МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ «ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ»
Перечень вопросов к самостоятельной работе студентов и методические рекомендации
Осваивая курс «Информационные ресурсы», студенту необходимо научиться работать на лекциях, на семинарских занятиях и организовывать самостоятельную внеаудиторную деятельность.
В начале лекции необходимо уяснить цель, которую лектор ставит перед собой и студентами. Важно внимательно слушать лектора, отмечать наиболее существенную информацию и кратко записывать ее в тетрадь. Сравнивать то, что услышано на лекции с прочитанным и усвоенным ранее, укладывать новую информацию в собственную, уже имеющуюся, систему знаний. По ходу лекции важно подчеркивать новые термины, устанавливать их взаимосвязь с изученными ранее понятия.
Необходимо очень тщательно вслед за лектором делать записи, таблицы. Если лектор приглашает к дискуссии, необходимо принять в ней участие.
Если на лекции студент не получил ответа на возникшие у него вопросы, необходимо в конце лекции задать их лектору.
В ходе самостоятельной подготовки к семинарскому занятию необходимо прочитать записанную лекцию, подчеркнуть наиболее важные моменты, составить словарь новых терминов, составить план ответа на каждый из предлагаемых для изучения вопросов. Для более глубокого усвоения темы необходимо прочесть рекомендованный преподавателем материал из учебной литературы.
При подготовке выступления по реферату необходимо не только воспользоваться литературой, рекомендованной преподавателем, но и проявить самостоятельность в отыскании новых источников, интересных фактов, статистических данных, связанных с обеспечением безопасности бизнеса.
В процессе подготовки к занятиям необходимо воспользоваться материалами учебно-методического комплекса дисциплины.
Важнейшей особенностью обучения в высшей школе является высокий уровень самостоятельности студентов в ходе образовательного процесса. Эффективность самостоятельной работы зависит от таких факторов как:
- уровень мотивации студентов к овладению конкретными знаниями и умениями;
- наличие навыка самостоятельной работы, сформированного на предыдущих этапах обучения;
- наличие четких ориентиров самостоятельной работы.
Приступая к самостоятельной работе, необходимо получить следующую информацию:
- цель изучения конкретного учебного материала;
место изучаемого материала в системе знаний, необходимых для формирования специалиста;
перечень знаний и умений, которыми должен овладеть студент;
порядок изучения учебного материала;
источники информации;
наличие контрольных заданий;
- форма и способ фиксации результатов выполнения учебных заданий;
сроки выполнения самостоятельной работы.
Эта информация представлена в учебно-методическом комплексе дисциплины.
При выполнении самостоятельной работы рекомендуется:
- записывать ключевые слова и основные термины,
- составлять словарь основных понятий,
- писать краткие рефераты по изучаемой теме.
Результатом самостоятельной работы должна быть систематизация и структурирование учебного материала по изучаемой теме, включение его в уже имеющуюся у студента систему знаний.
После изучения учебного материала необходимо проверить усвоение учебного материала с помощью предлагаемых тестов текущего контроля и при необходимости повторить учебный материал.
В процессе подготовки к экзамену необходимо систематизировать, запомнить учебный материал, научиться применять его при решении конкретных задач по обеспечению безопасности бизнеса.
Основными способами приобретения знаний, как известно, являются: чтение учебника и дополнительной литературы, рассказ и объяснение преподавателя, решение тестов, поиск ответа на контрольные вопросы.
Известно, приобретение новых знаний идет в несколько этапов:
знакомство;
понимание, уяснение основных закономерностей строения и функционирования изучаемого объекта, выявление связей между его элементами и другими подобными объектами;
фиксация новых знаний в системе имеющихся знаний;
запоминание и последующее воспроизведение;
использование полученных знаний для приобретения новых знаний, умений и навыков и т.д.
Для того, чтобы учащийся имел прочные знания на определенном уровне (уровень узнавания, уровень воспроизведения и т.д.), рекомендуют проводить обучение на более высоком уровне.
Приобретение новых знаний требует от учащегося определенных усилий и активной работы на каждом этапе формирования знаний. Знания, приобретенные учащимся в ходе активной самостоятельной работы, являются более глубокими и прочными.
В ходе обучения студент сталкивается с необходимостью понять и запомнить большой по объему учебный материал. Запомнить его очень важно, так как даже интеллектуальные и операционные умения и навыки для своей реализации требуют определенных теоретических знаний.
Важнейшим условием для успешного формирования прочных знаний является их упорядочивание, приведение их в единую систему. Это осуществляется в ходе выполнения учащимся следующих видов работ по самостоятельному структурированию учебного материала:
запись ключевых,
составление словаря терминов,
составление классификаций,
выявление причинно-следственных связей,
составление коротких рефератов, учебных текстов,
составление опорных схем и конспектов,
составление плана рассказа.
Информация, организованная в систему, где учебные элементы связаны друг с другом различного рода связями (функциональными, логическими и др.), лучше запоминается. При структурировании учебного материала помощь учащемуся приходит содержание самой учебной дисциплины. Поэтому учащемуся остается только найти элементы (компоненты) этих систем и выявить существующие между ними связи и отношения, после чего визуализировать все это в виде схемы, конспектов и т.д. Учащийся фактически творит, сам создает новую информацию, что существенно облегчает запоминание этой информации.
Вопросы для самостоятельной работы
Классификации информационных ресурсов.
Количественные характеристики некоторых видов информационных ресурсов России.
Электронизация информационных ресурсов общества как актуальная проблема.
Концепция формирования и развития единого информационного пространства России и соответствующих государственных информационных ресурсов.
Формирование единого информационного пространства России, основные компоненты.
Основные цели информатизации общества.
Правовая основа информационного рынка.
Основные функции информационного бизнеса.
Информационный бизнес.
Формирование информационного рынка в капиталистических странах.
Основные компоненты информационного рынка.
Субъекты информационного рынка.
Предпринимательство в информационной сфере.
Перспективы развития информационного бизнеса в мировой экономике.
Информационный рынок.
Правовое регулирование в области информационных ресурсов.
Децентрализация системы информирования общества.
Основные задачи правового регулирования .
Программа «Европейская информационная инфраструктура».
Главные приоритеты программы.
Правовые проблемы в области Информационных ресурсов.
Проблемы преодоления необоснованного монополизма.
Законодательные акты России области информационных ресурсов.
Нормативные акты России области информационных ресурсов.
Цели правового регулирования в области информационных ресурсов
Задачи правового регулирования в области информационных ресурсов.
Национальная информационная инфраструктура.
Государственная политика в области информационных ресурсов
Цели государственной политики в области информационных ресурсов.
Задачи государственной политики в области информационных ресурсов.
Основные принципы государственной политики в области информационных ресурсов.
Перспективы развития информационных ресурсов России.
Глобальность мирового информационного пространства Россия.
Виды ресурсов и их характеристики.
Определение понятий «информация», «информатизация» и «информационные ресурсы» .
Понятие «массивы документов с зафиксированной на них информацией».
Литература
1.Блюмин, А. М. Мировые информационные ресурсы : учеб. пособие
/ А. М. Блюмин, Н. А. Феоктистов. — М. : Дашков и К, 2011. — 296 с. – Режим доступа : http://lib.lgaki.info/page_lib.php?docid=9695&mode=DocBibRecord
2.Голицына, О.Л. Информационные системы : учеб. пособие / О.Л. Голицына, Н.В. Максимов, И.И. Попов. — М. : Инфра-М, 2007. — 496 с. : ил. – Режим доступа :
http://lib.lgaki.info/page_lib.php?docid=1849&mode=DocBibRecord
3. Грибков, Д. Н. Электронные ресурсы культурно-образовательной деятельности : учебно - методическое пособие / Д. Н. Грибков ; под ред. О. О. Борисовой. — М. : Литера, 2010. — 128 с. — Современная библиотека ; Вып. 83. – Режим доступа :
http://lib.lgaki.info/page_lib.php?docid=9723&mode=DocBibRecord
4. Жаворонкова, Т. Н. Ресурсы деловой информации : учебно-практическое пособие / Т. Н. Жаворонкова. — М. : Литера, 2009. — 97 с. – Режим доступа :
http://lib.lgaki.info/page_lib.php?docid=9441&mode=DocBibRecord
5. Захарчук, Т. В. Информационные ресурсы для библиотек : учеб.-практ. пособие / Т. В. Захарчук. — СПб : Профессия, 2011. — 128 с. – Режим доступа :
http://lib.lgaki.info/page_lib.php?docid=17934&mode=DocBibRecord
6. Корнеев, И. К. Информационные технологии : учебник / И. К. Корнеев,
Г. Н. Ксандопуло, В. А. Машурцев. — М. : Проспект, 2009. — 224 с. – Режим доступа :
http://lib.lgaki.info/page_lib.php?docid=9102&mode=DocBibRecord
7. Мировой рынок информационных услуг : учебник / под ред. : Э. С. Спиридонова, М. С. Клыкова. — М. : ЛИБРОКОМ, 2010. — 416 с. – Режим доступа :
http://lib.lgaki.info/page_lib.php?docid=9714&mode=DocBibRecord
8. Суминова, Т. Н. Информационные ресурсы художественной культуры (артосферы) / Т.Н. Суминова. — М. : Академический проект, 2006. — 480 с. — Технологии культуры. – Режим доступа :
http://lib.lgaki.info/page_lib.php?docid=4990&mode=DocBibRecord