СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рекомендации по речевому развитию: «Играя, развиваем фонематический слух»

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Игры для формирования фонематического слуховосприятия

Просмотр содержимого документа
«Рекомендации по речевому развитию: «Играя, развиваем фонематический слух»»

4

Рекомендации по речевому развитию:
«Играя, развиваем фонематический слух»

Умение сосредоточиться на звуке – очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слушать и понимать речь. Так же важно различать, анализировать и дифференцировать на слух фонемы (звуки, из которых состоит речь). Это умение называется фонематическим слухом. Различение звуков речи – фонематический слух - является основой для понимания смысла сказанного. При несформированности звукоразличения ребенок воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал – что-то точно, а что-то очень приблизительно. «Игла» превращается в «мглу», «лес» в «лист» или в «лису», «Мишина машина» в «мыши на машине». Ребенок как будто становится немного иностранцем.

Игры для формирования фонематического слуховосприятия:

«Сказка о трех медведях»

Читаем сказку о трех медведях ребенку, а затем озвучиваем героев сказки разными голосами. Ребенок должен определить, когда говорит мама-медведица, когда – папа-медведь и медвежонок (каждого героя показать).

«Спрячемся от волка»

Игру проводим под музыку. Ребенок изображает зайчика, который бегает по полянке. Если музыка играет тихо – все спокойно, громко – идет волк, нужно прятаться.


«Поймай звук» (определение наличия звука в слове).

Предложите ребенку хлопать в ладоши (топать ногой, поднимать руку вверх...) тогда, когда он услышит слова, с заданным звуком.


Какой звук есть во всех словах?

     Взрослый произносит три-четыре слова, в каждом из которых есть один и тот же звук: шуба, кошка, мышь - и спрашивает у ребенка, какой звук есть во всех этих словах.


4

«Какое слово задумано?»

     Взрослый показывает картинки и называет их, пропуская первый звук (…омашка), а ребенок произносит слово, выделяя пропущенный звук (ррромашка).

«Подскажи звук»

     Взрослый предлагает договаривать последний звук в словае (На солнышке грелся пушистый котено…К).


«Назови первый звук»

     Взрослый произносит слово с интонационным выделением первого звука и кидает мяч ребенку, а тот называет первый звук в слове и перебрасывает мяч взрослому (Аня, азбука, арбуз, Ира, индюк, изюм, Оля, осень, утка, улица …).

«Сложи звуки»

Взрослый произносит ряд звуков, а ребенок проговаривает составленные из них слоги и слова, например: [м][а] - ма; [н][о][с] - нос. 

 

«Повторялки»

1. Вслед за взрослым ребенок повторяет сочетания гласных звуков, четко их артикулируя. АУИО ИАУО УИОА

2. Вслед за взрослым ребенок повторяет цепочки слогов с легко произносимыми согласными звуками.

ТУ—КА—ПО ВЫ—КА—ТУ ХО—НУ—МЫ ТУ—БА—ДО

3. Вслед за взрослым ребенок повторяет цепочки слогов с оппозиционными по звонкости — глухости, легко произносимыми согласными звуками.

ПА—БО—ПЫ ГО—КУ—ГА ТО—ДУ—ТЫ


(учитель – логопед, Нестеренко И.А.)



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!