СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Реки - артерии Земли.

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок с использованием проектной технологии

Просмотр содержимого документа
«Реки - артерии Земли.»

Методическая разработка урока

«Реки – артерии Земли»

6 класс

Оборудование: География 5-6 кл. учебник для общеобразовательных учреждений, автор А.И. Алексеев, В.В.Николина, Е.К.Липкина «Полярная звезда», атласы 6 класс, интерактивная доска, презентация, физическая карта полушарий, физическая карта России

Тип урока: урок открытия новых знаний

Цель урока: создать условий для формирования целостного представления о реке и её частях.

Задачи:

Предметные: сформировать понятия о реке и её частях, речной системе, питании рек; показать роль рек в жизни человека; осуществлять смысловое чтение при описании реки; отметить на карте крупные речные системы мира.

Метапредметные:

регулятивные УУД: умение обучающихся ставить учебные цели и задачи урока; планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать свою работу.

познавательные УУД: умения вести самостоятельный поиск информации, её анализ и преобразование для получения необходимого результата, умение устанавливать причинно-следственные связи, обобщать, делать выводы.

коммуникативные УУД: сотрудничество с учителем и одноклассниками в поиске и сборе информации, достижения цели, умение выражать свои мысли, развивать навыки коллективной работы

личностные: развитие устойчивой познавательной мотивации к теме и интереса к предмету, формирование способности к самоопределению, уважительного отношения к иному мнению, воспитание личностных качеств, обеспечивающих успешность функционирования в ученическом коллективе, успешность творческой деятельности, чувства патриотизма.

Методы обучения: изложение нового материала, словесно-наглядный, проблемный, практический, частично-поисковый, метод проектной деятельности

Формы организации обучения: фронтальная, индивидуальная, самостоятельная.

Методы и формы контроля: самостоятельная работа, работа в группе, работа с картами атласа.

Планируемые результаты:

-учащиеся должны знать: понятие о реке и её частях, речной системе, питании, роли реки в жизни человека;

-учащиеся должны уметь: показывать реки по карте, давать описание реки по плану.

 Ход урока.

1.Организационный момент

Приветствие учащихся, проверка готовности учеников к уроку

2.Мотивация учебной деятельности

-Ребята, посмотрите, пожалуйста, на слайды (приложение презентация),

-Как вы думаете, что на этих слайдах? (варианты ответов)

-Если затрудняетесь, я вам дам подсказку в виде загадок:

Бежит без ног, не зная горя,
И добирается до моря. (река)

 Бежала — шумела,
Заснула — заблестела. (река)

Нет ног, но на месте она не стоит,
Ложе есть, но не спит,
Не котел, но бурлит,
Не гроза, но гремит.
Нет рта, но она никогда не молчит.(Река) 

-Правильно, это река. По каким признакам в загадках, вы догадались, что это река? (Ответы учеников)

 3. Постановка цели и задач урока

- Сегодня мы поговорим о поверхностных водах Земли, о реках.

Тема урока: «Реки-артерии Земли».

Формулировка цели с помощью вопросов:

Что я узнаю на уроке? Чему научусь? Где мне пригодятся полученные знания?

-Чтобы работать дальше, мы должны спланировать нашу работу, поставить задачи.

Задача:

  1. Что такое река

  2. Части реки

  3. Речная система

  4. Питание реки

  5. Работа с картой

  6. Самостоятельная работа

4. Открытие нового знания

-На какой реке расположен наш населённый пункт? (ответы учащихся)

-Да, это наша река - Волга, протекающая по территории нашего района, на берегу которой располагается наше село.

Задание 1.

А теперь, опираясь на наблюдения, на фотографии, давайте попробуем сформулировать понятие, что такое река? В этом вам поможет схема на слайде. (показ схемы, учащиеся пытаются дать определение реки. Учитель, конкретизируя ответы, просит найти определение понятия в учебнике, сравнить и записать, ориентируясь по маршруту «Полярной звезды».)

Задание 2.

- Определите, с помощью карт атласа, как изображаются реки на картах?

- Рек в России более 200 тысяч, больших и малых. Они плавно несут свои воды среди низменностей и возвышенностей, придавая местности живописный вид.

Среди 18 крупнейших рек мира находятся и реки России – это Волга, Амур, Лена, Енисей, Обь.

(показ самых длинных рек мира: Амазонку, Нил, Миссисипи; крупнейшие реки России: Волгу, Лену, Обь, Енисей, подчёркивая при этом, что реки показывают на карте от истока по направлению течения)

Задание 3. Словарь терминов «Части реки».

-Работаете в парах. Получаете словари с определениями терминов, но в них сами термины не определены. Вы, работая с параграфом учебника, находите термины в учебнике и дописываете их в словарь.

Части реки.

Исток - начало реки.

Устье –место, где река впадает в другую реку, озеро или море.

Русло –выработанное водным потоком углубление.

Речная долина - углубление в рельефе, которое занимает река.

Пойма – часть речной долины, затапливаемая во время половодья

Речная система - река со всеми её притоками.

Речной бассейн - территория, с которой река собирает воду.

Водораздел - граница, разделяющая речные бассейны.

- Кто первым выполнит задание зарабатывает 5 баллов, кто вторым - 4 балла, третьи -3балла. За каждый правильно определённый термин получаете 1балл

Задание 4. «Речная система» на доске схема реки.

-Проверяем работу, части реки отмечаем на схеме в тетради.

( демонстрация слайдов с правильными ответами )

Первый термин: Исток - начало реки.

- Истоком может быть Ледник, озеро, болото, родник.

- Исток реки обозначить буквой И.

Второй термин: Устье –место, где река впадает в другую реку, озеро или море.

- Устье реки обозначить буквой У.

Задание 5: заполнить таблицу «Устья рек» 4 балла

(заполнение таблиц)

- Найдите реку Ангару в атласе на физической карте России, покажите, где у р.Ангары исток, а где устье?

Запомните! Реки показывают от истока к устью.

 Третий термин: Русло –выработанное водным потоком углубление.

-Четвёртый термин: Речная долина - углубление в рельефе, которое занимает река.

-Пятый термин: Пойма – часть речной долины, затапливаемая во время половодья

– Вы обратили внимание, как ширина реки меняется от истока к устью. Почему?

(В неё впадают другие реки, которые называются притоками)

– Приток -это небольшая река, которая питает главную реку.

– Притоки впадают в реку с разных сторон, в зависимости от этого различают притоки правые и левые. Для того, чтобы определить какой приток левый, а какой правый мы должны встать лицом к устью, вниз по течению, с правой руки от главной реки – правые притоки, а с левой – левые притоки.

Задача:

- Объясните поговорку: «Река Ока – Волги правая рука». Что вы назовёте левой рукой Волги? (Кама)

Шестой термин: Речная система - река со всеми её притоками.

Седьмой термин: Речной бассейн - территория, с которой река собирает воду.

Самый большой бассейн у реки Амазонки. Его площадь – 7 млн.км.кв.

Восьмой термин: Водораздел - граница, разделяющая речные бассейны.

- По одну сторону водораздела вода стекает в одну реку, а по другую – в другую. В горах водораздел проходит по гребням хребтов, на равнинах – по наиболее возвышенной их части. Иногда на равнинах водоразделы определить трудно. (показ слайда с водоразделом)

- Расстояние от истока реки до устья, называется длиной реки.

Самая длинная река в мире – это река Амазонка в Южной Америке. А самая длинная река в Росии –это река Обь.

Задание 8. Используя текст учебника заполнить схему «Питание реки"

  1. Дождевое

  2. Снеговое

  3. Подземное

  4. Ледниковое

  5. Смешанное.

1) дождевое (река пополняется только за счет дож­девой воды); характерно для всех рек, расположен­ных в районе экватора (Амазонка, Конго);

2) снеговое (река пополняется за счет талых снего­вых вод); характерно для рек умеренных и полярных широт;

3) ледниковое (осуществляется при таянии ледни­ков главным образом летом); характерно для поляр­ных широт и высокогорных рек;

4) подземное (происходит за счет вод, которые вы­ходят на дно русла или на склоны долины из водонос­ных горизонтов); чаще такое питание имеют реки умеренных широт зимой и реки предгорий;

5) смешанное (объединяет дождевое, подземное, снеговое; каждый из всех этих видов питания прояв­ляется неодинаково в разные сезоны года); характер­но для рек большей части России.

 

5.Первичная проверка понимания – мини-проект на уроке (15 мин)

Класс делится на 3 группы по 5 человек.

 Работа в группах: Дать характеристику реки по плану: (презентация)

1 группа – река Амазонка

2 группа – река Волга

3 группа – река Нил

План

Амазонка

Волга

Нил

1. Материк

Южная Америка

Евразия

Африка

2. ГП на материке

Центральная часть

Центральная часть Восточно-Европейской равнины

Восточная часть

3. Исток

Горы Анды

Валдайская возвышенность

Восточно-Африканское плоскогорье

4. Устье

Атлантический океан

Каспийское море

Средиземное море

5. Направление течения

З-В

З-В

Ю-С

6. Характер течения

равнинная

равнинная

равнинная

7. Питание

дождевое

смешанное

дождевое

8. Притоки

Мадейра

Ока, Кама

Белый и Голубой Нил

9. Порты

Манаус

Н.Новгород, Самара, Астрахань

Каир, Хартум

10. Экономическое значение

Судоходство, рыболовство, бытовые нужды, отдых, ГЭС

Вывод:

Имеет огромное значение для материка, самая полноводная река мира

Имеет большое значение для европейской части России, связь между регионами страны, ГЭС

Имеет огромное значение для африканского континента, обеспечивает водой все близко расположенные районы, возможно занятие с\х



6.Первичное закрепление

Зачитываем характеристику реки

7.Этап «Самооценивания»

8.Рефлексия

Приём «Плюс - Минус »

9.Домашнее задание: п 33.

На контурной карте обозначить реки, названные в тексте учебника.

По желанию: Составить кроссворд по терминам темы.

 

Список литературы

  1. https://leontevkashkola.ucoz.ru/_tbkp/u/trebovanija_k_sovremennomu_uroku_po_fgos_ooo.pdf сайт с методическими рекомендациями

  2. https://infourok.ru/metodicheskie-rekomendacii-po-podgotovke-uroka-po-fgos-2241284.html сайт с материалами методических рекомендациий

  3. География. Поурочные разработки. 5—6 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / В. В. Николина. — М.: Просвещение, 2012.

  4. Пятунин В. Б. Контрольные и проверочные работы по географии 6-10 классы. Дрофа. М. 2001 г.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!