СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рельеф суши. Горы.

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рельеф суши. Горы.»

Методическая разработка урока географии в 5 классе.

Тема. Рельеф суши. Горы.








Учитель географии

МБОУ « СОШ № 2

г. Красноармейска»

высшая категория


Повстань Алексей Павлович.







Введение.

Предлагаемая методическая разработка посвящена не только общей проблеме преподавания географии в школе. Она на конкретном примере показывает применение современных педагогических технологий и ИКТ на уроке. Одновременно учитель делиться своим опытом владения интерактивной доской и двумя интерактивными программами, заложенными в его кабинетный компьютер.

Предлагаемая методическая разработка представляет собой конкретный проведённый урок, а не теоретическую возможность применения современных педагогических технологий.

Тема выносилась на открытый урок школы и оказалась полезной для коллег.

Методическая разработка предназначена всем учителям независимо от преподаваемого ими предмета.

Методическая разработка темы актуальна уже потому, что она внедряет современные педагогические технологии и способствует совершенствованию учебного процесса, вызывает интерес учащихся и учителей, способствует развитию знаний и умений, как у учителей, так и у учащихся.

Методическая разработка ставит сразу несколько целей, которые неразрывно связаны между собой. Это методика использования современных информационных средств обучения, осуществление связи теории и практики на уроке и использование современных интерактивных педагогических технологий или их элементов.







Характеристика темы.



Тема урока «Рельеф суши. Горы» входит в раздел «Строение Земли. Земные оболочки» и в главу «Формы рельефа земной коры».

На данную тему урока по учебному плану отводиться один час. Тема логически связана с пройденными ранее темами «Изображение на физической карте высот и глубин» и «Движения земной коры». При дальнейшем изучении географии названная тема необходима для уяснения материала в темах «Равнины суши», «Рельеф дна Мирового океана», «Реки», «Ледники», «Температура воздуха», «Атмосферное давление», «Причины, влияющие на климат», «Природные зоны Земли» и «Стихийные природные явления». Знания, полученные на уроке «Рельеф суши. Горы» будут необходимы при изучении «Географии материков и океанов» в 7 классе, «Природы России» в 8 классе, «Географии населения и хозяйства» в 9 классе и в «Экономической и социальной географии мира» десятого и одиннадцатого класса.

Названная тема тесным образом связана с предметами «Природоведение», «Экология», «Основы безопасного образа жизни», «Физика», «Математика» и другими предметами описывающими горы. Таким образом, материал методической разработки урока играет ключевую роль для понимания и раскрытия целого ряда тем при последующем изучении географии и тем ряда других предметов.

Предыдущая методика ведения урока была ограничена наглядностью. Для ведения урока применялся макет гор, рисовалась схема строения гор мелом на доске, использовался материал учебника и контурные карты. Материал урока в основном излагался учителем лекционно. Вопросы о причинах образования гор и рельеф гор требовали серьёзных объяснений учителя с использованием материала, отсутствующего в учебнике.

По учебному плану урок завершается практической работой, в которой ученики учатся в первый раз оформлять правильно контурную карту. На оформление контурной карты, то есть раскраску, нанесение названий гор и обозначение вершин, уходило много времени на уроке. Ученики довольно трудно воспринимали новые навыки и делали задание неуверенно, постоянно задавали вопросы о правильности оформления контурной карты, что в итоге приводило к затягиванию работы, к неверному выполнению или к полному её невыполнению.
























Дидактическая структура урока.


п п

Этапы

Дидактические

задачи



1



Организация начала урока.

Подготовка учащихся к работе на уроке.

Приветствие. Проверка готовности учебников, атласов, рабочих тетрадей и контурных карт.

Проведение географической разминки-повторения для мобилизации внимания на урок (два вопроса по пройденному материалу).



2


Проверка выполнения домашнего задания.

Раздача карточек с индивидуальными заданиями трём учащимся.

Обход класса, просмотр правильности выполнения нанесения вулканов на контурную карту.

Устный опрос по написанным заранее на доске вопросам.

Показ вулканов на карте Африки. Выставление оценок.



3


Переход

к новому материалу.

Оглашений целей новой темы, как продолжение ранее пройденных «Движения земной коры» и «Вулканы».

Приобретение новых навыков оформления контурных карт.

Получение новых необходимых знаний.








4






Усвоение новых знаний и способов действий.

Рассмотрение вопроса рельеф и основные формы рельефа (объяснение учителя и чтение вступления к параграфу).

Показ цифровых слайдов гор для формирования представления о горах.

Показ опыта для ответа на вопрос причины образования гор.

Рассмотрение схемы рельефа гор на доске. Показ макета гор. Введение новых понятий «горная система и нагорье» с показом на карте.

Рассмотрение вопроса высота гор. Самостоятельное прочтение вопроса в учебнике, установление деления гор по высоте и определение цвета соответствующего высоте по шкале высот.

Нанесение гор Анд на контурную карту с использованием интерактивной доски.






5


Первичная проверка понимания нового материала и закрепление знаний.

Приведение примеров учителем для уяснения понятия рельеф и крупные формы рельефа.

Заданием по показанному опыту объяснить причину образования гор.

Закрепление новых понятий (перевал, вершина и др.) на макете гор.

Проверка правильности обозначения высоты гор цветом на карте по цифровому слайду.

Проверка учителем правильности нанесения Анд на контурные карты.


6

Обобщение знаний.

Образование гор часть сложного процесса формирования рельефа.


7

Подведение итогов урока.

Ответы на вопросы учащихся. Выставление оценок активным ученикам. Общая оценка работы учащихся на уроке.




8



Домашнее задание.

§ 20.

Самостоятельно из учебника разобрать вопрос «Возраст гор».

Нанести на контурную карту горы Анды по разобранному на доске примеру.

По желанию подготовить презентации или сообщения о самых известных горах мира.

















Методическая подструктура урока

Признаки

решения

дидактических

задач

Методы

обучения

Форма деятельности

Методические

приемы и их

содержание

Средства

Обучения.

Способы

организации

деятельности

 Комбинированный тип урока.

Смешанный вид урока.

Исследовательский дидактический метод.

В зависимости от поставленных в плане урока вопросов

(беседа, самостоятельная работа, работа с учебником, работа с макетом, работа с цифровой видеоинформацией, самостоятельная работа, работа с контурной картой, работа с интерактивной доской, работа с картой и атласом, демонстрация опыта, работа со схемой).

 Работа с различными картами (физическая карта мира, физическая карта Африки, физическая карта полушарий в атласе, контурная карта мира).

Определение по картам высоты гор названия гор и их масштабов. Нанесение надписей на контурную карту и на схему гор. Определение по макету гор перевала, вершин.

Интерактивная доска с двумя программами. Компьютерные диски « География

6-10 класс» и «География Кирилла и Мефодия 6 класс». Макет гор. Пластилин для демонстрации опыта столкновения литосферных плит. Физическая карта мира и физическая карта Африки. Учебник географии, географический атлас, рабочая тетрадь, контурные карты мира. 

  В зависимости от поставленных в плане урока вопросов (фронтальный, индивидуальный коллективный)

Правильные ответы на карточках.

Строение вулканов с использованием макета вулкана.

Объяснение причин образования гор после демонстрации опыта с пластилином.

Перечисление форм рельефа гор на макете.

Определение соответствия цвета гор на карте с высотой гор.

Нанесение на контурную карту названия Анд, обозначение вершин и их названий. 



Ход урока.

Тема урока. § 20. Рельеф суши. Горы.

Цели урока:

Образовательная. Раскрыть сущность природного процесса – «движение литосферных плит» и показать его неразрывную связь с формированием крупных форм рельефа.

Развивающая. Изучить особенности гор, как крупной выпуклой формы рельефа. Рассмотреть обозначение названий гор их высот и вершин на географических картах. Нанести на контурную карту горы.

Воспитательная. Воспитать научное понимание процесса образования гор, привить эстетическое восприятие новой формы рельефа.

Методическая. Распространить опыт применения новых образовательных технологий для коллег и для учащихся.

Умения и понятия. Ученики должны понять географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосфере связанные с движением литосферных плит.

Ученики должны научиться объяснять процесс образования гор, определять на картах и контурных картах географическое положение гор, определять их высоту, определять названия и высоту высочайших точек.

Практическая надобность. Приобретённые знания и умения в практической повседневной деятельности необходимы для чтения карт различного содержания и для самостоятельного поиска географической информации в различных источниках.

Оборудование урока. Макеты гор и вулкана. Интерактивная доска с двумя программами. Схема рельефа (профиля) гор на интерактивной доске. Компьютерные диски «География 6-10 класс» и «География Кирилла и Мефодия 6 класс». Физическая карта мира и физическая карта Африки. Контурная карта Южной Америки из интерактивной программы. Вопросы для проведения опроса, написанные на интерактивной доске. Карточки с индивидуальными заданиями.

Подготовка кабинета к уроку. Вывешиваются физическая карта мира и физическая карта Африки.

На видные места выставляются два разных макета гор и макет вулкана (для правильного выбора макета вулкана из представленных макетов).

На интерактивную доску заранее наносятся вопросы для опроса. На новую страницу разными цветами электронной ручки так же наносятся название темы с номером параграфа и вопросы плана. Затем страницы закрываются до нужного момента времени на уроке.

В память компьютера заносится нужная информация с диска «Кирилла и Мефодия» и закрывается на панели задач. Затем диск «Кирилла и Мефодия» заменяется новым диском «География 6-10 класс» и на нём готовятся нужные слайды, которые тоже временно закрываются до нужного момента урока.


















Начало урока.

Приветствие.

Проверка готовности на столах атласов, учебников, контурных карт и рабочих тетрадей.

Географическая разминка-повторение (проводится для мобилизации внимания на урок).

Вопрос 1. Назовите «отца географии»?

Вопрос 2. В чём проявляется движение земной коры?




Проверка домашнего задания. (10-12 минут)


Учитель обращается к учащимся. «Представьте себя в роли бывалого человека. Вы видели вулканы и гейзеры, а я нет. Разъясните нам без моих наводящих вопросов. 1. Что такое вулкан и гейзер? 2. Как выглядит вулкан и почему? 3. Как устроен вулкан? 4. Где появляются вулканы и гейзеры?

Перед вами оборудование кабинета. Макеты и карты.

Пока обдумываете вопросы, проверю правильность нанесения вулканов на контурные карты».

Следует подойти к каждому столу и проверить выполнение домашнего задания. Затем кратко его прокомментировать.

Попутно трём ученикам раздаются карточки с индивидуальными вопросами по определению вулканов в атласе.

Карточка 1. Найти в атласе на физической карте полушарий и написать названия двух вулканов находящихся в Южной Америке.

Карточка 2. Найти в атласе на физической карте полушарий и написать названия двух вулканов находящихся в Европе.

Карточка 3. Найти в атласе на физической карте полушарий и написать названия двух вулканов находящихся в Азии.

После распределения заданий последовательно открываются вопросы, занесённые на интерактивную доску. На них, в устной форме следует получить ответы.

Ученик, отвечающий на второй поставленный вопрос должен подойти к доске выбрать нужный макет и разъяснить, почему так выглядит вулкан.

Ученик, отвечающий на третий вопрос, тоже использует макет вулкана.

Ответить на поставленные вопросы должны не менее шести учеников.

В заключении ставиться вопрос.

Показать вулканы Африки на карте, висящей на доске.

На этом опрос заканчивается.


Переход к новому материалу и объяснение новой темы.

Переход к новому материалу (1 мин) начинается с открытия новой страницы на интерактивной доске, где заранее были нанесены название темы и план урока. Тема оглашается учителем, и ученики заносят название и план в рабочую тетрадь. Пока учащиеся записывают, учитель собирает карточки и выставляет оценки за опрос домашнего задания.

План урока.

1. Понятие рельеф.

2. Причины образования гор.

3. Рельеф гор.

4. Высота гор.

5. Практическая работа.

Нанесение гор на контурную карту.





Перед началом объяснения учитель оглашает цель работы на уроке и ориентирует учащихся на самостоятельные выводы и обобщения.

«Главная цель урока познать новое следствие движений земной коры – образование гор».

Вопрос 1. (2 мин) Учащиеся уже знакомы с понятием рельеф. Теперь ученики получают задание. Прочитать вступление к § 20 на странице 52 учебника и увидеть новое в понятии рельеф. Учителю после прочтения требуется спросить, что такое рельеф и к каким формам рельефа относятся горы. В заключении к первому вопросу учитель разъясняет, каковы размеры крупных форм рельефа. Это делается для уяснения понятия крупные формы рельефа.

Вопрос 2. (3 мин) Перед началом разбора вопроса учитель для правильного формирования образа гор открывает приготовленные заранее к просмотру три цифровых слайда. Затем переходит к постановке опыта с помощью пластин из пластилина. Для яркости опыта пластины следует, сделать двухслойными, окрашенными в разные цвета.

Учитель оглашает условия опыта. Пластилиновые пластины это литосферные плиты. Их движением имитируется природный процесс в литосфере. Классу после демонстрации опыта следует сделать вывод. Назвать причину образования гор.

Далее учитель приставляет пластины друг к другу и медленно сдавливает их. В результате движения навстречу друг другу на месте столкновения образуется новая выпуклая поверхность, напоминающая горы. Опыт повторяется при необходимости.

Затем следуют ответы учащихся на поставленный перед опытом вопрос. Для установления истинности ответа не следует прерывать выяснение причин сразу же после получении первого правильного ответа. Таких ответов должно быть несколько и желательно твёрдых. И выяснить мнения следует у максимального числа учеников.

Причина образования гор записывается в тетрадь.

За лучшие ответы ставятся оценки.

Вопрос 3. (6 мин) Перед объяснением учитель ещё раз напоминает, что горы это выпуклая форма рельефа, высоко поднимающаяся над поверхностью. И ещё раз показывает их изображения на экране и фото в учебнике. Затем рисуется схема профиля рельефа гор на интерактивной доске электронной ручкой, разными цветами и на схему наносятся необходимые надписи.

х р е б е т

перевал горная долина пик склон

в ершина






п о д н о ж и е

Схема профиля рельефа гор вместе с надписями заноситься в рабочую тетрадь.

В следующей части вопроса рассматриваются понятия «горная система и нагорье». Новые понятия записываются в тетрадь. На физической карте мира показываются Кавказ и Тибет.

Для закрепления вопроса используется макет гор. Учитель просит показать хребет, перевал, вершину и остальное. Вызванные ученики показывают названные объекты на макете.

В заключении учителем ставиться проблемный вопрос исследование.

Макет изображает хребет, нагорье или горную систему и почему? Следует выслушать несколько ответов. И сразу не останавливать высказывания после получения правильного ответа. На первые правильные ответы учителю следует реагировать так, как и на все остальные - без комментариев. Лучше сразу после ответов обращаться к другим ученикам со словами: «А каково твоё мнение?». Такой приём вызывает определённое смущение у класса. Ведь учитель не отреагировал. Зато он вырабатывает твёрдое убеждение в правильности выводов при наличии на макете доказательств.

Вопрос 4. (4мин) Вопрос начинается с поискового задания классу. Прочитать материал в учебнике и определить деление гор по высоте. Одновременно воспользовавшись шкалой высот определить, какой цвет будет соответствовать высоте гор.

После прочтения проводиться опрос. Опять без комментариев учителя выслушиваются несколько учащихся. Особое внимание уделяется соответствию цвета и высот.

Окончательно правильность ответов проверяется показом слайда с диска Кирилла и Мефодия, на котором схематично изображены горы в цвете соответствующем высоте.

Учитель обращается к классу со словами: 1.«Смотрите на слайд и сами себя проверяйте». 2. «Правильными ли были ответы»?

После получения ответов следует последнее, закрепляющее материал задание. «Рассмотреть атлас и показать горы разной высоты на карте, висящей на доске».

Таким образом, самостоятельной обработкой информации устанавливаются правильные ответы, и рассмотрение четвёртого вопроса заканчивается.

Вопрос 5. (11 мин) Для перехода к основному материалу следует подготовить контурные карты, найти на них контур Южной Америки и приготовить простые карандаши. Предупредить, что цвета наносить не нужно. Это будет домашним заданием.

Анды рассматриваются по ряду причин. Они упоминаются в тексте параграфа и по размерам очень крупный, заметный на картах объект. Этим и выигрывают Анды даже перед Тибетом.

Пока класс готовиться переключается интерактивная программа, в которую заложены контуры материков и на доску выводится контур Южной Америки. Затем контур увеличивается, включается команда палитра и на контур наносятся темно-коричневым цветом ручки-маркера горы Анды. В этой части урока учащиеся должны твёрдо усвоить, как им дома раскрасить свою контурную карту.

Вторая часть работы нанесение названия гор. Учитель, другим цветом электронной ручки растягивая буквы, наносит название сам. Затем просит нанести название на свои контурные карты самих учащихся (здесь можно обойти класс с указанием неточностей исполнения).

Третья часть работы нанесение вершин на контурную карту и их названий.

Местоположение вершин и их название класс находит на атласе и карте висящей на доске. Затем к интерактивной доске вызывается ученик для нанесения точки-вершины, её высоты и названия. Такая же работа на своих контурных картах проводиться классом и тоже корректируется учителем.

На этом практическая работа заканчивается.

Практической работой ученик развивает сразу несколько навыков. Определяет географическое положение гор, наносит цветное изображение, наносит вершины, наносит высоты, правильно подписывает названия и осваивает работу на интерактивной доске. Вся работа делается в интересной, развивающей форме при полной корректировке приобретаемых навыков со стороны учителя.

В заключение объяснения учитель разрешает задать возникшие в ходе урока вопросы.(1мин) Если класс уже нужную информацию получил и может ответить сам, то переадресует вопрос учащимся. Учитель отвечает сам в том случае, если от класса не получен ответ.

Самым последним обязательным вопросом классу следует задать вопрос на актуализацию полученных знаний: «Зачем нам нужна в жизни изученная тема?».





После завершения ответов на вопросы выставляются оценки активным ученикам, и даётся домашнее задание.(2 мин)

20. Нанести на контурную карту горы Анды. Нанести соответствующие названия. Работу, начатую в классе по оформлению карт довести до конца.

Самостоятельно разобрать в учебнике вопрос «Возраст гор». Дополнительно по желанию можно приготовить короткую презентацию или короткое сообщение о самых известных горах мира.

Это последнее интерактивное задание. Опрос по нему уже на следующем уроке следует задать в рисованной форме. На доске нарисовать схематично горы с острыми и с округлыми вершинами, а затем задать вопрос: «Какие из этих гор старше и почему?».



















Заключение.

Урок отвечает требованиям в том случае, если он достиг намеченных целей. Рассмотрим их выполнение для формирования окончательного вывода.

Поставленная образовательная цель урока достигнута. Материал урока раскрывает природный процесс и показывает его воздействие на формирование рельефа. Причинно-следственная связь построена.

Развивающая цель расширяет полученные ранее знания и вводит новые. Одновременно вводятся новые понятия и умения.

Воспитательная цель базировалась на научном восприятии и формировала научное мировоззрение процесса образования гор, а показанные слайды показывали красоту гор.

Оборудование урока соответствовало поставленным на уроке вопросам и позволило достичь желаемых целей.

На уроке применялись различные методы обучения поисковый, исследовательский, проблемный и различные методические приёмы.

Изучаемый материал получил практическую надобность так, как сразу после его изложения давались задания на применение новых знаний.

Предложенными на уроке заданиями и методическими приёмами в работу были задействованы все учащиеся класса.

Большая часть заданий имела задачу максимально подключить самостоятельную умственную деятельность учащихся, что отвечает условиям интерактивного обучения.

На уроке применялось несколько видов деятельности учащихся, что соответствует требованиям здоровьесберегающих технологий.

На уроке применялось несколько видов организационной деятельности, которые зависели от цели каждого конкретного вопроса.

На уроке применялись ИКТ и другая наглядность.

Различными приёмами решения дидактических задач устанавливалась правильность и полнота усвоения материала.

Все вопросы плана и цели урока были выполнены.

Литература по теме для детей.

1. Универсальная энциклопедия для юношества. Земля.

М.: Современная педагогика. 2001 г.

2. Я познаю мир: Детская энциклопедия. Горы.

М.: Издательство АСТ. 1999 г.

3. Энциклопедия для детей. Т – 3. География.

М.: Мир энциклопедий Аванта+Астрель. 2008 г.

4. Детская энциклопедия «Махаон». Горы.

М.: «Махаон». 2008 г.

5. Что? Зачем? Почему? Большая книга вопросов и ответов.

М.: Эксмо. 2011 г.

6. Что такое. Кто такой. Детская энциклопедия. Т-1.

М.: АСТ. 2007 г.

Методическая литература.

1. География: программа. 6-10 классы общеобразовательных учреждений.

М.: Вентана-Граф, 2008.

2. Карсонов В. А., Фаизова В. К.

Современные педагогические технологии в вопросах и ответах

Саратов. 2002 г.

3. Групповые формы обучения.

Минск. Красико-Принт. 2007 г.

4. Образовательные здоровьесберегающие технологии.

Волгоград. Учитель.2009 г.

5. Якиманская И. С.

Личностно-ориентироанное обучение в современной школе.

М.1996 г.

6. Галкина Т. И.

Организация и содержание методической работы в современной школе.

Ростов н/Д. Феникс. 2008.

7. Петерсон Л. Г., Агапов Ю. В., Кубышева М. А., Петерсон В. А.

Система и структура учебной деятельности в контексте современной методологии.

М. 2006 г.

8. Менчинская Е. А.

Основы здоровьесберегающего обучения в начальной школе.

М. Вентана-Граф. 2008 г.

9. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе.

Волгоград. Учитель. 2009 г.

10. Советова Е. В.

Эффективные образовательные технологии.

Ростов н/Д. Феникс. 2007 г.

11. Втовина Т. О.

Технология успеха.

Альманах «Актуальные вопросы регионального образования». Выпуск 3.

Саратов. СарИПК и ПРО. 2009 г.

12.Ресурсы Интернета.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!