, шелк, вина, кофе, пряности, фарфор, предметы раскоши
  • В 1724г. По указанию Петра I вышел Таможенный тариф. На экспорт были установлены низкие пошлины. А на некоторые виды качественных железных изделий были установлены высокие пошлины (75% от стоимости).
  • Вывозили – лен, пеньку, смолу, кожу, нефть, хлеб и др. товары.
  • Ввозили – дорогое сукно, шелк, вина, кофе, пряности, фарфор, предметы раскоши
Главные итоги военных реформ Петра

Главные итоги военных реформ Петра

  • К началу 1720-х гг. русская армия и флот были обеспечены собственными кадрами.
  • Иностранным офицерам предложили пройти специальный экзамен и тех, кто не выдержал его уволили. Затем вообще отказались от практики приема на военную службу иностранцев.
  • Создание сильной регулярной армии, способной воевать с основными противниками России и побеждать их.
  • Появление целой плеяды талантливых полководцев.
  • Небывалый рост военных расходов и как следствие – покрытие их за счет жесточайшего выжимания средств и простого народа.
  • Создание мощного военно-морского флота.
Административные реформы

Административные реформы

  • Вместо Боярской Думы создана Ближняя канцелярия , членов которой Петр назвал министрами.
  • В 1711г. создан Сенат - высший орган управления страной в отсутствие монарха.
  • Сенат контролировали генерал-прокурор и обер-прокурор . Они являлись оком государевым.
  • Введена должность фискалов — контролировали администрацию, выявляли случаи нарушения законов, казнокрадства. Подчинялись только царю.
В 1711г. упразднены приказы, взамен созданы  коллегии. Это были центральные распорядительные учреждения с четким разделением функций. Коллегия иностранных дел, Военная, Адмиралтейская — морской флот, Мануфактур-коллегия, Камер-коллегия — ведала финансами и т. д.  Важную часть системы управления составляли, назначенные царем прибыльщики
  • В 1711г. упразднены приказы, взамен созданы коллегии. Это были центральные распорядительные учреждения с четким разделением функций.

Коллегия иностранных дел, Военная, Адмиралтейская — морской флот, Мануфактур-коллегия, Камер-коллегия — ведала финансами и т. д.

  • Важную часть системы управления составляли, назначенные царем прибыльщики , задача которых заключалась в пополнении казны за счет введения откупов и налогов - на соль, бороды, дубовые гробы, косяки домов, домашние бани и т.д.
С целью укрепления власти на местах в 1708г. страну разделили на 8 губерний. Во главе стояли генерал-губернатор и губернаторы. Губернии делились на провинции (50), а провинции – на дистрикты (уезды)
  • С целью укрепления власти на местах в 1708г. страну разделили на 8 губерний.
  • Во главе стояли генерал-губернатор и губернаторы.
  • Губернии делились на провинции (50), а провинции – на дистрикты (уезды)
Социальная политика В 1714 г. подписан указ «О единонаследии» -ликвидировал разницу между вотчиной и поместьем. Введено правило наследования имений лишь одному из наследников: прекращалось дробление имений между наследниками, остальные сыновья, не имея средств к существованию, должны были идти на государственную службу или в армию.

Социальная политика

В 1714 г. подписан указ «О единонаследии» -ликвидировал разницу между вотчиной и поместьем. Введено правило наследования имений лишь одному из наследников: прекращалось дробление имений между наследниками, остальные сыновья, не имея средств к существованию, должны были идти на государственную службу или в армию.

  • В 1721г. ликвидировано патриаршество и учреждена Духовная коллегия – Святейший C инод . Церковь окончательно подчинена государству.
В 1722г. - издан указ
  • В 1722г. - издан указ

о престолонаследии.

1722г. принят «Табель о рангах»   Определял систему чинов и порядок продвижения по службе. Все гражданские и военные чины делились на 14 классов, составляющих служебную лестницу.

1722г. принят «Табель о рангах»

  • Определял систему чинов и порядок продвижения по службе.
  • Все гражданские и военные чины делились на 14 классов,

составляющих служебную лестницу.

  • Присвоение очередного ранга производилась за заслуги, преданность государю и выслугу лети.
«Петр – великий государственный деятель, создатель могущественной империи, человек, благодаря которому Россия пошла по пути мировой цивилизации»  (В. Татищев). «Петр – разрушитель русских национальных устоев, а его реформы были «блестящей ошибкой» (М. Щербатов)
  • «Петр – великий государственный деятель, создатель могущественной империи, человек, благодаря которому Россия пошла по пути мировой цивилизации»

(В. Татищев).

  • «Петр – разрушитель русских национальных устоев, а его реформы были «блестящей ошибкой» (М. Щербатов)

 

«Если бы в истории России не было Петра, то…»; «На мой взгляд, эпоха Петра Первого – это …»; «Самым интересным для меня на уроках было…»; «Я думаю, Петр Первый …»; «Для России Петр Первый…»
  • «Если бы в истории России не было Петра, то…»;
  • «На мой взгляд, эпоха Петра Первого – это …»;
  • «Самым интересным для меня на уроках было…»;
  • «Я думаю, Петр Первый …»;
  • «Для России Петр Первый…»
Домашнее задание Ваше отношение к Петровской эпохе? Напишите письмо в прошлое. Адресата – от царя Петра до простого человека – выбирайте сами.

Домашнее задание

Ваше отношение к Петровской эпохе? Напишите письмо в прошлое. Адресата – от царя Петра до простого человека – выбирайте сами.