Трудные случаи пунктуации. Запятая перед союзом «И»
Союз «и» может соединять, во-первых, однородные члены предложения, во-вторых, простые предложения в составе сложного.
Чтобы правильно поставить запятую перед союзом «и», необходимо отличать структуру сложносочиненного предложения от простого предложения с однородными сказуемыми или подлежащими. Поэтому сначала напомним определения простого и сложносочинённого предложений.
Сложносочиненное предложение – предложение, в котором две и более грамматических основ связаны сочинительными союзами (например, и, а, но, однако, или и т.д.)
Простое предложение – предложение с одной грамматической основой.
Предложение с однородными сказуемыми, которые образуют сочинительную связь, не являются сложными.
Например: Жара и усталость взяли, однако ж, свое, и я заснул мертвым сном (две основы, сложносочиненное предложение). Огромная и ослепительно яркая луна стояла уже над горою и ясным зеленоватым светом заливала город (одна основа – подлежащее и два относящихся к нему сказуемых, простое предложение).
Постановка запятой перед союзом «и», соединяющим однородные члены предложения
Запятая СТАВИТСЯ, если союз «И»
1) при однородных членах повторяется.
Например: А березка мила и при солнце, и в серый день, и при дожде.
2) связывает больше двух однородных членов.
Например: В лесу одному шумно, и жутко, и грустно, и весело.
Запятая НЕ СТАВИТСЯ, если однородные члены соединены попарно (отделяются друг от друга пары).
Например: На Крите жили привольно и весело, нараспашку и не таясь.
Постановка запятой перед союзом «И», соединяющим простые предложения в составе сложного.
Запятая СТАВИТСЯ, если
1) соединяются простые предложения в составе сложносочинённого: [ ], и [ ].
Например: Надвигалась гроза, и тучи заволокли всё небо.
2) после придаточной части предложения следует вторая часть двойного союза ТО, КАК или НО:
Например: Он носил тёмные очки, фуфайку, уши закладывал ватой, и когда садился на извозчика, то приказывал поднимать верх.
Изредка маленькая снежинка прилипала снаружи к стеклу, и если пристально вглядеться, то можно было увидеть её тончайшее кристаллическое строение.
Запятая НЕ СТАВИТСЯ, если
1) обе части сложносочиненного предложения имеют общий второстепенный член, чаще всего это обстоятельство места или времени, реже дополнение.
Например: Там (вот это общий второстепенный член) синь и полымя воздушней и легкодымней пелена.
У Ивана Ивановича (и это тоже он) большие выразительные глаза табачного цвета и рот несколько похож на букву ижицу
2) объединены два безличных предложения (то есть в предложении подлежащего нет), имеющие в своем составе синонимичные члены:
Например: Необходимо закутать горло шарфом и надо попытаться прополоскать его содой.
3) общее придаточное предложение.
Например: Если бы не было дождей, вся зелень давно высохла бы и земля лежала бы в морщинах и трещинах.
4) общее главное предложение.
Например: Ласточка простилась с Дюймовочкой, как только солнце пригрело и земля растаяла.
5) общее вводное слово (чаще всего это слово, указывающее на одинаковый для обеих частей источник сообщения.
Например: Словом, время уже истекло и пора было уже уходить. Вопреки всем предсказаниям синоптиков, небо уже прояснилось и дождь перестал.
6) объединены два вопросительных, побудительных, восклицательных или назывных предложения.
Например: Где же твоя деревня и ждут ли нас там?
Пусть кончится зима и наступят теплые деньки!
Важно!
В случаях постановки запятой перед союзом «и», соединяющим ПРОСТЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ В СОСТАВЕ СЛОЖНОПОДЧИНЁННОГО логика постановки знака такая же, как при однородных членах.
Например: Чудилось, будто корчуют сразу весь лес и земля стонет от боли. (союз «и» одиночный)
Он вспоминал, как фашисты напали на них внезапно, и как они оказались в окружении, и как отряду все же удалось пробиться к своим. (союз «и» повторяется)
К сожалению, разделение правил на пунктуацию при однородных членах предложения, знаках в сложносочиненном предложении и работе со сложным предложением, включающим однородные придаточные, приводит к неумению многих заканчивающих курс русского языка ориентироваться в том, как и когда применяется то или иное правило. К тому же теоретические знания часто не позволяют правильно разобраться, какое из правил необходимо применить, поэтому даже при знании правил не все школьники способны употреблять их к месту и адекватно.
Поэтому мы предлагаем вам еще один путь усвоения данной пунктограммы, который был обозначен Николенковой Н.В.: идти от "внешних" признаков организации предложения, то есть от количества использованных союзов «и». Мы считаем, это позволит немного упростить работу по правильной расстановке знаков препинания.
Запятая при одиночном использовании союза «и» в предложении
I. Основная формулировка: одиночный союз «и», который соединяет два однородных члена или две однородных придаточных части, не требует постановки запятой.
Если «и» соединяет две части сложносочиненного предложения, запятая обычно ставится, хотя есть ряд исключений. Сама формулировка предполагает, что именно в случае одиночного «и» необходимо провести синтаксический разбор предложения.
Очевидно, сначала надо вспомнить, как выявить однородные члены и однородные придаточные с одной стороны и сложносочинённое предложение с другой.
Два однородных компонента всегда выполняют синтаксически одинаковую функцию в предложении, они отвечают на один вопрос и относятся к одному и тому же слову (члену предложения), от которого вопрос к ним и задается.
Между собой однородные члены и однородные придаточные связаны сочинительной связью, которая в нашем случае выявляет себя при помощи сочинительного союза «и».
Например: Я тебе ничего не скажу и тебя не встревожу ничуть. - Соединенные одиночным «и», сказуемые в данном предложении не разделяются запятой.
Получили известие, что Волга стала и что через нее потянулись обозы. - Оба придаточных отвечают на вопрос (какое?), относятся к существительному «известие» в главной части, поэтому запятой перед «и» нет.
II. Много проблем доставляет пишущим такое построение предложения, когда при однородных компонентах есть осложняющие предложение конструкции, которые необходимо дополнительно выделить. В этом случае нам надо отдельно применить два разных правила – обособить вставной компонент постановкой двух выделяющих знаков (запятых или тире), а о знаке перед «и» подумать отдельно.
Сравните предложения:
1. Мама пришла домой, еле волоча неподъемные сумки с продуктами, и стала готовить праздничный ужин.
2. Мама вернулась с работы только в семь вечера и, вынув приготовленные с вечера закуски, начала сервировать праздничный стол.
И в первом, и во втором примере «и» соединяет однородные сказуемые и не требует постановки знака препинания. Запятые до и после «и» объясняются включением в наши примеры обособленных обстоятельств, которые необходимо было выделить.
То же самое может быть при однородных придаточных, если в одном из них есть обособленный член или придаточное предложение:
Например: Когда наступило 31 декабря и, перебрав все пакеты с подарками, я не обнаружил ничего для друга Васи, денег на покупку еще одного подарка не осталось. Второе придаточное начинается обособленным обстоятельством, которое мы отделили от «и».
ГРУБЕЙШЕЙ ошибкой является смешение правил, которое ведет к пропуску закрывающей обособленный член запятой или к постановке открывающей запятой не в том месте.
Неправильный вариант постановки запятой: Сергей нащупал крошки махорки, и осторожно стряхнув его содержимое в руку, завернул толстую неуклюжую цигарку. В предложении допущены целых две ошибки: запятая перед «и» не нужна, так как союз стоит между однородными сказуемыми, а после «и» необходимо её поставить, чтобы открыть деепричастный оборот. К сожалению, такой тип ошибки встречается очень часто.
Правильный вариант постановки запятой: Сергей нащупал крошки махорки и, осторожно стряхнув его содержимое в руку, завернул толстую неуклюжую цигарку
III. Следует специально оговорить использование «и» в предложении с двумя деепричастными оборотами.
Во-первых, они сами могут оказаться однородными, тогда запятая перед «и» не нужна.
Например: Когда он пошел, пошатываясь и все поддерживая голову ладонью левой руки, правой тихо дергал свой ус.
Другой случай расстановки знаков будет в предложении с двумя однородными сказуемыми, к каждому из которых относится деепричастный оборот, в этом случае "вокруг союза" будут две запятые: одна закрывающая оборот, другая открывающая новый.
Например: Он стоял, прислонясь к груде цибиков чая, и, бесцельно поглядывая вокруг себя, барабанил пальцами по своей трости, как по флейте (он стоял и барабанил).
IV. Запятая будет стоять перед «и», когда союз соединяет две части сложносочиненного предложения.
В каждой части будет своя грамматическая основа, то есть своя комбинация подлежащего и сказуемого (или будет присутствовать лишь один главный член).
Например: Повествование у меня получается строго документальным, и дальше я должен идти избранной стезей.
Ошибки в этом случае чаще всего связаны с непониманием структуры предложения, с неумением отличить простое предложения от сложного. Мы бы рекомендовали тщательно находить главные члены, думать о пропущенных членах предложения, то есть проводить синтаксический анализ. При соблюдении этого условия расстановка знаков препинания будет правильной.
Рассмотрим, к примеру, такое предложение: Прозвенел звонок, и урок закончился. Постановка запятой здесь логична и вряд ли требует пояснения. Такой же структурой обладает предложение: Звонок, и урок закончится. В последнем примере перед нами не двусоставное предложение (первая его часть), а назывное, но предложение остается сложным.
По правилам есть несколько ситуаций, когда постановка запятой между частями сложносочинённого предложения перед «и» не нужна.
Запятая НЕ СТАВИТСЯ, если:
• обе части имеют общий второстепенный член, чаще всего это обстоятельство места или времени, реже дополнение.
Например: Сквозь дождь лучилось солнце и раскидывалась радуга от края до края.
• объединены два безличных предложения, имеющие в своем составе синонимичные члены.
Например: Необходимо закутать горло шарфом и надо попытаться прополоскать его содой.
• общим для соединенных сочинительным союзом «И» двух частей может оказаться придаточное предложение.
Например: Когда взошло солнце, роса высохла и трава позеленела
Данный пример обычно при самостоятельной работе оказывается очень каверзным, ведь достаточно сложно угадать, общим или нет будет придаточное для двух частей. Мы советуем проверять так: если часть после «и» имеет оттенок следствия, вывода, то есть в нее можно вставить "поэтому", лучше рассмотреть её как отдельную часть и поставить запятую. Заметим, что в сочинениях таких примеров будет больше, чем фраз с общим придаточным.
Сравните: Когда Онегин приезжает в деревню, он недолго радуется новизне, и (вскоре, потом) хандра быстро возвращается к нему.
• части сложносочинённого предложения имеют общее вводное слово. Чаще всего в самостоятельных сочинениях это слово, указывающее на одинаковый для обеих частей источник сообщения.
Например: По словам странницы Феклуши, люди в этой стране с песьими головами и огненного змия для скорости стали запрягать.
Общим может быть вводное слово, указывающее на степень достоверности обоих высказываний (она у них окажется одинаковой).
Например: К счастью, внизу шумела вода и слышалось падение камней.
• две соединенных союзом «и» части сложной конструкции могут иметь общую объединяющую их третью часть. Она включает в себя смысл обоих частей и соединена с ними бессоюзной связью.
Например: Останавливаться было нельзя: ноги засасывало и следы наливались водой.
• если частями сложносочинённого предложения оказываются два неопределенно-личных предложения, то запятая между ними не ставится, если мыслится один и тот же производитель двух действий.
Например: "Женщин в этом городе мучают и не дают им возможности самостоятельно выбирать путь в жизни" - так начиналось сочинение "Образ Катерины в "Грозе".
• более редкими случаями, когда запятая между частями ССП не ставится, являются объединение двух вопросительных предложений, побудительных, восклицательных или назывных.
Например: "Кто Вы и откуда приехали?"- спросил у иностранца Берлиоз. Слышишь? Хриплый стон и скрежет ярый!
Запятые в предложениях с двумя и более союзами «и», то есть с повторяющимся союзом
Давайте сначала проанализируем, что эти «и» могут соединять и какие варианты постановки знаков вообще возможны:
I. Очень часто наличие нескольких «и» вообще не имеет отношения к правилу повторяющихся союзов: одно «и» соединило однородные сказуемые, другое – однородные части в составном сказуемом, третье – однородные обстоятельства. То есть перед нами не повторяющиеся союзы, а несколько одиночных, которые соединили разные однородные конструкции. Тогда никаких запятых при них не будет!
Например: Мы встретили праздник и были веселы и счастливы. - первое «и» соединило сказуемые, второе – однородные именные части второго сказуемого.
В лесу под зелеными и пушистыми елочками и сосенками зайцы и белки находят приют и спасение от лесных хищников. – первое «и» связало два определения, второе – подлежащие, третье – дополнения.
Мы догадались, что на улице холодно и ветрено и к полуночи станет совсем морозно. В последнем примере первый «и» стоит между однородными частями сказуемого, а второй соединяет однородные придаточные.
II. Наличие двух и более «И» может быть при таком перечислении однородных членов предложения или однородных придаточных, когда каждый из однородных компонентов соединен с предыдущим "попарно", то есть при целом ряде однородных конструкций перед нами ситуация перечисления пар, где каждая пара соединена одиночным «и».
Например: Я купила в подарок маме духи и косметику, книгу "О вкусной и здоровой пище" и календарь. Вася понял, что все друзья хотят встретить Новый Год на даче и они мечтают о белоснежном снеге и морозном воздухе, что его предложение о покупке путевки в Турцию будет отклонено и никто не хочет наслаждаться морем и южным солнышком.
В этих и подобных примерах знаки перед «и» подчиняются правилу расстановки запятых при одиночном сочинительном соединительном союзе, а между парами запятая стоит по правилу бессоюзной перечислительной связи.
III. Легче всего расставить знаки, если перед вами сложносочиненное предложение, части которого соединены более чем одним «и».
В этом случае перед каждой новой частью стоит запятая, исключений не бывает. Такие предложения в учебниках для вузов иногда характеризуются как «сложносочиненные предложения открытой структуры», число входящих в них частей не ограничено никакими рамками, при использовании «и» мы можем продолжать фразу сколь угодно долго.
Например: "Прозрачный лес один чернеет, и ель сквозь иней зеленеет, и речка подо льдом блестит", и по заснеженному полю несутся сани, и весело звенят на них бубенцы, и всех тотчас охватывает предчувствие праздника…
Обнаружив, что первое «и» соединило части сложного предложения, не надо поддаваться искушению решить, что и дальше будет то же правило. КАЖДОЕ «И» НАДО АНАЛИЗИРОВАТЬ ОТДЕЛЬНО!!!
Например: Вчера семиклассники написали итоговую контрольную по математике, и сегодня учитель объявил результаты и огласил список тех, кто не может себе позволить отдохнуть в праздники и должен позаниматься алгеброй и кто может немного расслабиться и забросить учебники на все новогодние каникулы.
В примере первое «и» стоит между частями сложного предложения, причем нет ни одной из перечисленных возможностей отказаться от запятой, второе «и» соединило два однородных сказуемых, третье стоит между однородными придаточными, а четвертое соединило однородные инфинитивы в составном глагольном сказуемом. Поэтому и запятую при «и» мы поставили только одну – между частями сложного предложения, то есть перед первым.
IV. При использовании повторяющегося «И» между однородными членами или придаточными предложениями действует такое правило: запятая ставится перед каждым однородным членом, кроме первого.
Сказанное означает, что только ПЕРВЫЙ в ряду однородных компонентов не отделяется от основного предложения запятой. ВСЕ ОСТАЛЬНЫЕ однородные члены и части требуют отделения при помощи запятой.
Например: Мама подарила любимой дочке куклу, и одежду для этой новой куклы, и конструктор для сборки дома для куклы, и набор кукольной посуды.
В этом примере четыре однородных члена – "куклу, одежду, конструктор, набор" - соединены повторяющимся «и». Запятая не ставится только перед первым в этом ряду однородным членом (в нашем случае – "куклу"), перечисление каждого нового однородного члена требует запятой. Наиболее распространенной ошибкой в предложениях такой структуры будет непостановка запятой перед первым «и», хотя правило говорит об однородных членах, а не о соединяющих их союзах. В нашем примере ошибочно не поставить запятую перед "и одежду".
Пишущий обычно видит начало однородных конструкций не с первого в ряду однородного члена или предложения, а именно с первого «и». Советуем искать однородные компоненты, добавляя союз «и» перед первым в ряду (вот тогда-то запятая будет не только перед первым «и», но и перед первым однородным членом!).
Например: На столе у них был [и] салат "Оливье", и "Сельдь под шубой", и заливная рыба, но были еще [и] суши разных видов, и блюда китайской кухни, и даже лягушачьи лапки.
В самостоятельных работах школьников такие фразы встречаются довольно часто, причем иногда начинают их писать как конструкции с двумя однородными, а в процессе создания фразы однородные элементы увеличиваются.
Например: В романе "Война и мир" подобное поведение демонстрируют Борис и Берг… - так начинает свою фразу пишущий, но потом он вспоминает о других подходящих персонажах и продолжает: - и большая часть штабных адъютантов Кутузова. Начало фразы не предполагало запятой, так как перед нами два однородных члена с одиночным «и». Но продолжение переводит однородные члены в ряд попадающих в перечисление, «и» становится повторяющимся союзом, значит, запятую нужно ставить не одну – не только перед новым компонентом "и большая часть…", но и перед "и Берг", так как изменился не конец фразы, а вся фраза целиком. Помните об этом!
V. По этому же правилу расставляют запятые в предложениях с рядом однородных придаточных, при соединении которых использован повторяющийся союз.
Наличие запятой перед первым придаточным здесь не вызывает сомнения, хотя отсутствие запятой перед вторым (то есть перед первым «и») встречается часто.
Например: Друзья решили, что не поедут на Новый Год в жаркие страны, и что довольно странно отмечать зимний праздник без снега, и что лучше поехать покататься на лыжах и санках.
В данном случае придется также отметить, что ошибки чаще возникают при создании собственного текста, когда начинает школьник создавать одну конструкцию, а в итоге создает другую.
Например: Я начну с того, что автор не сопоставляет себя со своим героем и что Пушкин постоянно подчеркивает "разность" Автора и Онегина – закончив фразу здесь, пишущий не ставит запятую перед "и"; но, продолжив её, например: - и что именно такое разделение Автора и героя было новаторским подходом – пишущий должен поставить целых две запятых – перед вторым и перед третьим придаточными предложениями.
Можно сформулировать такое обобщающее правило по трем предшествующим пунктам: если в предложении больше двух «и» и использованы они при перечислении (отдельных ли членов, придаточных или частей предложения), то запятой отделяется каждый следующий в ряду элемент от предыдущего, то есть каждая новая часть сложносочинённого предложения отделена от стоящей перед ней, каждый новый однородный член от предшествующего ему. Запятых на одну меньше, чем соединенных повторяющимся союзом элементов (но может быть не равно количеству союзов, ведь где-то в ряду перечислений может быть и пропуск соединяющего союза!).
Например: 1) На улице зажглись фонари, и пошел легкий снег, и обычный пейзаж быстро превратился в сказочный. 2) Он выглянул в окно и увидел, как на улице зажглись фонари, и пошел снег, и обычный пейзаж превратился в сказочный. 3) Даже самый обычный пейзаж, и легкий снег, и мерцание фонарей способны превратить особенное праздничное настроение в сказку.
В данных примерах соединены по три перечисляющихся элемента, в первом примере они организованы как сложносочинённое предложение, во втором они стали однородными придаточными, в третьем однородными подлежащими. При этом пунктуация осталась одинаковой – три элемента и две запятые (нет перед первым; но вот здесь накладывается правило знаков в сложноподчинённом предложении: во втором предложении "лишняя" запятая – перед первым придаточным – пришла к нам из другого правила).
VI. Очень сложным моментом будет применение такого пункта правил: "если два однородных члена предложения с союзом «и» образуют тесно связанную по смыслу пару, соединенную союзом «и» с третьим однородным членом, запятая не ставится".
Правило предполагает, что при тесной связи двух членов (как правило, сказуемых) они образуют пару с одиночным «и», к которой при помощи второго одиночного «и, присоединен новый элемент.
Например: Маша пришла домой и переоделась и стала раскладывать купленные подарки по пакетикам.
Первые два сказуемых описывают действия героини, не связанные с третьим, поэтому первые два глагола можно рассмотреть как пару, описывающую совместные действия, а сказуемое "стала раскладывать" считать присоединенным непосредственно к этой паре.
Подобные примеры бывают и в сочинениях: Катерина устала от жизни в семье Кабанихи и не могла примириться с ней и решила бросить вызов всем нормам морали ненавистного ей общества. Первые два сказуемых описывают отношение героини к своей жизни, а третье сказуемое вводит новую тему, то есть присоединено к паре предшествующих сказуемых. Именно так объясняется отсутствие запятых в нашем примере. Многие в приведенном нами примере поставят запятые по разобранному выше правилу о перечислительных союзах, то есть: Катерина устала, и не смогла, и решила…Такая расстановка знаков также не является ошибочной.
Следовательно, если в вашей фразе три однородных компонента (НО НЕ ТРИ ЧАСТИ СЛОЖНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ!) и два союза «и», то в зависимости от смысла фразы вы имеете право поставить либо две запятые (перед каждым «и»), либо ни одной. Постановка только одной запятой – грубейшая ошибка.
Например: 1) Пушкин предоставляет герою право выбора единственно верного в жизни пути и ставит его в предполагающую такой выбор ситуацию и гордится тем, что выбор Петруши совпадает с его собственным. (первые два сказуемых говорят о работе по созданию текста произведения, а второе "и" при сказуемом "гордится" вводит новую тему – оценку автором своего героя).
2) Катерина боится грозы и воспринимает любое знамение на свой счет и в панике признается в своем грехе при большом скоплении народа. По знанию ситуации ясно, что третье сказуемое здесь вводит новое действие герои, постановка двух запятых (то есть создание ситуации перечисления) здесь будет скорее всего ошибочной. Но при создании авторского текста (школьного сочинения) приоритетная позиция в расстановке знаков препинания принадлежит автору, следовательно, в обеих фразах может оказаться по две запятых (перед каждым «и»). Однозначно ошибочной будет постановка лишь одной запятой – перед вторым союзом.
Реже такая расстановка знаков бывает в сложноподчиненном предложении с однородными придаточными.
Например: Пушкин догадывался, что поэма "Медный всадник" содержит много крамольных высказываний (,) и далеко не всякий цензор пойдет на риск дать ей "зеленый свет" (,) и что публикация произведения во многом зависит не только от его художественных достоинств, но и от необразованности главного цензора. В приведенном примере можно поставить две запятые (даны в скобках), а можно не ставить ни одной.
Избежать трудности при расстановке знаков препинания в таких предложениях при самостоятельном создании текста очень легко. Надо лишь продолжить фразу, добавив еще один однородный член и еще один «и», тем самым вернувшись к основной (обобщающей) формулировке правила расстановки знаков при повторяющемся союзе.