СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Рельеф Земли".

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Рельеф Земли".»

Тема урока: Рельеф Земли.



  

Цель урока: опираясь на знания учащихся из курса 6 класса, продолжить формирование таких понятий, как литосфера, рельеф, научить наблюдать, сравнивать и сопоставлять изучаемые явления, выделять общие признаки.

Задачи урока:

1. Сформировать у учащихся представление о размещении крупных форм рельефа на поверхности Земли.

2. Обосновать причины разнообразия рельефа как результат взаимодействия внутренних и внешних сил Земли.

3. Продолжить формирование навыков работы с картой.

Методы: наглядный, практический, контроля. Формы: индивидуальные, фронтальные.

Планируемые результаты.

Предметные: Научиться называть и показывать на карте крупные формы рельефа. Получить возможность узнать об образовании гор.

Научиться выделять внутренние и внешние силы, воздействующие на рельеф, определять понятие «рельеф», «горы», «равнины»

Метапредметные УУД Познавательные:  осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

Коммуникативные: участвовать в коллективном обсуждении проблем; обмениваться мнениями, понимать позицию партнера.

Регулятивные: оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата

Личностные УУД Сохранять мотивацию к учебной деятельности; проявлять интерес к новому материалу; выражать положительное отношение к процессу познания, адекватно принимать причины успешности или неуспешности учебной деятельности

Оборудование: 

  1. Физическая карта мира и карта строения земной коры.

  2. Учебник географии для 7 класса И.В. Душина, В.А.Коринская, под редакцией В.П. Дронова, изд. «Дрофа» 2013г.



Ход урока

ых формах рельефа на материках и океаническом

дне; анализ физической карты мира.

3. Устойчивые и подвижные области земной коры и соответствующие им формы рельефа

Объяснение учителя, работа с рисунком учебника и картой строения земной коры.

Выделение существенных признаков платформ и складчатых подвижных областей земной

коры; анализ рисунков учебника(стр. 35, 36, рис.28, 29) и карты строения земной коры

атласа.

Актуализация знаний. Границы литосферных плит и процессы, происходящие на этих

границах; внешние и внутренние рельефообразующие процессы.

4. Карта строения земной коры

Беседа. Характеристика карты по плану.

Практическая работа. Изучение легенды карты, чтение карты по заданию учителя, ответы

на вопросы с целью формирования приемов чтения этой тематической карты.

Задание. Заполнить таблицу:

Участки земной коры

Крупные формы релье Ход урок 

1. Оргмомент.

2. Контроль ранее изученного материала.

Контроль домашнего задания проводится в форме фронтального опроса. Примеры вопросов.

·     Что такое литосфера? Какие виды земной коры вы знаете?

· Что такое платформа?

·     Что такое сейсмический пояс?

·     Покажите на карте места расхождения литосферных плит.

·     Какие доказательства движения литосферных плит вы можете привести?

·     Где в Евразии много вулканов? Объясните этот факт.

3. Изучение нового материала

 Понятие рельефа.

Вопросы к учащимся:

·  Кто помнит из курса 6 класса, что такое рельеф? (Рельеф - совокупность неровностей земной поверхности).

Классификация форм рельефа.

Все формы рельефа земной поверхности делятся на крупные(горы и равнины), средние (холмы, овраги, речные долины, балки, дюны), и мелкие( степные блюдца, западины, карстовые воронки, бараньи лбы). Записать в тетради.

Таблица №1. Рельеф Земной поверхности

Рельеф материков

Рельеф дна океана

1. Горы

1. СОХ

2. Равнины

2. Ложе океана


3. Глубоководные желоба


4. Вулканические острова



Учитель заполняет таблицу на доске, учащиеся в тетради.



4. Внутренние и внешние силы Земли

Вопросы к учащимся:

·      Скажите, почему океаническая земная кора превращается в горы? (действуют внутренние силы Земли)

·      Почему горы превращаются в равнины? (действуют внешние силы Земли).

·      Какие силы Земли влияют на облик рельефа нашей планеты? (внутренние и внешние).

А теперь давайте вместе с вами заполним таблицу, которая поможет нам разобраться, что это за силы и каким образом они действуют. Учитель заполняет таблицу на доске, учащиеся в тетради.

С давних пор гранит являлся олицетворением стойкости и прочности. С гранитом в равной степени можно сравнить и волевого, несгибаемого человека, и нерушимую, верную дружбу. Однако даже гранит рассыплется в мелкий щебень, крошку и песок, если он длительно будет испытывать перепады температур, влияние ветра, деятельность живых организмов и человека.

Таблица № 2. Факторы, влияющие на образование форм рельефа

Внутренние силы

Внешние силы

Действуют внутри Земли

Действуют на поверхности Земли

1. процессы движения литосферы

1. выветривание

2. внедрение магмы в земную кору

2. работа текучих вод

3. излияние магмы на поверхность Земли

3. работа подземных вод


4. работа ледников


5. морского прибоя


6. работа ветра


7. деятельность человека



5. Взаимодействие внутренних и внешних процессов, влияющих на образование форм рельефа

Рассказать, как протекает взаимодействие между внутренними и внешними силами.

Процессы, под влиянием которых образуется формы рельефа

Причины возникновения процессов

Проявление деятельности этих процессов

Результат действий процессов на формы рельефа

Перепады температур

С первыми лучами Солнца высоко в горах начинает таять снег и лед

Вода проникает во все трещины и углубления горных пород. Ночью температура падает на несколько градусов ниже нуля, и вода превращается в лед. При этом она увеличивается в объеме на 9% и раздвигает трещины, расширяя и углубляя их. Так продолжается день за днем, год за годом, пока какая-нибудь трещина не отделит от основного массива кусок горной породы и тот не скатится по склону. Горные породы также подвергаются то нагреванию, то охлаждению. У входящих в них минералов разная теплопроводность. Расширяясь и сжимаясь, они разрывают прочные связи между собой

Когда же эти связи полностью разрушаются, порода превращается в песок


Активное воздействие растительных и животных организмов

Активное воздействие растительных и животных организмов на горные породы становится причиной биогенного выветривания

Корни растений совершают механическое разрушение, а кислоты, выделяющиеся в процессе их жизнедеятельности, - химическое

В результате многолетней деятельности живых организмов возникают коралловые рифы и особый вид островов – атоллы, образованные известковыми скелетами морских животных

Реки и Мировой океан

Общий уклон земной поверхности

Река образует русло и речную долину, воды океана формируют береговую линию. Льды при своем движении бороздят прилегающие территории

Пляж

Ветер

Разница в давлении

заполняет углубления и трещины, разрушает горную породу

дюны и барханы, башни, столбы и причудливые замки

Хозяйственная деятельность человека

Добыча полезных ископаемых

в результате чего образуются карьеры, строит здания, каналы, делает насыпи и засыпает овраги. Это все прямое воздействие, но оно может быть и косвенным, представляющим собой создание благоприятных условий для рельефообразующих процессов (распашка склонов вызывает бурный рост оврагов)

Овраги, карьеры







6. Домашнее задание. § 5, в 1-4.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!