Психологическое сопровождение выпускников при подготовке к ГИА
Подготовила:
педагог-психолог МОУ «Майская
школа с крымскотатарским языком обучения
имени Номана Челебиджихана»
Новрузова Л.Ф.
В условиях перехода образовательного учреждения на ФГОС ООО традиционные направления деятельности психолога включают в себя решение новых задач сопровождения педагогов и обучающихся:
Профилактика.
- Цель – предупреждение возникновения явлений дезадаптации обучающихся, разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям по оказанию помощи в вопросах готовности к ОГЭ и ЕГЭ с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.
Диагностическое направление (скрининг)
- Цель – информационное обеспечение процесса психологического сопровождения готовности к ОГЭ и ЕГЭ.
Психокоррекционная и развивающая работа со школьниками.
- Цель – создание условий для психологической готовности к ОГЭ и ЕГЭ и решения психологических проблем.
- Консультирование (индивидуальное и групповое) учащихся, родителей, педагогов по вопросам психологической готовности к экзаменационным испытаниям.
- Цель – оказание психологической помощи и поддержки субъектам ОГЭ и ЕГЭ, обучение их навыкам саморегуляции.
Профилактическая работа.
- Цель – проведение мероприятий, направленных на создание благоприятных условий ОГЭ и ЕГЭ.
- Организационно-методическая работа.
- Цель – разработка программ диагностики, коррекционных и развивающих занятий, рекомендаций
Основными направлениями психологической подготовки субъектов образовательного процесса к сдаче ОГЭ и ЕГЭ являются: диагностическое – определение уровня психологической готовности у выпускников и ее коррекция; информационное – психологическое просвещение всех субъектов образовательного процесса в плане трудностей ОГЭ и ЕГЭ и необходимости вести психологическую подготовку.
Диагностическое направление
Методику изучения уровня психологической готовности у выпускников составляют две группы методов.
Первая группа методов направлена на оценку психологической готовности к ЕГЭ с позиций самих выпускников и их родителей.
Метод анкетирования: 1) анкета «Готовность к ЕГЭ»; 2) анкета «Определение выпускников группы риска».
Вторая группа методов направлена на изучение развития внимания, памяти, мышления и волевой саморегуляции выпускников. Рекомендуем использовать следующие методики:
1. Тесты на развитие внимания («Определение объема внимания», «Выявление уровня устойчивости и переключения внимания», «Корректурные пробы Бурдона»)
2. Тест «Цезарь» для диагностики объема оперативной памяти.
3. Тест-опросник А.В.Зверькова и Е. В. Эйдмана «Определение уровня развития волевой саморегуляции».
Возможное содержание групповых занятий с выпускниками включает:
- ознакомление с сущностью, процедурой и спецификой ОГЭ в аспекте психологической подготовленности учащихся;
- освоение простейших релаксационных техник (аутотренинг и т.д.) для снятия эмоционального напряжения во время ОГЭ.
Работа с учащимися
Выделяют следующие цели организации психологического сопровождения учеников в рамках психологической подготовки к экзаменам в форме ОГЭ и ЕГЭ:
1.Ознакомление с процедурой.
2.Формирование адекватного реалистичного мнения о ОГЭ и ЕГЭ.
3.Формирование конструктивной стратегии деятельности на экзамене.
4.Развитие основных навыков, необходимых для успешной сдачи экзаменов.
Психологическое сопровождение учеников реализуется следующими способами:
- 1.Психологическая диагностика. Проведение фронтальной диагностики учащихся выпускных классов: выявление детей группы риска, диагностика уровня тревожности. По результатам проведенной диагностики составляется программа коррекционной работы и программа психологического сопровождения. Работа с группой поддержки ведётся в рамках индивидуальных или групповых консультаций, проведения тренинговых занятий корректирующей направленности.
- 2.Индивидуальное и групповое консультирование учащихся. Проведение консультативной работы с выпускниками по преодолению трудностей и развитию навыков, способствующих эффективной сдаче ОГЭ и ЕГЭ: снятие тревожного состояния, обучение контролю стрессовых проявлений, решение когнитивных и личностных трудностей;
- 3.Тренинговые занятия с учащимися. Групповые занятия по контролю эмоций, преодолению стрессового состояния (личностные трудности), ознакомлении с процедурой сдачи экзаменов, проведение встреч с выпускниками прошлого учебного года, уже сдавших экзамены (процессуальные трудности), выработка индивидуального стиля работы (когнитивные трудности).
- 4.Информационная поддержка. Составление, выпуск различной информационной литературы – буклеты, памятки, брошюры, оформление информационного стенда для учеников («Сдаем ОГЭ и ЕГЭ», «В день экзамена» и т.п.).
Программа направлена на достижение следующих целей:
- -Обеспечение психолого-педагогической поддержки учащимся, педагогам и родителям в период подготовки и проведения итоговой аттестации выпускников;
- -Координация взаимодействия преподавателей выпускных классов для равномерного распределения интенсивности учебной нагрузки на всем протяжении учебного года;
- -Достижение стабильно высоких результатов аттестации, отражающих качество знаний в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов;
-Анализ, оценка и внедрение в практику наиболее эффективных методических приемов, обмен педагогическим опытом.
В процессе реализации программы решаются следующие образовательные, воспитательные и методические задачи :
-Достижение уровня информированности участников о процедуре и особенностях ЕГЭ, обеспечивающего сознательное и ответственное отношение к итоговой аттестации;
-Выбор, применение и отработка наиболее успешных приемов подготовки с учетом общих тенденций в освоении предмета и индивидуальных особенностей выпускников;
-Обеспечение промежуточного контроля уровня знаний, выявление «проблемных зон», корректировка этапных целей;
-Обучение учащихся навыкам саморегуляции, самоконтроля, повышение уверенности в себе, в своих силах; понижение уровня тревожности у всех участников образовательного процесса, преодоление экзаменационных страхов.