Гидросфера – кровеносная система Земли Тема урока: Реки в природе и на географических картах.
- Что такое круговорот воды?
- Почему происходит круговорот воды?
- Как проявляется круговорот воды в природе?
- Чем отличается малый круговорот от большого?
- Какова роль круговорота воды в природе?
- Значение и роль рек в природе и жизни человека.
- отдых и восстановление здоровья;
- влияют на влажность воздуха;
- транспортировка грузов и пассажиров;
- выработка электроэнергии.
2. Откуда и куда течёт река?
Река - естественный постоянный водный поток, протекающий в разработанном им углублении – русле.
Речная долина - углубление, выработанное рекой, по которому она несёт свои воды
речная долина
Пойма – часть речной долины, которая затапливается рекой во время половодья.
пойма
русло
420 км.
Длина реки – расстояние от истока до устья.
Исток реки – её начало.
Озеро
Болото
Ледник
Родник,
источник
Устье реки – место впадения реки в другую реку, озеро или море.
Море
Другая
река
Озеро
Океан
3. Как выглядят река и её притоки на географической карте?
Речная система – это главная река со всеми притоками
Водораздел – граница, разделяющая соседние речные бассейны
Бассейн реки - участок земной поверхности, с которого вся вода стекает в реку.
4. Откуда в реку поступает вода?
Питание реки – поступление воды в реку.
В зависимости от того, откуда реки берут свои воды, питание рек бывает: снеговое, дождевое, грунтовое, ледниковое.
5. Когда воды в реке больше всего?
Режим рек – это жизнь речного потока в течении суток, сезона, года.
Режим рек зависит от климата.
Половодье - ежегодный продолжительный подъём уровня воды в реке .
Когда реки разливаются особенно сильно, на них происходят грозные природные явления - наводнения .
Сильные дожди могут сопровождаться паводком.
Паводок - внезапный подъем уровня воды в реке, вызванный выпадением сильных дождей, усилением таяния снега или ледников.
6. Как изменяется река от истока к устью?
Речной поток всегда движется вниз.
В зависимости от скорости течения реки и работы, которую она проделывает, выделяют верхнее, среднее и нижнее течение реки.
Направление и скорость течения рек зависит от рельефа поверхности, по которой течёт река.
Реки, берущие начало в горах, вначале имеют бурное течение, а при выходе на равнину разливаются и текут медленно и плавно.
Направление и скорость течения рек зависит от рельефа поверхности, по которой течёт река.
Равнинные реки текут плавно, спокойно, в широких долинах. Они удобны для судоходства.
Горные реки текут быстрее равнинных. Они не образуют значительных извилин. Их долины узкие, глубокие. Русло занимает всё дно долины.
Терек воет, дик и злобен,
Меж увесистых громад,
Буре плач его подобен,
Слёзы брызгами летят.
М.Ю. Лермонтов
Как влияют на характер течения реки горные породы, слагающие её русло?
Иногда в русле реки чередуются полосы твёрдых и мягких горных пород.
Пороги – выходы твёрдых пород в русле реки.
При горизонтальном залегании твёрдых и мягких пород в русле река размывает мягкие породы, в результате чего образуется ступень из твёрдой породы. Если ступень высокая, река низвергается с неё в виде водопада.
Самый высокий в мире водопад – Анхель находится в Южной Америке на реке Ориноко.
Его высота – 1054 м.
вдп. Анхель
Одним из самых красивых в мире считается водопад Игуасу, который находится на реке Парана в Южной Америке.
вдп. Игуасу
8. Что происходит, когда река встречается с морем?
Дельта - образовавшаяся из речных наносов перед устьем реки равнина, на которой река делится на множество рукавов.
Эстуарий -– расширенное в виде воронки глубокое устье реки.
Практическая работа. Определение основных элементов речной системы одной из крупнейших рек мира.
Задание. Используя карты атласа, дайте характеристику речной системы реки Лена, ответив на вопросы:
- Где находится исток реки?
- Куда впадает?
- В каком направлении река течёт и почему?
- Характер течения реки.
- Назовите левые притоки.
- Назовите правые притоки.
- Где проходит водораздел между бассейнами Лены и Яны?
- Где проходит водораздел между бассейнами Лены и Амура?
Домашнее задание
1.§ 54 читать.
2. Знать ключевые слова.
3. Ответить на вопросы после параграфа.