2. Актуализация опорных знаний и способов действий | - Итак, начнем. Откройте тетради, запишите число, классная работа. Сегодня мы приступим к изучению новой темы. Для начала посмотрите на доску и ответьте на несколько вопросов. Учитель заранее написал на доске системы уравнений, задает вопросы ученикам.     - На доске записаны системы уравнений. - Какие способы решения систем уравнений вам известны? -Графический метод на сегодняшнем уроке мы применять не будем, так как он не всегда удобен и часто дает приближенные корни. -Обратите внимание на 1 систему уравнений. Каким способом мы можем решить эту систему? -Напомните мне формулировку теоремы Виета. -Можем ли мы узнать корни данной системы, опираясь на сказанную теорему? - А могут ли x=-2,y=5 ? - Подставляя в систему уравнений заметим, что от перемены мест слагаемых сумма и произведение не меняются. Следовательно в ответе будут 2 пары чисел: x=5, y=-2 ; x=-2,y=5. - Посмотрите на 2 систему. Каким способом мы можем ее решить? -А какой из этих двух способов будет более рациональным? -Решим вторую систему уравнений способом сложения. Учитель вызывает 1 ученика к доске. -Что получится при сложении? -Как найдём y? -Какой ответ получится? - А может ли х=3, у=5? -Обратите внимание на 3 и 4 системы уравнений. Чем они отличаются от предыдущих систем? - Итак, мы подошли к изучению новой темы. Как вы думаете, как она будет звучать? -Запишите тему урока: Решение систем, содержащих уравнение второй степени. | Записывают в тетради число, классная работа. Слушают и отвечают на вопросы учителя: - Способ подстановки, способ сложения, по теореме, обратной теореме Виета и графический. - Способом подстановки, по теореме, обратной теореме Виета. -Сумма корней приведенного квадратного уравнения равна второму коэффициенту с противоположным знаком, а произведение корней равно свободному члену. -Можем. x=5, y=-2 - Могут. - Способом подстановки и способом сложения. -Способ сложения. Один из учеников выходит к доске, решает.  2х=10 х=5 - Выразим y из любого уравнения и подставим х. y=8-x y=8-5=3 -х = 5 и y=3. -Нет. Второе уравнение будет неверным. - Они содержат уравнения второй степени. -Решение систем, содержащих уравнение второй степени. |
3. Изучение нового материала | -Записываем третью систему уравнений в тетрадь. Как вы сказали, существуют несколько способов решения систем уравнений. Как вы думаете, каким способом можно решить данную систему? Учитель вызывает ученика к доске.  - При решении методом подстановки, что нужно сделать в первую очередь? -Посмотрите внимательно на первое уравнение. Что вы можете о нем сказать? -Распишите 1 уравнение. -Что будем делать дальше? -У вас получилась новая система уравнений. Как мы будем ее решать? -Решите любых из этих двух способов. -Запишите ответ. -Записываем 4 уравнение в тетрадь. Учитель вызывает ученика к доске.  -Каким способом будем решать данную систему? - При решении методом подстановки, что нужно сделать в первую очередь? -После того, как мы выразили, что будем делать дальше? -Что получится? - Продолжай решать, проговаривая каждое действие. -Записываем ответ. -Как вы заметили системы, содержащие уравнения второй степени решаются также как и системы, содержащие уравнения 1 степени. | Слушают учителя, отвечают на вопросы записывают решение в тетрадь. - Способом подстановки. 1 ученик выходит к доске. - Выразить одну переменную через другую. -Разность квадратов.  - Так как , подставим в первое уравнение. Получим:   -Способом сложения или подстановки. 2х=6 х=3 -Подставим в 1 уравнение х, получим: 3+у=4 у=1 Ответ: (1;3) 1 ученик выходит к доске.  -Способом подстановки.
- Выразить одну переменную через другую.  -Подставим у первое уравнение вместо y выражение 3х-6.  Раскрываем скобки, приводим подобные.    Умножим на -1.  Получилось квадратное уравнение. Решаем по общей формуле. D = 
  Подставляем полученные корни во второе уравнение, получим:  = 19,8  = -3 Ответ: и (1; -3). |
4. Первичное применение нового материала | -Для закрепления данной темы обратимся к учебнику. Решаем № 492(1) 1.  Учитель вызывает ученика к доске. -Каким способом будем решать данную систему? -Решай систему, проговаривая каждое действие. -Решаем следующий № 493 (1,3). 1. 3.  Учитель вызывает ученика к доске. -Каким способом будем решать? -Решай систему, проговаривая каждое действие. Учитель вызывает ученика к доске. -Каким способом будем решать? -Можно ли данную систему решить другим способом? | Ученики поднимают руку, желающие выходят к доске. Решают у доски по очереди:  -Способом сложения. -Умножим первое уравнение на 2 и сложим со вторым. +  5х=20 х=4 Подставляем х в первое уравнение. Для начала выразим у: у=2х-3 у=2*4-3=5 Ответ: (4;5) Ученик выходит к доске. -Способом подстановки. -Подставляем во второе уравнение вместо у выражение (х+6).    Так как уравнение приведенное, решим по теореме Виета:    Подставляем в первое уравнение полученные корни:   Ответ: (-3;3) и (7;13). Ученик выходит к доске.  -Способом подстановки. -Можно. Способом сложения. Умножив любое уравнение на -1 и сложить. Умножим первое уравнение на -1 и сложим. +  Так как уравнение приведенное, решим по теореме Виета:    Выразим х из первого уравнения и подставим:   Ответ: (3;-1) и (-5;3). |
6. Подведение итогов урока | Учитель задает вопросы. - Подводя итоги урока, давайте вспомним способы решения систем уравнений. -Какие способы мы используем для решения систем, содержащих уравнения 2 степени? -Все ли вам было понятно? Ученики, которые выходили к доске, подойдите ко мне с дневниками. До свидания! Учитель прощается с учениками, выставляет оценки. | Учащиеся отвечают на вопросы: -Способ сложения, способ подстановки, теорема обратная теореме Виета. - Способ сложения, способ подстановки. -Да. Прощаются с учителем. Подходят для выставления оценок. |