Тема: «Решаем задачи. Подбираем модели»
Ф.И.О. Абзалимова Амина Раяновна
Тема урока: «Решаем задачи. Подбираем модели»
Тип урока: урок совершенствования способов действий.
Цель урока: совершенствование способов действий при изучении решения задач и подборки моделей.
Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная.
Дидактические средства: учебник по математике 4 класс 2 часть «Школа России» Моро М. И. Бантова М. А., раздаточный материал.
Интерактивное оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, смарт-доска.
Этап урока | Методы и приемы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Планируемые результаты |
Предметные | Метапредметные (П,Р,К) | Личностные |
1. Мотивация к учебной деятельности. | Словесный (беседа) Наглядный (демонстрация слайдов) | Приветствие. Проверка готовности к уроку. Организует работу над мотивацией. (Слайд: два сундука, в одном положительные качества, в другом отрицательные). - Чтобы открыть сундуки, вам нужно вычислить выражения и подобрать пароль – это ответ. | Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку. Вычисляют выражения и выбирают сундук на урок. | | К: владеть диалогической формой речи; К:слушать и понимать речь других; | |
2. Актуализация знаний и осуществление первичного действия. | Словесный (беседа) Наглядный (демонстрация сладов) Практический (упражнения) | -Прежде, чем мы начнём наше путешествие, нам нужно провести математическую разминку. Организует математическую разминку - Я буду читать задачу, вы же к ней должны будете составить выражение. Устно. Две пачки мороженного стоят а рублей. Сколько надо заплатить за 7 пачек мороженного? (а:2*7) Две пачки мороженого стоят а рублей. Сколько пачек мороженого можно купить на б рублей? (б*(а:2)) В одной книге н страниц, а в другой – м страниц. За сколько дней можно прочитать эти книги, читая в день по 10 страниц? ((н+м):10) Петя наметил прочитать х страниц за 5 дней, а прочитал за 4 дня. На сколько больше страниц в день он успевал прочитать, чем предполагал? (х:4-х:5) Таня и Маша купили одинаковые тетради на общую сумму у рублей. Маша купила 4 тетради а Таня – 6тетрадей. Сколько стоит одна тетрадь? (у:(4+6)) | Выполняют устные вычисления. | Выполнять вычислительные операции. | П: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; К: владеть диалогической формой речи; | |
3. Выявление индивидуальных затруднений в реализации нового знания и способов действия. | Словесный (беседа) Практический (упражнение) Наглядный (показ) | Подводит к определению темы урока, на слайдах различные модели задач: - Ребята, для путешествия по городу «Математика», нам нужна карта, но, чтобы её получить, нужно определить тему и цель урока. -Рассмотрите, что же изображено на слайде? -Как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке? Определим тему урока. (слайд) -Какую цель мы поставим на урок? | Определяют тему и цель занятия: - Различные модели задач. Определяют тему урока. - Практиковаться решать текстовые задачи и выполнять к ним модели. | Решать текстовые задачи с использованием моделей на математическом языке. Выполнять вычислительные операции. | К: владеть диалогической формой речи; П: осуществлять анализ объектов; П: использовать знаково-символические средства при решении задач; | Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу |
4.Построение проекта по разрешению возникших затруднений. | Словесный (беседа) Наглядный (демонстрация слайдов) | Организует составление плана действий на уроке: -Перед вами план действий на уроке, только компоненты плана перемешались, давайте выстроим их в верной последовательности. (слайд) | Восстанавливают последовательность пунктов плана: 1.Попрактиковаться в решении различных видов задач. 2.Подвести итоги. | | Р: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. | Формировать учебно-познавательный интерес к новому материалу |
5. Реализация построенного проекта. | | Организует беседу по теме урока. - Ребята, вот мы с вами получили карту, рассмотрите её. - На какую станцию мы с вами отправимся? - Скажите, какое задание на этой станции? - Откройте учебники и прочитайте задание. Организует переход на следующую станцию. - На какую станцию мы прибыли? - Какое задание на этой станции? - Прочитайте задачу самостоятельно. - О чём говорится в задаче? - Сколько вопросов в данной задаче? Прочитайте его. - Какие величины характеризуют данный процесс? - В виде какой модели можно оформить задачу? - Какие ключевые слова можно для этого взять? - Что обозначает число 160? - А что значит на 30 км больше? А что значит в 2 раза больше? - Как узнать сколько они проплыли за вторые сутки? - Какое выражение получилось? - А как узнать сколько они проплыли за третьи сутки? - Какое выражение получилось? - Ответили мы на главный вопрос задачи? - А как мы должны узнать сколько путешественники проплыли за три дня? - Какое выражение получилось? - Ответили мы на вопрос задачи? Организует физминутку. | Отвечают на вопросы учителя. - Цена, количество, стоимость. - Выполнить №18 на стр. 100 Выполняют задание совместно с учителем. - Станция движение. - Выполнить задание 20 на стр. 100. Читают задачу самостоятельно, после её читает один ученик вслух. - О путешественниках - Один главный вопрос задачи. Сколько всего км путешественники проплыли за 3 суток? - Расстояние в км. - В виде краткой записи. - Первый, второй и третий день. - Расстояние, которое проплыли в первый день. - Это столько же, но на 30 меньше. - Нужно из 160 отнять 30 км. 160-30=130 - Нужно 160 разделить на 2. 160:2=80 - Нет, нужно узнать сколько проплыли за трое суток. - Должны сложить расстояния всех трёх дней. 160+130+80=370 км - Да. Выполняют физминутку | Решать текстовые задачи с использованием моделей на математическом языке. Выполнять вычислительные операции. | К: владеть диалогической формой речи; П: осуществлять анализ объектов; П: использовать знаково-символические средства при решении задач; П: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; П: использовать знаково-символические средства при решении задач. | |
6.Закрепление с проговариванием во внешней речи. | | - Какая следующая станция? Организует работу в парах. - Что вы должны выполнить? - Вам нужно прочитать задачу, проанализировать её с помощью памятки и решить её. Организует проверку, приглашая к доске одну пару, остальные проверяют на местах. - Какой вид задачи вы сейчас решали? | - Парная работа. - №23 на стр. 100 Читают задачу самостоятельно, и начинают выполнять задание. Работают в парах. Проводят проверку по эталону. - Задачу на движение в противоположных направлениях. | | К: владеть диалогической формой речи; П: использовать знаково-символические средства при решении задач; П: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; | |
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | | - Какая следующая станция? Организует работу с памяткой. (слайд) - На слайде вы видите, задачу, вам нужно самостоятельно проанализировать её с помощью памятки, которую мы с вами составили и решить её двумя способами. «Чтобы сшить костюм, надо 4 метра ткани. У портного есть 20 м одной ткани и 16 м другой. Сколько всего костюмов можно пошить из этой ткани?» Модель задачи выглядит так (слайд) Организует проверку правильности выполнения задания. (слайд) | -Самостоятельная работа. Выполняют задание. 1 способ: 1) 20 + 16 = 36 (м) – всего 2) 36 : 4 = 9 (к.) 2 способ: 1) 20 : 4 = 5 (к.) – с одной ткани 2) 16 : 4 = 4 (к.) - с другой 3) 5 + 4 = 9 (к.) | Решать текстовые задачи с использованием математических моделей и памятки. | К: слушать и понимать речь других; П: осуществлять анализ объектов; П: использовать знаково-символические средства при решении задач; П: проводить сравнение. | Способность к самооценке на основе критериев успешной деятельности. |
8. Информация о задании и инструктаж по его выполнению. | Словесный (слово учителя) Словесный (беседа) | - Какая наша следующая станция? Организует запись домашнего задания. Стр. 101 № 26. - Вам нужно будет прочитать задачу, проанализировать её с помощью памятки, подобрать к ней модель и решить её. Организует обобщающую беседу по теме урока. | - Домашнее задание. Записывают домашнее задание. Отвечают на вопросы. | | П: осуществлять запись выборочной информации; К: слушать и понимать речь других; К: владеть диалогической формой речи. П:осуществлять обобщение изученного. | |
9. Рефлексия учебной деятельности. | Словесный: (беседа) Наглядный: (демонстрация сладов). | Организует рефлексию учебной деятельности. - На какой станции мы сейчас? Прием: «Недосказанных предложений». Было трудно…. Было интересно ... Было не понятно… Было легко … | - На станции оценки. Оценивают свою деятельность на уроке. | | К: владеть диалогической формой речи. | Способность к самооценке на основе критериев успешной деятельности. |