СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рекомендации по выполнению заданий 25 ,27. ЕГЭ по обществознанию

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рекомендации по выполнению заданий 25 ,27 .ЕГЭ по обществознанию. Использовать для подготовки  к ЕГЭ по обществознанию

Просмотр содержимого документа
«Рекомендации по выполнению заданий 25 ,27. ЕГЭ по обществознанию»

 Задание 25.  ЕГЭ по обществознанию

Задание 25. ЕГЭ по обществознанию

Что проверяет задание № 25 ? 1) раскрытие смысла указанного базового понятия (его сущности, основных признаков); 2) раскрытие определённых аспектов данного понятия (его видов, типов, форм, взаимосвязь с другими понятиями, формулирование суждений и др.); 3) характер приводимых суждений (наличие информации о рассматриваемом явлении, опора на знания обществоведческого курса, содержательная корректность с точки зрения научного обществознания).

Что проверяет задание № 25 ?

1) раскрытие смысла указанного базового понятия (его сущности, основных признаков);

2) раскрытие определённых аспектов данного понятия (его видов, типов, форм, взаимосвязь с другими понятиями, формулирование суждений и др.);

3) характер приводимых суждений (наличие информации о рассматриваемом явлении, опора на знания обществоведческого курса, содержательная корректность с точки зрения научного обществознания).

Правильно раскрыт смысл понятия ; в соответствии с требованием задания составлены два предложения, содержащие информацию  о соответствующих аспектах понятия – 3 балла Правильно раскрыт смысл понятия; в соответствии с требованием задания составлено(-ы) предложение(-я), содержащее(-ие) информацию об одном аспекте понятия.  ИЛИ Смысл понятия в целом раскрыт (отдельные неточности  в ответе не искажают его по существу); в соответствии  с требованием задания составлены два предложения, содержащие информацию о соответствующих аспектах понятия – 2 балла Правильно раскрыт только смысл понятия .  ИЛИ Смысл понятия в целом раскрыт (отдельные неточности  в ответе не искажают его по существу); в соответствии  с требованием задания составлено(-ы) предложение(-я), содержащее(-ие) информацию об одном аспекте понятия – 1 балл Смысл понятия в явном виде не раскрыт или раскрыт неверно при любом количестве других элементов ответа.  ИЛИ Ответ неправильный – 0 баллов Максимальный балл - 3
  • Правильно раскрыт смысл понятия ; в соответствии с требованием задания составлены два предложения, содержащие информацию о соответствующих аспектах понятия – 3 балла
  • Правильно раскрыт смысл понятия; в соответствии с требованием задания составлено(-ы) предложение(-я), содержащее(-ие) информацию об одном аспекте понятия.

ИЛИ Смысл понятия в целом раскрыт (отдельные неточности в ответе не искажают его по существу); в соответствии с требованием задания составлены два предложения, содержащие информацию о соответствующих аспектах понятия – 2 балла

  • Правильно раскрыт только смысл понятия .

ИЛИ Смысл понятия в целом раскрыт (отдельные неточности в ответе не искажают его по существу); в соответствии с требованием задания составлено(-ы) предложение(-я), содержащее(-ие) информацию об одном аспекте понятия – 1 балл

  • Смысл понятия в явном виде не раскрыт или раскрыт неверно при любом количестве других элементов ответа.

ИЛИ Ответ неправильный – 0 баллов

  • Максимальный балл - 3
Что значит правильное раскрытие понятия? выпускник понимает суть этого понятия, не искажает его ( не требуется научное понятие!) В качестве существенных характеристик могут быть зачитаны верное определяющее слово (словосочетание), если оно принципиально верно передает родовую принадлежность понятия; признаки понятия, выраженные как в форме его отличительных характеристик, черт, так и функций понятия, если они передают его сущность.

Что значит правильное раскрытие понятия?

  • выпускник понимает суть этого понятия, не искажает его

( не требуется научное понятие!)

  • В качестве существенных характеристик могут быть зачитаны верное определяющее слово (словосочетание), если оно принципиально верно передает родовую принадлежность понятия; признаки понятия, выраженные как в форме его отличительных характеристик, черт, так и функций понятия, если они передают его сущность.
если раскрывая смысл понятия, выпускник указывает какую-то одну из нескольких его существенных характеристик, то такая ситуация рассматривается в действующей системе оценивания следующим образом: Смысл понятия в целом раскрыт (отдельные неточности в ответе не искажают его по существу)
  • если раскрывая смысл понятия, выпускник указывает какую-то одну из нескольких его существенных характеристик, то такая ситуация рассматривается в действующей системе оценивания следующим образом: Смысл понятия в целом раскрыт (отдельные неточности в ответе не искажают его по существу)
Что это?  Какое это?  Для чего это? Норма права – это общеобязательное формальное правило поведения , установленное государством, направленное на регулирование общественных прав и обязанностей каждого участника  и закреплённое в законодательных актах.

Что это? Какое это? Для чего это?

  • Норма праваэто общеобязательное формальное правило поведения , установленное государством, направленное на регулирование общественных прав и обязанностей каждого участника и закреплённое в законодательных актах.
Пример верного ответа Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «инфляция »? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение , содержащее информацию о видах инфляции в зависимости от темпов, и одно предложение , раскрывающее любое  последствие инфляции .

Пример верного ответа

Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «инфляция »? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение , содержащее информацию о видах инфляции в зависимости от темпов, и одно предложение , раскрывающее любое

последствие инфляции

.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы :   1)  смысл понятия , например: инфляция – это процесс обесценивания денег и снижения их покупательной способности, проявляющийся в росте общего уровня цен; (Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение или объяснение смысла понятия.)

Правильный ответ должен содержать следующие элементы :

1)  смысл понятия , например: инфляция – это процесс обесценивания денег и снижения их покупательной способности, проявляющийся в росте общего уровня цен;

(Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение или объяснение смысла понятия.)

Правильный ответ должен содержать следующие элементы : 2)  одно предложение с информацией о видах инфляции в зависимости от темпов, например : В зависимости от темпов инфляции условно различают инфляцию умеренную (ползучую), галопирующую, высокую и гиперинфляцию. (Может быть составлено другое предложение, содержащее информацию о видах инфляции в зависимости от темпов.)

Правильный ответ должен содержать следующие элементы :

2)  одно предложение с информацией о видах инфляции в зависимости от темпов, например : В зависимости от темпов инфляции условно различают инфляцию умеренную (ползучую), галопирующую, высокую и гиперинфляцию.

(Может быть составлено другое предложение, содержащее информацию о видах инфляции в зависимости от темпов.)

Правильный ответ должен содержать следующие элементы : 3) одно предложение , раскрывающее с опорой на знание курса любое последствие инфляции, например: В условиях инфляции замедляется экономический рост, поскольку фирмам становится недоступно приобретение новой, более совершенной техники. (Может быть составлено другое предложение, раскрывающее с опорой на знания курса любое последствие инфляции.)

Правильный ответ должен содержать следующие элементы :

3) одно предложение , раскрывающее с опорой на знание курса любое последствие инфляции, например: В условиях инфляции замедляется экономический рост, поскольку фирмам становится недоступно приобретение новой, более совершенной техники.

(Может быть составлено другое предложение, раскрывающее с опорой на знания курса любое последствие инфляции.)

Задание для самостоятельной тренировки   Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальная мобильность»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о видах социальной мобильности , и одно предложение, раскрывающее сущность любого из видов социальной мобильности. .

Задание для самостоятельной тренировки

Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальная мобильность»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о видах социальной мобильности , и одно предложение, раскрывающее сущность любого из видов социальной мобильности.

.

смысл понятия , например: социальной мобильностью называется изменение социальной позиции индивида, социальной группы; (Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение.) 2)  одно предложение с информацией о видах социальной мобильности, опирающейся на знания курса, например: Социологи выделяют вертикальную и горизонтальную, индивидуальную и групповую социальную мобильность. (Может быть составлено другое предложение, содержащее информацию о видах социальной мобильности.) 3) одно предложение , раскрывающее с опорой на знание курса сущность любого из видов социальной мобильности, например: Вертикальная мобильность связана с перемещением человека или социальной группы вверх или вниз по социальной лестнице, улучшением или ухудшением их социального положения. Может быть составлено другое предложение, раскрывающее с опорой на знание курса сущность любого из видов социальной мобильности
  • смысл понятия , например: социальной мобильностью называется изменение социальной позиции индивида, социальной группы;

(Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение.)

  • 2)  одно предложение с информацией о видах социальной мобильности, опирающейся на знания курса, например: Социологи выделяют вертикальную и горизонтальную, индивидуальную и групповую социальную мобильность.

(Может быть составлено другое предложение, содержащее информацию о видах социальной мобильности.)

  • 3) одно предложение , раскрывающее с опорой на знание курса сущность любого из видов социальной мобильности, например: Вертикальная мобильность связана с перемещением человека или социальной группы вверх или вниз по социальной лестнице, улучшением или ухудшением их социального положения.

Может быть составлено другое предложение, раскрывающее с опорой на знание курса сущность любого из видов социальной мобильности

Задание-задача.  Задание 27.  ЕГЭ по обществознанию

Задание-задача. Задание 27. ЕГЭ по обществознанию

Назначение задания и критерии оценивания.  Задание-задача – задание высокого уровня сложности, проверяющее умение применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам. • Задание требует: анализа представленной информации, в том числе статистической и графической; объяснения связи социальных объектов, процессов; формулирования и аргументации самостоятельных оценочных, прогностических и иных суждений, объяснений, выводов .

Назначение задания и критерии оценивания.

Задание-задача – задание высокого уровня сложности, проверяющее умение применять

социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам.

• Задание требует: анализа представленной информации, в том числе статистической и графической; объяснения связи социальных объектов, процессов; формулирования и

аргументации самостоятельных оценочных, прогностических и иных суждений, объяснений, выводов .

Существуют некоторые подходы к организации познавательной деятельности при решении задач, которые помогут вам справиться с заданиями этого типа. Рассмотрим структуру познавательного задания-задачи.  Задание включает в себя: 1.  Условие, в котором сообщаются определенные сведения и 2.  Требование – вопрос. Для ответа на поставленный вопрос следует совершить 3.  Определенные интеллектуальные действия.

Существуют некоторые подходы к организации познавательной деятельности при решении задач, которые помогут вам справиться с заданиями этого типа.

Рассмотрим структуру познавательного задания-задачи. Задание включает в себя:

1. Условие, в котором сообщаются определенные сведения и

2. Требование – вопрос.

Для ответа на поставленный вопрос следует совершить

3. Определенные интеллектуальные действия.

Советы и рекомендации В стране Z среднегодовое повышение цен (без улучшения качества товаров) составило 20%. Какое экономическое явление иллюстрирует этот пример? Выскажите три суждения о влиянии этого экономического явления на экономику страны. СОВЕТ! В правильном ответе должны быть следующие элементы: 1) экономическое явление — инфляция: 2) три суждения, допустим: _______________________ _______________________ _______________________

Советы и рекомендации

В стране Z среднегодовое повышение цен (без улучшения качества товаров) составило 20%. Какое

экономическое явление иллюстрирует этот пример? Выскажите три суждения о влиянии этого

экономического явления на экономику страны.

СОВЕТ!

В правильном ответе должны быть следующие элементы:

1) экономическое явление — инфляция:

2) три суждения, допустим:

  • _______________________
  • _______________________
  • _______________________
Пример верного ответа В стране Z среднегодовое повышение цен (без улучшения качества товаров) составило 20%. Какое экономическое явление иллюстрирует этот пример? Выскажите три суждения о влиянии этого экономического явления на экономику страны. Элементы правильного ответа. три суждения, допустим: — высокий уровень инфляции приводит к остановке производства; — инфляция приводит к дезорганизации системы денежного обращения и её замене системой натуральных расчётов; — инфляция обесценивает трудовые услуги, существенно сокращает потребление.

Пример верного ответа

В стране Z среднегодовое повышение цен (без улучшения качества товаров) составило 20%. Какое

экономическое явление иллюстрирует этот пример? Выскажите три суждения о влиянии этого

экономического явления на экономику страны.

Элементы правильного ответа.

три суждения, допустим:

высокий уровень инфляции приводит к остановке производства;

инфляция приводит к дезорганизации системы денежного обращения и её замене системой

натуральных расчётов;

инфляция обесценивает трудовые услуги, существенно сокращает потребление.

 Алгоритм работы с заданием 27 Памятка для решения познавательных задач. 1.  Внимательно ознакомьтесь с условием задачи. 2.  Соотнесите вопросы, сформулированные в задаче, с ее условием: - определите, что дает условие для решения задачи; - подумайте, какие знания следует привлечь для решения задачи; - подумайте, какими общими правилами познания следует руководствоваться при решении задачи. 3.  Наметьте предполагаемый ответ в соответствии с вопросом или предписанием. 4.  Продумайте аргументы, подкрепляющие ваше решение.

Алгоритм работы с заданием 27

Памятка для решения познавательных задач.

1. Внимательно ознакомьтесь с условием задачи.

2. Соотнесите вопросы, сформулированные в задаче, с ее условием:

- определите, что дает условие для решения задачи;

- подумайте, какие знания следует привлечь для решения задачи;

- подумайте, какими общими правилами познания следует руководствоваться при решении задачи.

3. Наметьте предполагаемый ответ в соответствии с вопросом или предписанием.

4. Продумайте аргументы, подкрепляющие ваше решение.

 Алгоритм работы с заданием 27 Памятка для решения познавательных задач. 5.  Убедитесь в правильности полученного вами ответа: - соответствует ли ответ существу вопроса задачи; - если в задаче дано несколько вопросов, то дан ли ответ на каждый из них; - нет ли противоречий между вашими аргументами; - нет ли в условии задачи данных, противоречащих предлагаемому вами решению; - можно ли считать предложенный путь решения задачи единственно возможным; - не следуют ли из условия задачи какие-либо другие выводы помимо тех, которые намечены вами.

Алгоритм работы с заданием 27

Памятка для решения познавательных задач.

5. Убедитесь в правильности полученного вами ответа:

- соответствует ли ответ существу вопроса задачи;

- если в задаче дано несколько вопросов, то дан ли ответ на каждый из них;

- нет ли противоречий между вашими аргументами;

- нет ли в условии задачи данных, противоречащих предлагаемому вами решению;

- можно ли считать предложенный путь решения задачи единственно возможным;

- не следуют ли из условия задачи какие-либо другие выводы помимо тех, которые намечены вами.

Задание для самостоятельной тренировки В стране Z глава государства избирается всенародным голосованием. Все граждане обязаны придерживаться общегосударственной идеологии, существует постоянный контроль государства над всеми сферами жизни граждан, осуществляются внесудебные преследования оппозиционных движений. Государство Z включает в себя территории, не обладающие политической самостоятельностью.  На основе приведённых фактов определите каждую из трёх составляющих формы государства Z (обязательно сначала назовите составляющую формы государства, а затем конкретизируйте каждую из них для государства Z).

Задание для самостоятельной тренировки

В стране Z глава государства избирается всенародным голосованием. Все граждане обязаны придерживаться общегосударственной идеологии, существует постоянный контроль государства над

всеми сферами жизни граждан, осуществляются внесудебные преследования оппозиционных движений.

Государство Z включает в себя территории, не обладающие политической самостоятельностью.

На основе приведённых фактов определите каждую из трёх составляющих формы государства Z

(обязательно сначала назовите составляющую формы государства, а затем конкретизируйте каждую из

них для государства Z).