МБОУ СОШ №2
Доклад на тему:
Решение неравенств
методом рационализации
Учитель математики
МБОУ СОШ№2
Г Буйнакска
Глебова Р.В
2018-2019 уч.год
Метод рационализации позволяет перейти от неравенства, содержащего сложные логарифмические, показательные и др выражения к равносильному ему , но более простому рациональному неравенству
Основные положения теории метода рационализации. Метод рационализации заключается в замене сложного выражения F(x) на более простое выражение G(x), при котором неравенство G(x) 0 равносильно неравенству F(x) 0 в области определения выражения F(x).
Неравенство вида
в области его допустимых значений можно заменить равносильным неравенством
Здесь знак означает любой из знаков , , или .
Рассмотрим ещё один пример из реальных прототипов заданий ЕГЭ по математике.
Решите неравенство:
Область допустимых значений данного неравенства определяется следующей системой неравенств:
Итак, область допустимых значений задаётся следующим промежутком:
.
Представим единицу справа в виде логарифма с основанием и перенесём его в левую сторону неравенства:
Воспользуемся методом рационализации. В области допустимых значений данное неравенство можно заменить следующим:
Умножим обе части на -4, поменяв при этом знак неравенства:
Разложим на множители выражение, стоящее в обеих скобках:
Если умножить обе части на 2 и внести этот множитель во вторую скобку, то получится следующее уравнение:
Изобразим на числовой прямой промежутки, на которые разбивают числовую ось корни полученного многочлена слева, определим знаки многочлена в каждом промежутке и выделим решение неравенства с учётом области допустимых значений:
Итак, окончательный ответ:
.
Рассмотрим неравенство, содержащее модуль.
Знак выражения совпадает со знаком выражения при любых значениях . Это и используется при решении неравенств с модулями методом рационализации.
Неравенство типа
равносильно неравенству
Здесь знак означает любой из знаков , , или .
Ну действительно, известно, что и . Тогда обе части неравенства можно возвести в квадрат, перенести всё в одну сторону и воспользоваться формулой «разность квадратов»:
В этом и состоит суть метода рационализации неравенств, содержащих модули.
Рассмотрим конкретный пример.
Воспользуемся методом рационализации для решения данного неравенства. Заменим его равносильным и более простым неравенством:
Приведём подобные слагаемые в обеих скобках:
Из первой скобки вынесем множитель -10, а из второй — множитель и разделим обе части неравенства на -20, поменяв при этом его знак:
Видно, что выражение слева может быть меньше нуля только при (так как второй множитель всегда неотрицателен, ибо является полным квадратом), а равно нулю при или . Итак, окончательный ответ к данному неравенству:
.
Вот такое простое и изящное решение. При этом можете себе представить, что было бы, если бы мы решили воспользоваться стандартным методом решения неравенств с модулями и стали бы раскрывать модули при различных значениях .
Предлагаю рассмотреть таблицу замены одного выражения другим равносильным рациональным выражением
Выражение F | Выражение G |
- | (а –1)(v – u) |
-1 | (а-1)(v-a) |
| (a-1)(v-1) |
- | (u –1)(v – k) |
-1 | (u-1)(v-u) |
| (u-1)(v-1) |
| (u-1)(k-1)(v-1)(k-u) |
- | (u-1)(a-b) |
-1 | (u-1)a |
| -|bI | (a+b)(a-b) |