СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рекомендации педагогам по психологической подготовке выпускников к ГИА

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентации содержатся рекомендации педагогам по психологической подготовке выпускников к сдаче экзаменов. 

Просмотр содержимого документа
«Рекомендации педагогам по психологической подготовке выпускников к ГИА»

Если не можешь  изменить ситуацию, Измени отношение к ней   Рекомендации педагогам по психологической подготовке  выпускников к ГИА При правильном подходе экзамены могут служить средством самоутверждения и повышением личностной самооценки.  Педагог-психолог МАОУ «Гимназия №2» г. Стерлитамак РБ Белявских Л.Ф.

Если не можешь изменить ситуацию,

Измени отношение к ней

Рекомендации педагогам

по психологической подготовке

выпускников к ГИА

При правильном подходе экзамены могут служить средством самоутверждения и повышением личностной самооценки.

Педагог-психолог МАОУ «Гимназия №2» г. Стерлитамак РБ Белявских Л.Ф.

Экзаменационный стресс - ситуация сильного напряжения, страха, тревоги во время подготовки к экзамену либо при его проведении. Экзаменационный стресс порождается: интенсивной умственной деятельностью,  нагрузкой на одни и те же мышцы и органы из-за длительного сидения за учебниками; нарушением режима сна и отдыха;  отрицательные переживаниями (переживания тревоги, волнения и неизвестности)

Экзаменационный стресс - ситуация сильного напряжения, страха, тревоги во время подготовки к экзамену либо при его проведении.

Экзаменационный стресс порождается:

  • интенсивной умственной деятельностью,
  • нагрузкой на одни и те же мышцы и органы из-за длительного сидения за учебниками;
  • нарушением режима сна и отдыха;
  • отрицательные переживаниями (переживания тревоги, волнения и неизвестности)
Причины волнения перед экзаменом  Страх – «А ВДРУГ НЕ СДАМ». Недостаток подготовки. Волнение близких и окружающих.

Причины волнения перед экзаменом

  • Страх – «А ВДРУГ НЕ СДАМ».
  • Недостаток подготовки.
  • Волнение близких и окружающих.
Признаки стресса  Физиологические - сильное сердцебиение, - повышенная потливость, - раздражительность,  - чувство сильной усталости, - потеря аппетита,  - головокружение, - бессонница, мигрени, -астматические явления, - нарушения пищеварения, - общее плохое самочувствие и неспособность расслабиться Психологические ощущается сильное беспокойство; ученик чувствует, что не может контролировать ситуацию и справиться с проблемой,  могут возникать неадекватные эмоциональные всплески.

Признаки стресса

  • Физиологические

- сильное сердцебиение,

- повышенная потливость,

- раздражительность,

- чувство сильной усталости,

- потеря аппетита,

- головокружение,

- бессонница, мигрени,

-астматические явления,

- нарушения пищеварения,

- общее плохое самочувствие и неспособность расслабиться

  • Психологические
  • ощущается сильное беспокойство;
  • ученик чувствует, что не может контролировать ситуацию и справиться с проблемой,
  • могут возникать неадекватные эмоциональные всплески.
 Наиболее важной характеристикой нервной системы считал силу процесса возбуждения, отражающую работоспособность человека и проявляющуюся в способности выдерживать сильной возбуждение, не переходя в так называемое охранительное торможение для защиты от непомерной нагрузку и истощения

Наиболее важной характеристикой нервной системы считал силу процесса возбуждения, отражающую работоспособность человека и проявляющуюся в способности выдерживать сильной возбуждение, не переходя в так называемое охранительное торможение для защиты от непомерной нагрузку и истощения

 Ученики с социальными страхами , как правило, ставят себе высокую планку, бояться не добиться высоких результатов и перестать соответствовать образу успешного ребёнка успешных родителей Ученики со слабым типом нервной системы менее выносливы, им требуется больше времени на выполнение заданий, чтобы периодически давать вовлечённым в работу нервным клеткам отдых для сохранения оптимальной работоспособности. Ученики со слабым типом нервной системы менее выносливы, им требуется больше времени на выполнение заданий, чтобы периодически давать вовлечённым в работу нервным клеткам отдых для сохранения оптимальной работоспособности.

Ученики с социальными страхами , как правило, ставят себе высокую планку, бояться не добиться высоких результатов и перестать соответствовать образу успешного ребёнка успешных родителей

  • Ученики со слабым типом нервной системы менее выносливы, им требуется больше времени на выполнение заданий, чтобы периодически давать вовлечённым в работу нервным клеткам отдых для сохранения оптимальной работоспособности.
  • Ученики со слабым типом нервной системы менее выносливы, им требуется больше времени на выполнение заданий, чтобы периодически давать вовлечённым в работу нервным клеткам отдых для сохранения оптимальной работоспособности.
Основные реакции на стресс  мобилизация:   демобилизация: человека охватывает паника «не сдам», «не знаю», наступает ситуация рассогласования, все процессы познавательной деятельности тормозятся, часто такую ситуацию паники сопровождает настрой на неудачу  человек адекватно анализирует ситуацию, спокойно реагирует на возникающие трудности, может сконцентрировать своё внимание, способен активизировать все познавательные процессы

Основные реакции на стресс

мобилизация:

демобилизация: человека охватывает паника «не сдам», «не знаю», наступает ситуация рассогласования, все процессы познавательной деятельности тормозятся, часто такую ситуацию паники сопровождает настрой на неудачу

человек адекватно анализирует ситуацию, спокойно реагирует на возникающие трудности, может сконцентрировать своё внимание, способен активизировать все познавательные процессы

Реакции со стороны нервной системы при демобилизации перевозбуждение апатия  у учащихся могут наблюдаться острые вегетативные сдвиги: учащение пульса, потение, слабость в ногах  наблюдается вялость, заторможенность в движениях, зевота, затруднение начала работы, отсутствие энергии для преодоления сложных ситуаций

Реакции со стороны нервной системы при демобилизации

  • перевозбуждение
  • апатия

у учащихся могут наблюдаться острые вегетативные сдвиги: учащение пульса, потение, слабость в ногах

наблюдается вялость, заторможенность в движениях, зевота, затруднение начала работы, отсутствие энергии для преодоления сложных ситуаций

Основные трудности, возникающие при подготовке и проведении экзамена    связаны с особенностями переработки информации, со спецификой работы с заданиями

Основные трудности, возникающие при подготовке и проведении экзамена

связаны

  • с особенностями переработки информации,
  • со спецификой работы с заданиями
Факторы, оказывающие влияние на выбор стратегии ученика во время процедуры ГИА уровень притязаний учащегося, неумение адекватно оценивать свои возможности уровень информированности о том, каким образом работа будет оцениваться умение планировать и распределять время

Факторы, оказывающие влияние на выбор стратегии ученика во время процедуры ГИА

  • уровень притязаний учащегося, неумение адекватно оценивать свои возможности
  • уровень информированности о том, каким образом работа будет оцениваться
  • умение планировать и распределять время
Выработка стратегии поддержки разных групп учащихся во время подготовки к ГИА и её проведения

Выработка стратегии поддержки разных групп учащихся во время подготовки к ГИА и её проведения

   С наибольшей вероятностью могут испытывать затруднения при сдаче экзаменов      ПРАВОПОЛУШАРНЫЕ ДЕТИ  ТРЕВОЖНЫЕ ДЕТИ  ДЕТИ, ИСПЫТЫВАЮЩИЕ НЕДОСТАТОК ПРОИЗВОЛЬНОСТИ И САМООРГАНИЗАЦИИ  ОТЛИЧНИКИ  АСТЕНИЧНЫЕ ДЕТИ  ГИПЕРТИМНЫЕ ДЕТИ

С наибольшей вероятностью могут испытывать затруднения при сдаче экзаменов

  • ПРАВОПОЛУШАРНЫЕ ДЕТИ

  • ТРЕВОЖНЫЕ ДЕТИ

  • ДЕТИ, ИСПЫТЫВАЮЩИЕ НЕДОСТАТОК ПРОИЗВОЛЬНОСТИ И САМООРГАНИЗАЦИИ

  • ОТЛИЧНИКИ

  • АСТЕНИЧНЫЕ ДЕТИ

  • ГИПЕРТИМНЫЕ ДЕТИ

Правополушарные дети  У детей значительно повышена активность правого полушария. У таких детей богатое воображение, хорошо развитое образное мышление. Они прекрасно воспринимают метафоры, образы, сравнения, теряясь при необходимости мыслить логическими категориями. Основные трудности, возникающие при сдаче ГИА Стратегии поддержки  Тестирование

Правополушарные дети

У детей значительно повышена активность правого полушария. У таких детей богатое воображение, хорошо развитое образное мышление. Они прекрасно воспринимают метафоры, образы, сравнения, теряясь при необходимости мыслить логическими категориями.

Основные трудности, возникающие при сдаче ГИА

Стратегии поддержки

  • Тестирование "левополушарного"

На этапе подготовки. Чтобы учебный материал лучше усваивался, важно задействовать воображение и образное мышление: использовать сравнения, образы, рисунки. Теоретический материал важно проиллюстрировать примерами или картинками. Во время экзамена . Лучше пробовать свои силы не в простейших тестовых заданиях (типа А), а там, где требуется развернутый ответ (задания типа В и С). А уже потом переходить к тестам множественного выбора

по своей сути (требует умения анализировать и сопоставлять различные факты)

  • Трудно сосредоточиться на фактах и теоретических построениях
  • Испытывают сложности с предметами естественно-математического цикла

Тревожные дети Для тревожных детей учебный процесс сопряжен с определенным эмоциональным напряжением. Они склонны воспринимать любую ситуацию, связанную с учебой, как опасную. Особую тревогу вызывает у них проверка знаний в любом виде (контрольная работа, диктанты и т.д.). Основные трудности Стратегии поддержки На этапе подготовки  Ситуация экзамена вообще сложна для тревожных детей, потому что она по природе своей оценочная.  Задача взрослого — создание ситуации успеха, поощрение, поддержка. Нельзя нагнетать обстановку, напоминая о серьезности предстоящего экзамена и значимости его результатов.  Чрезмерное повышение тревоги у детей этой категории приводит только к дезорганизации их деятельности.  Наиболее трудной стороной ГИА для тревожного ребенка является отсутствие эмоционального Во время проведения экзамена .  Важно обеспечить тревожным детям ощущение эмоциональной поддержки. Это можно сделать различными невербальными способами: посмотреть, улыбнуться и т.д. контакта со взрослым.

Тревожные дети

Для тревожных детей учебный процесс сопряжен с определенным

эмоциональным напряжением. Они склонны воспринимать любую ситуацию,

связанную с учебой, как опасную. Особую тревогу вызывает у них проверка

знаний в любом виде (контрольная работа, диктанты и т.д.).

Основные трудности

Стратегии поддержки

На этапе подготовки

  • Ситуация экзамена вообще сложна для тревожных детей, потому что она по природе своей оценочная.
  • Задача взрослого — создание ситуации успеха, поощрение, поддержка. Нельзя нагнетать обстановку, напоминая о серьезности предстоящего экзамена и значимости его результатов.
  • Чрезмерное повышение тревоги у детей этой категории приводит только к дезорганизации их деятельности.
  • Наиболее трудной стороной ГИА для тревожного ребенка является отсутствие эмоционального

Во время проведения экзамена .

Важно обеспечить тревожным детям ощущение эмоциональной поддержки. Это можно сделать различными невербальными способами: посмотреть, улыбнуться и т.д.

контакта со взрослым.

Ученики, испытывающие недостаток  произвольности и самоорганизации  Обычно этих учеников характеризуют как

Ученики, испытывающие недостаток произвольности и самоорганизации

Обычно этих учеников характеризуют как "невнимательных", "рассеянных". Но у них очень редко имеют место истинные нарушения внимания. Чаще это дети с низким уровнем произвольности. У них часто неустойчивая работоспособность, им присущи частые колебания темпа деятельности. Они могут часто отвлекаться.

Основные трудности

Стратегии поддержки

ЕГЭ требует очень высокой организованности деятельности. При общем высоком уровне познавательного развития и вполне достаточном объеме знаний выпускники могут нерационально использовать отведенное время.

На этапе подготовки

Необходимо наличие внешних опор.

Важно научить ученика использовать для саморегуляции деятельности различные материальные средства: песочные часы, отмеряющие время, нужное для выполнения задания; линейка, указывающая на нужную строчку и т.д.

Во время экзамена Ученик может составить план своей деятельности и зачеркивать пункты или класть линейку на то задание, которое он сейчас выполняет.

Отличники  Учащиеся данной категории обычно отличаются высокой успеваемостью, ответственностью, организованностью, исполнительностью. Для таких учеников характерен очень высокий уровень притязаний и крайне неустойчивая самооценка. Основные трудности Стратегии поддержки  Учащимся недостаточно выполнить минимально необходимый объем На этапе подготовки Важно скорректировать их ожидания и помочь осознать разницу между

Отличники

Учащиеся данной категории обычно отличаются высокой успеваемостью, ответственностью, организованностью, исполнительностью. Для таких учеников характерен очень высокий уровень притязаний и крайне неустойчивая самооценка.

Основные трудности

Стратегии поддержки

  • Учащимся недостаточно выполнить минимально необходимый объем

На этапе подготовки Важно скорректировать их ожидания и помочь осознать разницу между "достаточным" и "превосходным " , понять, что для получения отличной оценки нет необходимости выполнять все задания. Им можно предложить тренировочные упражнения, где им потребуется выбирать задания для выполнения и не нужно будет делать все подряд.

Во время экзамена Помочь скорректировать ожидания напомнив, что нет необходимости выполнять все задания подряд, а оставить часть на второй круг.

заданий, им нужно сделать все, причем безошибочно.

  • Необходимость пропустить задание, если они не могут с ним справиться.

Астеничные учащиеся  Характерна высокая утомляемость, истощаемость. Они быстро устают, у них снижается темп деятельности и резко увеличивается количество ошибок. Астеничность имеет не столько психологическую, сколько неврологическую природу, поэтому возможности ее коррекции крайне ограничены.  Основные трудности Стратегии поддержки ГИА требует высокой работоспособности на протяжении достаточно длительного периода времени. Поэтому у астеничных детей очень высока вероятность снижения качества работы, возникновения ощущения усталости. На этапе подготовки  Большое значение приобретает оптимальный режим подготовки, чтобы ребенок не переутомлялся: делать перерывы в занятиях, гулять, достаточно спать. Родителям стоит получить консультацию у невропатолога о возможности поддержать ребенка с помощью витаминов или травяных сборов.  Во время экзамена таким ученикам требуется несколько перерывов, пусть на какое-то время остановятся, отдохнут. Им по возможности лучше организовать несколько коротких

Астеничные учащиеся

Характерна высокая утомляемость, истощаемость. Они быстро устают, у них снижается темп деятельности и резко увеличивается количество ошибок. Астеничность имеет не столько психологическую, сколько неврологическую природу, поэтому возможности ее коррекции крайне ограничены.

Основные трудности

Стратегии поддержки

ГИА требует высокой работоспособности на протяжении достаточно длительного периода времени. Поэтому у астеничных детей очень высока вероятность снижения качества работы, возникновения ощущения усталости.

На этапе подготовки Большое значение приобретает оптимальный режим подготовки, чтобы ребенок не переутомлялся: делать перерывы в занятиях, гулять, достаточно спать. Родителям стоит получить консультацию у невропатолога о возможности поддержать ребенка с помощью витаминов или травяных сборов.

Во время экзамена таким ученикам требуется несколько перерывов, пусть на какое-то время остановятся, отдохнут. Им по возможности лучше организовать несколько коротких "перемен" (отпустить в туалет и т.п.).

Гипертимные учащиеся  Характеризуются высоким темпом деятельности. Они быстрые, энергичные, активные.  Основные трудности Стратегии поддержки  Быстро выполняя задание, они иногда делают это небрежно, не проверяют себя и не видят собственных ошибок.  На этапе подготовки  следует создать у детей ощущение важности ситуации экзамена.  Обычно отмечается Во время экзамена  основной принцип, которым должен руководствоваться ребенок: «Сделал – проверь». невысокая значимость учебных достижений, ребята не расстраиваются из-за плохих оценок.

Гипертимные учащиеся

Характеризуются высоким темпом деятельности.

Они быстрые, энергичные, активные.

Основные трудности

Стратегии поддержки

  • Быстро выполняя задание, они иногда делают это небрежно, не проверяют себя и не видят собственных ошибок.

На этапе подготовки следует создать у детей ощущение важности ситуации экзамена.

  • Обычно отмечается

Во время экзамена основной принцип, которым должен руководствоваться ребенок: «Сделал – проверь».

невысокая значимость

учебных достижений,

ребята не расстраиваются

из-за плохих оценок.

Одна из главных причин предэкзаменационного стресса - ситуация неопределенности . Заблаговременное ознакомление с правилами проведения ГИА и заполнения бланков, особенностями экзамена поможет разрешить эту ситуацию. Очень важно скорректировать ожидания выпускника . Объясните: для хорошего результата совсем не обязательно отвечать на все вопросы ГИА. Тренировка в решении пробных экзаменационных заданий снимает чувство неизвестности . Зная типовые конструкции тестовых заданий, ученик практически не будет тратить время на понимание инструкции. Во время таких тренировок формируются соответствующие психотехнические навыки саморегуляции и самоконтроля . В процессе работы с заданиями приучайте ученика ориентироваться во времени и уметь его распределять . Обсудите, какой учебный материал нужно повторить . Вместе составьте план подготовки. Нельзя запугивать ученика, напоминая ему о сложности и ответственности предстоящих экзаменов . Это не повышает мотивацию, а только создает эмоциональные барьеры, которые сам учащийся преодолеть не может.

Одна из главных причин предэкзаменационного стресса - ситуация неопределенности . Заблаговременное ознакомление с правилами проведения ГИА и заполнения бланков, особенностями экзамена поможет разрешить эту ситуацию.

Очень важно скорректировать ожидания выпускника . Объясните: для хорошего результата совсем не обязательно отвечать на все вопросы ГИА.

Тренировка в решении пробных экзаменационных заданий снимает чувство неизвестности . Зная типовые конструкции тестовых заданий, ученик практически не будет тратить время на понимание инструкции. Во время таких тренировок формируются соответствующие психотехнические навыки саморегуляции и самоконтроля .

В процессе работы с заданиями приучайте ученика ориентироваться во времени и уметь его распределять .

Обсудите, какой учебный материал нужно повторить . Вместе составьте план подготовки.

Нельзя запугивать ученика, напоминая ему о сложности и ответственности предстоящих экзаменов . Это не повышает мотивацию, а только создает эмоциональные барьеры, которые сам учащийся преодолеть не может.

Приемы повышения уровня готовности учащихся к итоговой аттестации Ученик успешно сдаст экзамен, если он: - умеет быстро актуализировать знания, т.е. вспоминать пройденный материал и приемы работы с ним; - внимательно читает задания и понимает, что именно от него требуется;  - способен рассуждать в терминологии данной науки и владеет основными способами анализа материала;  - умеет ясно выражать свою мысль;  - знает, что данный предмет чем-то обогащает его; - имеет опыт успеха на уроках и верит, что педагог способен помочь ему не пугая.

Приемы повышения уровня готовности учащихся к итоговой аттестации

Ученик успешно сдаст экзамен, если он:

- умеет быстро актуализировать знания, т.е. вспоминать пройденный материал и приемы работы с ним;

- внимательно читает задания и понимает, что именно от него требуется;

- способен рассуждать в терминологии данной науки и владеет основными способами анализа материала;

- умеет ясно выражать свою мысль;

- знает, что данный предмет чем-то обогащает его;

- имеет опыт успеха на уроках и верит, что педагог способен помочь ему не пугая.

Во время подготовки учащихся к экзаменам полезно  1. Любой урок начинать с формулировки целей занятия; по возможности обозначать цели конкретных заданий.  2. Контролировать уровень базовых знаний по предмету, требовать от учащихся владения необходимыми знаниями, регулярно предлагать задания на повторение базовых знаний по предмету, уделяя особое внимание закреплению научной терминологии и базовых знаний, умений и навыков.  3. Анализировать вслух смысл задания, его содержание, регулярно настаивать на таком же анализе задания учащимися.  4. Обращать внимание учащихся на необходимость четкого выделения условий и вопроса задания.  5. По возможности называть тип каждого текущего задания и стратегические приемы его выполнения.

Во время подготовки учащихся к экзаменам полезно

1. Любой урок начинать с формулировки целей занятия; по возможности обозначать цели конкретных заданий.

2. Контролировать уровень базовых знаний по предмету, требовать от учащихся владения необходимыми знаниями, регулярно предлагать задания на повторение базовых знаний по предмету, уделяя особое внимание закреплению научной терминологии и базовых знаний, умений и навыков.

3. Анализировать вслух смысл задания, его содержание, регулярно настаивать на таком же анализе задания учащимися.

4. Обращать внимание учащихся на необходимость четкого выделения условий и вопроса задания.

5. По возможности называть тип каждого текущего задания и стратегические приемы его выполнения.

Во время подготовки учащихся к экзаменам полезно  6. Подчеркивать необходимость самопроверки; устно напоминать о ней.  7. Добиваться от учащихся ясных, аргументированных ответов.  8. Давая определение понятия, напоминать ученикам, что определение – это установление смысла термина, его многосторонняя характеристика; оно строится по правилам: от общего к частному, с максимальным обобщением существенных признаков.  9. По возможности задавать как можно больше вопросов к материалу одной задачи (задания) для его комплексного осмысления.  10. По-разному формулировать условия и вопросы однотипных заданий.  11.Наравне с типовыми заданиями применять не реже чем 1 раз в 2 недели задания, требующие поиска нового алгоритма решения.

Во время подготовки учащихся к экзаменам полезно

6. Подчеркивать необходимость самопроверки; устно напоминать о ней.

7. Добиваться от учащихся ясных, аргументированных ответов.

8. Давая определение понятия, напоминать ученикам, что определение – это установление смысла термина, его многосторонняя характеристика; оно строится по правилам: от общего к частному, с максимальным обобщением существенных признаков.

9. По возможности задавать как можно больше вопросов к материалу одной задачи (задания) для его комплексного осмысления.

10. По-разному формулировать условия и вопросы однотипных заданий.

11.Наравне с типовыми заданиями применять не реже чем 1 раз в 2 недели задания, требующие поиска нового алгоритма решения.

Во время подготовки учащихся к экзаменам полезно  12.Учить школьников самостоятельно планировать этапы деятельности в начале работы над каждым заданием, демонстрируя образец такого построения деятельности собственной работой при объяснении материала.  13.В конце каждого урока обобщать совместно с учениками изученный материал и кратко, четко формулировать основные идеи пройденного.  14.Активизировать рефлексию познавательной деятельности учащихся

Во время подготовки учащихся к экзаменам полезно

12.Учить школьников самостоятельно планировать этапы деятельности в начале работы над каждым заданием, демонстрируя образец такого построения деятельности собственной работой при объяснении материала.

13.В конце каждого урока обобщать совместно с учениками изученный материал и кратко, четко формулировать основные идеи пройденного.

14.Активизировать рефлексию познавательной деятельности учащихся

Во время подготовки учащихся к экзаменам полезно  15.Быть последовательным и предсказуемым в оценке учеников, ясно называть критерии оценивания, давать возможность высказаться на уроке каждому ученику.  16.Позволить ученикам иметь свое мнение о вашем предмете, ведь только тогда они будут уважать ваше мнение.

Во время подготовки учащихся к экзаменам полезно

15.Быть последовательным и предсказуемым в оценке учеников, ясно называть критерии оценивания, давать возможность высказаться на уроке каждому ученику.

16.Позволить ученикам иметь свое мнение о вашем предмете, ведь только тогда они будут уважать ваше мнение.

ЖЕЛАЮ ВСЕМ УСПЕХА НА ЭКЗАМЕНЕ И ПРИ ПОДГОТОВКЕ К НЕМУ!

ЖЕЛАЮ ВСЕМ УСПЕХА НА ЭКЗАМЕНЕ И ПРИ ПОДГОТОВКЕ К НЕМУ!