Задание 25. ЕГЭ по обществознанию
Что проверяет задание № 25 ?
1) раскрытие смысла указанного базового понятия (его сущности, основных признаков);
2) раскрытие определённых аспектов данного понятия (его видов, типов, форм, взаимосвязь с другими понятиями, формулирование суждений и др.);
3) характер приводимых суждений (наличие информации о рассматриваемом явлении, опора на знания обществоведческого курса, содержательная корректность с точки зрения научного обществознания).
- Правильно раскрыт смысл понятия ; в соответствии с требованием задания составлены два предложения, содержащие информацию о соответствующих аспектах понятия – 3 балла
- Правильно раскрыт смысл понятия; в соответствии с требованием задания составлено(-ы) предложение(-я), содержащее(-ие) информацию об одном аспекте понятия.
ИЛИ Смысл понятия в целом раскрыт (отдельные неточности в ответе не искажают его по существу); в соответствии с требованием задания составлены два предложения, содержащие информацию о соответствующих аспектах понятия – 2 балла
- Правильно раскрыт только смысл понятия .
ИЛИ Смысл понятия в целом раскрыт (отдельные неточности в ответе не искажают его по существу); в соответствии с требованием задания составлено(-ы) предложение(-я), содержащее(-ие) информацию об одном аспекте понятия – 1 балл
- Смысл понятия в явном виде не раскрыт или раскрыт неверно при любом количестве других элементов ответа.
ИЛИ Ответ неправильный – 0 баллов
Что значит правильное раскрытие понятия?
- выпускник понимает суть этого понятия, не искажает его
( не требуется научное понятие!)
- В качестве существенных характеристик могут быть зачитаны верное определяющее слово (словосочетание), если оно принципиально верно передает родовую принадлежность понятия; признаки понятия, выраженные как в форме его отличительных характеристик, черт, так и функций понятия, если они передают его сущность.
- если раскрывая смысл понятия, выпускник указывает какую-то одну из нескольких его существенных характеристик, то такая ситуация рассматривается в действующей системе оценивания следующим образом: Смысл понятия в целом раскрыт (отдельные неточности в ответе не искажают его по существу)
Что это? Какое это? Для чего это?
- Норма права – это общеобязательное формальное правило поведения , установленное государством, направленное на регулирование общественных прав и обязанностей каждого участника и закреплённое в законодательных актах.
Пример верного ответа
Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «инфляция »? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение , содержащее информацию о видах инфляции в зависимости от темпов, и одно предложение , раскрывающее любое
последствие инфляции
.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы :
1) смысл понятия , например: инфляция – это процесс обесценивания денег и снижения их покупательной способности, проявляющийся в росте общего уровня цен;
(Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение или объяснение смысла понятия.)
Правильный ответ должен содержать следующие элементы :
2) одно предложение с информацией о видах инфляции в зависимости от темпов, например : В зависимости от темпов инфляции условно различают инфляцию умеренную (ползучую), галопирующую, высокую и гиперинфляцию.
(Может быть составлено другое предложение, содержащее информацию о видах инфляции в зависимости от темпов.)
Правильный ответ должен содержать следующие элементы :
3) одно предложение , раскрывающее с опорой на знание курса любое последствие инфляции, например: В условиях инфляции замедляется экономический рост, поскольку фирмам становится недоступно приобретение новой, более совершенной техники.
(Может быть составлено другое предложение, раскрывающее с опорой на знания курса любое последствие инфляции.)
Задание для самостоятельной тренировки
Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальная мобильность»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о видах социальной мобильности , и одно предложение, раскрывающее сущность любого из видов социальной мобильности.
.
- смысл понятия , например: социальной мобильностью называется изменение социальной позиции индивида, социальной группы;
(Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение.)
- 2) одно предложение с информацией о видах социальной мобильности, опирающейся на знания курса, например: Социологи выделяют вертикальную и горизонтальную, индивидуальную и групповую социальную мобильность.
(Может быть составлено другое предложение, содержащее информацию о видах социальной мобильности.)
- 3) одно предложение , раскрывающее с опорой на знание курса сущность любого из видов социальной мобильности, например: Вертикальная мобильность связана с перемещением человека или социальной группы вверх или вниз по социальной лестнице, улучшением или ухудшением их социального положения.
Может быть составлено другое предложение, раскрывающее с опорой на знание курса сущность любого из видов социальной мобильности
Задание-задача. Задание 27. ЕГЭ по обществознанию
Назначение задания и критерии оценивания.
Задание-задача – задание высокого уровня сложности, проверяющее умение применять
социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам.
• Задание требует: анализа представленной информации, в том числе статистической и графической; объяснения связи социальных объектов, процессов; формулирования и
аргументации самостоятельных оценочных, прогностических и иных суждений, объяснений, выводов .
Существуют некоторые подходы к организации познавательной деятельности при решении задач, которые помогут вам справиться с заданиями этого типа.
Рассмотрим структуру познавательного задания-задачи. Задание включает в себя:
1. Условие, в котором сообщаются определенные сведения и
2. Требование – вопрос.
Для ответа на поставленный вопрос следует совершить
3. Определенные интеллектуальные действия.
Советы и рекомендации
В стране Z среднегодовое повышение цен (без улучшения качества товаров) составило 20%. Какое
экономическое явление иллюстрирует этот пример? Выскажите три суждения о влиянии этого
экономического явления на экономику страны.
СОВЕТ!
В правильном ответе должны быть следующие элементы:
1) экономическое явление — инфляция:
2) три суждения, допустим:
- _______________________
- _______________________
- _______________________
Пример верного ответа
В стране Z среднегодовое повышение цен (без улучшения качества товаров) составило 20%. Какое
экономическое явление иллюстрирует этот пример? Выскажите три суждения о влиянии этого
экономического явления на экономику страны.
Элементы правильного ответа.
три суждения, допустим:
— высокий уровень инфляции приводит к остановке производства;
— инфляция приводит к дезорганизации системы денежного обращения и её замене системой
натуральных расчётов;
— инфляция обесценивает трудовые услуги, существенно сокращает потребление.
Алгоритм работы с заданием 27
Памятка для решения познавательных задач.
1. Внимательно ознакомьтесь с условием задачи.
2. Соотнесите вопросы, сформулированные в задаче, с ее условием:
- определите, что дает условие для решения задачи;
- подумайте, какие знания следует привлечь для решения задачи;
- подумайте, какими общими правилами познания следует руководствоваться при решении задачи.
3. Наметьте предполагаемый ответ в соответствии с вопросом или предписанием.
4. Продумайте аргументы, подкрепляющие ваше решение.
Алгоритм работы с заданием 27
Памятка для решения познавательных задач.
5. Убедитесь в правильности полученного вами ответа:
- соответствует ли ответ существу вопроса задачи;
- если в задаче дано несколько вопросов, то дан ли ответ на каждый из них;
- нет ли противоречий между вашими аргументами;
- нет ли в условии задачи данных, противоречащих предлагаемому вами решению;
- можно ли считать предложенный путь решения задачи единственно возможным;
- не следуют ли из условия задачи какие-либо другие выводы помимо тех, которые намечены вами.
Задание для самостоятельной тренировки
В стране Z глава государства избирается всенародным голосованием. Все граждане обязаны придерживаться общегосударственной идеологии, существует постоянный контроль государства над
всеми сферами жизни граждан, осуществляются внесудебные преследования оппозиционных движений.
Государство Z включает в себя территории, не обладающие политической самостоятельностью.
На основе приведённых фактов определите каждую из трёх составляющих формы государства Z
(обязательно сначала назовите составляющую формы государства, а затем конкретизируйте каждую из
них для государства Z).