СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рекомендации социального педагога по работе с семьей

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Здесь даны рекомендации по работе семьей. Вы познакомитесь с понятием "семья", алгоритмом работы социального педагога с ней, раскрываются три основных составляющих социально - педагогической помощи: образовательная, психологическая и посредническая,  в трех основных ролях выступает  социальный педагог при работе с семьей, познакомитесь с  формами и методами работы социального педагога с семьей.

Просмотр содержимого документа
«Рекомендации социального педагога по работе с семьей»



"Семьи бывают хорошие, и семьи бывают плохие. Поручиться за то, что семья воспитывает, как следует, нельзя. Говорить, что семья может воспитывать,

как хочет, мы не можем. Мы должны организовать семейное воспитание, и организующим началом должна быть школа, как представительница

государственного воспитания…"

А.С.Макаренко




Рекомендации

социального педагога при работе с семьей


Семья  наиболее распростра­ненный вид социальной группы, основная ячейка общества, в которой рождается, формируется, развивается и в течение жизни находится человек.

Семья в современных условиях не всегда выходит из сложных жизненных ситуаций. Она нуждается в помощи со стороны. Такую помощь может оказать служба социально-психологической помощи и социальный педагог.

Основной задачей социального педагога при работе с семьей является разрешение кризисных ситуаций, активизация педагогической, воспитательной деятельности семьи, придание ей целенаправленного, общественно значимого характера.

Главная цель - мобилизовать внутренние силы семьи на преодоление кризиса.

Особое внимание обращается на семьи, где несовершеннолетние находятся в социально опасном положении, семьи которые оказались в тяжелом материальном положении, неполные, многодетные, нетрудоспособные, имеющие детей-инвалидов, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Алгоритм работы социального педагога с семьями:

1. Ранее выявление «проблемной» семьи и постановка на учет ребенка;

2. Первичное обследование жилищных условий семьи, социальный патронаж;

3. Изучение проблем, социального неблагополучия в семье, ее особенностей, ее целей, ценностных ориентаций;

4. Изучение личностных особенностей членов семьи;

5. Координационная деятельность со всеми заинтересованными организациями (ПДН, КДН и ЗП, УТ и СЗН, органами опеки и попечительства, прокуратуры, органами здравоохранения и т.д.)

6. Составление индивидуальной социально – реабилитационной программы работы с неблагополучной семьей (подростком); в плане которой должны быть расписаны виды помощи семье (см. Приложение 1).

7. Выводы о результатах работы с неблагополучной семьей.

Помощь семье:

Деятельность социального педагога с семьей включает три основных составляющих социально - педагогической помощи: образовательную, психологическую и посредническую.

  • Образовательная составляющая включает в себя два направления деятельности социального педагога: помощь в обучении и воспитании. Помощь в обучении направлена на предотвращение возникающих семейных проблем и формирование педагогической культуры родителей. Помощь в воспитании проводится социальным педагогом, в первую очередь, с родителями - путем их консультирования, а так же с ребенком посредством создания специальных воспитательных ситуаций для решения задачи своевременной помощи семье в целях ее укрепления и наиболее полного использования ее воспитательного потенциала.

  • Психологическая составляющая социально - педагогической помощи включает в себя 2 компонента: социально - психологическую поддержку и коррекцию. Поддержка направлена на создание благоприятного микроклимата в семье в период кратковременного кризиса. Коррекция межличностных отношений происходит, в основном, когда в семье существует психическое насилие над ребенком, приводящее к нарушению его нервно - психического и физического состояния. К такому виду насилия относится запугивание, оскорбление ребенка, унижение его чести и достоинства, нарушение доверия.

  • Посреднический компонент социально - педагогической помощи включает в себя три составляющие: помощь в организации, координации и информирование. Помощь в организации направлена на организацию семейного досуга, включающую в себя: клубов по интересам, организацию семейных праздников, конкурсов, курсов по ведению домашнего хозяйства, «клубов знакомств», летнего отдыха и др. Помощь в координации направлена на активизацию различных ведомств и служб (ПДН, КДН и ЗП, УТ и СЗН, органы опеки и попечительства, прокуратура, и т.д.) по совместному разрешению проблемы конкретной семьи и положения конкретного ребенка. Помощь в информировании направлена на обеспечение семьи информацией по вопросам социальной защиты (консультирование по жилищным, семейным, трудовым и т.п. вопросам).

Роли социального педагога:

Социальный педагог при работе с семьей выступает в трех основных ролях:

  • Советник - информирует семью о важности и возможности взаимодействия родителей и детей в семье; рассказывает о развитии ребенка; дает педагогические советы по воспитанию детей.

  • Консультант - консультирует по вопросам семейного законодательства; вопросам межличностного взаимодействия в семье; информирует о существующих методах воспитания, ориентированных на конкретную семью; разъясняет родителям способы создания условий, необходимых для нормального развития и воспитания ребенка в семье.

  • Защитник - защищает права ребенка в случае, когда приходится сталкиваться с полной деградацией личности родителей (алкоголизм, наркомания, жестокое отношение к детям) и вытекающими из этого проблемами неустроенности быта, отсутствие внимания, человеческого отношения родителей к детям.

Формы и методы работы социального педагога с семьей:

В обязанности социального педагога входит посещение семей. Первый визит в семью - ответственный момент, часто решающий, будут ли родители доверять учителю, прислушиваться к его советам. Педагог заранее готовится к посещению той или иной семьи: узнает ее состав, материальное положение, выясняется, где работают родители, продумывают возможные вопросы членов семьи и отвечает на них, намечает, какие сведения о ребенке ему нужно получить.

Посещение семьи во второй и третий раз учитель планирует, учитывая результаты предварительного знакомства; поведение ребенка в школе, отношение родителей к своим обязанностям, их участие в жизни школы.

Идя в семью, социальный педагог ставит перед собой задачу выявления, обобщения и распространения лучшего опыта семейного воспитания. Опыт семейного воспитания в каждой семье педагог собирает по крупинкам. В одной семье это может быть оборудование детского уголка, в другой интересная организация досуга и т.д.

Одна из форм работы социального педагога с семьей - социальный патронаж, представляющая собой посещение семьи на дому с диагностическими, контрольными, адаптационно - реабилитационными целями, позволяющая установить и поддерживать длительные связи с семьей, своевременно выявляя ее проблемные ситуации, оказывая незамедлительную помощь.

Патронаж дает возможность наблюдать семью в ее естественных условиях. Что позволяет выявить больше информации, чем лежит на поверхности. Проведение патронажа требует соблюдения ряда этических принципов: принципа самоопределения семьи, добровольности принятия помощи, конфиденциальности, поэтому следует находить возможности информировать семью о предстоящем визите и его целях.

Патронаж может проводиться со следующими целями:

  • диагностические: ознакомление с условиями жизни, изучение возможных факторов риска (медицинских, социальных, бытовых), исследование сложившихся проблемных ситуаций;

  • контрольные: оценка состояния семьи и ребенка, динамика проблем (если контакт с семьей повторный); анализ хода реабилитационных мероприятий, выполнения родителями рекомендаций и пр.;

  • адаптационно-реабилитационные: оказание конкретной образовательной, посреднической, психологической помощи.

Регулярные патронажи необходимы в отношении неблагополучных и прежде всего асоциальных семей, постоянное наблюдение за которыми в какой-то мере дисциплинирует их, а так же позволяет своевременно выявлять и противодействовать возникающим кризисным ситуациям.

Наряду с патронажем, занимающим важное место в деятельности социального педагога, следует выделить консультационные беседы как одну из форм работы с семьей. Консультирование, по определению, предназначено в основном для оказания помощи практически здоровым людям, испытывающим затруднения при решении жизненных задач.

Социальный педагог, работая с семьей, может использовать наиболее распространенные приемы консультирования: эмоциональное заражение, внушение, убеждение, мини - тренинги и пр.

Наряду с индивидуальными консультативными беседами, могут применяться групповые методы работы с семьей (семьями) - тренинги.

Групповые методы работы дают возможность родителям обмениваться друг с другом опытом, задавать вопросы и стремиться получить поддержку и одобрение в группе. Кроме того, возможность принимать на себя роль лидера при обмене информацией развивает активность и уверенность родителей.

Правила, которые следует помнить во время посещения семей:

1. Надо заранее договориться о посещении и не назначать на этот день больше ничего, чтобы не сидеть «на иголках», т.к. беседа может затянуться.

2. Не планировать свой визит больше чем на один час.

3. Не беседовать у двери, на ходу. Сначала некоторые родители чувствуют себя неловко, забывают пригласить, здесь можно прийти к ним на помощь.

4. Тон в беседе должен задавать социальный педагог. Тон должен быть дружелюбным и спокойным. От нас требуется максимум тактичности и выдержки. Дело в том, что родители могут принять оборонительный и снисходительный тон. Не стоит забывать о том, что они – дилетанты во всех вопросах, вы педагог. Но надо не поучать, а советовать родителям, больше задавать вопросов, но при этом не стоит превращать разговор в допрос.

5. Желательно продумать предварительные вопросы или основные пункты разговора. Лучше всего пользоваться специальной картой-схемой. Вопросы этой схемы надо помнить, беседа должна быть естественной и непринужденной. Записи делать нежелательно. Однако после посещения надо записать все услышанное, а также записать и выводы.

6. Вести беседу желательно со всей семьей. Во-первых, вы сразу знакомитесь со всеми членами семьи. Во-вторых, сам ребенок должен участвовать в беседе, так как говорят все-таки о нем и, в конце концов, вы – его гость. Но есть моменты, когда присутствие ребенка исключительно. Мы заранее обговариваем эти моменты, и родители под каким-либо предлогом отправляют ребенка из комнаты.

Направления работы социального педагога при работе с семьей:

Работа социальных педагогов с родителями осуществляется в двух направлениях: с коллективом родителей и индивидуально. В практике сложились наиболее рациональные ее формы: общие и классные собрания родителей, коллективные и индивидуальные консультации, беседы, лекции, конференции, посещение семей учащихся, фотомонтажи, выставки работ учащихся и т.д.

Родительские собрания сближают учителей и родителей, приближают семью к школе, помогают определить наиболее оптимальные пути воздействия в воспитательном влиянии на ребенка. На собраниях родителей систематически знакомят с целями и задачами, содержанием, формами и методами воспитания и обучения детей в семье и школе.

Привлечение родителей к выполнению поручений к ежедневной доброжелательной помощи школе - важная, насущная задача в работе социального педагога с семьей.

Общение с родителями:

Налаживание с родителями доброжелательных контактов происходит легче, если педагог строит общение целенаправленно, учитывая ситуацию, заранее продумывает не только содержание беседы, но и ее ход, возможные варианты и неожиданные повороты. Давая советы, стремясь, если это необходимо, внести коррективы в воспитательные воздействия родителей на ребенка, нужно помнить, что прямое нетактичное вмешательство во внутренние дела семьи может вызвать как протест и нанести трудно поправимый вред. Ведь каждый родитель воспитывает своих детей так, как считает нужным, исходя из своих знаний, умений, чувств и убеждений.

Большая социальная значимость целенаправленного общения с семьей заключается в том, что направляя по нужному руслу воздействие родителей на детей, педагог влияет и на перестройку внутрисемейных отношений, способствует совершенствованию личности самих родителей, тем самым повышает уровень общей культуры населения.

Особенно большие трудности представляют семьи, в которых мать или отец пьют, и даже если пьянство не имеет злостной формы, а выражается в застольях, периодическом употреблении спиртного, социальный педагог берет такие семьи под особый контроль. Социальный педагог регулярно посещает эту семью, целенаправленно проводит с родителями отдельные, индивидуальные беседы. Самым опасным для воспитания детей становится непонимание такими родителями вреда, который может принести алкоголь растущему организму.

Задача социального педагога - раскрыть перед родителями вред пьянства в семье, особенно приобщение детей к употреблению алкоголя, необходимо эмоционально настраивать детей против алкоголя.

Дети должны ясно представлять себе все аспекты проблемы: физиологический, социальный, экологический. Практика работы говорит об эффективности индивидуальной работы по антиалкогольной пропаганде с семьями учащихся.



























Приложение 1


ИНДИВИДУАЛЬНАЯ СОЦИАЛЬНО -
РЕАБИЛИТАЦИОННАЯ ПРОГРАММА СЕМЬИ

несовершеннолетнего _________________


п/п

Содержание

Сроки

Ответственные, привлекаемые к работе

1



Посещение обучающегося на дому целью обследования социально-бытовых условий проживания, контроля над семьёй и ребёнком.

Изучение образа жизни семьи.
Изучение прошлого семьи.
Изучение особенностей личности членов семьи.
Выяснение общих проблем семьи.
Выяснение особенностей семейного воспитания.
Выявление положения детей в системе внутрисемейных взаимоотношений.

Выяснение близкого окружения семьи.
Изучение целей, ожиданий семьи.

Составление плана и договора работы с семьей. Договор намечает основные направления приложения усилий. Он не является юридическим документом, но призван повысить ответственность сторон и структурировать активность для получения желаемых результатов.

В плане краткой форме излагаются намерения сторон, принимаемые ими на себя обязательства по выведению семьи из кризиса, указываются сроки этой работы.


в течение года

классный руководитель

соц. педагог

2

Оказание социальной, правовой помощи ребёнку и семье.

Проведение консультаций специалистов – психолога, педагогов, медицинского работника, проведение педагогических лекториев.

Пропаганда здорового образа жизни


в течение года и

по необходимости


социальный педагог, педагог-психолог, медсестра

3

Проведение цикла профилактических бесед об ответственности родителей за воспитание ребёнка:

  • «Права и обязанности родителей»;

  • Взаимоотношения в семье – отражение в ребёнке»;

  • «Пути решения конфликтных ситуаций»


в течение года

классный руководитель,

социальный педагог,

педагог- психолог

4

Диагностика (анкетирование, тест-опросник, наблюдение)

в течение года

(по запросам)

классный

руководитель,

социальный педагог,

педагог-психолог

5

Психологические часы для родителей (тренинги).

в течение года и

по необходимости


педагог-психолог

6

Занятия по коррекции поведения с обучающимся.

Проведение аналитической работы.

в течение года и

по необходимости

педагог-психолог,

социальный педагог





Директор _______________



Соц. педагог _______________