"Семьи бывают хорошие, и семьи бывают плохие. Поручиться за то, что семья воспитывает, как следует, нельзя. Говорить, что семья может воспитывать,
как хочет, мы не можем. Мы должны организовать семейное воспитание, и организующим началом должна быть школа, как представительница
государственного воспитания…"
А.С.Макаренко
Рекомендации
социального педагога при работе с семьей
Семья – наиболее распространенный вид социальной группы, основная ячейка общества, в которой рождается, формируется, развивается и в течение жизни находится человек.
Семья в современных условиях не всегда выходит из сложных жизненных ситуаций. Она нуждается в помощи со стороны. Такую помощь может оказать служба социально-психологической помощи и социальный педагог.
Основной задачей социального педагога при работе с семьей является разрешение кризисных ситуаций, активизация педагогической, воспитательной деятельности семьи, придание ей целенаправленного, общественно значимого характера.
Главная цель - мобилизовать внутренние силы семьи на преодоление кризиса.
Особое внимание обращается на семьи, где несовершеннолетние находятся в социально опасном положении, семьи которые оказались в тяжелом материальном положении, неполные, многодетные, нетрудоспособные, имеющие детей-инвалидов, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Алгоритм работы социального педагога с семьями:
1. Ранее выявление «проблемной» семьи и постановка на учет ребенка;
2. Первичное обследование жилищных условий семьи, социальный патронаж;
3. Изучение проблем, социального неблагополучия в семье, ее особенностей, ее целей, ценностных ориентаций;
4. Изучение личностных особенностей членов семьи;
5. Координационная деятельность со всеми заинтересованными организациями (ПДН, КДН и ЗП, УТ и СЗН, органами опеки и попечительства, прокуратуры, органами здравоохранения и т.д.)
6. Составление индивидуальной социально – реабилитационной программы работы с неблагополучной семьей (подростком); в плане которой должны быть расписаны виды помощи семье (см. Приложение 1).
7. Выводы о результатах работы с неблагополучной семьей.
Помощь семье:
Деятельность социального педагога с семьей включает три основных составляющих социально - педагогической помощи: образовательную, психологическую и посредническую.
Образовательная составляющая включает в себя два направления деятельности социального педагога: помощь в обучении и воспитании. Помощь в обучении направлена на предотвращение возникающих семейных проблем и формирование педагогической культуры родителей. Помощь в воспитании проводится социальным педагогом, в первую очередь, с родителями - путем их консультирования, а так же с ребенком посредством создания специальных воспитательных ситуаций для решения задачи своевременной помощи семье в целях ее укрепления и наиболее полного использования ее воспитательного потенциала.
Психологическая составляющая социально - педагогической помощи включает в себя 2 компонента: социально - психологическую поддержку и коррекцию. Поддержка направлена на создание благоприятного микроклимата в семье в период кратковременного кризиса. Коррекция межличностных отношений происходит, в основном, когда в семье существует психическое насилие над ребенком, приводящее к нарушению его нервно - психического и физического состояния. К такому виду насилия относится запугивание, оскорбление ребенка, унижение его чести и достоинства, нарушение доверия.
Посреднический компонент социально - педагогической помощи включает в себя три составляющие: помощь в организации, координации и информирование. Помощь в организации направлена на организацию семейного досуга, включающую в себя: клубов по интересам, организацию семейных праздников, конкурсов, курсов по ведению домашнего хозяйства, «клубов знакомств», летнего отдыха и др. Помощь в координации направлена на активизацию различных ведомств и служб (ПДН, КДН и ЗП, УТ и СЗН, органы опеки и попечительства, прокуратура, и т.д.) по совместному разрешению проблемы конкретной семьи и положения конкретного ребенка. Помощь в информировании направлена на обеспечение семьи информацией по вопросам социальной защиты (консультирование по жилищным, семейным, трудовым и т.п. вопросам).
Роли социального педагога:
Социальный педагог при работе с семьей выступает в трех основных ролях:
Советник - информирует семью о важности и возможности взаимодействия родителей и детей в семье; рассказывает о развитии ребенка; дает педагогические советы по воспитанию детей.
Консультант - консультирует по вопросам семейного законодательства; вопросам межличностного взаимодействия в семье; информирует о существующих методах воспитания, ориентированных на конкретную семью; разъясняет родителям способы создания условий, необходимых для нормального развития и воспитания ребенка в семье.
Защитник - защищает права ребенка в случае, когда приходится сталкиваться с полной деградацией личности родителей (алкоголизм, наркомания, жестокое отношение к детям) и вытекающими из этого проблемами неустроенности быта, отсутствие внимания, человеческого отношения родителей к детям.
Формы и методы работы социального педагога с семьей:
В обязанности социального педагога входит посещение семей. Первый визит в семью - ответственный момент, часто решающий, будут ли родители доверять учителю, прислушиваться к его советам. Педагог заранее готовится к посещению той или иной семьи: узнает ее состав, материальное положение, выясняется, где работают родители, продумывают возможные вопросы членов семьи и отвечает на них, намечает, какие сведения о ребенке ему нужно получить.
Посещение семьи во второй и третий раз учитель планирует, учитывая результаты предварительного знакомства; поведение ребенка в школе, отношение родителей к своим обязанностям, их участие в жизни школы.
Идя в семью, социальный педагог ставит перед собой задачу выявления, обобщения и распространения лучшего опыта семейного воспитания. Опыт семейного воспитания в каждой семье педагог собирает по крупинкам. В одной семье это может быть оборудование детского уголка, в другой интересная организация досуга и т.д.
Одна из форм работы социального педагога с семьей - социальный патронаж, представляющая собой посещение семьи на дому с диагностическими, контрольными, адаптационно - реабилитационными целями, позволяющая установить и поддерживать длительные связи с семьей, своевременно выявляя ее проблемные ситуации, оказывая незамедлительную помощь.
Патронаж дает возможность наблюдать семью в ее естественных условиях. Что позволяет выявить больше информации, чем лежит на поверхности. Проведение патронажа требует соблюдения ряда этических принципов: принципа самоопределения семьи, добровольности принятия помощи, конфиденциальности, поэтому следует находить возможности информировать семью о предстоящем визите и его целях.
Патронаж может проводиться со следующими целями:
диагностические: ознакомление с условиями жизни, изучение возможных факторов риска (медицинских, социальных, бытовых), исследование сложившихся проблемных ситуаций;
контрольные: оценка состояния семьи и ребенка, динамика проблем (если контакт с семьей повторный); анализ хода реабилитационных мероприятий, выполнения родителями рекомендаций и пр.;
адаптационно-реабилитационные: оказание конкретной образовательной, посреднической, психологической помощи.
Регулярные патронажи необходимы в отношении неблагополучных и прежде всего асоциальных семей, постоянное наблюдение за которыми в какой-то мере дисциплинирует их, а так же позволяет своевременно выявлять и противодействовать возникающим кризисным ситуациям.
Наряду с патронажем, занимающим важное место в деятельности социального педагога, следует выделить консультационные беседы как одну из форм работы с семьей. Консультирование, по определению, предназначено в основном для оказания помощи практически здоровым людям, испытывающим затруднения при решении жизненных задач.
Социальный педагог, работая с семьей, может использовать наиболее распространенные приемы консультирования: эмоциональное заражение, внушение, убеждение, мини - тренинги и пр.
Наряду с индивидуальными консультативными беседами, могут применяться групповые методы работы с семьей (семьями) - тренинги.
Групповые методы работы дают возможность родителям обмениваться друг с другом опытом, задавать вопросы и стремиться получить поддержку и одобрение в группе. Кроме того, возможность принимать на себя роль лидера при обмене информацией развивает активность и уверенность родителей.
Правила, которые следует помнить во время посещения семей:
1. Надо заранее договориться о посещении и не назначать на этот день больше ничего, чтобы не сидеть «на иголках», т.к. беседа может затянуться.
2. Не планировать свой визит больше чем на один час.
3. Не беседовать у двери, на ходу. Сначала некоторые родители чувствуют себя неловко, забывают пригласить, здесь можно прийти к ним на помощь.
4. Тон в беседе должен задавать социальный педагог. Тон должен быть дружелюбным и спокойным. От нас требуется максимум тактичности и выдержки. Дело в том, что родители могут принять оборонительный и снисходительный тон. Не стоит забывать о том, что они – дилетанты во всех вопросах, вы педагог. Но надо не поучать, а советовать родителям, больше задавать вопросов, но при этом не стоит превращать разговор в допрос.
5. Желательно продумать предварительные вопросы или основные пункты разговора. Лучше всего пользоваться специальной картой-схемой. Вопросы этой схемы надо помнить, беседа должна быть естественной и непринужденной. Записи делать нежелательно. Однако после посещения надо записать все услышанное, а также записать и выводы.
6. Вести беседу желательно со всей семьей. Во-первых, вы сразу знакомитесь со всеми членами семьи. Во-вторых, сам ребенок должен участвовать в беседе, так как говорят все-таки о нем и, в конце концов, вы – его гость. Но есть моменты, когда присутствие ребенка исключительно. Мы заранее обговариваем эти моменты, и родители под каким-либо предлогом отправляют ребенка из комнаты.
Направления работы социального педагога при работе с семьей:
Работа социальных педагогов с родителями осуществляется в двух направлениях: с коллективом родителей и индивидуально. В практике сложились наиболее рациональные ее формы: общие и классные собрания родителей, коллективные и индивидуальные консультации, беседы, лекции, конференции, посещение семей учащихся, фотомонтажи, выставки работ учащихся и т.д.
Родительские собрания сближают учителей и родителей, приближают семью к школе, помогают определить наиболее оптимальные пути воздействия в воспитательном влиянии на ребенка. На собраниях родителей систематически знакомят с целями и задачами, содержанием, формами и методами воспитания и обучения детей в семье и школе.
Привлечение родителей к выполнению поручений к ежедневной доброжелательной помощи школе - важная, насущная задача в работе социального педагога с семьей.
Общение с родителями:
Налаживание с родителями доброжелательных контактов происходит легче, если педагог строит общение целенаправленно, учитывая ситуацию, заранее продумывает не только содержание беседы, но и ее ход, возможные варианты и неожиданные повороты. Давая советы, стремясь, если это необходимо, внести коррективы в воспитательные воздействия родителей на ребенка, нужно помнить, что прямое нетактичное вмешательство во внутренние дела семьи может вызвать как протест и нанести трудно поправимый вред. Ведь каждый родитель воспитывает своих детей так, как считает нужным, исходя из своих знаний, умений, чувств и убеждений.
Большая социальная значимость целенаправленного общения с семьей заключается в том, что направляя по нужному руслу воздействие родителей на детей, педагог влияет и на перестройку внутрисемейных отношений, способствует совершенствованию личности самих родителей, тем самым повышает уровень общей культуры населения.
Особенно большие трудности представляют семьи, в которых мать или отец пьют, и даже если пьянство не имеет злостной формы, а выражается в застольях, периодическом употреблении спиртного, социальный педагог берет такие семьи под особый контроль. Социальный педагог регулярно посещает эту семью, целенаправленно проводит с родителями отдельные, индивидуальные беседы. Самым опасным для воспитания детей становится непонимание такими родителями вреда, который может принести алкоголь растущему организму.
Задача социального педагога - раскрыть перед родителями вред пьянства в семье, особенно приобщение детей к употреблению алкоголя, необходимо эмоционально настраивать детей против алкоголя.
Дети должны ясно представлять себе все аспекты проблемы: физиологический, социальный, экологический. Практика работы говорит об эффективности индивидуальной работы по антиалкогольной пропаганде с семьями учащихся.
Приложение 1
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ СОЦИАЛЬНО -
РЕАБИЛИТАЦИОННАЯ ПРОГРАММА СЕМЬИ
несовершеннолетнего _________________
№ п/п | Содержание | Сроки | Ответственные, привлекаемые к работе |
1 | Посещение обучающегося на дому целью обследования социально-бытовых условий проживания, контроля над семьёй и ребёнком. Изучение образа жизни семьи. Изучение прошлого семьи. Изучение особенностей личности членов семьи. Выяснение общих проблем семьи. Выяснение особенностей семейного воспитания. Выявление положения детей в системе внутрисемейных взаимоотношений. Выяснение близкого окружения семьи. Изучение целей, ожиданий семьи. Составление плана и договора работы с семьей. Договор намечает основные направления приложения усилий. Он не является юридическим документом, но призван повысить ответственность сторон и структурировать активность для получения желаемых результатов. В плане краткой форме излагаются намерения сторон, принимаемые ими на себя обязательства по выведению семьи из кризиса, указываются сроки этой работы. | в течение года | классный руководитель соц. педагог |
2 | Оказание социальной, правовой помощи ребёнку и семье. Проведение консультаций специалистов – психолога, педагогов, медицинского работника, проведение педагогических лекториев. Пропаганда здорового образа жизни | в течение года и по необходимости | социальный педагог, педагог-психолог, медсестра |
3 | Проведение цикла профилактических бесед об ответственности родителей за воспитание ребёнка: «Права и обязанности родителей»; Взаимоотношения в семье – отражение в ребёнке»; «Пути решения конфликтных ситуаций» | в течение года | классный руководитель, социальный педагог, педагог- психолог |
4 | Диагностика (анкетирование, тест-опросник, наблюдение) | в течение года (по запросам) | классный руководитель, социальный педагог, педагог-психолог |
5 | Психологические часы для родителей (тренинги). | в течение года и по необходимости | педагог-психолог |
6 | Занятия по коррекции поведения с обучающимся. Проведение аналитической работы. | в течение года и по необходимости | педагог-психолог, социальный педагог |
Директор _______________
Соц. педагог _______________