РЕКОМЕНДАЦИИ студентам по выполнению контрольной работы
По курсу «Русский язык и культура речи» студент – заочник выполняет одну контрольную работу. При ее выполнении рекомендуется пользоваться не одним, а несколькими источниками.
Цель контрольной работы - охватить основные темы курса, помочь студентам закрепить, систематизировать и углубить знания, которые они получили при самостоятельном изучении курса, формировать навыки самостоятельной работы с научной литературой, содействовать развитию общей культуры речи, усвоить сущность понятий и категорий дисциплины и уметь их использовать, а также овладеть искусством ведения деловой корреспонденции, элементарными знаниями правил этикета деловой речи.
Основными формами контроля преподавателя за выполнением контрольной работы студентов-заочников, а также оказания индивидуальной помощи в освоении программного материала являются рецензирование контрольных работ, консультации и проведение занятий в период установочной сессии.
Рецензированию подлежат все выполненные контрольные работы. Цель рецензирования – оценить степень усвоения студентами содержания программного материала, обратить внимание на имеющиеся ошибки и недостатки и указать пути их исправления.
Контрольная работа оценивается: «зачет», «незачет», «зачет с доработкой». Если контрольная работа не будет зачтена или зачтена с доработкой, студент обязан её доработать в соответствии с замечаниями и предложениями преподавателя; работу не переписывать полностью, а к начальному варианту внести необходимые изменения и дополнения. (В контрольной работе преподаватель не будет исправлять ошибки, а будет подчеркивать, поэтому необходимо сделать после рецензии работу над ошибками.Выписать слово, словосочетание или предложение, где сделана была ошибка, в правильном варианте и уметь объяснить, на какое правило сделана эта ошибка и т.д.).Все проверенные контрольные работы возвращаются студенту, который предъявляет их при сдаче дифференцированного зачета по предмету «Русский язык и культура речи».
Методические рекомендации относительно выполнения контрольной работы:
1 Детально проработайте теоретический материал по теме. Лучше изучайте программный материал небольшими разделами, частями (2-3 раза в неделю по 1,5-2 часа), чем по несколько тем подряд и с большими перерывами.
2 Перед каждым занятием повторяйте предыдущий материал, потому что он может быть связан с новой темой.
3 Новый материал изучайте осмысленно. Хорошо разберитесь в материале, объясните его своими словами, напишите конспект.
4 После этого проверьте усвоение темы. Ответьте на вопросы для самопроверки; при этом в письменном виде фиксируйте необходимые примеры, составьте план ответа.
При выполнении контрольной работы необходимо соблюдать следующие общие требования:
1 Контрольная работа выполняется в ученической тетради.
2 Необходимо придерживаться стандартного оформления титульной страницы работы:
Оформление титульной страницы
ЧАСТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ОТКРЫТЫЙ КОЛЛЕДЖ»
Контрольная работа
по дисциплине
«Русский язык и культура речи»
Студента ______ курса
Группы_____________
номер зачетной книжки_________
Фамилия, имя, имя отчество в родительном падеже
3 Указать номер варианта. Номер варианта выбирается по последней цифре номера в зачетной книжке (если номер зачетной книжки заканчивается на 0, то берется контрольная № 10).
4Четко и правильно переписать задание контрольной работы по своему варианту. Допускается ксерокопирование варианта задания. Работы, выполненные по другому варианту, возвращаются без проверки.
5Работа должна быть выполнена чернилами (пастой), четко и разборчиво.
6 Задания выполняются в соответствии с нумерацией.
7Каждое задание оформляется с новой страницы.
8 Деловые документы записывать полностью.
9 Сокращать слова не разрешается, кроме тех случаев, когда это установлено соответствующим стандартом или правилами орфографии и пунктуации русского языка.
10 В тетради следует оставлять поля и место в конце работы для заметок и заключения рецензента, а также указать перечень использованной литературы в алфавитном порядке.
11 Контрольная работа должна быть сдана за две недели до начала сессии.
12 Защита контрольной работы в межсессионный период.
ПРИМЕР ВЫПОЛНЕНИЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
1. Затранскрибируйте слова.
Дела - [д, иэла́], дома - [д^ма́], дуб - [ду́п].
2. Поставьте правильно ударение в словах
еретИк, характЕрный (поступок), пОнял, грАмота, музЕй.
3. Объясните значение фразеологизмов и составьте с ними предложения.
В два счета – очень быстро, моментально.
В два счета мы обогнали соперников.
4. Подберите синонимы к заимствованным словам:
Форвард – нападающий, лидер; догма- мнение, решение, постановление.
5. Составьте словосочетания с каждым из паронимов:
Тормоз – торможение. Электрический тормоз, торможение программы.
6. Подберите антонимы к словам:
Конкретный – абстрактный, большой – маленький.
7. Запишите пять многозначных слов и укажите их значение. Приведите примеры к каждому значению.
Земля
1. Третья от Солнца планета Солнечной системы, вращающаяся вокруг Солнца и вокруг своей оси.
2. Суша в противоположность водному или воздушному пространству. На корабле увидели землю. Большая з. (материк или берег материка в речи мореплавателей, жителей острова).
3. Почва, верхний слой коры нашей планеты, поверхность. Обработка земли. Сесть на землю. Из-под земли добыть (достать) что-н. (также перен.: с большим трудом). Как сквозь землю провалиться (исчезнуть неизвестно куда; разг.).
4. Рыхлое темно-бурое вещество, входящее в состав коры нашей планеты. 3. с песком и глиной.
5. Страна, государство, а также вообще какая-н. большая территория Земли (высок.). Родная э. Русская з. Чужие земли.
6. Территория с угодьями, находящаяся в чьем-н. владении, пользовании. Собственность на землю. Аренда земли.
7. В Австрии и Германии: административно-территориальная (федеративная) единица. || уменьш.-ласк. земелька, -и, ж. (к 3, 4 и 6 знач.) и землица, -ы, ж. (к 3,4 и 6 знач.). || прил. земельный, -ая, -ое (к 6 и 7 знач.), земляной, -ая, -ое (к 3 и 4 знач.) и земной, -ая, -ое (к 1 и 2 знач.). Земельный участок. Земельный кодекс. Земельное законодательство. Земельное правительство. Земельный канцлер. Земной тар. Земная ось. Земная кора. Земляные работы (работы, связанные с выемкой и укладкой грунта). Земляной червь. * Земной поклон - 1) глубокий поклон до земли; 2) кому, глубокая благодарность.
8. Сделайте морфологический разбор подчеркнутых слов.
Под ним струя светлей лазури, над ним луч солнца золотой... А он, мятежный, просит бури, как будто в бурях есть покой! (М. Лермонтов).
Золотой (луч) – прилаг., н.ф. – золотой, качеств., полн.форма, Им.п., ед.ч., м.р., является определением в пр-и.
9. Постройте схему предложения и объясните знаки препинания.
Николай Иванович очень встревожен: от Катюши нет никаких вестей, где она — не знает. (А. Н. Т.)
Это повествовательное предложение сложное, с разными видами бессоюзной и союзной подчинительной связи. Оно состоит из четырёх простых предложений: 1) Николай Иванович очень встревожен, 2) от Катюши нет никаких вестей, 3) где она, 4) не знает-Эти предложения сгруппированы таким образом, что к первому относятся все остальные (2,3,4-е).При этом 3-е и 4-е предложения связаны друг с другом теснее, чем со вторым.
Первое предложение соединено с остальными (2, 3, 4-м) бессоюзной, с помощью пояснительной интонации, так как во 2, 3, 4-м предложениях указывается причина того, о чём говорится в первом предложении (причина тревоги Николая Ивановича).
2-е предложение соединено с 3-м и 4-м также бессоюзной, с помощью соединительно-перечислительной интонации: в 3-м и 4-м предложениях указывается, чего именно не знает Николай Иванович.
3-е и 4-е предложения представляют собой сложноподчинённое предложение с придаточным изъяснительным, которое присоединяется союзным словом и стоит перед главным.
Между 1-м предложением и остальными ставится двоеточие, так как остальные указывают на причину того, о чём говорится в первом. Между 2-м, с одной стороны, и 3-м и 4-м предложениями, — с другой, ставится запятая, как в бессоюзных сложных предложениях, выражающих перечисление. Между 3-м и 4-м предложениями ставится тире, так как придаточное предложение с союзным словом стоит перед главным. В конце сложного предложения ставится точка, так как это повествовательное предложение.
10. Просклоняйте количественные числительные и словосочетания:
И. одни,четыре студента
Р. одних, четырех студентов,
Д. одним, четырем студентам,
В. одних (одни), четырех студентов (четыре студента),
Т. одними, четырьмя студентами,
П. (об) одних, (о) четырех студентах.