Региональный компонент в содержании школьного курса русского языка
Региональный компонент отражает региональные особенности конкретного субъекта Российской Федерации
РК в лингвистике не предполагает коренной перестройки традиционного содержания обучения русскому языку или введения новых самостоятельных разделов курса.
Местный языковой материал систематически включается как в базовое, так и в дополнительное образование по русскому языку.
Изучение предмета с опорой на специфику среды, ее обычаи, традиции вызывает у учащихся желание познать культуру народа, формирует их нравственные ценности.
Региональный компонент предусматривает возможность введения содержания, связанного с традициями региона. Он отвечает потребностям и интересам населения нашего региона и позволяет организовать занятия, направленные на изучение природных, социокультурных и экономических особенностей региона, национального (родного) языка и национальной литературы.
Возможные пути реализации регионального компонента на уроках русского языка в школах Приморского края
- 1. Включение регионального компонента в содержание программных тем.
В школьном курсе русского языка есть темы, куда региональный материал может включаться вполне естественно, свободно:
--- «Собственные и нарицательные существительные» ( 5класс)
--- «Диалектизмы» (6 класс)
---- «Повелительное наклонение глагола» (6 класс)
--- «Степени сравнения прилагательных» (6 класс)
--- «Разряды числительных по значению» (6 класс) и т.д.
5 класс. «Собственные и нарицательные существительные»
Найдите в предложениях имена собственные, подчеркните одной чертой.
1. Находка - третий по величине город Приморского края. Он расположился на востоке полуострова Трудный, омываемого водами Японского моря, которое входит в акваторию Тихого океана.
2. Село Михайловка Михайловского района Приморского края — первое русское поселение на территории района. Расположено на низменности, недалеко от него протекает река Раковка.
6 класс. «Диалектизмы»
Слово учителя.
Есть свои диалектные особенности и в Приморском крае. Например, горы в Приморье называют сопками , низменности — падями , а ручьи — ключами .
Поскольку Приморье — переселенческий край, то в его языке смешались говоры переселенцев из разных (преимущественно южных и центральных) губерний России.
6 класс «Степени сравнения прилагательных»
Составление предложений на тему «Реки и озёра Приморского края. Что вы знаете о реке Уссури?
Сравнените реки и озёра по ширине, длине, глубине. Используйте прилагательных в различных степенях сравнения.
Река Уссури длиннее Илистой в четыре раза. Река Милоградовка заслуженно пользуется славой самой красивой реки Приморского края. Озеро Ханка- с амый крупный на Дальнем Востоке водоем с пресной водой, северная часть которого принадлежит соседней стране. На реке Милоградовке имеется водопад Дивный – самый большой по расходу воды водопад Приморского края. На притоках реки имеется не менее 10 водопадов, в том числе и высочайший в Приморском крае водопад Поднебесный.
Проект в 6 классе «Книга кулинарных рецептов» (Повелительное наклонение глагола) Р е цепты приморских блюд из морских деликатесов
Салат из морского гребешка. Отварит е мясо морского гребешка, охладите , затем нарежьт е небольшими ломтиками. Промойте овощи и зелень. Срежьте кожицу у огурцов. Помидоры и огурцы нарежьте тонкими кружочками, а зелень мелко нашинкуйте . На блюдо выложите нарезанные помидоры и огурцы в виде горочки, при этом чередуя их, после этого посыпьте солью и перцем. Сверху расположите ломтики морского гребешка. Готовое блюдо полейте салатной заправкой или сметаной. Вокруг положите мелко нарезанный лук, посыпьте укропом. Вместо зеленого лука можете использовать репчатый, нарежьте кольцами и уложит е на помидоры. Салат из морского гребешка готов! Приступайте к трапезе! Приятного аппетита!
6 класс. «Порядковые числительные».
Найдите порядковые числительные. Просклоняйте.
1. Приморский край был образован двадцатого октября тысяча девятьсот тридцать восьмого года.
2. Владивостокская крепость - единственная из русских морских крепостей девятнадцатого века, которая сохранилась до нашего времени.
Возможные пути реализации регионального компонента на уроках русского языка в школах Приморского края.
- 2. Использование региональных сведений в качестве дидактического материала для формирования орфографических и пунктуационных умений и навыков учащихся.
Прочитайте. Выпишите слова с пропущенными орфограммами и объясните их.
Приморский край расп…л…жен в южной части Дальн…го Востока. Большая часть те(р, рр)ито(р, рр)ии Приморского края зан…та среднегорной системой (Сихотэ)Алинь. Горные хр…бты прост…раются пара(л, лл)ельно друг другу с (юго)запада на (северо)восток. Низм…(н, нн)ости зан…мают (не)значительную часть те(р, рр)ито(р, рр)ии по д…линам рек, вдоль поб…режья моря и оз…ра Ханка.
В Приморье наблюдается влажное тума(н, нн)ое лето, солн…чная сухая осень. Большую часть края зан…мают л…са. Они разнообразны по с…ставу, включают хвойные и (широко)листве(н, нн)ые породы деревьев. (Любимова)
5 класс «Тире между подлежащим и сказуемым»
Составьте предложения со словами:
Владивосток, Уссурийск, Солдатское озеро, Изумрудная Долина.
О каких населенных пунктах, реках вы бы хотели ещё рассказать?
Владивосток - столица Приморского края.
Уссурийск — это город в России, который является административным центром Уссурийског о городского округа.
Изумрудная Долина - уникальный парк на Дальнем Востоке и на территории всего Азиатско-Тихоокеанского региона.
Солдатское озеро — пресноводное озеро искусственного происхождения на южной окраине Уссурийска.
5 класс «Двоеточие при однородных членах»
Составьте предложения с однородными членами, ответив на вопросы (репродуктивные). Используя ваши ответы, составьте текст.
- Какие города есть в Приморском крае?
- Какие реки протекают на территории Приморского края?
- Какие деревья растут в Приморском крае?
- Какие животные обитают в лесах Приморского края?
- Какие ценные породы рыб обитают в водоёмах Приморского края?
- В Приморском крае 12 городов : Владивосток, Уссурийск, Находка, Артём, Арсеньев, Спасск-Дальний, Большой Камень, Партизанск, Лесозаводск, Дальнегорск, Дальнереченск, Фокино.
- Самые крупные реки на территории Приморского края: Уссури, Суйфун, Кема, Лефу и т.д.
- На территории Приморского края растут разнообразные деревья : ель, сосна, кедр, берёза, осина, тополь, рябина.
- В лесах Приморского края встречаются разные животные : тигр, медведь, лось, волк, лиса, заяц, кабан.
- В водоёмах Приморского края обитают ценные породы рыб : щука, налим, лещ, сазан, сом.
7 класс. «Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте»
- Найдите в предложениях причастные обороты. Обозначьте их графически. Расставьте знаки препинания.
1. Село Черниговка расположенное в 199 км от Владивостока является центром Черниговского района Приморского края.
2. Крупнейшая водная артерия Приморья – река Уссури впадающая в Амур.
3. Первыми жителями Приморья были палеоазиатские и тунгусо-маньчжурские народы появившиеся в регионе пять-шесть тысяч лет назад.
4. Вид открывающийся на бухту Золотой Рог захватывает дух своей красотой.
5. Уссурийск был основан в августе 1866 года как село Никольское (в честь св. Николая Чудотворца) тринадцатью семьями, прибывшими на поселение из Астраханской и Воронежской губерний.
7 класс. «Деепричастный оборот. Знаки препинания при деепричастном обороте»
- Найдите в предложениях деепричастные обороты. Обозначьте их графически. Расставьте знаки препинания.
1. Ворошиловская батарея являясь уникальным оборонительным сооружением имеет аналог только в Севастополе.
2. Н.Н.Муравьёв-Амурский совершив плавание вдоль побережья Приморья дал названия некоторым объектам.
3. Остров Русский находится в заливе Петра Великого в нескольких километрах от Владивостока являясь частью городского округа.
“ Сложносочинённые предложения.Обобщение”. Урок-обобщение по русскому языку в 9 классе.
Посмотрите на картины известного пейзажиста Приморского края Медведева Виталия Викторовича: «Камни острова Попова», «Весна в пригороде», «Октябрь прозрачный».
Придумайте и запишите ССП с разными союзами, используя данные словосочетания. Постарайтесь, чтобы у вас получился рассказ.
Тёплое море, удивительное море, запах моря, морское дно, весенний ветерок, первые проталины, весеннее настроение, тёплые деньки, первые подснежники, золотая осень, осенние листочки, жёлто-красная листва, ковёр из листьев,
осеннее утро, осенний листопад .
Возможные пути реализации регионального компонента на уроках русского языка в школах Приморского края
- 3. Использование регионального материала в качестве основы для работы по развитию связной речи учащихся.
Тексты о Приморском крае, о родном городе, селе, о биографии и творческой деятельности дальневосточных писателей, поэтов, художников могут быть использованы в работе над изложениями, а также для написания диктантов. Тематика предлагаемых учащимся сочинений может быть разнообразной.
Отрывки из литературных произведений авторов Приморского края используются учителями при изучении различных разделов русского языка: фонетики, словообразования, морфологии, лексики, синтаксиса, пунктуации. Тексты авторов можно использовать на уроках развития речи (написание изложений, сочинений, определение стилей и типов речи) для комплексного анализа.
В.К.Арсеньев А.А.Вахов Г.Г.Халилецкий
Свободный диктант
Владивосток поразил Сашу ярким солнцем, ясной синевой моря, ещё сохранившейся зелёной растительностью на склонах сопок, над которыми величественно возвышалось орлиное гнездо.
Во Владивостоке прошли отроческие и юношеские годы Александра Фадеева. Здесь он учился и сформировался как личность.
В августе 1910 года Саша Фадеев выдержал экзамены во Владивостокское коммерческое училище.
Учился Саша прилежно, и науки давались ему легко. Очень любил он географию и природоведение.
Страсть к географии и природоведению, любовь к родной литературе и языку проявились у Саши ещё в младших классах. Одиннадцатилетним подростком он решил «стать писателем» и, таясь от взрослых, написал повесть о двух мальчиках, убежавших в Америку. Только сестрёнке Тане признался он в своём увлечении, навеянном чтением книг Фенимора Купера, Майна Рида, Джека Лондона.
Большую радость приносили уроки рисования. Его карикатуры имели успех у товарищей.
Кругозор Александра Фадеева расширялся с каждым днём. (По Б. Л. Беляеву)
Прочитайте отрывок из произведения дальневосточного писателя В. Ю. Янковского «Кыс». Напишите подробное изложение.
… Отец внес в столовую корзинку и сказал:
— Смотрите, кого я привез! — Из дырки в крышке вдруг показалась очаровательная серая в крапинках мордочка, круглая головка со стоячими ушами, а на ушах — черные кисточки.
Размером со взрослую кошку, но голова больше, лапы толще, а хвост короче. Вообще он был похож на плюшевую игрушку: серо-коричневый, в черных пятнышках, шейка и животик белые, кончики ушей, кисточки на них и кончик хвоста — черные. Глаза большие, желтые, с узким черным зрачком, белые усы, черный нос и розовый язычок, который рысенок сразу же показал, когда стал лакать из блюдечка поставленное перед ним молоко.
Кто-то позвал: «Кыс-кыс-кыс…» Так он и остался Кысом на всю жизнь.
Кыс очень скоро стал совсем ручным. Он очень любил играть. Когда был маленьким, мог без конца гоняться за бумажкой на веревочке, как это делают все котята. Когда подрос, полюбил бороться. Боролся и с нами, и с собаками. Не было случая, чтобы такие игры кончались дракой или ранением. (В. Ю. Янковский)
Сочинение по картине С.М. Чурсина «Сирень». Урок развития речи в 5 классе.
в
Сергей Михайлович Чурсин - замечательный художник из Приморского края. Сейчас живет в Кавалерово (Приморский край). Учился во Владивостокском Художественном Училище и Хабаровском Государственном Педагогическом Университете. Его работы хранятся в частных собраниях России, Японии, Кореи, Австралии и США.
Беседа по содержанию картины.
--Рассмотрите картину внимательно, обратите внимание на обилие цветов. Сумел ли художник показать, что сирень свежая?
-- Какого цвета, каких оттенков эта пышная, великолепная сирень? Опишите грозди сирени.
-- Почувствовали ли вы восхищение художника щедрой, богатой природой, его любовь к ней?
Мастерство художника заключается в том, что он сумел в обыкновенном русском пейзаже увидеть самое замечательное и красивое. Давайте познакомимся с пейзажами Сергея Михайловича на морскую тематику.
Морские пейзажи С. М. Чурсина
ВЫВОД
Включение РК в программу имеет большое значение в решении образовательных и воспитательных задач школьного лингвистического образования. Различные текстовые материалы о Приморском крае, прозаические и стихотворные произведения приморских авторов на уроках русского языка воспитывают интерес к тому, что называется малой родиной, расширяют представления об истории и традициях края, города, района, села, помогают понять и оценить людей, живущих рядом, что способствует общей гуманизации школьного образования.