10
РЕКВИЕМ В ТВОРЧЕСТВЕ КОМПОЗИТОРОВ РАЗНЫХ ЭПОХ
Название "Реквием" происходит от начального слова латинского текста заупокойной католической мессы "Requiem aetern am dona eis, Domine" – "Вечный покой даруй им, Господи". Чаще всего, Реквием пишется на традиционный латинский текст, иногда с некоторыми сокращениями. В основе "Реквиема" – латинское стихотворение "Секвенция", которое написал францисканский монах Томас де Челано в XIII веке. В сочетании с другими частями (Introitus, Kyrie, Offertorium, Sanctus) этот текст составляет католическую заупокойную мессу.
Структура Реквиема соответствует католической мессе в целом, за исключением отсутствующих Credo и Gloria.
Считается, что первый Реквием на канонический латинский текст, который окончательно сложился к 1570 году, принадлежит Гийому Дюфаи (ок. 1400 – 1474) (не сохранился до наших дней).
Сочинению Реквиемов отдали дань множество как прославленных, так и менее известных композиторов: Жоскен Депре (ок. 1440-1521), Пьер де Ла Рю (1460 – 1518), Джованни Палестрина (1525 – 1594), Орландо ди Лассо (1532 – 1594), Франческо Кавалли (1602 – 1676), Антонио Лотти (1667 – 1740), Ян Зеленка (1679 – 1745), Джузеппе Сарти (1729-1802), Доменико Чимароза (1749-1801).
Реквием написали Вацлав Ян Томашек (1774 –1850), Джоакино Россини (1792-1868), Ференц Лист (1811 – 1886), Шарль Гуно (1818 – 1893), Антон Брукнер (1824 – 1896).
После Реформации с появлением лютеровского перевода Библии на немецкий язык появились и немецкоязычные Реквиемы, в частности Михаэля Преториуса (1571-1621), Генриха Шютца (1585 – 1672), и немецкие реквиемы Франца Шуберта (1797 – 1828) и Иоганнеса Брамса (1833 – 1897).
Самые известные и наиболее часто исполняемые Реквиемы написали Вольфганг Амадей Моцарт (1756 – 1791) (закончен его учеником Францем Ксавьером Зюсмайером) и Джузеппе Верди (1813 – 1901).
Реквиемы Ж. Окегема, О. ди Лассо и др. не соответствуют римской традиции. В XVII – XVIIIвв. Реквием эволюционирует в сторону концертности, многохорности, симфонизации, становится по стилю гомофонно-гармоническим (Н. Йомелли, И.А.Хассе, В.А. Моцарт). В конце XVIII – XIX вв. Реквием – монументальное симфоническое ораториальное произведение (Ф. Госсек, Л. Керубини, А. Дворжак). Драматизмом и романтической экспрессией обладают Реквиемы Г. Берлиоза и Дж. Верди. В русле идей цецилианского движения (отказ от романтических атрибутов, архаизация музыкального языка) находятся Реквием Ф. Листа, исполнительский состав которого – мужской хор и орган, а также К. Сен-Санса и А. Брукнера.
Камерная лирическая трактовка жанра в Реквиеме Г. Форе подчеркнута отсутствием наиболее драматической части "Dies Irae" и сокращенным оркестровым составом (отсутствуют скрипки).
Были в XIXв. Реквиемы, написанные на совершенно неканонические тексты, например Реквием по Миньоне, сочиненный Р. Шуманом на слова Гёте.
Сочинялись Реквиемы и в ХХ веке, но, в основном, на неканонические тексты. Так целых два Реквиема написал вполне советски настроенный композитор Дмитрий Кабалевский (1904-1987) – 3ю симфонию-реквием памяти Ленина на слова Н. Асеева (1933) и Реквием на слова одноименной поэмы Роберта Рождественского (1963). Великолепный Военный реквием создал Бенджамин Бриттен (1913-1976) на слова У. Оуэна. Есть Реквиемы и в числе сочинений Игоря Стравинского (1882-1971), Карла Орфа (1895-1982).
Замечательное сочинение в этом жанре написал Альфред Шнитке (1934-1998). Авторами Реквиемов являются и ныне здравствующие московские композиторы: Владимир Дашкевич (р. 1934), написавший музыку на слова одноименного стихотворного цикла Анны Ахматовой, и Вячеслав Артёмов (р. 1940).
Написал Реквием и Эндрю Ллойд-Уэббер (р. 1948), более известный как автор нашумевших и очень популярных мюзиклов "Кошки", "Призрак оперы" и особенно "Иисус Христос – суперзвезда".
ЙОХАНЕС ОКЕГЕМ
Реквием Окегема считается одним из самых первых авторских Реквиемов, дошедших до нас (написан, предположительно, в 1461 году). Это величественное, строгое в своей простоте произведение acapella отличается от более поздних заупокойных месс не только музыкальным языком. В сочинении Окегема используется только ряд текстов из (стабилизировавшегося позднее) молитвословного «канона». Так, отсутствует ставшая "визитной карточкой" многих Реквиемов Секвенция Dies irae. Тем не менее, творение нидерландского композитора является знаковым для истории музыки.
ГЕНРИХ БИБЕР
Генрих Игнац фон Бибер появился на свет в 1644 г. на территории современной Чехии (сейчас это местечко называется Страж-под-Ральскем).
На пике карьеры Бибер был влиятельным и известным композитором: он возглавлял оркестр и хор из нескольких десятков музыкантов и писал, среди прочего, сочинения для праздничных мероприятий в Зальцбурге: музыку, где представительно-парадные, официальные черты сочетались с церковными.
Описания исполнительских сил, которыми располагал Бибер, впечатляют — например, «Missa Salisburgensis», торжественная месса, созданная к 1100-летней годовщине Зальцбургского архиепископства, предназначена для пяти хоров разного состава и нескольких оркестров. Художественным инструментом в его руках оказывалось и внутреннее пространство собора с его уровнями, кафедрами, балконами и множественными органами: музыканты и певцы располагались на разных точках перед слушателями, вокруг них, над ними и позади, создавая водоворот стереофонического звучания.
АНДРЕ КАМПРА
Андре Кампра родился в Экс-ан-Провансе. Точная дата рождения неизвестна и примерно определяется по крещению мальчика 4 декабря 1660 года. Его отец был скрипачом-любителем, который дал сыну первые представления о музыкальном искусстве. В 1674 юноша поступил певчим в хор Экса, в 1678 получил сан священника. С 1679 работал церковным капельмейстером в Тулоне, затем в Арле, Тулузе и, наконец, в Париже (с 1694 в соборе Нотр-Дам). С 1700 Кампра возглавил Королевскую академию музыки. С 1722 руководил музыкальными празднествами у графа Конти.
Кампра — автор духовных сочинений, светских кантат, мотетов, реквиема и др. Но главным в его творчестве стала опера. Он создал ряд произведений в жанрах оперы-балета и лирической трагедии, писал также интермедии.
В 1697 композитор сочиняет свое первое сценическое произведение — «Галантную Европу». Оно явилось также первым опусом в жанре оперы-балета, родоначальником которого он стал.
Кампра был одним из ведущих французских оперных композиторов в период между Жаном-Батистом Люлли и Жаном-Филиппом Рамо.
Давайте познакомимся с чудесное произведение французского композитора Андре Кампра - его восхитительным Реквиемом.
Иоганн Михаэль ГАЙДН — австрийский композитор и органист.
Младший брат композитора Йозефа Гайдна.
Отец способствовал тому, чтоб оба брата учились пению. Согласно некоторым источникам, М.Гайдн с 1745г. был певчим в капелле собора св. Стефана в Вене, которую покинул в 1754г. С 1757 был капельмейстером при дворе епископа в Ораде (Румыния). С 1763г. Гайдн замещал Л.Моцарта на должности концертмейстера и придворного органиста в капелле архиепископа Зальцбургского. Л.Моцарт относился к Гайдну неприязненно. Впоследствии сослуживцем Гайдна был Вольфганг Амадей Моцарт, который, в отличие от отца, имел с Михаэлем дружественные отношения.
Благодаря своим выдающимся исполнительским данным, Гайдн в 1777г. занял место органиста церкви св.Троицы. С 1804 - член Шведской музыкальной академии. Позже занимался преподаванием.
Наиболее выдающиеся произведения М.Гайдна - духовные сочинения. В них он удачно сочетал традиции строгого стиля и достижения венской классической школы. Произведения Гайдна, предназначенные для любительского музицирования (в том числе вокальные квартеты для мужских голосов). Его Реквием (1771) оказал влияние на Моцарта.
АНТОНИО САЛЬЕРИ
Всем известна история с моцартовским реквиемом. Антонио Сальери тоже оставил после себя реквием, но предусмотрительно написал его более чем за 20 лет до своей смерти.
В 1804 Г. Сальери написал реквием для собственных похорон. Музыковеды до сих пор гадают о мотивах этого странного поступка. Реквием Сальери, возможно, не может быть причислен к безоговорочным шедеврам в этом жанре духовной музыки, но точно не заслуживает забвения.
ЛУИДЖИ КЕРУБИНИ
«Реквием [до-минор] в целом, по моему мнению, шедевр Керубини; никакая другая работа этого великого мастера не может выдержать сравнения с ним из-за обилия идей, необъятности форм, возвышенности стиля…» С этими словами Гектора Берлиоза (отнюдь не бывшего восторженным почитателем Керубини) согласились бы многие выдающиеся музыканты XIX столетия.
Реквием был заказан Керубини королем Франции Людовиком XVIII в память о его старшем брате Людовике XVI, казненном во время Великой французской революции.
Действительно, до-минорный Реквием Луиджи Керубини – произведение редкой выразительной силы. Композитор, на протяжении многих лет создававший музыку для театра, здесь практически отказывается от «театральных» эффектов, очень тщательно отбирая исполнительские средства. Это один из немногих реквиемов в истории музыки, в которых отсутствуют сольные вокальные партии. Кроме того, ограничен и состав оркестра: в нем сравнительно мало инструментов верхнего регистра (совсем не используются флейты, а во многих частях – и скрипки). Однако сознательное самоограничение автора вовсе не привело к скудости музыкальных образов. Реквием глубоко лиричен – это своего рода «интимное высказывание души перед Богом».
Джузеппе Верди утверждал, что при написании своего Реквиема он ориентировался на образец Л. Керубини.
Правда, некоторым деятелям католической церкви Реквием Керубини казался слишком «светским»: так, архиепископ Парижский Луи де Келан осудил присутствие в хоре женских голосов и запретил исполнять заупокойную мессу Керубини в церквах. Все же вплоть до конца XIX века Реквием Керубини был одним из самых часто исполняемых образцов этого жанра, не уступая в популярности Реквиему Моцарта.
ГАЭТАНО ДОНИЦЕТТИ
В 30-е годы XIX века на итальянской оперной сцене властвовали два композитора - Гаэтано Доницетти и Винченцо Беллини. Их отношение напоминали дуэль двух композиторов - как только Беллини ставил очередную оперу, Доницетти тут же объявлял о скорой премьере. Итальянская публика все-таки отдавала предпочтения Беллини, что, безусловно, огорчало его соперника. Но вот, в 1835 году Беллини умирает. И кому же заказывает «Реквием» его памяти? Его заказывают Доницетти.
Что касается Гаэтано Доницетти, то его реквием остался неоконченным - хотя Доницетти славился невероятной быстротой сочинения (одну из своих самых известных опер – «Дон Паскуале» он написал за восемь дней!), но дописать Реквием к сроку он не успел и больше никогда не возвращался к этому сочинению. При жизни автора оно никогда не звучало. В Реквиеме Доницетти отсутствуют три обязательные части - Sanctus, Benedictus и Agnus Dei. Так что с точки зрения Церкви это, безусловно, не «канон», а «апокриф».
Доницетти пережил Беллини на 13 лет – он умер в 1848-м году в полном безумии в доме чужих людей, приютивших больного композитора, и был похоронен на кладбище в пригороде Бергамо. В конце 70-х годов XIX века прах композитора решили перезахоронить в базилике Santa Maria Maggiore в Бергамо, где Гаэтано еще мальчиком пел в хоре. Во время церемонии перезахоронения в храме звучал его Реквием.
ГЕКТОР БЕРЛИОЗ
Реквием или более точно большая масса мертвых от Берлиоза (1803 - 1869) был написан в 1837 году. Эта партитура является одной из самых известных работ музыканта благодаря огромной оркестровой силе деревянных духовых и медных духовых инструментов.
Адриан де Гаспарен, министр внутренних дел Франции, хотел вернуть вкус религиозной музыки. Поэтому он решил ежегодно финансировать композитора для написания мессы или большой оратории. В 1837 году министр попросил Берлиоза составить Реквиемную мессу в память о солдатах июльской революции 1830 года.
Берлиоз посвятил свой Реквием Гаспарину. Он поставил ее на передний план всех своих работ и написал: «Если бы мне угрожали увидеть сожжением всей моей работы, за вычетом счета, я бы попросил пощады именно для Мессы мертвых ».
ЙОГАНЕС БРАМС
Брамс. Немецкий реквием
I — Selig sind, die da Leid tragen
II — Denn alles Fleish es ist wie Gras
III — Herr, lehre doch mich
IV — Wie lieblich sind deine Wohnungen
V — Ihr habt nun Traurigkeit
VI — Denn wir haben hier keine bleibende Stadt
Немецкий реквием — первое крупное произведение Брамса, свидетельствующее о наступлении зрелости композитора, — рождался долго. Мысль о заупокойной мессе, как предполагает друг и биограф композитора Макс Кальбек, возникла в 1856 году в связи со смертью Шумана, другом которого Брамс был в самые тяжелые последние годы. Первоначально эта мрачная сарабанда предназначалась для четырехчастной симфонии ре минор, превратившейся затем в Первый фортепианный концерт, а осенью 1861 года для задуманной траурной кантаты были подобраны слова и создан хоровой вариант.
Непосредственным толчком для сочинения Немецкого реквиема послужила смерть горячо любимой матери в 1865 году, и летом следующего года произведение было в основном закончено. Премьера Немецкого реквиема растянулась на несколько лет. Она состоялась на Страстной неделе 10 апреля 1868 года в кафедральном соборе в Бремене под управлением Брамса и стала его первым триумфом. В соборе царило приподнятое настроение, и публика, и исполнители понимали, что присутствуют на исключительном художественном событии. Среди слушателей было много музыкантов — друзей Брамса, и уже с первых звуков их глаза наполнились слезами. Невозмутимым оставался лишь отец композитора: он с самого начала был уверен в успехе. Как вспоминал современник, по окончании концерта отец коротко сказал: «Сошло довольно хорошо» и взял понюшку табака.
Несмотря на триумф, Брамс не считал работу законченной. После второго исполнения он в мае 1868 года дописал еще одну часть, ставшую 5-й. Лирическая, с солирующим сопрано, она наиболее полно воплотила настроения этого сочинения, посвященного матери (показательны слова хора: «Как утешает кого-либо мать его»).
Немецкий реквием Брамса отличается от знаменитых реквиемов его современников Берлиоза и Верди тем, что написан не на традиционный латинский текст католической заупокойной службы, который сложился еще в Средние века.
Брамс сам подобрал тексты из различных глав Библии в немецком переводе Лютера и распределил их на 7 частей. Крайние опираются на сходные тексты — евангельской Нагорной проповеди («Блаженны страждущие, ибо они утешатся») и Откровения Иоанна Богослова («Отныне блаженны мертвые, умирающие в Господе»). Образные соответствия имеют также 2-я и 6-я части. В 3-й впервые возникает мотив утешения, заимствованный из Псалтыря: «Ныне, Господи, кто должен меня утешить?» Ответ дается в 5-й части: «Как утешает кого-либо мать его, так утешу Я вас» (книга пророка Исайи).
Общий смысл реквиема Брамса совсем иной, нежели католической заупокойной мессы. Отсутствуют тексты молитв, ни разу не упомянуто имя Христа, нет картин Страшного Суда (Dies Irae), обычно занимающих в реквиеме важное место. Зато много слов утешения, надежды, любви: Немецкий реквием обращен к живым, примиряя их с мыслью о смерти, внушая мужество. Брамс обращается не только к немцам, лютеранам, но ко всем людям: «Признаюсь, что охотно опустил бы слово "немецкий" и просто поставил бы "человеческий"».
ДЖУЗЕППЕ ВЕРДИ
Немецкий дирижер Ганс фон Бюлов описал «Реквием» Верди как его последнюю оперу, только в церковных одеждах. Он ошибся лишь в одном – «Реквием» не стал заключительной работой композитора. Но, действительно, это произведение называют оперой во всем, кроме названия – настолько оно человечно, эмоционально и театрально. «Реквием» сочетает в себе оперную драматургию, прекрасные симфонические и хоровые пассажи с виртуозными сольными партиями.
Реквием был написан Джузеппе Верди в память о популярном итальянском писателе Алессандро Мандзони. Для Италии 19-го века он являлся символом Рисорджименто – объединения нации и ученым, много сделавшим для развития итальянского языка. Верди глубоко уважал и восхищался им и его творчеством.
Изначально за основу Верди хотел взять «Реквием» Л. Керубини – хоровое произведение без солистов, со скромным оркестровым сопровождением. Но в процессе работы он ушел от этой модели – в его сочинении, помимо громадного хора, задействованы и симфонический оркестр в полном составе, и четыре солиста.
Работу над Реквиемом Верди завершил 10 апреля 1874 года. Первое исполнение состоялось в годовщину смерти Мандзони, 22 мая того же года, в миланском соборе Святого Марка.
«Реквием» Верди наравне с аналогичным сочинением Моцарта являются самыми исполняемыми произведениями в этом жанре.
В ноябре-декабре 2017 года исполнения «Реквиема» Верди в Метрополитен-опера были посвящены памяти знаменитого баритона Дмитрия Хворостовского.
То, за что «Реквием» не пришелся по душе церковникам – слишком эмоциональную музыку - сполна оценили кинематографисты, взяв отрывки из мессы для саундтреков фильмов:
«Безумный Макс: дорога ярости», 2015
«Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына», 2014
«Джанго освобожденный», 2012
«Королева», 2006
«Капли дождя на раскаленных скалах», 2000
«Масло Лоренцо», 1992
В заключение уместно процитировать другого великого современника Верди, английского драматурга Д.Б. Шоу, сказавшего о «Реквиеме»: «Это музыка, которая проникает в сердце и потрясает душу. Вполне вероятно, что она будет жить дольше, чем любая из его опер».
КАМИЛЬ СЕН - САНС
Не самый известный реквием – Реквием Камиля Сен-Санса. В эпоху масштабных, пышных реквиемов Берлиоза или Верди, Сен-Санс написал строгую, в чем-то минималистскую католическую мессу. И хотя самого композитора сложно назвать сильно верующем человеком, музыку он сочинил воздушную и одухотворенную. Особенность его Реквиема в богатом звучании органа, который, только дополняет возвышенный характер данного произведения.
Парадокс в том, что религиозное произведение написал по сути атеист.
Мы знаем, что Реквиемы бывают разные. Например, противоположность апокалиптическому трауру Берлиоза – утешительный, рефлексивный Реквием Форе. Произведение Сен-Санса стоит где-то посередине между ними. Безусловно, Сен-Санс учтиво обращается с текстами богослужения. Например, фрагмент Dies irae звучит по-человечески, что сильно отличает его от других реквиемов. Здесь композитор отходит от католических догм о Божьем гневе и рисует, скорее, испуганного человека.
Реквием Сен-Санса больше обращен к человеку и его печали, нежели к воспеванию Бога. По этой причине в мессе присутствуют элементы светской музыки. Например, Dies irae очень близка к традициям оперы – это же прямой диалог хора и солиста. Такой прием можно интерпретировать как разговор Бога и человека. Причем без пафоса, какой есть у Бетховена, и без преклонения, какое есть у Чайковского. Dies irae скорее демонстрирует спокойную беседу. Сенс-Санс не пытается побороть небеса, не пытается с ними сравняться, наоборот, подобно фаустовскому герою, – его интересует лишь разговор с высшими силами.
АНТОНИН ДВОРЖАК
Классик чешской музыки Антонин Дворжак является основоположником не только национальной симфонии и концерта, но и оратории. Будучи искренне верующим человеком он уделял большое внимание как светским, так и духовным кантатно-ораториальным жанрам. Первой среди подобных сочинений стала Stabat mater (1877), принесшая композитору европейское признание. Вслед за ней на протяжении 12 лет были созданы 149-й псалом, оратория «Святая Людмила», Месса и, наконец, крупнейшее духовное сочинение Дворжака — Реквием.
Он писался в счастливый период жизни композитора, когда признание его гения стремительно распространялось по всему миру.
Грандиозное сочинение было создано в краткие сроки. Работа протекала в тиши сельского дома, окруженного садом, в горной местности Высокой, недалеко от городка Пржибрама, где рождались многие произведения Дворжака.
Традиционный латинский текст заупокойной мессы Дворжак разделил на 2 неравные части: в 1-й — 8 номеров, во 2-й — 5, причем перед финалом, в №12, повторяются заключительные строки №8 (Lacrimosa).
Реквием окрашен в лирические тона, в нем немало эпизодов, несущих утешение, заставляющих вспомнить Немецкий реквием боготворимого Дворжаком Брамса. Славянская задушевность сочетается с мощью красочных картин, распевные вокальные мелодии — с многочисленными инструментальными соло. Важную объединяющую роль играет краткий хроматический лейтмотив, напоминающий любимую Бахом музыкальную эмблему креста. Он обрамляет и пронизывает все произведение, подобно навязчивой идее — томительный роковой вопрос о смысле человеческой жизни, о смерти и вечном покое.
ГАБРИЭЛЬ ФОРЕ
Творчество Габриеля Форе (1845-1924) не столь широко известно за пределами своей страны. Да и во Франции он долгое время считался всего лишь приятным и изысканным «салонным музыкантом». В России музыка Форе пользовалась заслуженным признанием, особенно в Московской и Петербургской консерваториях благодаря покровительству со стороны П. И. Чайковского, С. И. Танеева, А. К. Глазунова. Но уже в 1910 году, во время пребывания Форе в России, его музыка казалась устаревшей на фоне зарождавшихся радикальных тенденций музыкального искусства XX века.
Реквием Габриэля Форе (1845-1924) – произведение во многом уникальное среди сочинений этого жанра. Форе, в отличие от других композиторов XIX века, обращавшихся к старинным духовным жанрам, не стремится архаизировать свой музыкальный язык и сферу ощущений. Модернизированные черты музыки Барокко сочетаются здесь с предвестиями импрессионизма и интонациями французского шансона. Необычно для этого жанра и преобладание светлых образов, смысловой акцент переносится с идеи неотвратимости смерти на образы бесконечной жизни, торжества света и любви.
Реквием Форе существует в нескольких редакциях, из них две последние (1893 и 1900 г.) различаются только оркестровкой; последняя – с участием органа.
Поводом к его сочинению в 1888 году, вероятно, стала смерть его родителей.
Во всех трёх редакциях отсутствует «Dies Irae» («День гнева») — наиболее грозная, если не устрашающая, часть реквиема. В двух последних редакциях она мимолётно появляется как напоминание о Страшном суде («Освободи меня от горького дня гнева Твоего» в соло баритона). Она вплетена в «Libera me» («Освободи меня, Господи, от вечной смерти») начиная со второй редакции.
Как это ни странно, между реквиемами Сен-Санса и Форе есть внутреннее сходство, несмотря на различие их музыкального языка. Эта странность в том, что один реквием сочинил атеист Сен-Санс, а другой — глубоко верующий Форе. Музыка Реквиема Сен-Санса близка к оперной. А стиль хорового письма Форе куда аскетичнее, он явно испытывает влияние григорианского хорала.
При этом оба реквиема объединяет отсутствие в них страха смерти — наоборот, здесь царит настроение просветленности, добра и любви.
БЕНДЖАМИН БРИТТЕН. Военный реквием
В 1961 году Бриттен начал работу над Военным реквиемом. Произведение готовилось к открытию собора в городе Ковентри, до основания разрушенном немецкими бомбардировщиками во время Второй мировой войны. Город восстанавливался, восстанавливался и собор, являвшийся его главной достопримечательностью. Открытие его должно было стать торжеством.
Военный реквием — самое значительное произведение Бриттена. Он продолжает традиции классических реквиемов, начиная от Моцарта, но использует и опыт недавнего прошлого (реквием Хиндемита написан на стихи Уолта Уитмена, английский композитор рубежа XIX—XX веков Фредерик Делиус скомпонован текст своего реквиема из сочинений Ницше). Новаторским в Военном реквиеме Бриттена является то, что композитор совместил традиционные тексты заупокойной мессы с вдохновенными и горькими стихами Оуэна.
Латинские тексты и стихи Оуэна независимы друг от друга и «соотносятся как вечное и сегодняшнее, как прямая и косвенная речь, говорят об одном и том же, но на разных языках — не только в буквальном, но и в переносном смысле. Их можно понять лишь как параллельные линии, сходящиеся в бесконечности», — пишет исследователь Военного реквиема Генрих Орлов.
Реквием Бриттен посвятил памяти своих друзей, погибших на фронтах: Роджера Бурнея, младшего лейтенанта добровольческого резерва Королевского военно-морского флота, Пирса Данкерлея, капитана Королевской морской пехоты, Дэвида Джилла, рядового матроса Королевского военно-морского флота, Майкла Халлидея, лейтенанта добровольческого резерва Королевского новозеландского военно-морского флота. Эпиграфом к нему стали строки Оуэна:
Моя тема — война и скорбь войны.
Моя поэзия скорбна.
Все, что поэт может сделать — это предостеречь.
Военный реквием — вершина творчества Бриттена, вобравшая в себя лучшие черты творчества композитора. Драматургия строится из сопоставления трех планов. Передний — два солиста (солдаты) и камерный оркестр — связаны со стихами Оуэна. Это ужас войны и страдание человека. Второй — ритуальное выражение траура — месса в исполнении сопрано, смешанного хора и симфонического оркестра. Третий — невинность и чистота, символизируемые хором мальчиков и органом. «Эта трехплановость и порождаемые ею исключительно напряженные контрасты могут напомнить о Дантовом триптихе — Ад, Чистилище, Рай» (Г. Орлов). Музыкальный язык произведения объединяет в себе старинную псалмодию, солдатскую песню, близкий импрессионизму речитатив, музыку, подобную баховским остинато, аккордовые фанфары, типичные для английских дворцовых празднеств.
Реквием состоит из 6 частей, озаглавленных соответственно традиционным разделам заупокойной мессы.
В 1-ю часть, Requem aeternam (Вечный упокой) включены стихи
Не служат месс для жертв кровавой бойни;
Лишь канонада по ним прогремит,
И, заикаясь, дробный залп обоймы
Свой «Отче наш» им наспех отстучит...
(Здесь и далее перевод Дж. Далгата).
2-я часть, Dies irae (День Господней гневной силы), написанная в основном на ставший каноническим текст Фомы Челанского (ок. 1190 — ок. 1260) содержит строки
Горн пел, тоски вечерней полн,
И столь же грустно пел ответный горн.
Говор солдат смолкал вблизи ручья;
Сон крался к ним, беду в себе тая.
Грядущий день людьми уже владел.
Горн пел...
Мук прежних отзвук в их сердцах молчал,
Завтрашней болью заглушённый, спал.
В 3-й части, Offertorium (Приношение Даров «Господи Иисусе Христе») появляется стихотворное изложение библейского эпизода заклания Авраамом Исаака. Но вместо ветхозаветного спасения сына, замененного овном, —
Спесь обуяла старика, сын был убит,
И пол-Европы вслед за ним.
В тексте 4-й части, Sanctus (Свят), Оуэну принадлежит заключительный эпизод —
После того, как стихнет лютый смерч,
И лавры победы стяжает Смерть,
А барабан Судьбы свой треск прервет,
И горн Заката зорю пропоет,
Вернется жизнь к убитым? Правда ль то,
Что Он, Смерть одолев, вновь мир создаст
И, живою водой омыв его,
Навек ему весны цветенье даст?
Откликнулось седое Время так:
«Мой цепенеет шаг...»
Припав к Земле, я услыхал в ответ:
«Огня в остывших недрах больше нет.
Мой в шрамах лик. Иссохла грудь моя.
Не высохнут лишь слез моих моря».
5-я часть, Agnus Dei (Агнец Божий), напротив, начинается строками Оуэна:
На перекрестке всех дорог
Он с креста на битвы глядит
Предан, поруган, одинок...
И далее горькое повествование поэта то перемежается, то сопровождается словами католической молитвы. Последняя часть, Libera me (Избави мя, Господи), заканчивается безнадежно:
Из боя исключен, я вдруг попал
В глубокий беспросветный лабиринт.
Людьми он до отказа был набит;
Но без движенья каждый здесь лежал,
Порой стеная тихо, как во сне.
..............
Орудий гул не долетал извне.
«О друг, — сказал я, — причин для горя нет».
«Нет, — он ответил, — кроме юных лет, погубленных»...
Чтобы подчеркнуть значение произведения, направленного против войны, призванного объединить народы, композитор предназначил три его сольных партии — сопрано, тенора и баритона — представителям трех народов. Ими должны были стать русская Галина Вишневская, англичанин Питер Пирс и немец Дитрих Фишер-Дискау. Однако в последний момент советские чиновники, от которых зависел выезд из страны, не дали певице разрешения. Замысел Бриттена остался не осуществленным. Премьера Военного реквиема состоялась 30 мая 1962 года на торжествах по случаю освящения восстановленного собора Святого Михаила в Ковентри, под управлением автора.
ДМИТРИЙ КАБАЛЕВСКИЙ «Реквием»
В конце 1963 года Дмитрий Кабалевский завершил грандиозную по замыслу и содержанию ораторию на слова Р. Рождественского — «Реквием», посвятив его памяти погибших на фронтах Великой Отечественной войны. Основная идея «Реквиема» — призыв к живым быть достойными подвига павших, помнить о жертвах, бороться за жизнь на земле.
В советской музыке это не первое сочинение такого плана - еще в середине 30-х годов появился первый атеистический, не только не основанный на богослужебных текстах, но прославляющий борца за коммунизм «Реквием» памяти Кирова М. Юдина, затем, в 1946 году, — Реквием памяти павших героев Ю. Левитина. Так что Кабалевский лишь продолжил традицию советского атеистического реквиема. Однако его сочинение стало наиболее популярным в этом ряду
«Реквием», состоит из десяти частей имеющих программные заголовки: Вступление – «Помните»; «Вечная слава»; «Родина»; «Я не умру»; «Поступь дивизий»; «Черный камень»; «Сердце матери»; «Грядущее»; «Наши дети»; «Слушайте».
Создаются Реквиемы и в наши дни. Так известнейший польский композитор Кшиштоф Пендерецкий (р. 1933) заявил, что в день смерти Папы Римского он принял решение завершить Польский реквием. "Долгое время я напрасно искал новую идею, – сказал К. Пендерецкий, – но в этот трагический момент я решил посвятить недостающую часть Иоанну Павлу Второму". Первую часть Реквиема К. Пендерецкий посвятил лидеру профсоюза "Солидарность" Леху Валенсе, вторую и третью – жертвам восстания в Варшавском гетто, а также польским офицерам, которых подразделения советского НКВД расстреляли под Катынью.
Композитор 20 века Ханс Вернер Хенце, не принимавший авангард, стоял особняком среди других композиторов. Его Реквием для фортепиано, солирующей трубы и камерного оркестра (1991-1993) представляет собой цикл из 9 "духовных концертов", следующих в "неправильном" порядке. Кстати, в Реквиеме нет хора, повествование ведет оркестр, обогащенный саксофоном, челестой, альтовой флейтой, контрабасом-кларнетом и вагнеровскими тубами. К слову, в реквиеме Хенце есть много "вагнеровского".
Конечно, это далеко не полный список реквиемов. Как вы видите, много композиторов в своем творчестве обращались к этому серьезному жанру, и на протяжении своей длинной истории этот жанр подвергался различным изменениям.