Рекомендации по работе с детьми «группы риска»
Демонстративные дети
Демонстративность - особенность личности, связанная с повышенной потребностью в успехе и внимании к себе окружающих.
Источником демонстративности, ярко проявляющейся уже в дошкольном возрасте, обычно становится недостаток внимания взрослых к детям,
Бывает, что ребенку оказывается достаточное внимание, а оно его не удовлетворяет в силу гипертрофированной потребности в эмоциональных контактах . Завышенные требования проявляются, как правило, избалованными детьми.
Дети с любой разновидностью демонстративного поведения нуждаются в психолого- педагогической помощи.
- Не надо стремиться уничтожить демонстративность. В этом случае она может трансформироваться в негативистическую.
- Отсутствие оценок и сравнения детей (кто лучше, а кто хуже) – одно из первых условий преодоления демонстративности.
- Отказ от соревновательного начала в играх и занятиях.
- Для преодоления демонстративности главное показать ребенку, что оценка и отношение других – далеко не самое главное в его жизни .
- Переключить на сотрудничество и полноценное общение.
- Найти возможность самореализации.
- Но самое главное - снять или хотя бы ослабить подкрепление неприемлемых форм поведения. Обходиться без нотаций и назиданий, не обращать внимания на легкие проступки, как можно менее эмоционально делать замечания и наказывать.
- «Негативист». Основной принцип – это четкое распределение, регуляция внимания к ребенку по формуле: внимание уделяется ему не тогда, когда он плохой, а когда он хороший. Отказ от ярких эмоциональных реакций, ибо их-то ребенок и добивается.
Протестное и агрессивное поведение
Дети с протестным поведением чаще других сверстников инициируют конфликтные ситуации или попадают в них. Они протестуют, занимают позицию «непримиримого борца», отстаивают ее «до победы»;они склонны разрешать конфликтные ситуации криками, обзыванием, дракой.
- Агрессивное поведение – целенаправленное разрушительное поведение, заключающееся в наличии деструктивных тенденций, с целью нанесения вреда тому или иному лицу.
Помощь агрессивному ребенку
Работа учителей с данной категорией детей должна проводиться в трех направлениях:
1. Работа с гневом. Обучение агрессивных детей приемлемым способам выражения гнева.
2.Обучение детей навыкам распознавания и контроля, умению владеть собой в ситуациях, провоцирующих вспышки гнева.
3. Формирование способности к эмпатии, доверию, сочувствию, сопереживанию и т.д.
Гиперактивные дети
- “ Гипер...” - (от греч. Hyper — над, сверху) — составная часть сложных слов, указывающая на превышение нормы. Слово “активный” пришло в русский язык из латинского “a tivus” и означает “действенный, деятельный”.
- Авторы психологического словаря относят к внешним проявлениям гиперактивности невнимательность, отвлекаемость, импульсивность, повышенную двигательную активность.
МУЛЬТИМОДАЛЬНЫЙ ПОДХОД
Ю. С. Шевченко предлагает схему комплексной многоуровневой лечебно-коррекционной помощи детям и подросткам с СДВГ
Первый уровень - метаболический - предполагает медикаментозные воздействия; выбор препаратов диктуется структурой поведенческого симптомокомплекса.
Второй уровень - нейропсихологический - включает нейропсихологическую диагностику и комплексную психомоторную коррекцию онтогенетических блоков мозговой организации деятельности ребенка.
Третий уровень - синдромальный - включает комплекс развивающих игр).
Четвертый уровень - поведенческий - предполагает разные формы бихевиоральной терапии в соответствии с когнитивной, суггестивной и другими видами психотерапии. Цель - формирование и отработка желаемых моделей поведения.
Пятый уровень - личностный - подразумевает использование различных видов индивидуальной и групповой психотерапии, направленной на разрешение внешних и внутренних психогенных конфликтов, личностный рост, эффективное взаимодействие со взрослыми и сверстниками.
Тревожные дети
Тревожност ь - это индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и в таких, которые к этому не предрасполагают.
Тревога - это эпизодические проявления беспокойства, волнения.
Тревожность является устойчивым состоянием.
Основные направления работы
1. Повышение самооценки.
2. Обучение ребенка умению управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях.
3. Снятие мышечного напряжения.