СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рекомендации для родителей

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рекомендации для родителей»

Что такое кризис трёхлетнего возраста?

Мудрая природа не терпит статичных и неизменных явлений, вот почему буквально всё, что нас окружает, находится в беспрестанном развитии и движении.

Это правило вполне можно отнести и к детской психике, которая меняется, усложняется со временем.

Периодически в процессе психического развития наступают кризисные этапы, которые характеризуются стремительным накоплением знаний, умений и переходом на более высокий уровень.

Но прежде всего кризис трёх лет – это ломка и перестройка социальных отношений. Вопрос, почему он наступает и для чего нужен, вполне закономерен. Попробуем ответить несколько иносказательно.

Малыш в семье любящих родителей растёт, словно птенчик в скорлупе. Окружающий мир понятен, в «скорлупке» очень комфортно и спокойно. Однако подобная защита не вечна, и наступает определённый период, когда она даёт трещину.

Скорлупа разбивается, а ребенок осознаёт любопытную мысль: он может выполнять некоторые действия сам и способен обойтись даже без помощи любимой матери. То есть малыш начинает воспринимать себя в качестве автономной личности, у которой есть желания и некоторые возможности.

Американский учёный Эрик Эриксон утверждал, что кризис трёх лет способствует формированию у ребёнка волевых качеств и независимости.

Но, невзирая на стремление стать более самостоятельным, малыши ещё недостаточно компетентны, поэтому во многих ситуациях без помощи взрослых попросту не обойтись. Таким образом, возникает противоречие между «я хочу» («я сам») и «я могу».

Интересно, что основной негатив направлен на наиболее близких людей и, в первую очередь, на маму. С остальными взрослыми и ровесниками кроха может вести себя абсолютно ровно. Следовательно, именно на родных ложится ответственность по оптимальному выходу малыша из кризиса.

Возрастные рамки кризисного периода

Этот этап становления личности лишь условно именуется «кризисом трёх лет». Первые симптомы неповиновения иногда отмечаются уже в 18 — 20 месяцев, однако наибольшей интенсивности они достигают в период с 2,5 до 3,5 лет.

Длительность данного явления также является условной и обычно составляет всего несколько месяцев. Однако в случае неблагоприятного развития событий кризис может затянуться на пару лет.

Степень выраженности психоэмоциональных реакций, впрочем, как и продолжительность периода, зависит от таких характеристик, как:

  • детский темперамент (у холериков признаки проявляются ярче);

  • стиль родительского воспитания (авторитарность родителей обостряет проявления детского негативизма);

  • особенности взаимоотношений матери и ребёнка (чем ближе отношения, тем проще преодолеть отрицательные моменты).

На интенсивность эмоциональных реакций могут повлиять и косвенные условия. Например, ребёнку будет сложнее переживать кризис, если пик явления придётся на адаптацию к детскому саду или появление в семье младшего братика или сестрёнки.

7 главных признаков явления

Психология характеризует кризис 3 лет как семизвездие симптомов. Эти отличительные качества помогают точно определить, что ребёнок вступил в пору независимости от взрослых, а его эмоциональность не является следствием избалованности либо обычной вредности.

Негативизм

Это проявление нужно отличать от элементарного детского непослушания, которое случается в любом возрасте. Поведение непослушного ребёнка обусловлено его желаниями, которые не совпадают с родительскими требованиями.

В случае негативизма малыши отказываются от собственных желаний, даже если они совпадают с требованиями или предложениями мамы или папы. То есть дети не хотят что-то делать лишь потому, что инициатива исходит от близкого взрослого.


Рассмотрим отличия на конкретных примерах:

  • образец непослушания. Малыш заигрался на улице. Мама зовёт его кушать, но поскольку он ещё не нагулялся, то отказывается заходить в дом. То есть в основе его поведения лежит желание погулять, противоречащее маминому требованию вернуться домой;

  • образец негативизма. Малыша, играющего на улице, зовут на обед, однако он категорически против, хотя уже устал гулять и проголодался. То есть отказ обусловлен не недостатком игрового времени, а стремлением противостоять маме, хотя их желания в данном случае совпадают.

Таким образом, негативные реакции всегда адресные и направлены не на содержание просьбы (требования, пожелания), а на конкретного человека. Обычно «объектом» выступает именно мама.

Нет нужды давить на ребёнка или заставлять его выполнять нужное действие. Пусть он немного «остынет», а уже затем обращайтесь к нему с просьбой. Как вариант, «переговорщиком» может выступить другой член семьи – например, папа.

Строптивость

Строптивое поведение несколько напоминает негативизм, однако отличается обезличенностью, то есть оно направлено не на определённого члена семьи, а на привычный жизненный уклад.

Можно сказать, что таким способом ребёнок протестует против всех предметов и порядков, которые его окружают.

Психология маленьких детей такова, что с большей степенью вероятности строптивость будет проявляться в тех семьях, где существуют разночтения по поводу воспитания и дисциплинарных мер между матерью и отцом, родителями и старшим поколением.

Строптивый ребёнок вообще не желает выполнять просьбы и разумные требования всех взрослых домочадцев, как будто он и не слышит обращённой к нему речи. Например, малыш продолжает играть в кубики, несмотря на просьбу мамы и папы сложить игрушки в корзину.

Если ребёнок не собирается выполнять вашу просьбу прямо сейчас, постарайтесь переключить его внимание на другое занятие. Спустя некоторое время он, например, самостоятельно уберёт игрушки или вымоет руки, а вам не придётся «стоять над душой».

Упрямство

Упрямое поведение не следует путать с настойчивостью. В первом случае ребёнок стоит на своём только потому, что прежде уже потребовал этого. Настойчивость же – проявление воли, позволяющее детям достигать желанной цели.


Рассмотрим разницу между этими качествами на конкретных примерах:

  • образец настойчивости. Малыш категорически отказывается идти за стол, пока не достроит башенку из кубиков, которая почему-то всё время рушится;

  • образец упрямства. Вы зовёте малыша завтракать, однако он отвечает отказом, потому что перед этим сказал, что не голоден (хотя на самом деле на данный момент проголодался).

Нет нужды переубеждать ребёнка или опять же настаивать на своём. Оптимальное решение – оставить завтрак на столе и предложить малышу принять пищу, когда он проголодается.

Деспотизм

Ребёнок стремится всеми способами заставить родителей сделать то, что ему нужно, пусть даже это будет сиюминутное желание. То есть детский деспотизм можно назвать своеобразным стремлением к власти над матерью или отцом.

К примеру, малыш может хотеть, чтобы мать не отлучалась от него ни на минутку. Если же в семье несколько детей, то ребёнок начинает демонстрировать ревность по отношению к брату или сестрёнке – забирает игрушки, не желает вместе выходить на улицу, исподтишка щипается и т.д.

Подобное поведение – пример манипулирования. Поэтому старайтесь не идти на поводу маленького деспота, одновременно показывая, что ваше внимание вполне можно привлечь мирными способами, без конфликтов и истеричности.

Обесценивание

В 3 годика дети нередко перестают ценить всё, что прежде представлялось им очень важным.

Причём относится это как к близким людям, так и к неодушевлённым предметам и правилам поведения.

Прежде, казалось бы, воспитанный ребёнок начинает бросать любимые машинки, отрывать куклам руки, вырывать страницы из книжек, больно дёргать кота за хвост.

В этом возрасте малыши нередко грубят тем близким людям, которые раньше пользовались авторитетом. К примеру, кроха может сказать бабушку, что стукнет её, а маму может назвать дурочкой.

К тому же у трёхлеток активно развивается словарь, поэтому в их лексиконе начинают появляться грубые и даже бранные словечки. Ими дети активно пользуются, чтобы получить яркую негативную реакцию от родителей.

Важно переключать внимание ребёнка другими игрушками – вместо куклы предлагайте машинку. Регулярно смотрите с малышом мультики и читайте книжки по теме правил поведения с людьми, также можно проигрывать ситуацию в сюжетных играх.

Своеволие

Дети 3-летнего возраста стремятся к максимальной самостоятельности, неудивительно, что этот период ещё называется кризис идентичности «Я сам». Малыш пытается обойтись своими силами, вне зависимости от ситуации и собственных ограниченных возможностей.

Безусловно, это хорошо, если ребёнок, к примеру, сам старается шнуровать ботинки или надевать курточку. Но совсем другое дело, когда он отталкивает мамину руку при переходе через автомобильную дорогу или пытается включить электронные приборы без разрешения родителей.

Самостоятельное поведение ребёнка – ключ к приобретению драгоценного опыта. Даже если у детей что-то не получится с первого раза, появится возможность научиться на своих ошибках. Однако введите запреты на те действия, которые могут навредить ребёнку или другим людям.

Бунт (протест)

Протестное поведение – это реакция ребёнка на давление со стороны значимых взрослых, которые требуют завтракать в одно и то же время, не кричать на улице, не ломать игрушки и т.д.

Результатом родительского диктата становится бунт в виде отказа от привычных действий (малыш не хочет есть сам), истерики, вспышек гнева и прочих негативных проявлений.

Постоянные истерики не так просты, как может показаться на первый взгляд. Подобные реакции являются своего рода стрессом, которые приводят к сбоям в работе защитной системы организма. Если же накопившееся напряжение не выходит наружу, возникает аутоагрессия.

Во время протестных «акций» старайтесь не терять самообладание, слушайте мнение ребёнка. Если он бунтует против мер безопасности (хочет играть с мячом на дороге), не идите на поводу и не меняйте решения.


Кризис трёх лет: правила для родителей

Прежде всего, маме и папе необходимо понять, что подобные особенности поведения ребёнка – не дурная наследственность или врождённая вредность. Маленький человечек подрастает и стремится к большей независимости, значит, нужно выстраивать с ним совершенно другой формат отношений.

Правильное понимание значения кризиса трёх лет важно ещё и потому, что в этом возрасте малыш принимает своё «Я», у него формируется первоначальная самооценка, то есть зарождается детская личность.

Чтобы максимально сгладить выраженность негативных проявлений кризисного периода, взрослым следует прислушаться к нескольким рекомендациям специалистов:

  1. Дайте ребёнку большую самостоятельность. Например, привлекайте его к выполнению домашних обязанностей. В три года мальчику и девочке можно доверить мытьё посуды (пластиковой), уборку, раскладывание салфеток и пр. Исключение касается только потенциально опасных занятий – работы с электрическими приборами.

  2. Сохраняйте спокойствие. Чрезмерно эмоциональное реагирование родителей на поведение ребёнка лишь упрочит его позиции и участит истерики. Если же мама спокойно и без эмоций смотрит на крики и слёзы, малыш понимает, что его манипулирование не приводит к нужному результату. В результате поведение стабилизируется.

  3. Снизьте количество запретов. Нет нужды окружать своё чадо многочисленными ограничениями, которые только злят его. Озвучьте по-настоящему важные правила, касающиеся безопасности и социальных норм, которые нарушать категорически запрещено. А в мелочах можно и нужно уступать.

  4. Позвольте ребёнку выбирать. Чтобы избежать конфликта, можно немного схитрить, предложив малышу выбрать из нескольких вариантов. К примеру, спросите у дочки, в каком платьишке она пойдёт в садик: зелёном или голубом.

Малыш в три года не всегда идёт наперекор родителям, особенно если его не заставляют, а просят. Мудрые родители не тащат сопротивляющегося ребёнка через дорогу, а просят его взять себя за ручку и перевести на другую сторону проезжей части.

Борьба с истериками

Третий год жизни ребёнка – время для появления либо усиления истерических реакций. Наращивает их интенсивность кризис трёх лет, поэтому советы родителям по борьбе и предупреждению истерик придутся как нельзя кстати.

  1. Чтобы предупредить эмоциональную вспышку, необходимо заранее договариваться с ребёнком. Например, до посещения магазина игрушек договоритесь, что именно будете приобретать. Конечно, это не поможет в 100% случаях, однако вероятность истерики существенно снизится.

  2. В разгар аффекта не следует что-либо объяснять ребёнку. Подождите, когда он придёт в себя, а уже затем обсудите, почему его поведение (но не он) кажется вам плохим и недостойным. Обязательно рассказывайте малышу о своих чувствах, пусть даже негативных.

  3. В случае публичной истерики необходимо лишить ребёнка «зрителей». Для этого нужно или отвести его в менее людное место, или попытаться отвлечь внимание пролетающей птичкой или пробегающей собачкой.

Ну а поскольку ведущий вид деятельности для трёхлеток игра, все ситуации, приводящий к истерикам, следует проигрывать. «Делайте покупки» вместе с куклами, «кормите» игрушек, разыграйте поход в поликлинику и т.д.

Истерики у ребёнка 3 лет возникают достаточно часто. Рекомендации психолога позволят разобраться, каковы основные причины столь эмоционального поведения, как предупреждать истерики и каким образом можно снизить силу этих реакций.

Всегда ли возникают подобные проблемы?

Психологами доказано, что кризис трёх лет – это обязательная и закономерная веха детского взросления. Однако наличие описанных выше негативных признаков, точнее, их чрезмерная выраженность – это необязательное условие развития ребёнка.


Иногда кризисный период протекает вполне гладко, без явной симптоматики и характеризуется лишь возникновением определённых личностных новообразований, среди которых:

  • осознание ребёнком своего «Я»;

  • разговор о себе в первом лице;

  • возникновение самооценки;

  • появление волевых качеств и настойчивости.

Как уже было отмечено, кризис будет протекать существенно мягче, если родители будут учитывать возрастные и индивидуальные особенности малыша при выборе оптимальных воспитательных мер.

В целом же трёхлеткам свойственны некоторые общие поведенческие черты, о которых стоит упомянуть подробнее, чтобы учитывать их при общении с малышом:

  1. Дети пытаются добиться конечного результата своих действий. Для трёхлетнего ребёнка важно довести дело до конца, будь то рисование или мытьё посуды, поэтому неудачи часто его не останавливают, а только стимулируют.

  2. Полученный результат малыш любит демонстрировать взрослым. Вот почему родителям необходимо давать положительные оценки итогам детской деятельности, ведь негативное или безразличное отношение может привести к негативному самовосприятию у детей.

  3. Появляющаяся самооценка делает ребёнка обидчивым, зависящим от чужого мнения и даже хвастливым. Поэтому невнимательность родителей к детским переживаниям может стать источником негативного самоопределения.

Таким образом, появление собственного «Я», умение добиваться своего и зависимость от оценок близких людей становятся главными результатами кризиса трёхлетнего возраста и ознаменовывают переход ребёнка на следующий этап детства – дошкольный.



Как провести выходные с ребенком интересно и с пользой Жизнь скоротечна. Львиную долю своего времени мы работаем и отдыхаем. Только люди, у которых уже есть ребенок, могут тратить целый день на уход и общение с ним. Такова человеческая природа — мы появляемся на свет, рожаем детей и умираем, когда приходит наше время. Как родители, мы обязаны не только позаботиться о достойном будущем для малыша, но и воспитывать его. Делать это невозможно без постоянного общения. К сожалению, работающие родители могут уделить достаточно времени своим детям только в выходные. Одни трудятся по стандартному 5-дневному графику, другие — посменно. В любом случае важно планировать свое время таким образом, чтобы максимум времени уделять любимым деткам. Любой ребенок всегда страдает от отсутствия рядом мамы и папы, от недостатка их внимания и заботы. Он может и не показывать того, что на самом деле чувствует. Только родители должны помнить, что каждый малыш хочет быть в центре внимания. Если родные долго отсутствуют, а ребенок остается предоставленным сам себе, это оставляет неприятный отпечаток в душе маленького человека. Никому не хочется, повзрослев, вспоминать о своих детских годах, как об одиноких и неинтересных. Лишь любовь и внимание родителей способны наполнить жизнь ребенка счастьем и радостью. Никакие игрушки на свете не смогут этого заменить. Вывод один: раз уж вы родили малыша, проводите с ним достаточно времени. Тогда, став взрослым, ребенок будет помнить о своем детстве и о вас только хорошее. Выходные, проведенные вместе со своими детьми, — добрая семейная традиция, которая пойдет на пользу и малышам, и взрослым. Это возможность сблизиться с ребенком, поговорить по душам, обсудить волнующие темы и решить проблемы. Конечно, это не значит, что в остальные дни на детей можно не обращаться внимания. Чем заняться с ребенком в выходные Сегодня мы хотим предложить вам несколько интересных идей для семейного досуга в выходные. Занятия всегда выбирают в зависимости от погоды, времени года, состояния здоровья и возможностей. Однако, несмотря на обстоятельства, всегда можно найти способ провести время с детьми весело, интересно и с пользой. Совместный досуг останется в вашей памяти как самое счастливое время, так что вы не пожалеете. Как провести выходные с детьми дома В выходные не всегда получается выйти из дома или куда-то поехать. Иногда на это есть веские причины, в других случаях все объясняется обычной ленью. Даже если вы остаетесь дома, не беда. В любой ситуации можно найти достойное занятие, которое развлечет вас и ваших малышей, а еще подарит море позитивных эмоций. Самый простой, но при этом увлекательный способ провести время с детьми — посмотреть кино, сериал или мультики. Чтобы это занятие не показалось обыденным, лучше устраивать киносеансы пореже, но проводить их интересно. Например, можно купить попкорн, испечь домашнюю пиццу, задвинуть шторы и приглушить свет, надеть 3Д-очки, включить звук погромче — и начинать просмотр. Получится не хуже, чем в настоящем кинотеатре! Главное, чтобы детям было в удовольствие смотреть фильм, поэтому выбирайте его в соответствии с интересами и возрастом своих чад. Мамам на заметку! Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Очень буду рада, если и вам мой способ поможет... Нестандартная идея — организовать домашние мастер-классы. Девочек можно учить готовить домашнюю пиццу или красивое и ароматное мыло. Сейчас в магазинах можно найти много наборов для детского творчества, рассчитанных на определенный возраст. Это отличный шанс рассказать ребенку в интересной и увлекательной форме о физических законах, об окружающем мире, да и просто научить чему-нибудь. Самое простое рисование или лепка из пластилина могут стать необычными занятиями. Можно создать генеалогическое дерево или изготовить бижутерию из полимерной глины для детского садика или школы. Одно из самых интересных занятий, которое доставляет огромное удовольствие детям и взрослым, — баловство. Люди в любом возрасте не против подурачиться. Детки это просто обожают. Так можно выплеснуть свои эмоции, получить разрядку и заполниться новой, свежей энергией. Эмоциональная разрядка крайне важна для каждого человека. При этом понятие баловства у каждого свое. Весело дурачиться с ребятишками под музыку, корчить забавные рожицы, разбрасывать игрушки, валяться на полу, прыгать на кровати. Все это не только смешно, но и полезно именно с психологической точки зрения. После баловства убираться, конечно, тоже нужно всем вместе. А еще хорошая идея — придумать приз для того, кто уберется быстрее и лучше всех. Соревнования — отличная идея для совместного времяпрепровождения с детьми в выходные. Устраивайте пари на то, кто быстрее соберет игрушки, заправит постель, нарисует свою семью, найдет спрятанный клад или слепит человечка из пластилина. Темы соревнований могут быть самыми разными — подключайте фантазию. Придумайте приз для победителя. Главное, чтобы проигравший малыш не остался обиженным. Семейные соревнования не только увлекательны, они еще и развивают разные навыки, которые в дальнейшем пригодятся ребенку для того, чтобы добиваться поставленной цели. Дети очень любят, когда к ним приходят гости. Поэтому хорошая идея — организовать тематическую вечеринку или даже устроить домашнее представление. Не забудьте подготовить вкусное угощение для ребятишек и сделать фотографии. Потом вы будете с удовольствием пересматривать их всей семьей. Даже оставаясь дома, можно провести время с ребятишками весело, интересно и необычно. Предлагайте детям вместе придумать развлечения. Все это не требует больших затрат. Вполне возможно провести выходные в узком семейном кругу бюджетно и при этом получить море ярких впечатлений. Как провести выходные с детьми вне дома Если вы решили выбраться из дома на выходные, у вас будет неограниченное количество вариантов для организации досуга с детьми. Можно придумать и бесплатные, и платные способы провести время. Вот несколько интересных идей: Устроить малышам экскурсию по парку или по улицам, рассказывая об окружающем мире, об истории города. Показывайте детям разные растения, предлагайте рассмотреть их вблизи. Знакомьте малышей с местной фауной, рассказывайте об интересных явлениях природы. Дети будут рады побегать по лужам или пройтись под теплым дождиком. Зимой они с удовольствием подхватят ваше предложение вылепить снеговика или целый замок из снега. Активный отдых — один из лучших вариантов досуга: кроме того, что это весело, это еще и полезно для здоровья и общего развития. Если на улице лето, сводите детей на речку, в которой можно купаться. Зимой можно сходить всей семьей в бассейн. Большинство малышей с восторгом воспримет идею устроить пикник в парке и поиграть в активные игры на свежем воздухе. Вы можете покататься на лошадях или на коньках, поиграть в казаков-разбойников, посетить аквапарк или придумать свой вариант. Все это пойдет на пользу вам и вашим детям. Большой популярностью пользуются такие развлечения, как походы в зоопарк, кинотеатр, цирк, на аттракционы или представления. От такого не сможет отказаться ни один ребенок. Поход в гости — тоже отличный вариант. Сходите к родственникам или друзьям, у которых тоже есть дети. В таком случае и вы сможете отдохнуть, и ваши чада не будут скучать. В зависимости от времени года и погоды можно сделать и запустить воздушного змея, собрать гербарий, построить песочный замок или рассматривать снежинки. Такие занятия приносят огромное удовольствие. Главное — выбирать то, что соответствует интересам малыша, делать все вместе и интересно рассказывать ребенку новую информацию. Обязательно снимайте домашнее видео, делайте больше фотографий. Вам и вашим детям будет интересно вспоминать день, который принес столько радости и положительных эмоций. Приятные воспоминания дороже любых денег!















«ИГРЫ ДЛЯ НЕПОСЕД»

Упражнения, направленные

на улучшение регуляции мышечного тонуса

Эти игры-упражнения рассчитаны на последовательное напряжение и расслабление различных групп мышц. Напряжение обязательно должно длиться несколько секунд. После выполнения каждого упражнения ребенок непременно должен расслабиться на несколько секунд. Очень хорошо, если в этот период он сможет поделиться с вами своими ощущениями. Спросите, устал ли он, что ощущают его мышцы, когда он делает это упражнение: боль, дрожь, тепло и т. д. Желательно, чтобы упражнение сопровождалось соответствующим дыханием: на напряжение мышц — вдох, затем задержка дыхания, на расслабление мышц — выдох. Каждое упражнение выполняйте несколько раз (от двух до пяти).

1. Предложите ребенку сесть на пол так, чтобы он мог упереться ногами в стену. Задача: попытаться «отодвинуть» стену правой ногой, затем  левой. После каждой попытки нога обязательно должна отдохнуть и расслабиться.

2. Предложите ребенку сесть на невысокий предмет на полу. Попросите его как можно выше поднять вверх носки (пятки остаются стоять на полу), немного подержать ноги в таком положении, затем медленно опустить.

3. Теперь нужно как можно выше поднять пятки так, чтобы носки оставались стоять на полу, подержать немного ноги в таком положении, а затем с силой опустить на пол.

   4. Лежа или стоя, как можно сильнее надуть живот, немного побыть в этом состоянии, затем расслабиться.

   5. Попросите ребенка вытянуть вперед руки и как можно сильнее сжать кулаки.

   6. Теперь как можно сильнее растопырить пальцы рук.

   7. Скрестить руки перед животом, сцепить их в замок и как можно сильнее свести плечи на несколько секунд. Расслабиться.

8. Сцепить руки за спиной и с силой свести лопатки.

9. Поднять плечи как можно выше, «достать ими до ушей».

  10. Попросите ребенка как можно сильнее открыть рот. После нескольких секунд напряжения медленно закрыть. Оскалить зубы, вытянуть губы в трубочку, наморщить нос; зажмурить глаза, открыть глаза как можно шире; надуть щеки.

   11. После выполнения всего комплекса, предложите ребенку напрячь, как можно сильнее все тело разом. Это упражнение можно выполнять лежа на спине. Попросите ребенка сжаться в комочек, а затем расслабиться и свободно лечь на спину, полежать с закрытыми глазами, со слегка приоткрытым ртом, не шевелясь.

   12. Так как существует прямая связь между напряжением и ощущением

тяжести, расслаблением и ощущением легкости, очень эффективно в 

работе с детьми использовать различные образы. Предложите ребенку «превратиться» в бабочку, легкую и воздушную, «полетать» с цветка на цветок; затем пусть он вообразит себя сильным и тяжелым слоном, который ходит, громко топая и переваливаясь. Возьмите разные роли: мышки, медведя, кошки, зайчика, бегемота и т.д.

Упражнения, направленные

на удержание и контроль позы

Для гиперподвижного ребенка зачастую очень сложно бывает удержать определенную позу в течение какого-то времени. Поэтому на уроке он начинает отвлекаться, а дома его ждет мучительное многочасовое

выполнение домашнего задания. В этой ситуации одергивания и увещевания
вроде «Не лезь под стол», «Не грызи карандаш», «Перестань вертеться» не
дают положительного результата и способны лишь удлинить страдания и ребенка, и родителей, превращая уроки в пытку. Возможны два способа
облегчения ситуации:   

     А. Дать ребенку возможность делать часть уроков, вися вниз головой или прыгая по комнате. Этот способ улучшит ситуацию, но ничего не изменит в самом ребенке.  Кроме того, в школе вряд ли положительно отнесутся к такому смелому эксперименту.

Однако есть возможность рекомендовать его для использования дома: таким образом, ваш ребенок сможет не думать об удержании позы и больше внимания будет уделять содержательной стороне домашнего задания — быстрее решит задачу, лучше запомнит содержание параграфа или правило;

В. Другой вариант предполагает ряд упражнений, направленных на тренировку удержания определенной позы. Они достаточно сложны для выполнения, но впоследствии, при условии регулярных занятий, значительно облегчат ребенку процесс удержания более простых поз. Кроме того, эти упражнения включают эффективный внешний контроль за правильностью выполнения: любое лишнее движение тут же даст о себе знать, и ребенок сможет сам определить, в чем его ошибка.

Оба способа хороши для одновременного использования. Первый облегчит ситуацию «сейчас», второй — «в дальнейшем».

Для выполнения этой группы упражнений вам понадобится книжка, а лучше дощечка (размером приблизительно 20х30 см), два небьющихся пластиковых стакана, два небольших мячика (диаметром около 7 см). Желательно, чтобы мячик не проходил в стакан.

  1. 1.  Положите на голову ребенка дощечку. Задача: удерживать ее как
    можно дольше. Помогать руками нельзя. Упражнение выполняется стоя или сидя. Когда ребенок сможет выполнять упражнение хотя бы в течение
    минуты, это значит, что вы добились значительных успехов.

  2. 2.  Попросите ребенка лечь на спину и поднять руки вверх так, чтобы на них можно было положить дощечку. Поставьте на дощечку стакан с шариком.

  3. Цель: удержать дощечку так, чтобы стакан не упал.

  1. 3.  . Попросите ребенка поднять ноги так, чтобы можно было сверху положить дощечку. Поставьте сверху стакан с шариком. Задача та же, что и в упражнении 2.

  2. 4.   Предложите ребенку сидя или стоя вытянуть вперед руки ладонями вверх, распрямить ладони. На выпрямленные ладони положите по мячику. Следите за тем, чтобы ребенок не сгибал ладони «лодочкой», не придерживал мячики пальцами. Задача: удержать шарики на ладонях, не дать им скатиться.

5. Усложните упражнение 4, поставив на ладони ребенка стаканы с мячиками (еще менее устойчивая форма).

6, Попросите ребенка повернуть ладонь тыльной стороной вверх. По-

ставьте на нее стакан с шариком и попросите удерживать как можно дольше.

7. Дайте ребенку в руки дощечку. Поставьте на нее стакан вверх дном. Сверху положите мячик. Задача: в течение минуты удерживать равновесие, не давая шарику упасть.


Упражнения для

мышц тела и конечностей

Во многом эти упражнения основываются на приведенных выше.

Вам понадобятся те же предметы и мяч (примерно 30 см в диаметре).

   1. Предложите ребенку, удерживая книжку на голове, быстро пошевелить пальцами рук, несколько раз согнуть и разогнуть руки в локтях, помахать руками («полетать»), покачать правой, затем левой ногой, пройтись по комнате, сесть, затем встать.

    2.  Повторите с ребенком упражнение 2 из предыдущего раздела, но только теперь попросите его, зажав ступнями мяч, поднимать и опускать ноги. Задача: не выронить мяч и не уронить дощечку со стаканом.

    3. Попросите    ребенка встать на четвереньки. Поставьте ему на спину стакан с маленьким мячиком. Предложите ему немного проползти, не уро
нив стакана.

    4. Положите на пол дощечку. Поставьте на нее вверх дном стакан. Сверху положите мячик. Попросите ребенка поднять дощечку с пола, не уронив мячика, пройти с ней несколько шагов, снова положить на пол.


Упражнения для мышц кисти

Вам понадобятся два резиновых мячика (около 4 см в диаметре), несколько карандашей.

  1. 1.   Попросите ребенка подкидывать и ловить мячик правой рукой. Подкидывать нужно на такую высоту, чтобы легко было поймать. Задача: не уронить мячик. То же упражнение выполнить левой рукой.

  2. 2.   Попросите ребенка перекидывать мячик из руки в руку.

3. Предложите ребенку ронять мячик из одной руки в другую. Руки расположены одна над другой и меняются местами (каждый раз сверху та рука, в которой мячик). Другой вариант: подкидывать мячик из руки в руку (каждый раз снизу та рука, в которой мячик).

4. Пусть ребенок попробует уронить мячик на стол и тут же поймать, как только тот отскочит от стола, не меняя положения руки (не поворачивая кисть ладонью вверх). Нужно стараться, чтобы мячик отскочил от стола всего один раз.

5. То же задание, что и в упражнении 4, но только мячик нужно поймать другой рукой.

6. Положите в ряд несколько карандашей. Попросите ребенка поджать большой, безымянный пальцы и мизинец. Предложите ему «перешагивать» через «препятствия» указательным и средним пальцами так, чтобы не сдвинуть с места ни одного карандаша. При этом нельзя отрывать от стола одновременно два пальца, «перелетая» через препятствия. Затем сменить пальцы и «шагать» средним и безымянным и т.д.

7. Также очень полезны для развития мелкой моторики такие игры, как теневой театр, где с помощью пальцев ребенок может изображать различных

животных; кукольный театр, где куклы надеваются на руку или на пальчик.