Внимание. Как помочь ребенку стать внимательным?
Когда ребенок становится учеником, к нему предъявляются разного уровня новые требования, у него появляются новые обязанности. Кто-то с ними справляется легко и просто, а для кого-то это сложный и, порой, трудный процесс.
Школа, в свою очередь, стремится не только дать определенный багаж знаний своим ученикам, но и ставит более значимую цель — научить детей учиться.
Это сделать не так просто, так как в первую очередь эта цель требует развития у детей всех необходимых для учения познавательных процессов. Это мышление, память, воображение, внимание.
Многочисленные наблюдения педагогов, исследования психологов убедительно показали, что ребенок, не научившийся учиться, не овладевший приемами мыслительной деятельности в начальных классах школы, в средней школе обычно переходит в разряд неуспевающих.
Очень часто оказывается, что успехи наших детей в учебе и других видах деятельности , во многом зависят от того, насколько у них сформирована способность быть внимательными.
Как часто мы говорим своему ребенку-школьнику: «Ты невнимательный!», когда ребенок допускает нелепые ошибки, не может их найти.
Нередко из-за недостатка внимания ребенку трудно учиться в школе. Маленький ученик, словно, не слышит и не видит того, что он должен усвоить и запомнить. В старших классах ему становится труднее, т.к. поступающая и требующая запоминания информация обильна и разнообразна.
Внимание — это не раз и навсегда данное качество. Внимание можно и нужно развивать! Конечно, в школе предусмотрены практически на всех уроках задания на внимание. Но надо заметить, что как бы ни старались учителя использовать эти задания в своей педагогической деятельности, они могут только поддерживать тот уровень развития внимания, который имеется у учеников на данном этапе. На это существуют определенные причины: во-первых, объем учебного материала достаточно велик; во-вторых, должна быть определенная система заданий и работа, как правило, должна быть индивидуальной, что в классе осуществить трудно.
Тем не менее, ученику необходимо помочь научиться управлять своим вниманием. Самому младшему школьнику это сделать еще трудно. И главным помощником ребенку могут стать его родители.
Могут отвлечь и домашние животные, громкие телефонные разговоры , звук телевизора . Задача родителей состоит в том, чтобы создать все необходимые условия для успешного выполнения домашнего задания. И, если потребуется, прийти на помощь, поддержать и похвалить маленького ученика.
Чтобы помогать ребенку, мы должны знать, что надо делать и как.
Что же такое внимание? Внимание — это способность человека сосредоточиться на определенных объектах и явлениях. Из окружающего мира на нас одновременно воздействует большое количество источников информации. Усвоить всю поступающую информацию невозможно, да и не нужно. Научиться выделять из нее нужную, совершенно необходимо. Эту функцию психической деятельности и выполняет внимание.
Когда учитель говорит об отсутствии внимания вообще — это очень обобщенно. Внимание имеет такие основные свойства как концентрация, объем, устойчивость, распределение и переключение. И у ребенка может быть развито хорошо одно из названных свойств внимания и совершенно отсутствовать другое, которое как раз и требует коррекции.
Поэтому прежде, чем приступать к занятиям по развитию внимания, надо знать, какие именно свойства слабо развиты у вашего ребенка, ибо каждое свойство очень значимо для успешной учебной деятельности.
Концентрация внимания — умение сосредоточиться на нужном объекте, его частях, способность вникнуть в задачу. Ребенок с хорошей концентрацией внимания отличается хорошей наблюдательностью, организованностью. И наоборот, тот, у кого не развито это свойство, бывает рассеянным и несобранным.
Объем внимания — это количество одновременно воспринимаемых и удерживаемых в сознании объектов. Для детей 7 лет число таких объектов колеблется от 3 до 5. При хорошем объеме внимания ребенку легче совершать операции сравнения, анализа, обобщения, классификации. Умение выполнять эти операции говорит о развитии логического мышления.
Устойчивость внимания — это возможность длительного сосредоточения на одном и том же объекте. Ребенок с устойчивым вниманием может долго работать, не отвлекаясь, ему нравится длительная напряженная работа (интерес к заданиям повышенной трудности).
Распределение внимания — это одновременное внимание к двум или нескольким объектам при одновременном выполнении действий с ними. Об особенностях распределения внимания судят по тому, легко или с трудом ребенку удается делать несколько дел одновременно: заниматься работой и наблюдать за окружающим (легко ли воспринимаются дополнительные разъяснения и беглые замечания учителя).
Переключение внимания — это перемещение внимания с одного объекта на другой или с одной деятельности на другую в связи с постановкой новой задачи.
Об индивидуальных особенностях переключения внимания можно судить по тому, насколько быстро ребенок переходит от одного занятия к другому, легко ли начинает новое дело, может ли быстро закончить какое-либо занятие или постоянно возвращается к нему в своих мыслях и действиях (продолжают решать, когда все закончили; все считают устно, а некоторые пытаются в это время записывать то, что до этого сделать не успели).
Когда вы изучите внимание своего ребенка и выявите, какое свойство наименее развито — можно приступать к занятиям.
К числу эффективных средств развития внимания относятся игры и игровые упражнения, которые можно включать в любую, даже очень серьезную деятельность.
Советы родителям
Развиваем самостоятельность
Внимательный ребенок - это самостоятельный ребенок. Ежедневные дела и обязанности способствуют формированию собранности. Стремитесь, чтобы в доме вещи и игрушки не лежали повсюду, а хранились в специально определенных местах. Благодаря этому малыши начинают ценить порядок.
Создаем благоприятный микроклимат
Если в вашем доме будет преобладать доброжелательная атмосфера, ребенок станет эффективнее концентрировать свое внимание. Телевизор не должен быть фоном во время приема пищи, выполнения уроков и игр.
Выдвигаем целесообразные требования
Следите, чтобы темп жизни ребенка не был чересчур напряженным. График повседневных занятий должен учитывать индивидуальные особенности ребенка, его самочувствие. Важно придерживаться распорядка дня, особенно – в положенные часы ложиться спать. Недостаток сна негативно влияет на состояние ребенка.
Строим отношения
Гиперактивным детям показано спокойное и благожелательное отношение близких людей. Крайности в воспитательном процессе, например вседозволенность или чрезмерные запреты, вредны этим детям. Не нужно устанавливать жесткие правила, любые указания со стороны взрослых должны быть аргументированы. Твердость следует проявлять в отношении безопасности ребенка и его здоровья. Гиперактивным детям противопоказаны телесные наказания, но они чувствительны к любому варианту поощрения. Хвалите их за любой положительный поступок и послушание, подчеркивайте даже незначительные заслуги.
Оборудуем место для занятий
Для формирования внимания необходимы физические нагрузки, при выполнении которых высвобождается лишняя энергия. Речь идет о спортивных упражнениях и закаливании. Полезны длительные прогулки на свежем воздухе, так как в замкнутом пространстве много ограничений. Прекрасно, если у ребенка появится собственное увлечение. Занятия любимым делом и отдых должны проходить там, где отсутствуют зеркала и яркие предметы, которые могут отвлечь малыша.
Примеры игр и игровых упражнений
«Кто внимательный?» Читают текст. Дети должны понимать смысл и считать количество слов со звуком [М], например.
«Сколько чего?» Детям нужно осмотреть комнату и назвать как можно больше имеющихся в ней предметов, отбирая по любым признакам: цвет, форма, материал, из которого сделаны предметы, чтобы была определенная буква в их названии.
«Повтори быстро». Ребенок может повторять за вами слова только тогда, когда вы говорите слово «повторите» (диалог идет быстрый). Можно использовать слова: скажите, произнесите и т.д.
«Построй в темноте». На столе кубики и спичечные коробки или иные предметы (части от конструктора, кубики разного размера). Ребенок с завязанными глазами должен быстро построить одной рукой столбик с основанием в один кубик (возможен соревновательный момент).
«Не собьюсь». Счет до 30. Определенные числа (содержащие цифру 3, делящиеся на 3) называть нельзя. Вместо них — любое движение или слово (подпрыгнуть, сказать «не собьюсь»).
Бросать мяч, называя существительные. Ребенок, принимая мяч, называет подходящий по смыслу глагол и говорит свое существительное и т.д.
Игры в шашки и шахматы. Эти игры не зря называют школой внимания. Надо просчитать ходы наперед, сделать выводы.
Игра в перепутанные действия. Если я подниму руки вверх, дети — в стороны, если я присяду — дети подпрыгивают и т.д. Нельзя забывать, что задания на развитие внимания часто встречаются в различных детских журналах и др. изданиях. Это хорошо вам знакомые лабиринты, рисунки с перепутанными линиями, нахождение отличий на картинках, вычеркивание в тексте определенных букв (через три), решение различных головоломок и др. Так вырабатывается сосредоточенность.
Учитель или родитель предлагает решить устно несколько арифметических примеров. Например, даны 2 числа — 84 и 26. Первую цифру второго числа нужно умножить на вторую цифру первого, к полученному произведению надо прибавить вторую цифру второго числа и из этой суммы вычесть первую цифру первого числа (2 × 4 + 6 -8 = 6) (устойчивость внимания).
Предлагается удержать восприятие рисунка (усеченная пирамида, приближающаяся к нам — уходящая внутрь; профиль — ваза), только в одном положении определенное время. При изменении ставить черточку на бумаге (объем внимания).
Посмотреть на предметы в течение 1 секунды и потом назвать: сколько и какие предметы изображены? какие цифры изображены? в какую фигуру вписана та или иная цифра? (распределение внимания).
Одновременно решать несложные математические примеры и слушать пословицы. Затем назвать ответы и повторить, что за пословицы были названы.
Писать числа от 1 до 20, а называть их при этом в обратном порядке.
По таблице с буквами и цифрами — сначала назвать цифры по порядку, потом — буквы по алфавиту, потом чередуя букву — цифру (переключение).
На листочке числа от 1 до 20 вразброс, надо указать и назвать их по порядку как можно быстрее.
Помогайте вашим детям стать внимательными. Приобретайте и читайте книги, в которых можно найти упражнения и игры, способствующие развитию внимания.
Играйте вместе с детьми. Это дает возможность лучше понять ребенка, лучше его узнать, найти правильный подход, расположить его к себе.
Не забывайте о спортивных играх, благодаря которым можно развивать не только силу и ловкость, но и внимание.
Учите детей быть наблюдательными — умеющими замечать изменения, происходящие в окружающем мире (что-то переставили дома, сломалась ветка дерева, сорвали цветок, который вчера еще был и т.д.) Все это будет способствовать обогащению и развитию личности.
Плохая отметка. Что делать?
Все дети рано или поздно приносили плохие отметки со школы. Как правило, мы не можем относиться спокойно к такой плохой новости, и сразу же начинаем ругать и наказывать свое чадо. Мы закатываем скандал, не думая, чем это может обернуться. Ведь ребенок начинает думать, что его родные мама и папа совсем не понимают его. Столкнувшись с такой ситуацией не один раз и боясь снова быть наказанным, ребенок начинает утаивать плохие отметки. Так теряется доверие к собственным детям. Чтобы у вас не возникало таких проблем с ребенком, давайте разберемся в этой ситуации и научимся правильно реагировать на плохие оценки.
Дело в том, что отметка, особенно когда ребенок считает ее несправедливой, наносит ребенку некоторые психологические проблемы, в результате чего может страдать самооценка. Двойка, стоящая в дневнике – это сильная травма для ребенка, это уже наказание. В такой сложный момент дети очень нуждаются в помощи и поддержке со стороны родителей.
Что запрещается делать:
Ругать и плохо реагировать на плохие отметки. Как бы вы не расстраивались из-за не самых приятных оценок, избегайте осуждения, насмешек, наказаний и обвинений. Ведь такая ваша негативная реакция в понимании ребенка означает реакцию на его труд и оценку личности.
Равнодушно относится к плохим отметкам. Нельзя игнорировать двойки и давать ребенку понять, что это не самое страшное в жизни.
Делать уроки за ребенка. Иногда вам кажется, что проще самим сделать уроки , чем объяснить ребенку как делать то или иное задание. Но ведь от такой помощи ребенок не перестанет получать плохие оценки.
Что нужно делать:
Показать, что плохая оценка вызвала у вас огорчение, но вы готовы помочь ребенку в причине ее получения.
Разобраться с причиной невысокой отметки. Она может быть самой разной: сложная тема, плохой контакт с учителем, плохое самочувствие ребенка, застенчивость и неуверенность. Ребенок может хорошо знать материал, но боится выступать перед классом. Он начинает теряться, пытается быстро проговорить и как можно скорее сесть за парту.
Помочь ребенку исправить плохую отметку. Если он не понял тему, постараться разобраться и объяснить сложный материал.
Если ребенок не может справиться с волнением, прорепетируйте его выступление дома, развивайте в ребенке уверенность. Теперь, когда ваш ребенок хорошо подготовился, необходимо настроить его на то, чтобы , подойти к учителю с просьбой исправить плохую оценку. Так, учитель увидит в ребенке не пассивного ученика, а старательного, готового разбираться, работать показывать свои знания.
Интересуйтесь делами ваших детей не только в день получения плохой отметки. Не нужно ограничиваться только ежедневной проверкой оценок в дневнике. Интересуйтесь, что нового узнал ребенок на уроках, как его настроение.
Воспользуйтесь данными рекомендациями и не устраивайте скандалов в те моменты, когда ребенку так нужно ваше понимание. Научите ребенка учиться. И вы заметите, что скоро он научится понимать, что плохая оценка — это сигнал к тому, что нужно разобраться с материалом и приложить усилия, чтобы презентовать его.
Возможно, эти рекомендации покажутся вам не простыми, ведь сдерживать эмоции не всегда удается легко. Но нужно стараться и со временем вы увидите, что ваши усилия не окажутся напрасными. Научитесь быть счастливыми и успешными родителями, правильно преодолевать трудности и ваши отношения с ребенком обязательно улучшаться!