СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Решение неравенств методом рационализации

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Небольшой доклад, но зато очень хорошая таблица и мало воды)))

Просмотр содержимого документа
«Решение неравенств методом рационализации»

МБОУ СОШ №2







Доклад на тему:



Решение неравенств

методом рационализации



Учитель математики

МБОУ СОШ№2

Г Буйнакска

Глебова Р.В



















2018-2019 уч.год




Метод рационализации позволяет перейти от неравенства, содержащего сложные логарифмические, показательные и др выражения к равносильному ему , но более простому рациональному неравенству


Основные положения теории метода рационализации. Метод рационализации заключается в замене сложного выражения F(x) на  более простое выражение G(x), при котором неравенство G(x) 0  равносильно неравенству F(x) 0 в области определения выражения F(x).


Неравенство вида

  

в области его допустимых значений можно заменить равносильным неравенством

  

Здесь знак  означает любой из знаков  или .

Рассмотрим ещё один пример из реальных прототипов заданий ЕГЭ по математике.


Решите неравенство:

  

Область допустимых значений данного неравенства определяется следующей системой неравенств:

  

Итак, область допустимых значений задаётся следующим промежутком:

.

Представим единицу справа в виде логарифма с основанием  и перенесём его в левую сторону неравенства:

  

Воспользуемся методом рационализации. В области допустимых значений данное неравенство можно заменить следующим:

  

Умножим обе части на -4, поменяв при этом знак неравенства:

  

Разложим на множители выражение, стоящее в обеих скобках:

  

Если умножить обе части на 2 и внести этот множитель во вторую скобку, то получится следующее уравнение:

  

Изобразим на числовой прямой промежутки, на которые разбивают числовую ось корни полученного многочлена слева, определим знаки многочлена в каждом промежутке и выделим решение неравенства с учётом области допустимых значений:

Итак, окончательный ответ:

.

Рассмотрим неравенство, содержащее модуль.

Знак выражения  совпадает со знаком выражения  при любых значениях . Это и используется при решении неравенств с модулями методом рационализации.

Неравенство типа

  

равносильно неравенству

  

Здесь знак  означает любой из знаков  или .

Ну действительно, известно, что  и . Тогда обе части неравенства можно возвести в квадрат, перенести всё в одну сторону и воспользоваться формулой «разность квадратов»:

  

  

  

В этом и состоит суть метода рационализации неравенств, содержащих модули.

Рассмотрим конкретный пример.

Воспользуемся методом рационализации для решения данного неравенства. Заменим его равносильным и более простым неравенством:

  

  

Приведём подобные слагаемые в обеих скобках:

  

Из первой скобки вынесем множитель -10, а из второй — множитель  и разделим обе части неравенства на -20, поменяв при этом его знак:

  

Видно, что выражение слева может быть меньше нуля только при (так как второй множитель всегда неотрицателен, ибо является полным квадратом), а равно нулю при  или . Итак, окончательный ответ к данному неравенству:

.

Вот такое простое и изящное решение. При этом можете себе представить, что было бы, если бы мы решили воспользоваться стандартным методом решения неравенств с модулями и стали бы раскрывать модули при различных значениях .

Предлагаю рассмотреть таблицу замены одного выражения другим равносильным рациональным выражением





Выражение F


Выражение G

-


(а –1)(v – u)

-1


(а-1)(v-a)


(a-1)(v-1)

-


(u –1)(v – k)

-1


(u-1)(v-u)


(u-1)(v-1)


(u-1)(k-1)(v-1)(k-u)

-


(u-1)(a-b)

-1


(u-1)a

| -|bI


(a+b)(a-b)






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!