Рекомендации по профилактике и устранению эмоционального выгорания педагогов
«Синдром выгорания» — сложный психофизиологический феномен, который определяется как эмоциональное, умственное и физическое истощение из-за продолжительной эмоциональной нагрузки, выражается в депрессивном состоянии, чувстве усталости и опустошенности, недостатке энергии и энтузиазма, утрате способностей видеть положительные результаты своего труда, отрицательной установке в отношении работы и жизни вообще.
Проблема эмоционального выгорания в настоящее время для педагогов МОБУ «ООШ № 5» является актуальной, так как согласно проведенному исследованию у работников отмечаются те или иные симптомы выгорания.
Педагогам предлагается соблюдать ряд рекомендаций, выполняя которые можно не только предотвратить возникновение синдрома эмоционального выгорания, но и достичь снижения степени его выраженности:
- организация рабочих пауз для эмоциональной разгрузки;
- оптимизация режима работы и отдыха;
- обучение приёмам релаксации и саморегуляции психического состояния;
- привитие навыков конструктивных (успешных) моделей преодолевающего поведения;
- определите и разделите краткосрочные и долгосрочные цели;
- используйте «тайм-ауты», которые необходимы для обеспечения психического и физического благополучия;
- овладейте умениями и навыками саморегуляции: релаксация, идеомоторные акты, определение целей и положительная внутренняя речь способствуют снижению уровня стресса, ведущего к выгоранию;
- займитесь профессиональным развитием и самосовершенствованием: одним из способов предохранения от синдрома эмоционального выгорания является обмен профессиональной информацией с представителями других служб, что даёт ощущение более широкого мира, нежели тот, который существует внутри отдельного коллектива, для этого существуют различные способы – курсы повышения квалификации, конференции;
- уходите от ненужной конкуренции: бывают ситуации, когда её нельзя избежать, но чрезмерное стремление к выигрышу порождает тревогу, делает человека агрессивным, что способствует возникновению синдрома эмоционального выгорания;
- вовлекайтесь в эмоциональное общение: когда человек анализирует свои чувства и делится ими с другими, вероятность выгорания значительно снижается или процесс этот оказывается не столь выраженным;
- старайтесь рассчитывать и обдуманно распределять свои нагрузки;
- учитесь переключаться с одного вида деятельности на другой;
- проще относитесь к конфликтам на работе;
- не пытайтесь быть лучшим всегда и во всём.
Выполнение этих несложных правил в организации труда позволяет несколько снизить стрессовую нагрузку на работе и почувствовать, что сам педагог может контролировать складывающуюся ситуацию и поддерживать равновесие между внешними требованиями и своими внутренними ресурсами.
Также, для профилактики и помощи педагогам в предотвращении синдрома эмоционального выгорания психологи Роберто Ассаджоли и Е.Ю. Фисенко предлагают следующие упражнения:
Упражнение «Круг субличностей»
Цель: это упражнение в первую очередь позволяет выявить позитивно направленные субличности, соответствующие нашим осознаваемым желаниям. Негативные субличности, соответствующие подавленным желаниям, при выполнении этого упражнения остаются в тени.
Инструкция: перечислите все свои желания. Записывайте все, что приходит вам в голову. Составьте список ваших собственных желаний. Когда в вашем списке наберется 20 пунктов, посмотрите на него и выберете 5–6 главных желаний. На листе бумаги нарисуйте круг диаметром 20 см, внутри него круг 3–5 см. Получилось кольцо, центральная часть которого – ваше Я. В кольце разместите желания, которые для вас являются главными. Придумайте символы, отражающие ваши желания, нарисуйте их. Дайте каждому желанию, субличности имя. Например: авантюрист, беззащитный. Теперь раскрасьте цветными карандашами свое Я.
Упражнение «Диалог субличностей»
Цель: самонаблюдение – почувствовать центр, сущность собственного Я, усилить его, чтобы оно было способно разрешать конфликты между субличностями. Когда интересы таких неосознаваемых частей личности вступают между собой в конфликт, борьба между ними приводит к неэффективному расходованию творческой и жизненной энергии человека.
Инструкция: дайте возможность обнаруженным вами субличностям пообщаться друг с другом и вашим Я, пусть они скажут, за что ценят друг друга, почему обижаются и чего хотят. Реплики начинаются словами: мне нравится, я обижен, я хотел бы…
Упражнение «Психодрама субличностей»
Инструкция: данное упражнение выполняется в группе. Выберете из группы тех участников, кто будет исполнять роли ваших субличностей. По сигналу они должны начать говорить с вами – требовать, льстить, убеждать и т. д. Оставайтесь в образе своего Я. Как дирижер останавливайте напористых и усиливайте робких. Происходит обсуждение: каковы ваши ощущения?
Цель: психодраматический подход позволяет прояснить многие внутренние проблемы. Некоторые люди начинают осознавать силу своего «Я» и понимать, что они действительно могут управлять своими внутренними голосами и требованиями своих субличностей в реальной жизни даже больше, чем могли это делать во время психодрамы.
Упражнение «Негативная субличность»
Инструкция: субличности – это реальные потребности, в удовлетворении которых нуждается каждый из нас. Но очень часто реализации наших планов мешают негативные субличности. Внутренний голос может выступать в роли: критика, авантюриста, жертвы. Итак, сосредоточьтесь на каком-нибудь важном деле, которое хотели бы осуществить. Теперь представьте, что ваш план осуществлен. Теперь подумайте, что может помешать вам. Вообразите эту картину. Дайте имя этой негативной субличности, нарисуйте ее символически. Заключите с ней договор, для этого напишите ряд требований.
Упражнение по разотождествлению
Инструкция: понятие «разотождествление» широко используется в психотерапевтической практике. Итак, сядьте удобно, выпрямив спину. Закройте глаза, сделайте несколько глубоких вдохов. Сконцентрируйтесь на выдохе. Повторяйте мысленно следующие слова. У меня есть тело, но я – это не мое тело. Мое тело может быть усталым или бодрым, но это не влияет на мое истинное Я. У меня есть эмоции, но я – это не мои эмоции. Мои эмоции многочисленны, изменчивы, противоречивы. Я – это не мои эмоции. У меня есть интеллект, но я – это не мой интеллект. Он достаточно развит и активен. Он является инструментом познания себя и окружающих. Но он не я. Я – центр воли, способный управлять моим интеллектом, эмоциями, телом. Сделайте три глубоких вдоха, напрягите тело и с выдохом откройте глаза. Таким образом, признание себя хозяином своих субличностей – ключ к самоактуализации, личностному росту и успеху. Если вы хотите понять себя, вы должны просто наблюдать за собой, не критикуя, когда вы пытаетесь что-то улучшить в себе, вы невольно критикуете и осуждаете себя. Так вы не сможете видеть себя таким, какой вы есть.
Упражнение «Дерево»
Цель: осознание участниками собственных возможностей, а также динамики процесса изменений. Упражнение проводится в начале и в конце занятия.
Инструкция: участники в быстром темпе называют известные им породы деревьев. Обсуждается, что общего есть у всех деревьев при всем их многообразии. Каждый участник продолжает фразу: «Если бы я был деревом, я бы хотел быть… корнем, стволом, кроной». Далее участники разбиваются на три группы в соответствии со сделанным выбором, изображают на листе бумаги дерево и обосновывают свой выбор. Рисунки помещаются в центр круга. Участникам предлагается найти метафорический смысл этого упражнения, в случае затруднения ведущий помогает участникам: «дерево» можно рассматривать как жизненную позицию человека: кто я в этой жизни, от корня питается все дерево, ствол держит на себе всю тяжесть, крона дает возможность дереву дышать.
Упражнение «Отражение чувств»
Цель: осознание своей жизненной позиции.
Инструкция: ведущий произносит любую фразу, содержание которой резко контрастирует эмоциональной окраской. Участники должны передать истинное содержание фразы, определив ее подтекст; опираясь на экспрессивные признаки, описать ситуацию, в которой может быть произнесена такая фраза, а также чувства того, кто произносит эту фразу. Примеры фраз: «Ах, вас только здесь не хватало!», «Ну ты и красавица сегодня!», «Ой–ой, как страшно, испугал!». Далее участники сами приводят примеры подобных фраз. Обсудить, как поняли бы смысл этих фраз иностранцы или маленькие дети, почему экспрессивная составляющая важнее формального семантического значения. Группа обсуждает, по каким признакам удалось найти истинный смысл произносимого. Что чувствует собеседник, когда к нему обращаются подобным образом. В каких случаях люди прибегают к такому способу общения. Что, кроме слов, может передавать информацию.
Упражнение «Обещание самому себе»
Цель: замечать достижения в своей работе и чаще хвалить себя за них. Замечать свои успехи в отношениях с другими и радоваться достигнутым результатам. В выполняемой работе усматривать прежде всего социальный, гуманный, престижный смысл, а не конкретные и малоприятные функциональные обязанности.
Инструкция: запишите три пункта, касающиеся того, что бы вы могли осуществить в каждой из трех областей – профессиональной, организационной и личной – для преодоления вторичной травмы. Пометьте звездочкой те пункты в каждом разделе, которые вы можете выполнить в течение следующего месяца. В каждом разделе подчеркните тот пункт, который вы можете попробовать выполнить уже на следующей неделе. Просмотрите лист своих планов и попробуйте ответить на следующие вопросы: помогает ли мне эта деятельность уйти от мыслей о работе? Могу ли я придать этой деятельности некий новый смысл? Может ли эта деятельность дать мне ощущение связи с чем–то большим, чем «я», или осознание новых аспектов жизни? Что будет, если я попробую осуществлять эту деятельность с полным осознанием, то есть максимально полно осознавая свои мысли, чувства, телесные ощущения?
Упражнение «Замок»
Цель: энергию недовольства направлять на дела, способствующие позитивным переменам, а не злословию и обидам.
Инструкция: исходное положение — сидя, корпус выпрямлен, руки на коленях, в положении “замок”. Вдох, одновременно руки поднимаются над головой ладонями вперед. Задержка дыхания 2 – 3 секунды, резкий выдох через рот, руки падают на колени.
Упражнение «Голосовая разрядка»
Цель: организовать свою работу так, чтобы исключить ненужные и раздражающие обращения окружающих.
Инструкция: сделать выдох, затем медленно глубокий вдох и задержать дыхание. Затем на выдохе выкрикнуть любые слова, пришедшие в голову, а если нет слов — издать резкий звук, например, “Ух!”
Упражнение «Огонь – лед»
Цель: развитие экспрессии.
Инструкция: упражнение включает в себя попеременное напряжение и расслабление всего тела. Участники выполняют упражнение, стоя в кругу. По команде ведущего «Огонь» участники начинают интенсивные движения всем телом. Плавность и степень интенсивности движений выбираются каждым участником произвольно. По команде «Лед» участники застывают в позе, в которой застигла их команда, напрягая до предела все тело. Ведущий несколько раз чередует обе команды, произвольно меняя время выполнения той и другой.
Таким образом, на поведенческом уровне снижению напряжения способствует изменение привычных форм поведения, обращение к любимым занятиям. Например, такие занятия, как спорт, вязание, шитьё, позволяют отвлечься от неприятных мыслей, а иногда и найти решение проблемы. Другим нередко называемым способом является изменение маршрута движения на работу или с работы, замена транспорта пешей или велосипедной прогулкой.
Будьте здоровы!