СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Решение комбинаторных задач

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

ДАННЫЙ УРОК РАЗРАБОТАН ДЛЯ КОНКУРСА "УЧИТЕЛЬ ГОДА", УРОК ВЫПОЛНЕН ПО ВСЕМ ПРАВИЛАМ ФГОС,ДАННЫЙ УРОК ЗАНЯЛ ПЕРВОЕ МЕСТО НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ

Просмотр содержимого документа
«Решение комбинаторных задач»

Урок по математике в 5 классе

Тема: "Решение комбинаторных задач"

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Цель урока: начать формировать умение решать простейшие комбинаторные задачи с помощью «дерева возможных вариантов».

Оборудование: компьютер, экран, проектор, презентация к уроку, раздаточные карточки с заданиями.

Задачи урока:

Образовательные (формирование познавательных УУД):

- сформировать у учащихся основы элементарных знаний по комбинаторике;

- определить содержание знаний и умений учащихся по данной теме;

- использование знаково-символических средств, общих схем решения;

- выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации;

- выделять и формулировать познавательные цели, осознанно и произвольно строить

свои высказывания.

Развивающие (формирование регулятивных УУД):

- планировать свою деятельность в зависимости от конкретных условий;

- выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий;

- развитие приемов умственной деятельности, внимания, памяти, творческой

активности;

- развивать логическое мышление, интерес к изучению математики;

- умение обрабатывать информацию и ранжировать ее по указанным основаниям;

- контроль и оценка процесса и результатов действия.

Воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД):

- умение слушать и вступать в диалог;

- участвовать в коллективном обсуждении проблем;

- воспитывать ответственность и аккуратность;

- выработка уверенности в собственных силах;

- формирование умения проверять результаты деятельности;

- развивать умение дискуссионной и групповой работы.

Форма работы учащихся: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная.


ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Учитель: -Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть. Меня зовут Мария Алексеевна, сегодня я проведу у вас урок математики.

И сегодняшний урок хочу начать с повести.(слайд 2)

Однажды Сократ, окружённый учениками, поднимался к храму. Навстречу

им спускалась известная афинская гетера. “Вот ты гордишься своими учениками,

Сократ, - улыбнулась она ему, - но стоит мне только легонько поманить

их, как они покинут тебя и пойдут вслед за мной”. Мудрец же ответил так:

“Да, но ты зовёшь их вниз, в тёплую весёлую долину, а я веду их вверх,

к неприступным, чистым вершинам”. Ребята, а как вы думаете, с какой проблемой сталкиваются ученики Сократа? (с выбором)

Выбирать разные пути или варианты приходится и современному человеку. Это сделать очень трудно не потому, что его нет или оно одно и поэтому его трудно найти, а приходится выбирать из множества возможных вариантов, различных способов и комбинаций.

- Оказывается, существует целый раздел математики, который занят поисками ответов на эти вопросы. А вот как он называется, мы узнаем, выполнив следующее задание.

Но сначала посмотрите, у вас на столах лежат рабочие карты. На уроке вы будете работать в этих рабочих картах, в них есть все задачи, которые вы будете выполнять, так же рядом с каждым заданием есть графа «оценивание», оценивать вы будете сами себя, за каждый правильный ответ ставите 5 баллов, а за не правильный 0 баллов, а сейчас запишите число и кл.раб, а вот тему урока мы запишем чуть позже.

II. Актуализация знаний.

А кто мне скажет, какой самый главный навык в математике (счет). Вот сейчас я и проверю, как вы умеете считать.

- Устный счет. На партах перед вами лежат карточки с примерами. (слайд 3) Решите их и ответ к каждому примеру запишите во второй столбец. Время работы – 1 минуты. Как только закончите, поднимите глаза, чтобы я видела. Начали.

Прежде чем мы начнем проверять ответы, посмотрите у каждого на парте лежат сигнальные карточки зеленые и красные, если вы согласны с ответом, то поднимаем зеленые, если нет, то поднимаем красные.

- А, теперь давайте проверим ответы. (учитель просит учеников зачитать по 1 ответу)

- Проверим.

- В третий столбец запишите слог, соответствующий числу. Числа и слоги отражены в таблице на слайде. (слайд 4) В итоге у вас должно получиться ключевое слово, которое подскажет тему сегодняшнего урока..(0,5мин)

- Какое слово у вас получилось? (комбинаторика) (слайд 5)

- Верно! Чтобы вам было легче разобраться, что такое комбинаторика, мы с вами выполним необычное задание. К вам на урок я принесла сундучок с секретом, но открыть его я не могу, так как пока я ехала к вам злая волшебница заколдовала его и повесила кодовый замок, но она оставила записку(слайд 6), в которой сказано, что код состоит из трех цифр, первые две цифры 4 и 7, а вот последнюю мы подберем в ходе урока. Но она не должна повторяться с двумя предыдущими цифрами. Вы мне, поможете раскодировать этот замок?

А как вы это можете сделать?

Ученик: - перебирать все возможные цифры от 0 до 9,кроме 4 и 7.

Давайте попробуем и я вам предлагаю составить возможные варианты кодов работая в парах (а давайте повторим правило работы в парах) ……… (0,5 мин)Работа в парах строится по часовой стрелке от…………………..

Ну что ребята ,кто готов мне предложить вариант кода?

- Как еще можно назвать этот перебор цифр?

Ученик: - перебор всех возможных комбинаций.

Так что такое Комбинаторика? (слайд 7.1)Если мы обратимся к Толковому словарю Кузнецова, то мы найдем точное определение, что такое комбинаторика(слайд 7.2). Найди и прочитай определение в словаре.

Комбинаторика – это раздел математики, в котором изучается, сколько различных комбинаций, можно составить из заданных объектов.

Но откроется наш сундучок не сразу, а только после правильного выполнения задач, так как последнюю цифру в коде вам помогут определить задачи, которые вы будете сегодня решать , а так же эти задачи помогут вам творить, думать необычно, оригинально, видеть то, мимо чего вы часто проходите , не замечая и преодолевая эти задачи, я надеюсь, что вы сможете подняться сегодня на одну ступеньку вверх в своих знаниях.

Как вы думаете, какие задачи мы будем решать?

- Тема нашего урока называется(слайд 8) «Решение комбинаторных задач» .А, теперь давайте с вами определим цель урока, но чтобы легче это было сделать, я предлагаю ответить на вопросы. 1) что хотите узнать по данной теме;2)чему вы хотите научиться? (слайд 9)На основе того, что вы хотите узнать и научиться ,можно выделить такие цели урока:

1)Узнать что такое комбинаторная задача ?

2) Познакомиться со способами решения комбинаторных задач.

3) научиться применять комбинаторику в повседневной жизни.

II. Изучение нового материала.

- И еще сегодня в очередной раз убедимся, что наш мир полон математики, и продолжим исследование на предмет выявления математики вокруг нас.

- Придя в школу, повесив одежду, вы очень часто отправляетесь к расписанию, посмотреть порядок уроков на день. А представьте на миг, что

бы стало в школе, если бы не было расписания. Трудно пришлось бы всем: и детям, и учителям.

В помощь тому, кто составляет расписание, решим задачу. (слайд 10)

Задача №1. В 5А классе во вторник 4 урока: физкультура, литература, история и математика. Сколько можно составить вариантов расписания на день, зная точно, что математика – первый урок?

А, теперь еще раз прочитайте ее самостоятельно.

Фронтальная работа

- Как бы вы предложили решить эту задачу? (ответы детей)

- Предлагаю вам закодировать названия предметов их начальной буквой: Ф – физкультура, Л – литература, И – история, М – математика.

- С какого урока мы начнем составлять расписание? (с математики) (слайд 11)

- Тогда что можно поставить вторым уроком? (физкультуру, литературу или историю).

- Верно! Если вторым уроком будет физкультура, что может располагаться на третьем месте? (литература или история).

- Если вторым – литература, то на третьем? (физ-ра, история)

- Если вторым – история, то на третьем? (физ-ра, лит-ра)

- Хорошо. Если третьим уроком будет стоять литература, что будет на четвертом месте? история).

- А если третий урок – история, тогда? (четвертым уроком –литература) И т.д.

-А сейчас , дополните до конца данную схему самостоятельно. Время работы – 1 минута (самостоятельная работа)

- Ребята, посмотрите, что у вас должно было получиться. (смотрят на слайд)

Выделите тот вариант расписания, который больше всего вам нравится.

- Сколько возможных вариантов расписания уроков у вас получилось? Подсчитайте. (6 варианта)(оценивание)

- А если бы в задаче не было условия, что математика – первый урок, что бы изменилось? (ответ, вариантов расписания было бы намного больше)

- На что похожа эта схема, если ее перевернуть? (на дерево)

- Верно! Это один из способов решения комбинаторных задач. А называется он «Дерево возможных вариантов».

- Да, трудно придется тому, кто забудет порядок уроков и, не посмотрев в расписание, захочет правильно заполнить дневник.

- А теперь заглянем на некоторые из этих уроков. И по возможности отыщем на них математические задания.

Я вижу вы уже устали и давайте отправимся на урок физкультуры. (слайд 12)

III. Физминутка Раз – поднялись потянулись,

Два – согнулись, разогнулись,

Три в ладоши три хлопка,

На четыре – три кивка,

Пять руками помахать,

Шесть – тихонько сесть

- Ну, а теперь отправимся на урок истории.

- Ребята, у вас на партах лежат три полоски разных цветов: красная, белая и синяя. Составьте из них флаг Российской Федерации .

- Проверьте, знаете ли вы флаг нашей страны. (сверяют с изображением на слайде). (слайд 13)

- А знаете ли вы, что означает каждый цвет на флаге?

Значение цветов флага России: белый цвет означает мир, чистоту, непорочность, совершенство. Синий – цвет веры и верности, постоянства. Красный цвет символизирует энергию, силу, кровь, пролитую за Отечество.

- От перестановок цветных полос (белая, синяя, красная) можно получить другой флаг. Ребята, а вы знаете, что есть флаги с вертикальными и горизонтальными полосами? Сейчас вы выполните, мини проект, работая в группах, что значит работать в группе? 1 группа составит флаги из горизонтальных полос, а 2 группа из вертикальных полос. И мы с вами определим, сколько комбинаций можно составить из трех цветных полос?

У вас на столе лежат задания для каждой группы и набор раздаточного материала, вам нужно решение данной задачи записать с помощью дерева возможных вариантов и воспроизвести свое решение с помощью цветных полос. Каждая группа прочитайте, какое именно нужно выполнить задание вам, выполнив задание подайте сигнал. (слайд 14)

Задание: 1 группа: Несколько стран решили использовать для своего государственного флага символику в виде 3х горизонтальных полос разных цветов – белый (Б), синий (С), красный (К). Сколько стран могут использовать такую символику при условии, что у каждой страны свой флаг? 2 группа: Несколько стран решили использовать для своего государственного флага символику в виде 3х вертикальных полос разных цветов – белый (Б), синий (С), красный (К). Сколько стран могут использовать такую символику при условии, что у каждой страны свой флаг? (3 мин)

Время вышло.

- Давайте посмотрим, что у вас получилось в результате работы, и сравним дерево возможных вариантов, и слово предоставляется представителям от каждой группы: 1)прочитайте задание, 2) сколько вариантов у вас получилось? (6 вариантов). Все согласны? А теперь посмотрите на слайд и сравните дерево возможных вариантов и количество возможных вариантов. (слайд 15) Все согласны?

2)Как бы изменился ответ, если в задаче говорилось и о горизонтальных, и о вертикальных полосах? (увеличился в 2 раза, 12 вариантов)

3)- Оказывается, есть государства, где флаги имеют такие же цвета, как и флаг РФ. Ребята, а кто знает эти государства? Посмотрите(слайд 16), два флага имеют горизонтальные полосы, а флаг Франции – вертикальные.

Ребята, чья группа выполнила задание без ошибок ,каждый частник ставит себе 5 баллов.

IV. Закрепление изученного

- А теперь, настало время перекусить. Мы идем в школьную столовую. (слайд 17).И перед вами задача №2, прочитайте задачу и выполните каждый ее самостоятельно.

Самостоятельно: Задача №2. Сколько различных завтраков, состоящих из 1 напитка и 1 вида выпечки, можно составить из чая (ч), кофе (к), булочки (б), печенья (п) и вафель (в)?

В этой задаче требуется заполнить схему дерева возможных вариантов в соответствии с условием задачи. (слайд 18)

завтрак


Напитки


Выпечка


- Обменяйтесь рабочими листами с соседом по парте. Проверьте друг друга и проверьте, сколько завтраков у вас должно получиться? (6 завтраков) (слайд 19)

- Если ваш сосед выполнил задание верно, поставьте «5 баллов, иначе – ноль баллов. Верните друг другу рабочие листы.

V. Подведение итогов

- Как вы поняли, что же такое комбинаторная задача? (задача, решая которую приходится составлять различные комбинации из конечного числа элементов и подсчитывать количество таких комбинаций).

С каким способом решения комбинаторных задач вы познакомились? («дерево возможных вариантов»)

-А , где встречается комбинаторика в повседневной жизни.

1) когда выбираете меню в столовой,

        1. формулируете свой ответ на уроках,

        2. составляете график дежурства по классу,

        3. планируете, как провести свои выходные или каникулы и так далее.

(слайд20)Математика повсюду –
Глазом только поведешь,
И примеров сразу уйму
Ты вокруг себя найдешь…

А сейчас подчитайте баллы, которые вы сегодня заработали на уроке и оцените себя. (слайд 21) Поднимите руки , кто заработал 15 б, кто 10, кто 5. Оценивание детей!.

VI. Домашнее задание: Давайте вспомним на каких уроках мы побывали и какой урок остался не задействованным? (Литра)Верно! И дом.зад вы получите литературное.

Чтобы решить дом.зад прослушайте фрагмент басни Ивана Андреевича Крылова « Квартет» (слайд 22)

Проказница Мартышка,

Осел,

Козел,

Да косолапый Мишка

Затеяли сыграть в ...

Ударили в смычки, дерут, а толку нет.

………………..

«Стой, братцы, стой!» - кричит Мартышка.-

Погодите.

Как музыке идти? Ведь Вы не так сидите!


(слайд 23)Попробуйте решить, сколькими различными способами могут сесть крыловские музыканты в один ряд?

А для кого эта задача покажется сложной, предлагаю придумать свою комбинаторную задачу о своем классе. При решении любой задачи вы можете воспользоваться способом, изученном сегодня на уроке.

VII. Рефлексия.

(слайд 24 )Мы с вами сегодня преодолели, множество препятствий и каждый из вас достиг определенных высот, перед вами лестница успеха, определите каждый свое место на этой лестнице.

Ребята, мы выполнили все задания и теперь давайте попробуем открыть сундучок с секретом. Подумайте, какая же последняя цифра в коде будет верной? Для этого вспомните решения сегодняшних задач.( Что объединяет все решенные сегодня задачи), (Какое количество вариантов получалось в каждой задаче)

Учитель: Я была рада встрече с вами и я вам дарю эмблемы за активное участие на уроке, интересуйтесь математикой, это, несомненно, отразится в положительную сторону в ваших размышлениях и действиях.

(слайд 25)Любой урок, любая встреча
Всех вкладов на земле ценней,
Ведь каждый школьный миг отмечен
Неповторимостью своей.

До свидания!!!!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!