1) «Простейшие тригонометрические уравнения. Уравнение вида .», 10 класс;
Тема урока: Простейшие тригонометрические уравнения.
Уравнение вида cos х = a.
Тип урока: урок изучения новой темы.
Класс: 10 класс.
Цели урока:
дидактические: усвоить навык решения простейших тригонометрических уравнений и их частные случаи;
развивающие: развитие познавательного интереса, логического мышления, интеллектуальных способностей; формирование математической речи;
воспитательные: формировать эстетические навыки при оформлении записей в тетради и самостоятельность мышления у учащихся.
компетенции: культура общения, умение работать в сотрудничестве, умение читать чертежи, диаграммы, модели, умение решать стандартные и нестандартные задачи.
Методы: частично – поисковый, словесный, иллюстративный, репродуктивный, проблемный, исследовательский.
Оборудование: раздаточный материал, электронная презентация.
Организационный этап.
Девиз: “Не делай никогда того, чего не знаешь, но научись всему, что следует знать”. (Пифагор)
Объявление темы и целей урока. Сегодня на уроке мы научимся решать с вами простейшие тригонометрические уравнения.
Проверка домашнего задания.
Актуализация опорных знаний.
Числовая окружность разделена на восемь равных частей. Составьте формулу для всех чисел, которым соответствуют точки:
а) А и С; б) В и D; в) М и P; г) N и Q; д) M, N, P, Q; е) A, M, B, N, C, P, D, Q
3. Объяснение новой темы. Простейшие тригонометрические уравнения. Уравнение вида cos х = a.
Определение. Уравнения вида f(x) = а, где а – данное число, а f(x) – одна из тригонометрических функций, называются простейшими тригонометрическими уравнениями.
Пусть дано простейшее уравнение cos х = a.
Значение косинуса заключены в промежутке т.е. Поэтому если то уравнение cos х = a не имеет корней.
Решим уравнение cos х = .
Напомним, что cos х – абсцисса точки единичной окружности, полученной поворотом точки Р (1; 0) вокруг начала координат на угол . Абсциссу, равную , имеют две точки окружности а также где а также где Все корни уравнения cos х = можно найти по формулам вместо этих двух формул обычно пользуются одной:
Аналогично решить уравнение cos х = .
Абсциссу, равную , имеют две точки окружности следовательно, все корни уравнения cos х = можно найти по формуле
Таким образом, каждое из уравнений cos х = и cos х = имеет бесконечное множество корней. На отрезке каждое из этих уравнений имеет только один корень: - корень уравнения cos х = и корень уравнения cos х = . число называют арккосинусом числа и записывают: .
Вообще уравнение cos х = a, где имеет на отрезке только один корень. Если то корень заключен в промежутке ; если , то промежутке Этот корень называют арккосинусом числа а и обозначают arcos a.
Таким образом, арккосинусом числа называется такое число , косинус которого равен a: arcos a = , если и
Например, arccos , так как и arccos так как и
Все корни уравнения cos х = a, где , выражаются формулой
Данное уравнение:
при -1x имеет две серии корней
x1 = arсcos a + 2k, k Z
x 2 = - arсcos a + 2m, m Z.
Эти серии можно записать так x = ± arсcos a + 2n, n Z ;
4. Решение упражнений.
Задание 1. Найти корни уравнения:
1) a) cos x =1 б) cos x = - 1 в) cos x = 0 г) cos x =1,2 д) cos x = 0,2
2) а) б) в) г)
а) при а = 1 имеет одну серию решений
x = 2n, n Z ;
б) при а = -1 имеет одну серию решений
x = + 2n, n Z ;
в) при а = 0 имеет две серии корней
x1 = + 2k, k Z
x 2 = - + 2m, m Z. Обе серии можно записать в одну серию
x = + n, n Z.
г) при а 1 и a
Задание 2. Решите уравнение
cos 4x = 1
4x = 2n, n Z
.
2)
,
.
3)
,
,
.
4) Решите уравнение ; укажите корни, принадлежащие промежутку [-; -2].
а)
б) сделаем выборку корней, принадлежащих промежутку [-2; -].
1) с помощью окружности
2) с помощью графика функции
Ответ: а) ; б) .
Итоги урока
Рефлексия
Продолжите фразу :
Сегодня на уроке я повторил …
Сегодня на уроке я узнал …
Сегодня на уроке я научился … Вы молодцы! Каждый из вас “научился тому, что следует знать”.
6, Оценки.
7. Домашнее задание: №146, №147.