Рекомендации родителям по развитию логического мышления у детей
Развивать логическое мышление ребёнка так же важно, как давать ему новые знания. Возможно, даже важнее. Ведь если знания — это инструменты, то логика — умение ими пользоваться.Зачем развивать логику?
Развитая логика помогает выделять суть в потоке информации, принимать взвешенные решения и чётко формулировать свои мысли — эти способности пригодятся не только в школе. Во времена высоких технологий умение мыслить логически становится жизненно необходимым навыком.
Способы развития логического мышления.
Логическое мышление — это не врождённый талант, его необходимо развивать. Существует много способов, позволяющих делать это с удовольствием.
Аналогия.
Аналогия – это сходство между объектами в некотором отношении. Использование аналогии – основа поиска решения задач.
Например:
1. Склад – товар, библиотека – …?
2. Продолжите ряд: 12 14 13 15 14 16 …
1 2 4 8 16 …
Исключение лишнего.
В каждой задаче указаны четыре объекта, из которых три в значительной мере сходны друг с другом, и только один отличается от всех остальных.
Например:
1. Петя, Коля, Иванов, Леша
2. 9; 12; 8; 15
3. см, дм, кг, км.
Классификация.
Классификация – это прием мышления, суть которого заключается в разбиении данного множества объектов на попарно непересекающиеся подмножества.
Найди лишнее слово: линейка, ручка, карандаш, ластик
воробей, ручей, ночь, конь
Найди общее название: музыкальный, столярный, медицинский –
речной, сахарный, кварцевый –
Логические задачи.
Логические задачи – это задачи, требующие умения проводить доказательные рассуждения, анализировать.
Например:
1.Ира, Даша, Коля и Митя собирали ягоды. Даша собрала ягод больше всех, Ира – не меньше всех. Верно ли, что девочки собрали ягод больше, чем мальчики?
2. В одной семье у каждого из пяти братьев есть сестра. Сколько всего детей в семье?
Перебор.
Сущность этого приема заключается в проведении организованного разбора и анализа всех случаев, которые возможны в ситуации, описанной в задаче.
Например:
1. Сколько имеется двузначных чисел, у которых среди цифр есть хотя бы одна пятерка?
2. В числе 48352 зачеркните такие две цифры, чтобы число, образованное оставшимися цифрами в том же порядке было наибольшим (наименьшим)
Задачи с геометрическим содержанием.
1.Нарисуйте два треугольника так, чтобы их общей частью были: а) отрезок; б) точка; в) четырехугольник
2.Разрезать квадрат на две равные фигуры (10 способов)
Задачи-шутки.
1.Сколько концов у двух палок, у трех палок, у пяти с половиной палок?
2.Какой математический знак нужно поставить между 5 и 6, чтобы полученное число было больше 5, но меньше 6?
3.Крышка стола имеет 4 угла. Один угол отпилили. Сколько углов осталось?
Упражнение "Анаграмма"
В основе этого упражнения лежат задачи, в которых решение получается в результате создания неких комбинаций – буквосочетаний, из которых необходимо составлять осмысленные слова.
Например:
КАСЛС – КЛАСС ЛЕТИБ – БИЛЕТ ЦАИУЛ – УЛИЦА
ОБОЛКА – ОБЛАКО ЕАРБТЯ – РЕБЯТА ОБОЕЙВР – ВОРОБЕЙ
Занимательные задачи.
1. Что можно видеть с закрытыми глазами?
2. Назовите пять дней, не называя чисел (1, 2, 3,..) и названий дней недели (понедельник, вторник, среда…)
3. Чем оканчиваются день и ночь?
Математические квадраты.
Впиши в клеточки квадрата числа 3, 5, 8, 9, 11 так,чтобы сумма по вертикали,
г
оризонтали и диагоналибыла одна и та же.
Интеллектуальные игры.
Игра для детей — способ познания мира. Играя с ребёнком в домино, шашки, шахматы, точки и даже просто в слова, вы не только весело проводите время, но и развиваете мышление ребёнка.
Головоломки.
Специализированные магазины предлагают ассортимент «игр для ума» на любой вкус и возраст — всевозможные лабиринты, пазлы, Кубик Рубика и целые научно-исследовательские наборы. Также в этом возрасте будут очень полезны текстовые и математические ребусы и занимательные игры со спичками.
Уважаемые родители! Чтобы ваши усилия были эффективными, воспользуйтесь следующими советами:
Не допускайте, чтобы ребенок скучал во время занятий. Если ребенку интересно учиться, он учится лучше.
Старайтесь показывать необходимость каждого знания, приводите примеры. Связывайте новые знания с уже усвоенными, понятыми.
Повторяйте упражнения. Развитие умственных способностей ребенка определяется временем и практикой.
Будьте терпеливы, не спешите, не давайте ребенку задания, значительно превышающие его интеллектуальные возможности.
В занятиях с ребенком нужна мера. Не заставляйте ребенка делать упражнение, если он устал, расстроен.
Избегайте неодобрительной оценки. Формируйте у него уверенность в своих силах.
Постарайтесь не воспринимать занятия с ребенком как тяжелый труд, радуйтесь и получайте удовольствие от процесса общения, никогда не теряйте чувства юмора.
Успехов вам и больше веры в себя и возможности своего ребенка!