Игры на развитие фонематического слуха и слоговой структуры слова | Игры, направленные на расширение словарного запаса, совершенствование грамматического строя речи | Игры на развитие связной речи и закрепление звукопроизношения | Развитие артикуляционной моторики |
«Отгадай на чем играют». Задача: Закрепление умений различать различное звучание музыкальных инструментов и отличать их друг от друга. Ход игры: Педагог предварительно показывает детям музыкальные инструменты, дает им их рассмотреть и прослушать, как они звучат. Затем педагог просит детей закрыть глаза, послушать и отгадать какой инструмент звучал. Для усложнения задания можно угадать какой инструмент не звучал в ряде звуков. | «Живые и неживые». Задача: Закрепление понятия об одушевленных и неодушевленных предметах. Ход игры: Педагог обращает внимание детей на окружающие предметы. Объясняет, что все, что может двигаться, говорить, есть и совершать др. действия, это одушевленные предметы и отвечают на вопрос «КТО?». А другие предметы неподвижные, никаких действий не совершают, это неодушевленные предметы и отвечают на вопрос «ЧТО?». Далее педагог называет различные предметы, а дети должны ответить, к живым или неживым предметам они относятся. Например: стол, комната, дом, машина – неживые предметы; попугай, мальчик, рыбки, кошка – живые. Можно использовать в игре мяч: ловить его при назывании одушевленных предметов и не ловить при названии неодушевленных предметах. | «Посчитай слова». Задача: Закрепление у детей понятия слово, тренировать их в умении отделять слова друг от друга, считать их по порядку в предложении. Ход игры: Педагог показывает детям предметы и объясняет им, что каждый из них обозначается своим словом, т.е. все предметы имеют свои названия. Затем он просит детей назвать показанные предметы и сосчитать, сколько они назвали слов. После этого педагог просит повторить первое слово, затем второе, третье, и т. д. и придумать самим по одному – два слова. Если дети хорошо справляются с заданием, то педагог предлагает им посчитать , из скольких состоит предложение. проговаривание слов можно сопровождать отхлопыванием или отстукиванием, а также выкладыванием на каждое слово каких – либо элементов(квадратики, кружки, треугольники), чтобы затем их сосчитать. | Артикуляционные упражнения. Звуки «Б», «П», «В»,«Ф» Сомкнуть и разомкнуть губы. Повторить упр. 5 - 7 раз Надуть щёки и несколько секунд удерживать воздух за надутыми щеками. Повторить упр. 3 - 5 раз. Поплевать через плотно сомкнутые губы. (5-7 раз). Надуть щёки и медленно подуть через узкую трубочку губ (5-7 раз). Закусить нижними зубами верхнюю губу и удерживать в таком положении несколько секунд (5-7 раз). Закусить верхними зубами нижнюю губу и удерживать в таком положении несколько секунд (5-7 раз). Высунуть язык и зажать его кончик губами. Быстро втянуть язык и сомкнуть губы. Повторить упр. 5-7 раз. |
«Повтори за мной». Задача: Закрепление навыков детей в запоминании и повторении последовательно расположенных слогов, слов, устранение пропусков и перестановок слогов в словах. Ход игры: Педагог произносит ряд слогов и просит 1 ребенка повторить их. Первоначально называются 2 слога, а после, количество слогов увеличивают. После слогов можно перейти к ряду небольших слов. Слоги могут быть прямые (МА, ПА), обратные(АМ,ОМ), закрытые (ПОД, НАД),. Например: 1)МА-МО-МУ, БА-БО-БЫ, МО-МУ-МЫ, БУ-БЫ-БО, АМ-ОМ-УМ. | «К чему относится?». Задача: Закрепить в речи детей обобщающие понятия. Ход игры: Дети стоят в кругу. Педагог называет какой-либо предмет и бросает мяч одному из детей. Ребенок, который его поймал, должен вернуть мяч педагогу и назвать обобщающее понятие, к которому этот предмет относится. Например: лук-овощ, яблоко-фрукт, брюки-одежда, тарелка-посуда, ботинок-обувь, поезд-транспорт, телевизор - бытовой прибор и т.д. | «Покажи полоску» Задача: Закрепление умения различать понятия «слово» и «предложение». Вариант 1. Ход игры: педагог показывает детям полоски бумаги разных цветов и объясняют, что короткая обозначает слово, а длинная – предложение. В каждом предложении несколько слов, следовательно, оно будет состоять из нескольких коротких полосок. затем педагог по очереди называет слова и предложения, а ребенок показывает длинную или короткую полоску. Например: кукла, мальчик, утро – короткие полоски. Наступило лето мальчик катает машину – длинная полоска. | Артикуляционные упражнения. Звуки«Б», «П», «В», «Ф» Сомкнуть и разомкнуть губы при слегка разведённых уголках рта. Повторить упр. 5 - 7 раз Несильно надуть щёки и несколько секунд удерживать воздух за надутыми щеками. Повторить 3 - 5 р. Поплевать через плотно сомкнутые губы. (5-7 раз). Слегка надуть щёки т медленно сдуть воздух через сомкнутые губы, углы рта при этом раздвинуты. Повторить упр. 5 - 7 раз. Втянуть губы в рот, углы рта при этом раздвинуты, резко вытолкнуть губы. Повторить упр. (5 - 7 раз) Втягивать в рот поочерёдно то нижнюю, то верхнюю губу. Повторить упр.(5-7 р.) |
«Узнай , что звучит». Задача: Закрепить умение отличать друг от друга звуки, издаваемые обиходными, окружающими их предметами. Ход игры: Дети вместе с педагогом рассматривают различные окружающие предметы, которые могут издавать звук (деревянные и металлические ложки, бумага, пустой стакан, стакан с водой, ключи, погремушка, колокольчик, деревянные палочки и др.). педагог издает звуки различными знакомыми предметами дети закрывают глаза, слушают и определяют звуки предметов. Отвечают полными предложениями. Например: шуршит бумага, звенит пустой стакан, льется вода и т.д. | «Шары». Задача: Закрепить в речи детей употребление простых предлогов НА, С, СО, В, ИЗ. Ход игры: Педагог предлагает детям прослушать стишок о шариках и постараться запомнить их местоположение. Затем дети должны вспомнить место и цвет каждого шарика и попробовать положить шарик соответствующего цвета в названные места в комнате. *** Для увлекательной игры Надуваю я шары, Буду с ними я играть, Сколько их – давай считать! Белый лег на шкаф поспать, Со шкафа теперь его не достать. Зеленый шар попал на кровать, С кровати его очень просто нам взять. Красный шар на стол попал, Возьмем его мы со стола. Желтый шар в углу отдыхал, Его мы возьмем из угла. На кресло синий вдруг угодил, Его мы с кресла возьмем, Сколько шаров насчитал ты один? А теперь посчитаем вдвоем. | «Кисонька – мурысонька» Задача: закрепление навыков диалогической речи. Текст: - Кисонька - мурысонька, где была? - Коней поила. - Где кони? - За ворота ушли. - Где вороты? - Огонь сжег. - Где огонь? - Вода залила. - Где вода? - Быки выпили. - Где быки? - За гору ушли. - Где гора? - Черви источили. - Где черви? - утки склевали. | Артикуляционные упражнения. Звуки: «Д», «Т», «Н» Улыбнуться, слегка открыть рот, коснуться кончиком языка верхних передних зубов и удерживать такое положение несколько секунд. Повторить упр. 5-6 раз. Быстро высунуть язык изо рта, коснуться верхних передних зубов и убрать язык обратно. Повторить 5-6 раз. Прижать кончик языка к верхним передним зубам и дуть на язык, раздвинув губы в улыбке и слегка приоткрыв рот. Повторить упр. 5-6 раз. Прижать язык к верхним передним зубам. Повторить упр. 5-6 раз. Закусить язык зубами, улыбнуться и толчками вытолкнуть воздух изо рта (ребёнок подносит ладонь ко рту и ощущает холодный воздушный поток). Повторить упр. 5-6 раз. Улыбнуться, закусить язык зубами (язык распластан и расслаблен) и дуть (ребёнок подносит ладонь ко рту и ощущает холодный воздушный поток). Повторить упр. 5-6 раз. Зажать язык зубами и губами поплевать, раздвинув губы в улыбке. Повторить упр. 5-6 раз. |
«Прислушайся». Задача: Совершенствование остроты слуха. Ход игры: Педагог просит выполнить какое-либо задание или действие, а затем шепотом называет имя того, кто будет выполнять. Если ребенок не услышал свое имя, ведущий называет имя другого ребенка. | «Отгадать предмет по признакам». Задача: Закрепить понимание смысла слов и предложений и понятие о признаке предметов совершенствовать слуховую память. Закрепить умения подбирать подходящий предмет к признакам. Ход игры: Педагог раскладывает предметные картинки и называет ряд признаков, а дети должны найти подходящую для каждого ряда картинку и повторить словосочетания целиком. Например: пушистая, рыжая, хитрая – лиса, деревянный, квадратный, обеденный – стол и т. д. | «Путаница». Задачи: закрепление навыка понимать смысл предложения, преобразовывать деформированную фразу. Ход игры: Педагог читает детям предложение, предлагая вслушаться в его смысл и подумать, все ли правильно в нем сказано. Дети должны заметить ошибку и изменить предложение, чтобы звучало правильно. Например: Мяч ловит Катю. Аня встал и пошел умываться. Дима проснулась рано утром. Заяц догоняет лису. Дети гуляет в парке. Маша любят рисовать. Рыба ловит рыба Газета читает папу. И т.д. | Артикуляционные упражнения. Звуки: «Д», «Т», «Н» Улыбнуться, слегка открыть рот, коснуться кончиком языка верхних передних зубов и удерживать такое положение несколько секунд. Повторить 5-6 раз. Улыбнуться, слегка раздвинув зубы и прижать кончик языка к альвеолам. Повторить упр. 5-6 раз. "Причесать" кончиком языка центральные верхние зубы, проводя языком от альвеол к кончикам зубов. Повторить упр. 5-6 раз. Подуть на закушенный зубами язык. Язык распластан, губы слегка улыбаются. Повторить упр. 5-6 раз. . |
«Телеграф». Задача: Закрепление умений деления слов в зависимости от количества гласных звуков, деление слов на слоги с помощью отстукивания карандаша по столу. Ход игры: Педагог произносит слово по слогам и одновременно с этим отстукивает карандашом по столу на каждый слог, затем дети делают это самостоятельно, дети должны сказать, сколько слогов они насчитали. Сначала отстукиваются слова с прямыми слогами, далее переходят к одно- и трехсложные слова со стечением согласных. Если ребенок путается при счете своих отстукиваний, то можно выкладывать на стол фишки, на каждый слог, а затем сосчитать, сколько их. | «Ты - вы» Задача: Закрепление умения детей использовать в речи глаголов повелительного наклонения с местоимениями «ты», «вы». Вариант 1.Ход игры: Педагог в руках держит куклу и, чтобы ее одеть, просит у детей ее одежду: «Дай мне платье для куклы», «Дай ее туфли, шляпу» и т.д. Ребенок, отдавая педагогу нужную вещь, должен ответить: «Вот, берите платье, туфли». Или «Возьмите шляпу».если дети, обращаясь к взрослому, не называет его на «вы», то педагог должен показать образец речи. Затем по мере тренировки дети и педагог меняются ролями. | «Лягушкины покупки» Задача: закрепление навыков диалогической речи. Текст: - Откуда ты идешь, Лягушка – квакушка? - С базара домой, Дорогая подружка. - А что ты купила? - Всего понемножку: Купила ква-пусту, Ква-соль и ква-ртошку. | Артикуляционные упражнения. Звук: «М» Сомкнуть и разомкнуть губы. Повторить упр. 5-6 раз. Сомкнуть и разомкнуть губы, выдыхая воздух через нос. Повторить упр. 5-6 раз. "Помычать", выдыхая воздух через нос на бумажную ватку, поднесённую к ноздрям. Втянуть губы в рот и вытянуть их трубочкой. Повторить упр. 5-6 раз. Вытянуть губы "хоботком", покрутить "хоботком", вправо - влево. Повторить упр. 5-6 раз. Закусить верхними зубами нижнюю губу, затем нижними зубами - верхнюю. Повторить упр. 5-6 раз. Кончиком языка погладить изнутри по кругу верхнюю и нижнюю губу. Повторить упр. 5-6 раз. |
«Хлопни в ладоши». Задача: Закрепить навыки порядкового счета до 10, выполнять действия по словесной инструкции. Ход игры: Дети встают напротив педагога. Он говорит, что будет считать до 10 и как только он произнесет число 10 (или др. условное число), все должны сделать хлопок. На другие числа хлопать не надо дети вместе с педагогом считают от 1 до10. 3-4 раза игра проводится правильно. Затем педагог начинает «путаться», хлопает невпопад. Те дети, которые спутались за взрослым, выбывают из игры. | «Сосчитай и подбери». Задача: Закрепление навыков в прямом количественном счете до 10 и обратно, различать изображение цифр, соотношение предметов с соответствующими ему цифрами, совершенствовать навыки согласования существительных с числительным. Ход игры: Ребенок подбирает соответствующее количество предметов для каждого числа, считая их или обращая внимание на окраску. Например: пять зебр – цифра 5, она тоже полосатая и т. д. | «Сосчитай и подбери». Задача: Закрепление навыков в прямом количественном счете до 10 и обратно, различать изображение цифр, соотношение предметов с соответствующими ему цифрами, совершенствовать навыки согласования существительных с числительным. Ход игры: Ребенок подбирает соответствующее количество предметов для каждого числа, считая их или обращая внимание на окраску. Например: пять зебр – цифра 5, она тоже полосатая и т. д. | Артикуляционные упражнения. Звук: «М» Слегка улыбнувшись, смыкать и размыкать губы. Повторить упр. 5-7 раз. Сомкнуть и разомкнуть губы в улыбке, выдыхая воздух носом. Повторить 5-7 р. "Помычать", выдыхая воздух через нос на бумажную ватку, поднесённую к ноздрям. Углы рта слегка раздвинуты. Втянуть губы, растянутые в улыбке, в рот и вытянуть их трубочкой. Повторить упр. 5-6 раз. Вытянуть губы "хоботком", покрутить "хоботком", вправо - влево. Повторить упр. 5-6 раз. Поочерёдно втягивать в рот то нижнюю, то верхнюю губы. Повторить 5-6 раз. |