СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Решение проблем качества образования через систематизацию педагогического мониторинга

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Решение проблем качества образования через систематизацию педагогического мониторинга»

муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 10»
























Решение проблем качества образования

через систематизацию педагогического

мониторинга









Доклад подготовила

заместитель директора по УВР

Косинова Ю.П.





05.11.2019



Появление понятия «мониторинг» связано со становлением и развитием информационного общества, которое нуждалось в объективных и субъективных сведениях о состоянии тех или иных объектов и структур. Однако потребность общества в объективной информации способствовала расширению мониторинга. Это понятие стали использовать в педагогике, рассматривающей мониторинг с двух позиций: как систему сбора, обработки, хранения и распространения информации об учебно-воспитательном процессе и как средство получения информации в процессе проведения научного исследования или организации контроля.

О мониторинге говорят, когда в ходе какой-либо деятельности постоянно отслеживаются происходящие в реальной предметной среде процессы и явления, с тем, чтобы тут же включить результаты текущих наблюдений в управленческую деятельность.

Самым общим образом мониторинг можно определить как «постоянное наблюдение за каким-либо процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату или исходному положению».В качестве рабочего определения мониторинга можно принять следующее: «Мониторинг — это систематическое стандартизированное наблюдение за каким-либо процессом».

Для успешного осуществления образовательного процесса во всём его многообразии всё актуальнее становится аналитический контроль его текущего состояния и результативности учебного процесса, а при планировании - анализ перемен, прогнозирование и гибкость реакции. Поэтому появляется необходимость в организации информационно-аналитической работы, основным инструментом которой должна стать система мониторинга образовательного процесса. Подобная интерпретация мониторинга положена в основание определения понятия «мониторинг развития системы образования».

Среди многообразия определений понятия «образовательный мониторинг» предлагаю рассмотреть несколько и выявить общие черты, формулировки, элементы.

Мониторинг в образовании — это система сбора, обработки, хранения и распространения информации об учебно-воспитательном процессе или отдельных его компонентах, ориентированная на информационное обеспечение управления, позволяющая судить о состоянии объекта в любой момент времени и дающая прогноз ее развития.

Образовательный мониторинг –система организации сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающую непрерывное слежение за ее состоянием и прогнозированием ее развития.

Мониторинг образовательный - как процесс непрерывного научно-обоснованного, диагностико-прогностического слежения за состоянием, развитием педагогического процесса в целях оптимального выбора образовательных целей, задач и средств их решения.

Педагогический мониторинг — это система целенаправленной деятельности педагогов общеобразовательных учреждений по сбору, хранению, систематизации, обобщению и использованию для проектирования и коррекции информации о состоянии и тенденциях в образовательной системе.

- Что объединяет приведенные определения?

Обобщая ваши высказывания, можно сделать следующие выводы:

- во-первых, мониторингу присущи основные характеристики общенаучного метода теории познания мира: этапность исследования, получение и интерпретация данных, прогнозирование дальнейшего развития, постоянная обратная связь между теорией и практикой исследования;

- во-вторых, мониторингу присуща многомерность: он может исследоваться в любой области знания; непрерывность, объективация исследования, интегративность в процессе изучения собственных объектов;

- в-третьих, педагогический мониторинг - это не только информационно-аналитическое явление, но и процесс непрерывной объективации сущностных, описательных, репродуктивных характеристик образовательного процесса.

Иначе говоря, педагогический мониторинг подразумевает длительное и систематическое научно обоснованное отслеживание результатов исследования, сравнение их с заданным эталоном и принятие на их основании управленческих решений.

Современные условия предполагают не только достижение нового качества образования, но и активизацию внутренних резервов школы, которые невозможно выявить традиционными формальными способами контроля за процессом и результатами учебно-воспитательного процесса. Выявление ресурсов, обеспечивающих дальнейшее развитие ОО, невозможно без грамотной организации исследовательской работы внутри школы, составной часть которой является проведение и мониторинговых исследований.Организация подобных исследований накладывает дополнительные обязанности на педагогический коллектив. Учителя должны систематически фиксировать и анализировать информацию, а для этого нужна заинтересованность участников процесса в результатах своей деятельности.Фактически такой мониторинг ориентирован на ученика и позволяет в динамике выявить его достижения, что является важным и для родителей, и для самого обучающегося, который получает информацию о своих достижениях по каждой теме, разделу каждого учебного предмета.

Мониторинг является одним из важнейших средств контроля и оценивания, благодаря которому изменяется само информационное пространство, так как повышается оперативность, объективность и доступность информации. Поэтому цель мониторинга – оперативно и своевременно выявлять все изменения, происходящие в учебном процессе. Полученные объективные данные являются основанием для принятия решений.

Несомненным достоинством педагогического мониторинга является его универсальность, адаптированность к системе общего образования, валидность в условиях создания системы непрерывного образования. Простота в использовании, объективность получаемых сведений, применимость используемого инструментария – необходимые условия мониторинга. Обзор реальной картины формирования и функционирования образовательного мониторинга позволяет выделить несколько уровней, иерархия которых предстает в следующем виде:

1.Внутришкольный уровень. На этом уровне образовательный мониторинг фиксируется в виде обобщенного системного представления о деятельности школы, по достижению поставленной перед ней цели, а также о деятельности каждого учителя, ученика. Кроме этого здесь вырабатывается соответствующая прогнозная информация в ее психолого-педагогической интерпретации.

2.Муниципальный уровень. Здесь развернуто представление о деятельности муниципальной системы образования в целом и ее элементах в сравнении друг с другом, а также с учетом специфических функций каждого элемента (лицеи, колледжи, гимназии, школы для детей с определенными отклонениями и т.п.). Вырабатывается прогноз о развитии системы образования на данной теории.

3.Региональный уровень. На этом уровне образовательный мониторинг фиксирует представление о деятельности региональной системы образования в целом и ее элементах (муниципальных образованиях) в сравнении друг с другом, а также с учетом специфических функций разного типа школ региона. Вырабатывается прогноз о развитии системы образования в регионе.

4.Федеральный уровень. Здесь разворачивается представление о деятельности федеральной системы образования и вырабатывается соответствующий прогноз по аналогии с региональным уровнем.

Педагогический мониторинг должен быть построен таким образом, чтобы проверка на нижних уровнях образованием гарантировала выполнение требований более высоких уровней. Этого можно достичь с помощью согласованных критериев оценивания на всех уровнях проведения мониторинга, следовательно, уровни формирования мониторинга также должны быть связаны между собой. Именно для достижения этих целей введены в практику независимые оценки качества образования – РПР, ВПР, НИКО.

Таким образом, мы проследили систему многоуровневого педагогического мониторинга с согласованными критериями, так как на каждом уровне требования, предъявляемые к знаниям учащихся, согласованы и соответствуют требованиям федерального государственного общеобразовательного стандарта.

Сферы использования мониторинга чрезвычайно разнообразны. Многочисленные системы мониторинга обладают некоторыми общими характеристиками, что дает возможность говорить о мониторинге как целостном самостоятельном научно-практическом феномене.В рамках деятельности системы образования осуществляется формирование ориентации субъектов образования на образовательном рынке, определение в нем своей ниши. Для того, чтобы организовать эффективную деятельность по удовлетворению образовательных потребностей населения, необходимо отслеживать динамику качественных и количественных показателей, отражающих как непосредственно образовательные потребности населения, так и образовательных услуг (системы образования).В конечном итоге педагогический мониторинг обученности учащихся и анализ деятельности позволяет проконтролировать объективность в выставлении отметок, скорректировать учителю свою педагогическую деятельность.

Мониторинг можно условно разделить на два вида.

Первый - это статистический мониторинг.Он базируется на данных статистической отчетности, прежде всего, на жестко закрепленных данных государственной статистической отчетности и четко отлаженной и регламентированной системе сбора информации.

Второй — нестатистическийили так называемый «мягкий» мониторинг,который базируется на самостоятельно разрабатываемых исследователями показателях и соответственно частных (уникальных) шкалах измерения данных показателей, с самостоятельно заданными периодами измерения и т.п.

Известный педагог А.С. Белкин указывает на виды образовательного мониторинга:

- мониторинг дидактический - слежение за различными сторонами учебно-воспитательного процесса (учитывается система связей отношений, характер взаимодействия участников образовательного процесса);

- мониторинг управленческий - слежение за характером взаимодействия на различных управленческих уровнях: учитель – учитель, учитель – обучающиеся, учитель – семья;

- мониторинг социально-психологический - слежение за системой коллективно-групповых, личностных отношений за характером психологической атмосферы коллектива групп.

А.Н. Майоров предлагает чуть более расширенную классификацию:

Вид мониторинга

Кто проводит

Виды деятельности

Управленческий

Директор, заместитель директора по АХЧ

Финансова-хозяйственная деятельность, кадровое обеспечение

Дидактический

Заместитель директора по УВР, руководители предметных МО

Учебный процесс, промежуточная и текущая аттестация, реализация учебного плана и учебных программ

Методический

Заместитель директора по методической работе, заместитель директора по УВР

Методическая работа

Воспитательный

Заместитель директора по ВР, социальный педагог

Воспитательная работа

Психолого-педагогический

Педагог-психолог, классные руководители

Психологическое сопровождение

Медицинский

Социальный педагог, медсестра

Охрана здоровья



Рассмотрим типологию школьного мониторинга, предложенную А.Н. Майоровым.

Основание классификации


Виды


По масштабу целей образования

Стратегический

Тактический

Оперативный

По этапам учения

Входной

Промежуточный

Итоговый

По временной зависимости

Ретроспективный

Предупредительный или опережающий

Текущий

По частоте процедур

Разовый

Периодический

Систематический

По охвату объекта наблюдения

Локальный

Выборочный

Сплошной

По формам организации

Индивидуальный

Групповой

Фронтальный

По формам объект-субъектных отношений

Внешний

Взаимоконтроль

Самоконтроль (самоанализ)

По используемому инструментарию

Стандартизированный

Нестандартизированный

Матричный

В зависимости от целей осуществления мониторинга будет меняться набор используемых видов мониторинга. Так, мониторинг контроля знаний выпускников основной школы предполагает итоговый мониторинг, мониторинг только по одному из классов параллели — сочетание итогового мониторинга с локальным, мониторинг контроля и оценивания знаний определенных субъектов — итогового мониторинга с выборочным и т. д.

Мониторинг может классифицироваться по достаточно большому количеству оснований. В зависимости от них А.Н. Майоров предлагает следующие виды мониторинга:

Виды мониторинга

Динами-ческий

Конку-рентный

Сравни-тельный

Комп-лексный

Инфор-мацион-ный

Базовый

Проблем-ный 

Динамический - в качестве основания для экспертизы выступают данные о динамике развития того или иного объекта, явления или показателя. Это самый простой способ, который служит аналогом экспериментального плана временных серий и может быть использован для локального мониторинга.

Конкурентный, когда в качестве основания для экспертизы выбираются результаты идентичного обследования других образовательных систем. В данном случае мониторинг становится аналогом плана, с множественными сериями испытаний. Изучение двух или нескольких подсистем большой системы проводится параллельно, одним инструментарием, в одно и то же время, что позволяет сделать вывод о величине эффекта на той или иной подсистеме. Кроме этого, такой подход дает возможность оценить знания учащихся.

Сравнительный, когда в качестве основания для экспертизы выбираются результаты идентичного обследования одной или двух систем более высокого уровня. Такой случай носит специфический для мониторинга характер и не рассматривается при планировании экспериментов. Он заключается в том, что данные сравниваются с результатами, полученными для системы более высокого уровня. Данный подход дает возможность учесть большинство причин смещений оценок.

Комплексный, когда используется несколько оснований для экспертизы.

Информационный - структуризация, накопление и распространение информации. Не предусматривает специально организованного изучения.

Базовый (фоновый) - выявление новых проблем и опасностей до того, как они станут осознаваемы на уровне управления. За объектом мониторинга организуется постоянный контроль с помощью периодичного измерения показателей (индикаторов), которые достаточно полно его определяют. Для реализации этого вида мониторинга могут быть использованы любые из трех возможных оснований для сравнения. Выбор того или иного варианта будет определяться целями мониторинга и ресурсными возможностями исполнителей.

Проблемный - выяснение закономерностей, процессов, опасностей, тех проблем, которые известны и актуальны с точки зрения управления. Его цель - выявление и оценка новых быстрорастущих опасностей, часть из которых носит глобальный характер.

Основными функциями осуществления мониторинга в школе являются:

- интегративная – мониторинг является одним из системообразующих факторов учебно-воспитательного процесса, обеспечивает комплексную характеристику процессов, происходящих в системе;

- диагностическая – сканирование состояния учебного процесса и происходящих в нем изменений;

- компаративистская – функция, создающая условия для состояний учебно-воспитательного процесса в целом или различных его элементов как во времени – состояние этого процесса в разные периоды времени, так и в пространстве – возможность сравнения с учебно-воспитательным процессом или его элементами в других школах и регионах;

- экспертная – в рамках мониторинга возможно осуществление экспертизы состояния, концепции, форм, методов развития УВП, его компонентов;

- информационная – мониторинг УВП является способом регулярного получения сопоставимой информации о его состоянии и развитии, которая необходима для анализа и прогноза состояний и развитий;

- прагматическая – использование мониторинговой информации при принятии максимально обоснованных и адекватных требованиям ситуации решений, прежде всего управленческих.

В МОУ «СОШ № 2» ведутся различные виды мониторинга по различным направлениям деятельности:

Вид мониторинга

Кто проводит

Виды деятельности

Дидактический

Заместитель директора по УВР, руководители предметных МО

Проверка журналов, личных дел, реализации образовательных программ по предметам, текущая, промежуточная аттестация, работа учителей с тетрадями обучающихся, дозирование д/з, результаты входных, промежуточных и итоговых срезов, качество проведения уроков

Методический

Заместитель директора по методической работе, заместитель директора по УВР

Участие педагогов в профессиональных конкурсах, фестивалях, проектах, конференциях, КПК; в методических мероприятиях различного уровня; аттестация

Воспитательный

Заместитель директора по ВР, социальный педагог

Охват обучающихся дополнительным образованием, участие детей в конкурсах и олимпиадах, выполнение планов воспитательной работы

Психолого-педагогический

Педагог-психолог, классные руководители

Психологическое сопровождение УВП (диагностика готовности детей к школьному обучению, диагностика адаптации, психологической готовности к ГИА и др., профилактическая и просветительская работа)

Медицинский

Социальный педагог, медсестра

Вовлеченность подростков в употребление ПАВ, медосмотр, профилактические прививки





МОУ «СОШ № 10» участвует в мониторингах на различных уровнях:

Внутришкольный

Тематические контрольные работы, проверка навыков чтения, портфолио, ВСОКО, ВОШ (школьный этап), результаты окончания четверти (года), участие педагогов в методических мероприятиях

Муниципальный

Входные, промежуточные и итоговые контрольные работы (4,5,9,11 кл.); репетиционные работы для 9 и 11 классов; ВОШ (муниципальный этап); участие обучающихся и педагогов в конкурсах, проектах, фестивалях

Региональный

РПР, комплексные проверочные работы, ГИА, ВОШ (региональный этап)

Федеральный

ВПР, ГИА, статистические отчеты (ОО-1)


Предлагаю рассмотреть результаты некоторых мониторинговых исследований.


Результаты участия в муниципальном этапе всероссийской олимпиады школьников за 3 года:


Отмечается устойчивая тенденция к снижению количества победителей и призеров. В связи с чем необходимо сделать подготовку обучающихся к муниципальному этапу максимально личностно-ориентированной, обеспечить сопровождение способных и одаренных детей в течение всего учебного года, а не только в период проведения олимпиады.





Качественный состав педагогического коллектива школы:




Проанализировав качественный состав, можно сделать вывод о том, что наблюдается несоответствие между стажем работы, опытом, средним возрастом коллектива и уровнем квалификации педагогов (24% - аттестованы на СЗД, 12% - не аттестованы).

ГИА-11:


Предмет

Средний балл (по школе)


Средний балл по району

Средний балл по краю

(2016-17

уч. год)

(2017-18 уч. год)

(2018-19 уч.год)

(2018-19 уч.год)

(2018-19 уч.год)

Русский язык

70

68

68

68,15

69,59

Математика (базовый уровень)

3,7

3,9

4,2

4,19

4,02

Математика (профильный уровень)

33,5

26

51

52,78

52,45

Обществознание

48,2

59,6

59,33

45,7

53,61

История

37

61

79

51,59

54,15

Физика

30

40

39,0

47,67

51,34

Биология

44

-

56,67

53,73

52,67

Химия

-

-

60

64,68

56,78

Средний балл наших выпускников по результатам ГИА-11 в 2018-19 учебном году выше краевых показателей по математике базового уровня, обществознанию, истории, биологии, химии; ниже краевых показателей – по математике профильного уровня, русскому языку, физике.



ГИА-9:


Предмет

Средний балл по школе


Средний балл по району

Средний балл по краю




(2018-19 уч.год)

(2018-19 уч.год)

(2018-19 уч.год)

Русский язык

3,28

3,82

4,02

Математика

3,08

3,49

3,54

Обществознание

3,22

3,44

3,64

Физика

2,5

3,72

3,8

Информатика и ИКТ

2,84

3,34

3,59

География

3,71

3,64

3,66

Выпускники 9-х классов 2018-19 учебного года по всем предметам кроме географии показали результаты ниже районных и краевых показателей.

Исходя из результатов государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования в 2019 году и в целях более эффективной и качественной подготовки выпускников текущего учебного года к экзаменам были предприняты следующие меры:

- составлен график бесплатных консультаций по предметам;

- составлен график проведения репетиционных работ по предметам;

- разработана и утверждена «Дорожная карта по подготовке к ГИА-9 и ГИА-11 в 2020 году»;

- учителями-предметниками разработаны планы подготовки выпускников к ГИА-9 и ГИА-11;

- ведутся персонифицированные папки по подготовке выпускников к ГИА по предметам;

- классными руководителями проводятся родительские собрания, посвященные изучению нормативно-правовых документов и методических писем и рекомендаций по вопросам ГИА-2020;

- запланированы методические мероприятия, посвященные вопросам ГИА-2020 (методический день «Использование современных образовательных технологий в рамках подготовки к ГИА», мастер-класс «Актуальные вопросы подготовки выпускников к государственной итоговой аттестации» (Гриценко Е.В., Латина О.П.);

- запланированы мероприятия ВСОКО.

Однако, несмотря на предпринимаемые меры, результаты 1 четверти 2018-19 учебного года показали, что уровень качества образования оставляет желать лучшего.

На начало 1 четверти – 374 обучающихся, на конец – 371. Прибыли в течение четверти 12 обучающихся, выбыли – 15. Аттестованы 292 обучающихся (не аттестовывались обучающиеся 1-х, 10, 11 классов). Из числа аттестованных 19 – отличники, 93 – хорошисты. С 1 «4» - 17обучающихся, с 1 «3» - 24 обучающихся. Неуспевающих – 4.

Класс

Ф.И. обучающегося

Предметы, по которым обучающийся имеет отметку «2» по итогам 1 четверти

Бирюков Богдан

Русский язык

Бирюков Роман

Русский язык

Бирюков Рустам

Русский язык

8 Б

Амзаян Артём

Физика


Обученность составила 99%, качество знаний – 38%.

Система оценки качества - один из механизмов влияния государства и общества на систему образования! Информация такого рода нужна не только управленческим структурам, но и самим учебным заведениям, и потребителям образовательных услуг. Проводимые мониторинговые исследования позволяют получить статистические данные, грамотный анализ которых позволит обнаружить положительные и отрицательные стороны в исследуемом объекте, сделать выводы и принять конструктивные управленческие решения.






10



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!