СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рекомендации к организации контроля и формированию системы оценивания образовательных достижений учащихся по курсу «Родной (русской) язык»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рекомендации к организации контроля и формированию системы оценивания образовательных достижений учащихся по курсу «Родной (русской) язык»»



Контроль знаний и умений учащихся является важным элементом процесса обучения, и естественно, что разные его стороны привлекают постоянное внимание специалистов и учителей школы. 

Результативность процесса обучения во многом зависит от тщательности разработки методики контроля знаний. Контроль знаний необходим при всякой системе обучения и любой организации учебного процесса. Это средство управления учебной деятельностью учащихся. Но для того чтобы наряду с функцией проверки реализовались и функции обучения, необходимо создать определенные условия, важнейшее из которых — объективность проверки знаний.

Контроль, простыми словами, это проверка соответствия полученных результатов с поставленными заранее целями обучения. Но его функции не сводятся только к проверке соответствия знаний и компетенций требованиям.

В современной дидактике выделяются следующие функции:

  • Диагностическая. Учитель получает достоверную информацию о пробелах в знаниях у обучающихся, о часто совершаемых ошибках и их характере. Это помогает подобрать наиболее эффективные методы и средства обучения.

  • Контролирующая. В результате устанавливается уровень овладения компетенциями, знаниями; уровень интеллектуального развития учеников.

  • Обучающая. Выполняя задания и решая задачи, учащиеся совершенствуют свои знания и умения, применяя их в новых ситуациях.

  • Прогностическая. По результатам контроля можно понять, достаточно ли усвоены знания и сформированы компетенции для того, чтобы перейти к новому учебному материалу.

  • Развивающая. Её сущность заключается в развитии речи, памяти, внимания, мышления, творческих способностей учеников, происходящем в процессе выполнения заданий.

  • Ориентирующая. Суть её состоит в выявлении степени изученности темы.

  • Воспитательная. Периодическая проверка способствует формированию чувства ответственности, аккуратности; дисциплинирует обучающихся. Составляя контрольно-измерительные материалы, выполняющие перечисленные функции, учитель сможет повысить результативность обучения в несколько раз.

Формы контроля знаний и умений учащихся многочисленные, разнообразны виды деятельности учащихся при выполнении контрольных заданий. Государственный стандарт обозначил обязательные требования к форме и содержанию контрольных мероприятий на уроках: «Проверка соответствия учебной подготовки школьников требованиям стандарта проводится с помощью специально разработанной системы измерителей достижения стандарта образования… Система измерителей должна быть содержательно валидна (т.е. должна полностью соответствовать требованиям стандарта), надежна (т.е. обеспечивать воспроизводимость полученных при проверке результатов) и объективна (т.е. не должна зависеть от личности проверяющего).

Система измерителей может быть представлена в форме традиционных устных опросов или письменных контрольных работ, тестов, включающих задания с выбором ответа или краткими ответами, зачета и др. Все задания, независимо от их формы и того, какие умения они проверяют, считаются равновесомыми, исходя из равной значимости всех требований стандарта.

К каждой системе измерителей должны быть представлены критерии оценивания, на основе которых делается вывод о достижении или не достижении учащимся требований государственного стандарта… в практике проверки достижений учащимися обязательного уровня подготовки по любой дисциплине используется следующий критерий: если ученик правильно выполнил две трети заданий проверочной работы, удовлетворяющей вышеперечисленным требованиям, то можно сделать вывод о достижении данным учеником требований стандарта.

Система измерителей должна быть инвариантна по отношению к различным типам школ, учебным планам, программе и учебникам.

Система образцов заданий должна быть открытой, что позволяет учителям, ученикам и их родителям, а также любому заинтересованному лицу составить более детальное представление об обязательных требованиях стандарта, обеспечить учащимся более комфортную обстановку при проведении контроля, сняв свойственные в такой ситуации тревожность и нервозность».

В школьной практике существует несколько традиционных форм контроля знаний и умений учащихся, вот некоторые из них:

  • устный или письменный опрос

  • карточки

  • краткая самостоятельная работа

  • практическая или лабораторная работа

  • тестовые задания

В школьной практике используется пять основных форм проведения контроля:

  • Фронтальная. Задание предлагается всему классу. Обычно ребята дают краткие ответы с места.

  • Групповая. Класс разделяется на группы. Каждая группа получает своё задание, которое нужно выполнить совместно.

  • Индивидуальная. У каждого ученика своё задание, которое нужно выполнить без чьей-либо помощи. Данная форма подходит для выяснения знаний и способностей отдельного человека.

  • Комбинированная. Эта форма контроля сочетает в себе три предыдущие.


Программа «Родной (русский) язык» под редакцией О.М. Александровой основывает требования к формированию контроля следующими нормативными документами:


  1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями 2018 г.

  2. Методическое письмо Минпроса РСФСР от 1 сентября 1980 г. № 364-М «О единых требованиях к устной и письменной речи учащихся, к проведению письменных работ и проверке тетрадей».


Дает рекомендации к организации оценивания:

  1. Оценивание должно представлять собой определенную систему, не только «отражающую результат, но и влияющую на сам процесс достижения результатов освоения образовательной программы».

  2. Она строится не только на оценке учителя, но и на самооценке и взаимооценке учащихся.

  3. Должна подтверждать не только предметные результаты обучающегося, но и другие достижения (умение сотрудничать, добывать информацию из источников разных типов, общаться, приметь свои знания в нестандартных, незнакомых ситуациях, мотивацию и др.)


Программа отмечает и особенности формирования системы контроля и оценки именно в курсе «Родной (русский) язык»: «Процесс оценивания в курсе «Русский родной язык» имеет особенности,которые связаны с целями изучения этого курса: формированиемпознавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскомуязыку, а через него – к родной культуре. Чрезмерная формализация истандартизация контроля может вызвать обратный эффект». Предполагается, что при оценивании учителем, самоооценке и оценке друг друга участники опираются на разработанные критерии письменного или устного высказывания, причем эти критерии должны быть заранее известны участникам образовательного процесса. Такой контроль для учителя становится способом поддержать ученика, выявить особенности его восприятия информации и выбора способов научения с целью их корректировки, это возможность обратной связи на любом этапе освоения курса. В процессе организации подобного контроля изменяются роли учителя и ученика: 1) учитель не диктует, а направляет, 2) ученик активно включается в деятельность, чувствует себя ответственным, следовательно, не остается равнодушным к процессу выполнения задания, что ведет к повышению уровня мотивации.

«Чтобы оценивание было продуктивным, оно должно отвечать следующим требованиям. 1. В качестве критериев оценки используются те умения, которые осваивает ученик на уроке. Например, для оценки устного сообщения ученика может быть такой набор критериев: точность, ясность и правильность речи и т. п. 2. Критерии вырабатываются совместно с учениками, они должны быть сформулированы кратко и чётко. 3. Критерии могут изменяться. Если все ученики в классе освоили какое-то умение, например, «говорить чётко», то данный критерий больше не используется для оценки, появляется новый, связанный с умением, которое осваивается в данный момент. Слишком общие критерии конкретизируются. 4. Критические замечания должны высказываться в форме совета»[1, с. 140-141].

Учитель должен работать над созданием обратной связи, используя различные приемы рефлексии (смотрите приложение). В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.Рефлексия позволяет приучить ученика к самоконтролю, самооценке, саморегулированию и формированию привычки к осмыслению событий, проблем, жизни.

При взаимодействии с учащимися учитель использует, в зависимости от обстоятельств, один из видов учебной рефлексии, отражающих четыре сферы человеческой сущности:

  • физическую (успел – не успел);

  • сенсорную (самочувствие: комфортно – дискомфортно);

  • интеллектуальную (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал);

  • духовную (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других).


Исходя из функций рефлексии, предлагается следующая классификация:

  • рефлексия настроения и эмоционального состояния;

  • рефлексия деятельности;

  • рефлексия содержания учебного материала.


Осуществлять рефлексию можно по-разному: это элементы рефлексии на отдельных этапах урока; рефлексия в конце каждого урока, темы курса; постепенный переход к постоянной внутренней рефлексии.


Основным видом как для промежуточного, так и для итогового контроля является представление результатов проведенных учащимися исследований, проектных заданий и разработанных проектов. Работа оценивается с двух позиций:

1) Качество выполнения исследования;

2) Умелая презентация результатов исследования (вспомним эффективные приемы говорения и уроки риторики в курсе родного русского языка, о которых речь велась в 4 модуле).


Примеры проверочных работ в форме проектных заданий, приведенные в программе «Родной (русский язык)» О.М. Александровой


5-6 классы. Проектное задание. Понаблюдайте за своей речью и речью окружающих. Встречаются ли в вашей речи и в речи окружающих слова-паразиты? Запишите их. Составьте словарик слов-паразитов. При составлении можете обратиться к примерам из художественной литературы. Помогают или препятствуют речевому общению слова-паразиты?

6 класс. Проектное задание. Проведите исследование, связанное с историейназвания одной из деревень, одного из посёлков или городов России. Отберитенаиболее достоверные источники, сопоставьте различные точки зрения поданному вопросу и подготовьте проект на тему «История названия…» («Русский родной язык. 6 класс». Упр. 174 (2), с. 127).

9 класс. Проектное задание «Азбука русского мира». Проект коллективный: распределите буквы между собой так, чтобы в работе оказался весь алфавит. На каждую букву необходимо найти фамилию россиянина, известного не только в России, но и за её пределами. Это может быть учёный, писатель, художник, спортсмен и т. п. Разделитесь на группы, каждая из которых создаёт портретный очерк одного из известных наших соотечественников. Постарайтесь найти его портрет, напишите, когда и где он жил, чем прославился. Дополните текст плакатами, графиками, рисунками – так, чтобы информация, представленная в разных видах, была органичным содержанием вашей работы.

На страницах ВК в сообществе «Уроки родного русского языка» (https://vk.com/public194353781) коллеги предложили проектную задачу в конце 8 класса по материалу языка Пушкина «Знают ли современные школьники язык А.С. Пушкина?» (документ 1 - https://vk.com/doc143898727_546494471?hash=ca402943f126435b33&dl=f3fa59f87d4f8963f6, документ 2 - https://vk.com/doc143898727_546495759?hash=e50cbfbe55c7296703&dl=e01a015f07f9d6301a).

Другие примеры заданий для текущего и итогового контроля по предмету «Родной (русский) язык» можно найти в программе Александровой на с. 122-143. Задания распределены по уровню сложности в соответствии с годом обучения и предлагаются для реализации при изучении всех разделов курса.





Система оценивания проектной

и исследовательской деятельности


При оценивании результатов работы учащихся над проектом необходимоучесть все компоненты проектной деятельности:

1) содержательный компонент;

2) деятельностный компонент;

3) результативный компонент.


При оценивании содержательного компонента проекта принимаютсяво внимание следующие критерии:

1) значимость выдвинутой проблемы и её адекватность изучаемойтематике;

2) правильность выбора используемых методов исследования;

3) глубина раскрытия проблемы, использование знаний из другихобластей;

4) доказательность принимаемых решений;

5) наличие аргументации, выводов и заключений.


Оценивая деятельностный компонент, принимаем во внимание:

1) степень участия каждого исполнителя в выполнении проекта;

2) характер взаимодействия участников проекта.


При оценке результативного компонента проекта учитываем такиекритерии, как:

1) качество формы предъявления и оформления проекта;

2) презентация проекта;

3) содержательность и аргументированность ответов на вопросыоппонентов;

4) грамотность изложения хода исследования и его результатов;

5) новизна представляемого проекта.


Программа по «Родному (русскому) языку» предлагает использовать следующую разбалловку для оценивания работы:






Критерии оценивания

проектной и исследовательской деятельности учащихся


Представлены в пособии в следующей таблице:


Шкала перевода баллов в школьную отметку:

0–6 баллов – «неудовлетворительно»;

7–12 баллов – «удовлетворительно»;

13–18 баллов – «хорошо»;

19–24 балла – «отлично».


Оптимальным способом организации накопительной оценки выпускника является портфолио ученика. Портфолио — это не только современная эффективная форма оценивания, но и действенное средство для решения ряда важных педагогических задач, позволяющее:

  • поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;

  • поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;

  • формировать умение учиться — ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.


Необходимо также разработать различного рода памятки для самооценки и взаимооценки устного выступления, самопрезентации с использование различных средств наглядности, к каждому из которых совместно с детьми следует разработать собственные требования.


Закон современной дидактики «Способ контроля прямо влияет на способ деятельности». Таким образом, система оценки перерастаетузкие рамки модели контроля качества знаний истановится принципиальнонеобходимым элементом модели обеспечения качества образования.



Рекомендованные источники:

  1. Александрова О.М. Русский родной язык. Примерные рабочие программы. 5-9 классы: учебное пособие для общеобразоват. организаций/ О.М. Александрова, Ю.Н. Гостева, И.Н. Добротина; под ред. О.М. Александровой. - М.: Просвещение, 2020. - 147с. (см литературу к модулю 1)

  2. «Проектные задачи на уроках русского языка». Из опыта работы учителя русского языка и литературыМАОУ СОШ № 41 г. ТомскаШплис Ирины Вениаминовны.URL: https://clck.yandex.ru/redir/nWO_r1F33ck?data=NnBZTWRhdFZKOHQxUjhzSWFYVGhXWVZuSEVCbG53eXlzd1FQVG1kSXc5QzU4TEZQWjZ5UnRVcWMzSmpzX2pIVlQ4T011UWRaclo3TlJrNC0xT3hra2RRQ0RNekRJRjNTbjRibThxUXpka1pja3AzcWxYM1FNLU0xVjAyQl9rY0M1Y0N0Sm9OaHgwOA&b64e=2&sign=5cabc0cec6cb509b87c0860e8c393bf9&keyno=17

  3. Низенькова М.Г. проектная деятельность на уроках русского языка [вебинар]. URL: https://rosuchebnik.ru/material/proektnaya-deyatelnost-na-urokakh-russkogo-yazyka/

  4. Бойцов О.Н. Проект и исследование на уроке русского языка. Навыки исследовательской компетентности[вебинар]. URL: https://rosuchebnik.ru/material/proekt-i-issledovanie-na-uroke-russkogo-yazyka-navyki-issledovatelskoy/

  5. Горох Н.Г. Исследовательская деятельность на уроках родного русского. URL: https://vk.com/doc350599049_546850599?hash=11cc133cce9b3cfb49&dl=cde83e6b417eee1fed



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!