Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Бурлинская средняя общеобразовательная школа»
Практический материал к ОГЭ
по математике
«Решение линейных, квадратных и неполных квадратных уравнений»
Составила: Околович В.А.,
учитель математики
с. Бурла
2022г
Тема методической разработки: «Решение линейных, квадратных и неполных квадратных уравнений» составлена для проведения занятий по обобщающему повторению в классах с различным уровнем усвоения учебного материала и различной мотивацией обучения.
Цель разработки: умение анализировать, обобщать, делать выводы через усвоение различных методов решения уравнений; преодоление психологического барьера, связанного с новой формой проведения итоговой аттестации по математике.
Задачи: систематизировать основные методы решения уравнений, научиться применять их при решении уравнений, совершенствовать навыки самостоятельной работы, работы в группах; совершенствовать навыки самоконтроля.
Предлагается образец решения уравнений и уравнения для самостоятельного выполнения с опорой на образец решения.
Линейное уравнение – уравнение вида ax+b=0, где x – переменная, a и b некоторые числа, причем a≠0.
Уравнение нужно привести к виду ах=b и его решить. Достаточно поделить левую часть и правую часть уравнения на а. В результате получим х=а/b.
Линейными уравнениями называют не только уравнения вида ax+b=0, но и любые уравнения, которые при помощи преобразований и упрощений сводятся к этому виду.
Алгоритм решение линейных уравнений
Раскрыть скобки (если они есть)
Неизвестны слагаемые перенести в левую часть, числа – в правую, привести подобные слагаемые. Получится уравнение вида ax=b.
Решить данное линейное уравнение: x=b/a.
Записать ответ.
Примеры решения линейных уравнений:
2x+1=2(x−3)+8
Это линейное уравнение, так как переменная стоит в первое степени.
Попробуем преобразовать его к виду ax=b:
Для начала раскроем скобки:
2x+1=4x−6+8
В левую часть переносятся все слагаемые с x, в правую – числа:
2x−4x=2−1
−2x=1
Теперь поделим левую и правую часть на число (-2):
−2x:(−2)=1:(−2), х=- 0,5
Ответ: x=−0,5
Квадратное уравнение – уравнение вида ax2+bx+c=0, где x – переменная, a, b и c – некоторые числа, причем a≠0.
Алгоритм решения квадратного уравнения:
Определить коэффициенты уравнения: а ,b, с
Вычислить дискриминант по формуле:
D=b2−4ac
Если D0, будет два различных корня, которые находятся по формуле:
X1,2=(−b±√D):2a
Если D=0, будет один корень, который находится по формуле:
x=−b/2a
Если D
Записать ответ.
Примеры решения квадратного уравнения:
1) –x2+6x+7=0
a=−1, b=6, c=7
D=b2−4ac= 62−4⋅(−1)⋅7= 36+28=64
D0 – будет два различных корня:
X1,2=(−b±√D ):2a
х1,2=( −6±√64):2⋅(−1)= (−6±8):(−2), х1=(-6+8):(-2)=-1, х2 =(-6-8):(-2)=7
Ответ: x1=−1,x2=7
2) −x2+4x−4=0
a=−1,b=4,c=−4
D=b2−4ac= 42−4⋅(−1)⋅(−4)= 16−16=0
D=0 – будет один корень:
x=−b/2a=−4:(2⋅(−1))= −4:(−2)=2
Ответ: x=2
Неполные квадратные уравнения :
1) Если с=0, а#0 , b#0, тогда ах2 +bx=0, x(ax+b)=0, x1=0 или х2=-b/a
2) Еcли b=0, а#0 , с#0,тогда ах2 +с=0, -с/а0 x1,2= +-√(-с/а), -с
3) Если b=c=0,а#0,тогда ах2=0, х1=х2=0
Алгоритм решение неполных квадратных уравнений:
По условию определить тип неполного квадратного уравнения.
Решить неполное квадратное уравнение по правилу, соответствующему его типу.
Записать ответ.
Примеры решения неполных квадратных уравнений:
5х2-4х=0, имеет вид ах2+bx=0
x(5x-4)=0, х=0 или 5х-4=0, х=5/4=0,8
Ответ: 0;0,8
9х2-36=0, имеет вид ах2+с=0, 9а2=36, а2=4, а1=2, а2=-2
Ответ: -2; 2
-128х=0, х=0
Ответ:0
Выполни самостоятельно.
1.Линейные уравнения:
1) (х+10)2=(5-х)2 2) (х+2)2=(1-х)2
3) 4(х+10)=-1 4) 10(х+2)=-7
5) 4х-7=2х 6) 6х-3=8х
7) (х -5)2-х2=0 8) (2х-6)2-4 х2=0
9) 2+3х=-7х-5 10) 1-10х=5х+10
11) -2х-4=3х 12) 6х+1=-4х
2. Квадратные уравнения:
1) х2+8х+15=0 2) х2+10х+24=0
3) х2-20=х 4) х2-35=2х
5) 2х2 +5х-7=0 6) 5 х2+4х-1=0
7) х2-5х=14 8) х2+4х=21
9) 5 х2+9х+4=0 10) 6 х2-9х+3=0
11)8 х2-12х+4=0 12) 8 х2-10х+2
3.Неполные квадратные уравнения:
1) 1/4х2-36=0 2) 1/3х2-27=0
3) 5 х2+20х=0 4) 7 х2-14х=0
5) 5 х2+15х=0 6) 4 х2-20х=0
7) 3х2-12=0 8) 3х2-27=0
9) 6 х2=36х 10) 7 х2=42х
11) 7 х2- 49=0 12) 8 х2 -64=0
Литература:
Алгебра 7-9 классы Т.М. Виноградова. Москва: Эксмо,2019
ОГЭ математика И.В. Ященко, 2021г,2022г.