СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Решение простейших тригонометрических уравнений

Категория: Алгебра

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок на тему "Решение простейших тригонометрических уравнений"  в 10 классе

 

Просмотр содержимого документа
«Решение простейших тригонометрических уравнений»

1) «Простейшие тригонометрические уравнения. Уравнение вида .», 10 класс;

Тема урока: Простейшие тригонометрические уравнения.

Уравнение вида cos х = a.

Тип урока: урок изучения новой темы.

Класс: 10 класс.

Цели урока:

  • дидактические: усвоить навык решения простейших тригонометрических уравнений и их частные случаи;

  • развивающие: развитие познавательного интереса, логического мышления, интеллектуальных способностей; формирование математической речи;

  • воспитательные: формировать эстетические навыки при оформлении записей в тетради и самостоятельность мышления у учащихся.

  • компетенции: культура общения, умение работать в сотрудничестве, умение читать чертежи, диаграммы, модели, умение решать стандартные и нестандартные задачи.

Методы: частично – поисковый, словесный, иллюстративный, репродуктивный, проблемный, исследовательский.

Оборудование: раздаточный материал, электронная презентация.

Организационный этап.

Девиз:Не делай никогда того, чего не знаешь, но научись всему, что следует знать”. (Пифагор)

Объявление темы и целей урока. Сегодня на уроке мы научимся решать с вами простейшие тригонометрические уравнения.

  1. Проверка домашнего задания.

  2. Актуализация опорных знаний.

  • Повторить свойства функции

  • Решить самостоятельно упражнение.

Числовая окружность разделена на восемь равных частей. Составьте формулу для всех чисел, которым соответствуют точки:
а) А и С; б) В и D; в) М и P; г) N и Q; д) M, N, P, Q; е) A, M, B, N, C, P, D, Q



3. Объяснение новой темы. Простейшие тригонометрические уравнения. Уравнение вида cos х = a.



Определение. Уравнения вида f(x) = а, где а – данное число, а f(x) – одна из тригонометрических функций, называются простейшими тригонометрическими уравнениями.

Пусть дано простейшее уравнение cos х = a.

Значение косинуса заключены в промежутке т.е. Поэтому если то уравнение cos х = a не имеет корней.

Решим уравнение cos х = .

Напомним, что cos х – абсцисса точки единичной окружности, полученной поворотом точки Р (1; 0) вокруг начала координат на угол . Абсциссу, равную , имеют две точки окружности а также где а также где Все корни уравнения cos х = можно найти по формулам вместо этих двух формул обычно пользуются одной:

Аналогично решить уравнение cos х = .

Абсциссу, равную , имеют две точки окружности следовательно, все корни уравнения cos х = можно найти по формуле

Таким образом, каждое из уравнений cos х = и cos х = имеет бесконечное множество корней. На отрезке каждое из этих уравнений имеет только один корень: - корень уравнения cos х = и корень уравнения cos х = . число называют арккосинусом числа и записывают: .

Вообще уравнение cos х = a, где имеет на отрезке только один корень. Если то корень заключен в промежутке ; если , то промежутке Этот корень называют арккосинусом числа а и обозначают arcos a.

Таким образом, арккосинусом числа называется такое число , косинус которого равен a: arcos a = , если и

Например, arccos , так как и arccos так как и

Все корни уравнения cos х = a, где , выражаются формулой

Данное уравнение:

при -1x  имеет две серии корней

xarсcos a + 2k, k  Z

x = - arсcos a + 2m, m  Z.

Эти серии можно записать так x = ± arсcos a + 2n,  Z ;

4. Решение упражнений.

Задание 1. Найти корни уравнения:

1) a) cos x =1 б) cos x = - 1 в) cos x = 0 г) cos x =1,2 д) cos x = 0,2

2) а)  б)  в)  г) 

а) при а = 1 имеет одну серию решений

x = 2n, n  Z ;

б) при а = -1 имеет одну серию решений

x + 2n, n  Z ;

в) при а = 0 имеет две серии корней

x+ 2k, k  Z

x = -  + 2m, m  Z. Обе серии можно записать в одну серию

x n, n  Z.

г) при а 1 и a

Задание 2. Решите уравнение

  1.  cos 4x = 1

4x = 2n, n  Z

.

2) 

,

.

3) 

,

,

.

4) Решите уравнение  ; укажите корни, принадлежащие промежутку [-; -2].

а) 

б) сделаем выборку корней, принадлежащих промежутку [-2; -].

1) с помощью окружности

2) с помощью графика функции

Ответ: а)  ; б)  .

  1. Итоги урока

Рефлексия

Продолжите фразу :

  • Сегодня на уроке я повторил …

  • Сегодня на уроке я узнал …

  • Сегодня на уроке я научился … Вы молодцы! Каждый из вас “научился тому, что следует знать”.

6, Оценки.

7. Домашнее задание: №146, №147.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!