А
лгоритм индивидуального подхода к подростку
Подростковый возраст — один из самых интересных возрастных периодов школьной жизни. Подросток — это уже не малыш, но еще и не взрослый. Находясь непринятым и непонятым в социуме, он так или иначе попадает в зону риска и повышается вероятность его деструктивного повеления.
Деструкция может быть направлена на самого себя или вовне, выступать в виде импульсивного, неосознанного, рефлекторного или сознательного, расчетливого поступка.
Проявления у несовершеннолетнего деструктивного повеления может стать источником повышенной опасности как для него самого, так и для близких, окружающих и общества в целом.
Игнорирование или несвоевременное выявление взрослыми признаков деструктивного поведения у ребенка нередко приводит к причинению им физического вреда самому себе, окружающим, суицидальным поступкам, появлению зависимостей.
НА ЧТО СЛЕДУЕТ ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ!?!
Психологические признаки:
повышенная возбудимость, тревожность, перерастающая в грубость, откровенную агрессию;
зацикленность на негативных эмоциях, склонность к депрессии;
проявление навязчивых движений;
неспособность сопереживать, сочувствовать другим людям;
утрата прежнего эмоционального контакта с участниками образовательного процесса;
стремление показать свое «бесстрашие» окружающим;
стремление быть в центре внимания любой ценой;
нелюдимость, отчужденность в школьной среде, отсутствие друзей, низкие коммуникативные навыки;
избегание зрительного контакта (уводит взгляд, предпочитает смотреть вниз, себе под ноги).
Изменения в поведении (внешние признаки):
конфликтное поведение (частые конфликты с учителями и сверстниками, участие в травле (буллинге);
ведение тетради или записной книжки, в которую записывает имена других людей, агрессивные высказывания в их отношении, либо делает негативные рисунки;
проявление интереса к неприятным зрелищам, сценам насилия;
трансляция деструктивного контента в социальных сетях;
навязчивое рисование (рисует жуткие и пугающие картины, либо просто заштриховывает бумагу);
участие в образовании неформальных асоциальных групп сверстников;
жестокое обращение с животными, со сверстниками (частое участие в драках), другими людьми;
резкие и внезапные изменения в поведении (отказ от обучения, участия в школьных мероприятиях, секциях, пропуски занятий по неуважительным причинам, потеря интереса к любимому учебному предмету);
пассивный протест (уходы из дома, бродяжничество, отказ от приемов пищи, отказ от речевого общения);
подражание асоциальным формам поведения окружающих, которые имеют авторитет для ребенка (слепое копирование негативных форм поведения, речи, манеры одеваться и др.);
использование в речи новых, нехарактерных для конкретного несовершеннолетнего выражений, слов, терминов, криминального сленга.
Изменения во внешнем виде:
использование деструктивной символики во внешнем виде (одежда с агрессивными надписями и изображениями, смена обуви на «грубую», военизированную);
наличие (появление) синяков, ран, царапин на теле или голове;
нежелание следить за своим внешним видом;
появление у несовершеннолетнего дорогостоящей обуви, одежды, других вещей, собственных денежных средств, источник получения которых он не может объяснить.
Единовременное наличие нескольких признаков — повод для обращения к педагогу-психологу.
ЛУЧШАЯ ПРОФИЛАКТИКА НЕГАТИВНЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ — ДОВЕРИТЕЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ С ПОДРОСТКОМ